Труд, предмет труда, средства труда, орудия труда, условия производства, процесс производства, производительные силы.

Труд, предмет труда, средства труда, орудия труда, условия производства, процесс производства, производительные силы.

Труд – процесс сознательной целесообразной деятельности людей, при помощи которой они видоизменяют предметы природы и приспосабливают их для удовлетворения своих потребностей.

Предмет труда – вещество природы, на которое человек воздействует.

Средства трудаорудия труда (то, чем человек непосредственно воздействует на предмет труда) и условия производства (здания, дороги, земля и т.д.).

Процесс производства – процесс соединения труда и средств производства (предметы труда и средства труда).

Производительные силы – рабочая сила (люди – труд), предметы труда, средства труда.

Производственные отношения. Отношения производства. Отношения распределения. Отношения обмена. Отношения потребления.

Производственные отношения – объективные независимые от воли и сознания отдельных людей отношения, в которые они вступают в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и других жизненных благ.

Отношения производства – отношения между людьми во время производственного процесса.

Отношения распределения – система отношений, связанных с распределением средств производства, трудовых ресурсов, определения доли НД.

Отношения обмена – система отношений по непосредственному обмену деятельностью, продуктами, товарами.

Отношения потребления – система отношений по удовлетворению потребностей (индивидуальные, коллективные).

Экономика. Базис. Надстройка. Схема взаимосвязи производительных сил, производственных отношений, надстройки.

Экономика – народное хозяйство, включающее отрасли материального производства и непроизводственной сферы; наука, изучающая отрасли хозяйства страны и отдельных регионов.

Базис – образуют производственные отношения.

Надстройка – обусловленная базисом совокупность идеологических отношений и взглядов (политика, религия, философия) и соответствующих им организаций (партии, церковь).

Экономические законы Экономические интересы
Идеологические отношения, взгляды, мораль, религия, искусство
Государство, церковь, партии, движения
НАДСТРОЙКА
Труд, предмет труда, средства труда, орудия труда, условия производства, процесс производства, производительные силы. - student2.ru Труд, предмет труда, средства труда, орудия труда, условия производства, процесс производства, производительные силы. - student2.ru
ПО: отношение собственности (отношения к средствам производства и результатам труда). Их определяют отношения производства, распределения, обмена, потребления. – БАЗИС
Труд, предмет труда, средства труда, орудия труда, условия производства, процесс производства, производительные силы. - student2.ru Труд, предмет труда, средства труда, орудия труда, условия производства, процесс производства, производительные силы. - student2.ru
Производительные силы

Деньги: понятие, функции.

Деньги – особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента.

Функции: 1. мера стоимости

2. средство обращения (сникерс – деньги)

3. средство платежа (кредит, налоги)

4. средство образования сокровищ

5. мировые деньги

Финансы: отношения обмена.

Обмен – фаза общественного воспроизводства, обусловленная общественным распределением труда. Характер и формы обмена определяются способами производства. Обмен выступает как непосредственный обмен деятельности: продуктами, товарами. Финансовые ресурсы являются собственными и заемными: деньги на товары и услуги, ц/б на деньги, кредиты на деньги и ц/б, драгметаллы на товары и услуги, товары и услуги на деньги.

Финансовые отношения в Древнем Египте: особенности государства; основные государственные ведомства; источники ресурсов; направления использования ресурсов. «Поучения Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи», «Папирус Вильбурга».

Одно из древнейших государств в мире. Его местоположение способствовало развитию поливного земледелия. Характеризуется многочисленными войнами. Появляются ремесленники, а земледельцев в принудительном порядке используют на царских и храмовых землях. Происходит укрепление системы централизованного бюрократического управления.

В Древнем Египте в 4 тысячелетии до н.э. в государственном устройстве выделялись 3 основных ведомства: военное, общественных работ, финансов. Это было связано с особенностью государственного устройства и природно-клнматическими особенностями страны. Источники ресурсов:

  • военная добыча: пленные, скот, зерно, золото, серебро и др.;
  • государственная собственность;
  • трудовые повинности населения;
  • денежная подать;
  • продукты, поставляемые в государственную казну.

Высокий уровень централизации был вызван следующим:

  • сложная бассейновая система ирригации;
  • грандиозные храмы и пирамиды.

Осуществляется строгий учет материальных и трудовых ресурсов: периодические переписи населения; составление земельных кадастров; учет скота и птицы.

Самый древний трактат "Поучения Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи" (ок. 1710-1560 г. до н.э.), где: прославляется должность писца; особенности этой деятельности: пытаются найти множество способов, чтобы извлечь выгоду для себя.

"Папирус Вильбурга" (1158 г. до н.э.):

сведения о результатах обмера государственных (царско-храмовых) земель на левом берегу Нила и в Среднем Египте.

Домен.

Домен – такое государственное имущество, которое имеет своим назначением приносить доход казне. К такому государственному имуществу относится земля, используемая для сельскохозяйственных целей; леса; вещные права на пользование; капиталы, принадлежащие государству.

Регалия.

Регалии – источники доходов, которыми государство пользуется исключительно для себя, совершенно не допуская частной конкуренции или значительно ограничивает ее. Виды регалий: монетная, почтовая, железнодорожная, горная и т.д.

Функции: понятие.

Функции – есть важнейшее проявления свойства какого-либо объекта в данной системе отношений. Применительно к экономической категории, функции изучают проявления ее сущности в действии. Функции являются всегда производным от сущности, которые они выражают, таким образом, реализуется общественное назначение той или иной экономической категории. Сущность проявляется через функции.

78. Функции финансов (московская финансовая школа).

  • Распределительная
  • Контрольная
  • Формирование денежных фондов ("Финансы" Ковалева)
  • Распределительная
  • Контрольная
  • Стимулирующая
  • Стабилизирующая ("Финансы" Дробозина)

79. Функции финансов (питерская финансовая школа).

  • Формирование фондов денежных средств
  • Использование фондов для выполнения государственных функции
  • Контрольная ("Финансы" Балабанов И.Т., Балабанов А.И.)

Функции финансов.

  • Воспроизводственная (обеспечивает воспроизводство государства на основе аккумулирования и использования финансовых ресурсов);
  • Распределительная (проявляется через распределение и перераспределение финансовых ресурсов в соответствии с ролью и местом государства в системе общественных отношений);
  • Стимулирующая (выражается в способности оказывать воздействие на развитие субъектов экономики, физических и юридических лиц);
  • Информационная (выражается в способности информировать о финансовом состоянии субъектов экономики, а также о процессе движения финансовых ресурсов).

Бюджетная система.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов всех уровней: федеральных, местных, субъектов федерации, экономических отношений, формирующих их, а также субъектов управления.

Функции финансовых рынков.

1.аккумулирование финансовых ресурсов;

2.формирование цен на свободные финансовые ресурсы;

3.распределение финансовых ресурсов в соответствии со спросом на них и покупательской способностью субъектов финансовых отношений;

4.снижение совокупных общественных затрат по аккумулированию, распределению и использованию финансовых ресурсов.

Российские валютные биржи.

Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ)

Санкт-Петербургская валютная биржа (СПВБ)

Сибирская межбанковская валютная биржа (СМВБ) (город Новосибирск)

Нижегородская валютно-фондовая биржа (НВФБ) (город Нижний Новгород)

Азиатско-тихоокеанская межбанковская валютная биржа (АТМВБ) (город Владивосток)

Самарская валютная межбанковская биржа (СВМБ) (город Самара)

Ростовская валютно-фондовая биржа (РВФБ) (город Ростов-на-Дону)
Уральская региональная валютная биржа (УРВБ) (город Екатеринбург)

Краснодарская межбанковская валютная биржа (город Краснодар)

Кросс-курс.

Кросс-курс – курс одной валюты к другой, рассчитанный через их курсы к третьей валюте.

Кредит: понятие.

Кредит – ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента.

Биржа: определение.

Биржа – основная форма регулярно функционирующего оптового рынка, учреждение, в котором осуществляется купля – продажа ценных бумаг (фондовая биржа), валюты (валютная биржа) или товаров, продающихся по стандартам или образцам (товарная биржа).

Финансирование.

Финансирование – обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление, развитие чего-либо.

Кредитование.

Кредитование – предоставление активов (денежных средств, товаров, ценных бумаг) на условии возврата на определенный срок и под определенный процент.

Инвестирование.

Инвестирование – осуществление инвестиций, вложение инвестором средств во что-либо.

Самофинансирование.

Самофинансирование – обеспечение развития предприятия за счет их собственных средств.

Налогообложение.

Налогообложение – законодательно установленный порядок взимания налогов.

Аренда.

Аренда – имущественный наем, договор, по которому арендодатель предоставляет арендатору имущество во временное пользование за определенное вознаграждение – арендную плату.

Лизинг.

Лизинг – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

Федеральное собрание РФ: Государственная Дума РФ в системе органов управления финансами. Комитеты и комиссии Государственной Думы РФ, непосредственно связанные с регулированием финансовых отношений.

Комитеты и комиссии Государственной Думы РФ:

  • Комитет по бюджету и налогам
  • Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам
  • Комиссия по государственному долгу и зарубежным активам

Основные полномочия: внеочередное рассмотрение проектов федеральных законов о федеральном бюджете на очередной год и о бюджетной системе, назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, а также Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации Федерального собрания РФ. Комитеты Совета Федерации РФ, непосредственно связанные с регулированием финансовых отношений.

Комитеты Совета Федерации РФ:

  • Комитет по финансовым рынкам и денежному обращению
  • Комитет по бюджету

Основные полномочия: рассмотрение принятых ГД федеральные законы по вопросам: федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования; назначают на должность и освобождают от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Счетная палата РФ.

В состав Счетной палаты входят ее Председатель, его заместитель и аудиторы — специалисты в сфере финансового контроля. Председатель и половина ее аудиторов назначаются Государственной Думой, заместитель председателя Счетной палаты и другая половина ее аудиторов - Советом Федерации.

Председатель - Степашин Сергей Вадимович

Заместитель председателя - Семиколенных Александр Николаевич

11 аудиторов.

Министерство финансов РФ: организационная структура.

Министр финансов РФ - Кудрин Алексей Леонидович заместитель Министра финансов РФ - Голикова Татьяна Алексеевна заместитель Министра финансов РФ - Шаталов Сергей Дмитриевич 12 департаментов

5 федеральных служб

Содержание финансовой политики.

Финансовая политика с одной стороны является частью социально-экономической политики, поскольку обеспечивает ее реализацию, а с другой стороны, финансовая политика разрабатывается по своим особым правилам, поскольку ориентирована на специфический объект – финансы. В России приоритет в разработке финансовой политики принадлежит президенту РФ, который в ежегодных посланиях ФС определяет основные направления на год и на среднесрочную перспективу. Правительство должно действовать в рамках этого послания с целью его реализации.

Содержание Послания Президента Федеральному собранию РФ, 2005 г.

Содержание послание сводится к основным четырем группам: определение целей, ожидаемого результата; определение затрат по реализации заданной цели и достижению запланированных результатов; формирование финансового механизма, который обеспечит решение задач; определение источников и методов формирования резервов.

Бюджетная политика.

Бюджетная политика – совокупность решений, осуществляющих органами законодательной и исполнительной власти и связанных с определением направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных мер по их использованию в интересах государства и общества.

Налоговая политика.

Налоговая политика – совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.

Фискальная политика.

Фискальная политика – совокупность мероприятий в области налогов и расходов сдерживания колебаний совокупного спроса, воздействия на уровень занятости, инфляции и других макроэкономических параметров экономики.

Таможенная политика.

Таможенная политика – совокупность мероприятий по взиманию косвенных налогов с товаров, провозимых через национальную таможенную границу.

Акцизная политика.

Акцизная политика – совокупность не косвенного налогообложения юридических лиц, с целью регулирования потребления отдельных видов товаров. Получение дополнительных доходов в бюджет за счет товаров роскоши и других целей (нефть, бензин и т.д.).

Ценовая политика.

Ценовая политика – совокупность мероприятий государства по регулированию цен и установлению ценовых пропорций в экономике с целью обеспечения социально-экономического развития и роста.

Выделяют формы:

  • Контроль цен при антимонопольном регулировании
  • Установление прямых правил ценообразования
  • Установление учетной ставки
  • Установление МРОТ
  • Налогообложение

Денежно-кредитная политика.

Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий по регулированию спроса и предложения на денежные и кредитные ресурсы.

Денежная политика.

Денежная политика – совокупность мероприятий по обеспечению экономического роста страны необходимыми денежными средствами.

Эмиссионная политика.

Эмиссионная политика – часть денежной политики, совокупность мероприятий направленных на регулирование объема денежной массы в экономике с целью обеспечения ее оптимальным количеством денежных средств для обеспечения устойчивого социально-экономического развития.

Валютная политика.

Валютная политика – совокупность экономических, правовых и организационных мер и форм, осуществляемых в области валютных отношений.

Кредитная политика.

Кредитная политика – совокупность мероприятий по управлению объемом кредитов и уровнем процентной ставки, регулированию рынка ссудных капталов. Она направлена либо на стимулирования кредита (кредитная экспансия), либо на его сдерживание (кредитная рестрикция).

Инструменты: ставка рефинансирования и операции ЦБ РФ на открытом рынке по купле-продаже ц/б.

Инвестиционная политика.

Инвестиционная политика – совокупность мероприятий по формированию финансовых ресурсов для обеспечения процессов простого и расширенного воспроизводства.

170. Финансовое планирование как вид управленческой деятельности.

Финансовое планирование – вид управленческой деятельности, научно обоснованный процесс определения:

  • Потребности в финансовых ресурсах
  • Источника финансовых ресурсов
  • Их методов мобилизации
  • Объема аккумулирования финансовых ресурсов
  • Их способов и условий использования

171. Финансовое планирование как процесс.

Финансовое планирование – вид управленческой деятельности, научно обоснованный процесс определения:

  • Потребности в финансовых ресурсах
  • Источника финансовых ресурсов
  • Их методов мобилизации
  • Объема аккумулирования финансовых ресурсов
  • Их способов и условий использования

Финансовое прогнозирование.

Финансовое прогнозирование – вид управленческой деятельности, связанный с определением желаемых параметров развития финансовой системы и возможных траекторий их достижения.

173. Отличие финансового прогнозирования от финансового планирования.

Финансовое прогнозирование отлично от финансового планирования: горизонтом, степенью детализации, преобладанием экспертных оценок, многовариантностью разработок.

174. Основания финансового планирования.

Финансовое планирование основывается на:

  • использовании финансовых долгосрочных нормативов (ставки налогов и платежей, ставка рефинансирования, ставка доходности, рентабельности);
  • выборе оптимального варианта финансового развития;
  • использовании экономико-математических методов для оптимально выбранных параметров и принятых решений;
  • выборе периода планирования, позволяющего получить в оценке высокие степени вероятности.

175. Перспективный финансовый план: понятие, цели разработки, особенности.

Формой финансового прогнозирования является перспективный финансовый план – документ, содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.

Цели:

  • Информирование законодательных органов о предполагаемых среднесрочных перспективах развития экономики и социальной сферы
  • Комплексное прогнозирование финансовых последствий разработанных реформ
  • Выявление необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики
  • Отслеживание долгосрочных негативных тенденций и своевременное принятие соответствующих мер

Особенности:

  • Законодательно не утверждается
  • Разрабатывается на 3 года
  • Исходной базой является бюджет на текущий год
  • Ежегодно корректируется

Баланс финансовых ресурсов.

Баланс финансовых ресурсов – документ, разработанный министерством экономического развития и торговли и министерством финансов. В нем отражается формирование и использование ресурсов планируемых на основе: бюджетного фонда, внебюджетных фондов, страхового фонда, ссудных фондов, денежных фондов предприятия и организации, денежных средств граждан.

Предварительный финансовый контроль.

Предварительный – производится до выполнения каких-либо финансовых мероприятий.

Банковский контроль.

Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по рассчитыванию кредита и финансированию. Целью банковского контроля является укрепление платежной, кредитной и финансовой дисциплины по всем банковским операциям. Банк контролирует клиента при открытии ему кредитной линии, при определении очередности списания средств со счета клиента, по правильности предоставления платежных и расчетных документов, по правильности ведения операций с наличными деньгами через кассу. ЦБ в случае нарушения коммерческими банками закона может предъявить требование о смене руководства, о реорганизации и ликвидации банка, о проведении финансового оздоровления, отослать лицензию (аудиторский контроль).

Аудиторский контроль

Аудиторский контроль – предпринимаемая деятельность аудитора (аудиторских фирм) по осуществлению незаконных вневедомственных проверок финансовой отчетности. Его основной целью является установление достоверности финансовой отчетности и соответствие финансовых операций, нормативных актов РФ. Аудиторские проверки могут быть обязательными и инициативными. Первые проводятся в случае прямого указания нормативными, а вторые по решению субъектов хозяйствования.

Труд, предмет труда, средства труда, орудия труда, условия производства, процесс производства, производительные силы.

Труд – процесс сознательной целесообразной деятельности людей, при помощи которой они видоизменяют предметы природы и приспосабливают их для удовлетворения своих потребностей.

Предмет труда – вещество природы, на которое человек воздействует.

Средства трудаорудия труда (то, чем человек непосредственно воздействует на предмет труда) и условия производства (здания, дороги, земля и т.д.).

Процесс производства – процесс соединения труда и средств производства (предметы труда и средства труда).

Производительные силы – рабочая сила (люди – труд), предметы труда, средства труда.

Наши рекомендации