Финансовый контроль- контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налоги, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.).
Виды финансового контроля
По субъекту контроля: 1.Государственный контроль (Парламентский контроль , Бюджетный контроль, казначейство, Налоговый и таможенный контроль, таможенная служба, Государственные внебюджетные фонды, Валютный и Денежно-кредитный контроль, Страховой контроль и т. д.)2.Вышестоящий контроль (Ведомственный и Корпоративный контроль )3. Внутрихозяйственный контроль (Контроль со стороны ревизионных комиссий акционерных обществ, товариществ над их исполнительными органами. Внутренний контроль )4. Независимый (коммерческий) контроль (Инициативный аудит и Обязательный аудит )5. Общественный контроль
По времени проведения 1.Предварительный контроль 2.Текущий контроль 3.Последующий контроль
По направлению 1.Контроль на соответствие (формальный контроль) 2.Контроль финансовой отчётности 3.Контроль эффективности
По срокам выполнения 1.Оперативный контроль (обычно в рамках внутреннего контроля)2.Плановый контроль 3.Внезапный контроль
По источнику финансирования 1.Контроль за счёт проверяемого 2.Контроль за счёт контролирующего субъекта 3.Контроль за счёт третьих лиц
Методы финансового контроля — это приёмы исследования учётной документации и получения фактических данных, применяемые работниками контрольно-ревизионных органов и служб с целью выявления доказательной информации. Между различными методами финансового контроля нет чётких границ, многие из них находятся во взаимосвязи, включают элементы других методов. Во многих случаях достоверное установление фактов возможно лишь с помощью комплексного использования целого ряда методов. При этом выбор методов контроля, применяемых в том или ином случае, зависит от полномочий контрольно-ревизионного органа или службы.
К органам осуществляющим финансовый контроль в Украине относятся:– Счетная палата;– Контрольно-ревизионная служба;– Государственное Казначейство;– Государственная налоговая администрация;– Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;– Комитет по надзору за страховой деятельностью;– Аудиторская палата и аудиторские фирмы.
2.Финансы как экономическая категория: сущность и характерные признаки Финансы это экономическая категория, поскольку они предопределяют первоначальное распределение, стимулируя перераспределение прибыли и доходов (а иногда и основного капитала) в интересах государства. Они выражают совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Финансы – необъемлемое связующее звено между созданием и использованием стоимости ВВП и НД. Сущность финансов как экономической категории заключается в определении составляющих отношений: 1)Отношения направленные на создание и использование централизованных фондов государства. 2) Отношения возникающие во время распределения и перераспределения ресурсов путем использования гос. бюджета, местных бюджетов, не бюджетных фондов. 3) Отношения направленные на создание и перераспределение фондов субъектов хозяйствования. Главный признак определяющий сущность и форму функционирования финансов – движение денежных потоков в которых отображается такие фин. отношения как: 1)Обмен – оплата счетов за товары и услуги; 2)Распределение и перераспределение – уплата налогов, выплата дивидендов, получение субсидий, получение кредитов, плата за товар, работу, услуги и т. п. Финансы выражают денежные отношения, возникающие между: 1) предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг; 2) предприятием и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении; 3) государством и предприятием при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансированием расходов; 4) государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; 5) предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов; 6) отдельными звеньями бюджетной системы; 7) страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая; 8) денежные отношения, опосредствующие кругооборот фондов предприятий. Таким образом, как экономическая категория финансы принимают участие в распределительных отношениях и влияют на воспроизводственный процесс. Характерные признаки финансов: 1)Это всегда денежные отношения 2)Это отношения, которые возникают при наличии государства. 3)Отношения относительно перераспределения распределительного совокупного продукта. 14. Функции Министерства финансов Украины Министерство финансов является центральным органом исполнительной власти, подчиненным Кабинету Министров Украины. К функциям министерства финансов относится :разработка и проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой политики; координация деятельности в этой сфере других центральных органов исполнительной власти; разработка стратегии внутренних и внешних заимствований государства, погашения и обслуживания государственного долга; разработка проекта Государственного бюджета Украины, обеспечение его выполнения, обеспечение эффективного использования бюджетных средств и осуществление в границах его компетенции государственного финансового контроля; обеспечение концентрации государственных ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Украины. При осуществлении в рамках своей компетенции финансового контроля Министерство финансов Украины направляет контрольные действия на проверку соблюдения требований законодательства относительно целевого использования средств Министерство финансов Украины принимает участие в подготовке общегосударственных национальных программ, осуществляет в установленном порядке их целевое финансирование. В своей деятельности Министерство финансов сотрудничает с международными финансовыми организациями, проводя по поручению Кабинета Министров Украины переговоры и консультации по вопросам финансов, готовит предложения относительно усовершенствования валютных, финансовых, кредитных, налоговых и таможенных отношений с другими странами, а также принимает участие в мероприятиях, направленных на увеличение валютных ресурсов Украины и их экономное расходование. 16.Функции государственной налоговой администрации Украины Государственная налоговая администрация Украины осуществляет следующие функции: выполняет непосредственно, а также организует работу государственных налоговых администраций и государственных налоговых инспекций, связанную с: осуществлением контроля за своевременностью, достоверностью, полнотой начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), контроля за валютными операциями, контроля за соблюдением порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги) в установленном законом порядке, а также контроля за наличием документа, подтверждающего государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц — предпринимателей в соответствии с законом, при наличии лицензий на осуществление видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законом, торговых патентов; проведением работы по борьбе с незаконным оборотом алкогольных напитков и табачных изделий, издает в случаях, предусмотренных законом, нормативно-правовые акты и методические рекомендации по вопросам налогообложения, подлежащие обязательному опубликованию. в порядке, установленном законом, предоставляет налоговые консультации, организует выполнение этой работы органами государственной налоговой службы; разрабатывает проекты законов Украины и других нормативно-правовых актов, касающихся форм и методов проведения плановых и внеплановых выездных проверок в рамках контроля за соблюдением законодательства; обеспечивает изготовление марок акцизного сбора, их хранение, продажу и организует работу, связанную с осуществлением контроля за наличием этих марок на бутылках (упаковках) алкогольных напитков и на пачках (упаковках) табачных изделий при их транспортировке, хранении и реализации; осуществляет мероприятия по предупреждению, выявлению и прекращению коррупционных деяний и других правонарушений, связанных с коррупцией; 15. Функции Государственного Казначейства Украины Среди органов исполнительной власти, которые осуществляют управление финансами, значительная роль отведена Государственному казначейству Украины, созданному при Министерстве финансов Украины. Государственное казначейство принимает участие в управлении финансами при кассовом исполнении Государственного бюджета, финансировании расходов Государственного бюджета, организации распределения отчислений от общегосударственных налогов между отдельными звеньями бюджетной системы Украины по нормативам, утвержденным Верховной Радой Украины. Кроме того, Государственное казначейство Украины осуществляет управление имеющимися в наличии средствами Государственного бюджета Украины, в том числе в иностранной валюте, ведение учета кассового исполнения Государственного бюджета Украины, финансирование расходов Государственного бюджета Украины, организацию распределения отчислений от общегосударственных налогов, сборов и других обязательных платежей между отдельными звеньями бюджетной системы Украины по нормативам, утвержденным Верховной Радой Украины, а также в процессе перечисления соответствующим бюджетам полагающихся им средств от указанных отчислений. Органами Государственного казначейства Украины в районах, городах, районах в городах ведется учет распорядителей средств, которым выделяются ассигнования из Государственного бюджета Украины и государственных внебюджетных фондов, и контролируется движение и использование указанных средств. Это дает возможность персонификации ответственности при выявлении фактов нарушений целевого характера использования государственных средств. 20.Характеристика типов и видов финансовой политики. Типы финансовой политики 1. Классическая. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикарда, и их последователей. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета. 2. Регулирующая. В основу этого типа финансовой политики положена экономическая теория Дж. М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы.Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Изменяется система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов. 3. Неокласическая. Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или расходы государственного бюджета, и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг. 4. Планово-директивная. Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Виды: 1) Политика экономического роста – это система финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает рост государственных расходов, снижение налогового бремени. 2) Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. 3) В свою очередь, политика ограничения деловой активности, напротив, направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом. 25. Сущность и назначение финансового контроля, его объекты и субъекты. Функции субъектов финансового контроля. Финансовый контроль— это один из видов финансовой деятельности государства по проверке, законности и рациональности действий субъектов хозяйствования в процессе создания, распределения и использования денежных фондов государства. Сущность финансового контроля определяется его задачами.1)соблюдение действующего законодательства и нормативных актов в финансовой и хозяйственной деятельности; 2)содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и величиной денежных доходов государственного бюджета; 3)обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой всеми субъектами финансовых правоотношений; 4)содействие рациональному расходованию товарно-материальных ценностей и денежных средств на предприятиях и в организациях; 5)предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины, бухгалтерского учета и отчетности. Объектами финансового контроля являются все без исключения участники бюджетного процесса, а также иные получатели средств из бюджета. При этом необходимо учитывать, что к объектам государственного и муниципального контроля могут попасть также организации, не являющиеся бюджетными. Таким образом, объектами контрольных мероприятий могут выступать: • государственные и территориальные органы государственной власти и их структурные подразделения; • органы местной власти и их структурные подразделения; • учреждения и организации всех форм собственности. • акционерные и иные организации с государственным участием; • государственные внебюджетные фонды. Субъекты контроля могут быть различными. В их число входят органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламент, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы), контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств, финансово-экономические службы предприятий и организаций, аудиторские фирмы, неправительственные организации, а также граждане страны как налогоплательщики. К функциям финансового контроля относятся: 1) анализ – включает в себя спектр действий по анализу, изучению исполнения действующего законодательства в части использования средств государственного бюджета; выявление отклонений в формировании доходов и расходов субъекта финансовой деятельности; отклонения в сфере финансовой деятельности государственных институтов; анализ причин отклонений 2) корректировка – включает разработку предложений по устранению выявленных нарушений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, других субъектов контроля; 3) предупредительная функция – состоит в разработке мероприятий по предотвращению нарушений, укреплению финансовой дисциплины, повышению эффективности финансового контроля, совершенствованию контрольной работы, разработке новых методов и способов контроля на основании материалов обобщения результатов проверок. 31. Понятие бюджетного процесса и его этапы. Бюджетный процесс - это организация и порядок составления, рассмотрения, утверждение и выполнение бюджета.Он составляется с двух частей:- бюджетное планирование;- выполнение бюджета. Бюджетное планирование включает составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждения. Задача бюджетного планирования:1) достоверное определение объема и источников формирования доходов бюджета;2) оптимальное распределение расходов за отдельными группами и областями;3) сбалансирование бюджета.Состояние бюджета как финансового плана может характеризоваться тремя показателями:- превышение доходов над расходами - бюджетный излишек;- равновесомая доходов и расходов;- превышение расходов над постоянными доходами - бюджетный дефицит.Методы бюджетного планирования:а) общий метод - балансовый;б) отдельных статей - нормативный:- прямого счета,- аналитический,- коэффициентов. Процедура бюджетного планирования - последовательность мер и действий с составления и рассмотрения проекта бюджета. Она определена Законом "О бюджетной системе Украины" и на государственному уровне включает такие этапы и стадии:1. Составление проекта бюджета:- направление Верховной Радой Президенту бюджетной резолюции, в которой определяются основные направления бюджетной политики на следующий год;- разработка Министерством финансов прогнозного проекта бюджета;-доведение прогнозных показателей проекта бюджета к министерствам, ведомствам и другим органам государственной исполнительной власти;- согласование показателей прогнозного проекта бюджета с предложениями министерств, ведомств и других органов;- разработка Министерством финансов рабочего (согласованного) проекта сведенного и Государственного бюджета и представление его в Кабинет Министров;- рассмотрение проекта бюджета в Кабинете Министров, принятие решения о его одобрении и представлении Президенту проекта Закона о бюджете;- рассмотрение проекта Закона о бюджете Президентом и представление его к Верховной Раде.2. Рассмотрение проекта Закона о Государственном бюджете Украины:- рассмотрение проекта Закона о Государственном бюджете в комиссиях и комитетах Верховной Рады;- доклад Министра финансов на заседании Верховной Рады и содоклад главы комитета по вопросам бюджета;- обсуждение проекта Государственного бюджета на заседании Верховной Рады;- принятие соответствующего решения о результатах рассмотрения проекта Закона о Государственном бюджете:а) утвердить Закон о Государственном бюджете Украины;б) одобрить в первом чтении и направить на доработку;в) отклонить и направить на переработку. 9.Общественное назначение финансов и их объективная необходимость Финансы не могут существовать без денег. Но если наличие денег – обязательное условие функционирования финансов, то причиной, которая порождает их появление, можно считать потребности субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, которые обеспечивают их деятельность. Эту потребность в ресурсах без финансов удовлетворить невозможно нет в сфере хозяйствования, ни в сфере государственного управления. В сфере хозяйствования именно благодаря финансам, которые являются инструментом стоимостного распределения общественного продукта, обеспечивается удовлетворения производственных нужд, которые постоянно меняются. Финансы являются незаменимыми потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления. Итак, назначение финансов – обеспечить необходимые условия для осуществления процесса создания, распределения и использования валового внутреннего продукта в государстве. Это достигается путем создания и использования разных фондов финансовых ресурсов на всех этапах деятельности государства, предприятий, каждого гражданина. Финансы объективно необходимые, поскольку обусловленные нуждами общественного развития. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрое внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные нужды. Объективная необходимость финансов Несмотря на то, что существование финансов непосредственно связано с наличием денет, причиной, вызвавшей их возникновение и существование, являются не деньги, а потребности экономических субъектов (домохозяйств, предпринимательского и государственного секторов) в денежных ресурсах, обеспечивающих их жизнедеятельность. Наличие разных потребностей у субъектов рыночного хозяйства обусловливает возникновение различных видов финансовых связей (рис. 17.1). К частным финансам иногда относят финансы населения (домохозяйств, семей), что связано с проблемой изучения формирования структуры доходов и расходов семейного бюджета. Такой подход требует объяснения. 10.Финансоваясистема.Принципы постороения.Особенности фин.си-мы Украины. Финансовая система – это организация денежных отношений между субъектами процесса воспроизводства по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. Финансовая система – это финансовые отношения, в процессе которых образуются, распределяются и используются денежных средства Финансовая система государства – это все сферы финансовых отношений в государстве и финансовые институты, которые управляют и контролируют денежные потоки в стране. Организационная структура финансовой системы государства – это комплекс финансовых институтов, которые управляют и контролируют денежные потоки в стране. Внутреннее устройство финансовой системы государства определяется формами и методами распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) в государстве. Составные элементы внутреннего устройства финансовой системы государства определяются каналами движения денежных потоков в государстве и местом концентрации финансовых ресурсов. Основные элементы системы государственных финансов: - бюджет государства,
- внебюджетные фонды,
- местные финансы,
- финансы государственных предприятий.
По признаку формирования доходов экономических субъектов в финансовой системе выделяют: - централизованные или публичные финансы,
- децентрализованные финансы.
Централизованные финансы – это финансы государства и органов местного самоуправления (муниципальные финансы). Децентрализованные финансы – это финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций) и финансы домашних хозяйств. По признаку механизма формирования и использования денежных потоков в финансовой системе выделяют четыре основных уровня или финансовые сферы: - государственные финансы – уровень макроэкономики;
- финансы хозяйствующих субъектов – уровень микроэкономики;
- финансовый рынок, страхование – обеспечивающая сфера;
- международные финансы – уровень мирового хозяйства.
Система финансов в Украине только с 90-х г.г. начала формироваться как национальная. К тому времени она была составной частью централизованной финансовой системы бывшего советского государства и зависела от его финансовой политики. | Переход экономики Украины к рыночному типу и первые шаги до создания национальной финансовой системы показывают, что государство ориентируется на усиление экономической независимости, предпринимательской деятельности и на активное участие в международных финансово-торговых расчетах. Бюджетная система состоит из двух частей: • доходной; • расходной Первая часть обеспечивает аккумуляцию средств через систему налогов, другая - распределение аккумулированных средств на производственные, социальные и государственные потребности. Денежная система — форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Центральной проблемой настоящего и будущего финансовой стабилизации в Украине остается инфляция. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить политику, направленную на укрепление национальной валюты. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Наши рекомендации |