1.Хозяйственная самостоятельность - Принятие решений по своей деятельности, размерам основных фондов, оборотных средств.
2. Самоокупаемость - Покрытие за счет выручки текущих затрат, воспроизводство основных фондов.
3. Материальная ответственность - Санкции за неуплату налогов, нарушение условий договоров, расчетной дисциплины
4.Заинтересованность в результатах деятельности - Получение прибыли (социального эффекта)
Эти принципы должны учитываться при разработке финансовой политики с учетом специфики деятельности организации:
- сфера деятельности (коммерческая, некоммерческая);
- направления деятельности (экспорт, импорт);
- отраслевая принадлежность (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля и т.д.);
- организационно-правовая форма организации и др.
4.Модели финансовых отношений, их характеристика Финансовые отношения - это экономические отношения между субъектами, которые связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения потребностей государства, предприятий (организаций, учреждений) и граждан. Распределение и перераспределение ВВП может осуществляться по различным схемам, согласно которым строятся модели финансовых отношений. I. По последовательности распределения ВВП 1)Финансовая модель рыночной экономики. Основные элементы: национальный доход, индивидуальные доходы, налоги, поступающие в бюджет. Модель открытая и простая. Основной признак - государство получает свой доход на основе перераспределения НД. Особенности: 1)Пропорции первичного распределения НД между предпринимателями , работниками и служащими регулируются рыночными отношениями и в законодательном порядке. 2)Рыночные отношения способствуют установлению оптимальных пропорций между З/п и прибылью. 3)Законодательное регулирование заключается в установлении минимального уровня оплаты труда и ограничении максимального уровня рентабельности на основе применения экономических инструментов(налог на прибыль). 2)Модель административной экономикиОсновной признак: большая часть НД сразу централизуется в бюджете и исключается из распределительных отношений. Основные элементы: НД, коллективное распределение, денежные накопления, заработная плата, прибыль, индивидуальные доходы, налоги, поступающие в бюджет. Модель является закрытой и не отображает финансовые реальности общества. II. По уровню государственной централизации ВВП 1)Американская модель основана на максимальном уровне самообеспечения физических и самофинансирования юридических лиц. Характеризуется незначительным уровнем государственной централизации ≈25-30%. Модель создает максимальную финансовую стимуляцию. 2)Западноевропейская модель характеризуется умеренным уровнем централизации ВВП в бюджете ≈ 35-45% . сущность модели заключается в параллельном функционировании государственных и коммерческих учреждений в социальной сфере. 3)Скандинавская модель предусматривает достаточно высокий уровень бюджетной централизации ≈50-60%. Она характеризуется разветвленной государственной социальной сферой как в отрасли образования, так и охраны здоровья. Она создает климат уверенности и социальной уравновешенности. Эта модель возможна только при условии высокого уровня ВВП на душу населения. 13.Сущность, состав и характеристика финансовой системы по её организационному устройству По организационной структуре финансовая система – это совокупность финансовых органов и институтов, осуществляющих управление денежными потоками. Организационная структура финансовой системы – это совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами. В основе выделения органов управления финансовой системой лежит ее внутренняя структура. Общее руководство финансовой деятельностью в любой стране осуществляют органы государственной власти и управления. К организационной структуре финансовой системы Украины относятся: а) органы управления: – Министерство финансов Украины; – Государственная налоговая служба; – Контрольная ревизионная служба; – Казначейство; – Счетная палата; – Аудиторская палата; – Комитет по надзору за страховой деятельностью; – Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку; – Пенсионный фонд; – Фонд социального страхования; – Государственный инновационный фонд. б) финансовые институты: – Национальный банк Украины; – Коммерческие банки; – Страховые компании; – Небанковские кредитные учреждения (ломбард, кредитные союзы); – Межбанковская валютная биржа; – Фондовые биржи; – Финансовые посредники на рынке ценных бумаг. финансовые органы и институты сгруппированы в 4 блока: 1-й блок – это органы, которые функционируют в сфере бюджета государства. (Министерство финансов, КРС, налоговая служба). 2-й блок – это контрольно-регулирующие органы – Счетная палата и др. 3-й блок – это финансовые институты, которые работают на финансовом рынке (НБУ, коммерческие банки, МВБ, фондовые биржи и финансовые посредники, страховые компании). 4-й блок – органы управления целевыми фондами. 17.Функции контрольно ревизионного управления Украины Главное контрольно-ревизионное управление Украины, контрольно-ревизионные управления в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе выполняют следующие функции: организуют работу контрольно-ревизионных подразделений в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе по проведению государственного финансового контроля, обобщают результаты ревизий и проверок в случаях, предусмотренных законодательством, сообщают о них органам законодательной и исполнительной власти; проводят в подконтрольных учреждениях ревизии финансово-хозяйственной деятельности, использования и сохранения финансовых ресурсов, необоротных и прочих активов, правильности определения потребности в бюджетных средствах и взятия обязательств, состояния и достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности; осуществляют контроль над устранением недостатков и нарушений, выявленных во время проведения государственного финансового контроля; разрабатывают нормативно-правовые акты и методические документы по вопросам своей деятельности; осуществляют методологическое руководство и контроль за деятельностью подчиненных контрольно-ревизионных подразделений, обобщают опыт проведения государственного финансового контроля и распространяют его среди контрольно-ревизионных служб, разрабатывают предложения по совершенствованию государственного финансового контроля. проводит проверки государственных закупок и осуществляет прочие функции в соответствии с Законом Украины «О закупке товаров, робот услуг за государственные средства». Органы контрольно-ревизионной службы рассматривают письма, заявления и жалобы граждан о фактах нарушения законодательства по финансовым вопросам. Обращения, в которых сообщается о кражах, растратах, недостачах, прочих серьезных правонарушениях, немедленно пересылаются правоохранительным органам для принятия решения в соответствии с действующим законодательством. 19.Понятие и задачи финансовой политики. Финансовая стратегия и тактика Финансовая политика — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Задачами финансовой политики является: 1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; 2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов; 3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами; 4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии; 5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами. Главным субъектом финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяет задачи на предстоящий период, средства и пути их достижения. В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства. Финансовая тактика направлена на решение задач определенного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей. Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособности продукции. Такие цели можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укреплении курса гривны, т.е. финансовую тактику. 22.Понятие финансового механизма и его составные элементы. Финансовый механизм – система действия финансовых рычагов, выражающаяся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. Элементы финансового механизма: 1) Финансовые методы.Финансовые методы – способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирование и использование денежных фондов. К финансовым методам относятся: финансовый учет; анализ; планирование; прогнозирование; финансовый контроль; финансовое регулирование; система расчетов; кредитование; налогообложение; другие методы. 2) Финансовые рычаги (прибыль, доход, дивиденды, процент, дисконт). Финансовые рычаги представляют собой инструменты. Под финансовым инструментом в самом общем виде понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные, или производные. К первичным относятся: денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям, и др. Производные финансовые инструменты – производные от базовых инструментов, применяемые в банковской сфере, в финансовых отделах промышленных и торговых фирм. 3) Правовое обеспечение.Правовое обеспечение финансового управления составляет действующее законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность. 4) Нормативное обеспечение (инструкции, нормативы). Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют: инструкции; нормативы; нормы; тарифные ставки; методические указания и разъяснения и т. п. 5) Информационное обеспечение. Информационное обеспечение финансовой деятельности предприятия представляет собой процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления эффективных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия. Чем больше размер капитала используется предприятием, тем важнее качество информации, необходимой для принятия финансовых решений, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия. 23. Понятие управления финансами :субъекты и объекты, цели и задачи. Управление финансами - это совокупность приемов и методов воздействия на объект для достижения определенных результатов, направленных на увеличение финансовых ресурсов и обеспечение развития эффективного функционирования. В качестве объекта управления выступают: - совокупность условий осуществления денежного оборота; - кругооборот капитала (стоимости); - движение финансовых ресурсов; - финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и их подразделениями в процессе хозяйственной деятельности. Субъектом управления является специальная группа людей (финансовая дирекция), которая посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта. Целиуправления финансами формулируются как желаемый результат финансовой деятельности предприятия, обеспечивающий достижение его (предприятия) целей и включают: 1. Повышение благосостояния владельцев предприятия или прирост капитала, вложенного владельцами (акционерами) в предприятие. 2. Выработка и применение методов, средств и инструментов финансового обеспечения достижения целей предприятия в целом и его отдельных производственно-хозяйственных звеньев. Задачи управления финансами определяют конкретные действия, которые должны быть реализованы для достижения целей финансового управления предприятием, в том числе: 1) Нахождение оптимального соотношения между долгосрочными и краткосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в долгосрочном и краткосрочном финансовом управлении. 2) Принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между предприятием и источниками его финансирования. 3) Определение приоритетов и поиск компромиссов для оптимального сочетания интересов хозяйственных подразделений при принятии инвестиционных проектов и выборе источников их финансирования. 21. Этапы реализации финансовой политики. Реализация финансовой политики проводится в три этапа: 1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения. 2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей учитывают возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы. 3. Собственно осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей. По характеру реализации финансовая политика делится на: 1.Дискреционная политика предусматривает осуществление государством определенных мероприятий, направленных на реализацию финансовой стратегии и тактики. Конкретные мероприятия, стимулирующие или сдерживающие, применяются в соответствии с ситуацией, которая складывается в данное время в экономике и финансах. Без осуществления этих мероприятий ситуация улучшиться не может. Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:1.общественные работы и другие программы, связанные с расходами;2.социальные программы;3.-правительственные закупки;4.государственные инвестиции;5.изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;6. управление налоговым гнетом. 2.Недискреционная политика состоит в использовании определенных финансовых инструментов - "вмонтированных стабилизаторов", которые автоматически регулируют ситуацию в экономике. Функции "вмонтированных стабилизаторов" выполняют перво-наперво налоги, а также социальные государственные выплаты, разные субсидии. Вместе с тем полной сбалансированности с помощью вмонтированных стабилизаторов достичь тяжело. Поэтому в финансовой практике используются одновременно и "вмонтированные стабилизаторы", и средства дискреционной политики. 29. Бюджетное устройство: его сущность и основы. Бюджетное устройство- организация вертикальной структурного построения бюджета государства по уровням власти. Основы бюджетного устройства: - Установление принципов построения бюджетной системы; - Выделение видов бюджетов; - Разграничения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы; - Организация взаимоотношений между бюджетами. Бюджетное устройство основывается на принципах единства, полноты, достоверности, гласности, наглядности и самостоятельности всех бюджетов, которое входят в бюджетную систему Украины. Принцип единства бюджета означает существование единого счета доходов и расходов каждого звена бюджетной системы. Единство бюджетной системы обеспечивается также единой правовой базой, единой бюджетной классификацией, единством форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой денежной системой, единой социально-экономической политикой, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации от одного уровня бюджета другому. Принцип полноты состоит в отображении в бюджете всех доходов и расходов. Принцип достоверности - это формирование бюджета на основе реальных показателей, научно обоснованных нормативов и отображения в отчете об исполнении бюджета только тех доходов и расходов, которые являются результатом конечных кассовых операций банков. Принцип гласности обеспечивает освещение в средствах массовой информации показателей бюджетов и отчетов об их исполнении. Принцип наглядности - это отображение показателей бюджетов в взаимосвязи с общеэкономическими показателями в Украине и за ее пределами путем использования способов максимальной информативности результатов сравнительного анализа, определение темпов и пропорций экономического развития 7. Распределительная функция финансов Распределительная функция является главной для финансов и проявляется в процессе распределения валового национального продукта в виде образования фондов денежных средств и использования их по целевому назначению. В процессе действия распределительной функции важнейшими объектами распределения выступают: валовой национальный продукт и национальное богатство. Валовой национальный продукт представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, поступающих в распоряжение страны за определенный период времени, как правило, за год. Национальное богатство - это совокупность созданных и накопленных материальных благ, которыми располагает общество, а также природных ресурсов, которые вовлечены в хозяйственный оборот. Национальное богатство страны включается в распределительные процессы и становится объектом распределения посредством финансов лишь в исключительных случаях, таких как войны, катастрофы, стихийные бедствия и т.д. Субъектами деления при осуществлении распределительной функции финансов выступают: государство, юридические и физические лица. Причем, следует различать первичный и вторичный распределение (или перераспределение). Первоначальное распределение начинается вместе с распределением доходов, которые получают субъекты хозяйствования за продукцию, работы, услуги. Средства в первую очередь направляются на покрытие материальных затрат, оплату труда, образования амортизационного фонда. После этого проводятся расчеты с государством: платятся налоги, осуществляются взносы в государственные целевые фонды социального страхования, социального обеспечения и иного назначения. Вместе с формированием бюджета и других централизованных фондов денежных средств начинается процесс перераспределения ранее распределенной стоимости. Необходимость перераспределения связывается с: - Содержанием непроизводственной сферы общества; - Обеспечением государства денежными средствами для выполнения ею своих функций, вмешательство в экономику, социальной защиты населения, управления и обороны. Виды перераспределения: 1) межотраслевой, который осуществляется через бюджет и другие фонды для содержания непроизводственной сферы, проведения структурных сдвигов в материальном производстве; 1) межтерриториальные - через бюджеты, государственные фонды и в некоторой степени отраслевые фонды для перераспределения средств между отдельными регионами страны; 3) внутригалузевий - через отраслевые фонды, а также фонды объединений, предприятий для выравнивания их развития; 4) внутрихозяйственный - через создание децентрализованных фондов предприятий, организаций и учреждений; перераспределение средств между структурными подразделениями, цехами, отделами и др. [7, 9]. С помощью финансов осуществляется организация рационального и эффективного использования привлеченных ресурсов. Когда ресурсы не дают необходимой отдачи, это приводит к возникновению убытков и дестабилизирует хозяйственное развитие предприятия. Тогда возникает необходимость проведения существенных изменений как в структуре, так и способах использования привлеченных ресурсов. Анализ использования ресурсов выявляет направления их оптимизации. На государственном уровне удачный распределение расходов между распорядителями ресурсов автоматически не предполагает их рационального использования. Задача достижения финансовых результатов в деятельности субъектов заключается в целевом и эффективном использовании государственных программ 12. Назначение и специфические признаки сфер и звеньев финн.си-мы. наличие общих признаков в сущности всех финансовых отношений не исключает определенных различий между ними. Именно такие специфические признаки позволяют сгруппировать отдельные финансовые отношения в определенные сферы и звенья. Каждая из них отмечается особыми формами формирования и использования. В общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: а)финансы предприятий, учреждений и организаций; б)страхование; в)государственные финансы. Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем, группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов, соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит. Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему. Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций; межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами. Каждое звено финансовой системы, в свою очередь, подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования. Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы. Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей. Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы. |