Вопрос 8. Проектирование форм и методов контроля и различных видов контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий.

Проблемы мониторинга, контроля и оценивания перманентно являются актуальными как для педагогической теории, так и для повседневной педагогической практики, так как повышение качества преподавания и обучения напрямую связано с улучшением системы мониторинга и контроля. Мониторинг – управление процессом контроля с постоянным или периодическим слежением за объектом и обязательной обратной связью и рефлексией.

Характеристики мониторинга и контроля: прозрачность, системность, последовательность, согласованность, координация, обратная связь, рефлексия.

В обучении операцию соотнесения фактических результатов и заданных целей, стандартов, норм, эталонов называют проверкой. Интерпретацию и отношение к фактическому результату составляет процесс оценивания, или просто оценка. Зафиксированный в баллах результат оценки называют отметкой.

Функции контроля: обучающая, диагностирующая, контролирующая, корректирующая, оценочная, воспитывающая, развивающая, управленческая.

В педагогической практике используют следующие виды контроля: предварительный, текущий, тематический или периодический, итоговый и др.

Предварительный контроль направлен на выявление ЗУН учащихся по предмету или разделу, который будет изучаться.

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся.

Тематический (периодический) контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся.

Итоговый контроль выполняет задачу обобщения и систематизации учебного материала по всему курсу или по большому разделу курса.

Контрольный срез остаточный знаний направлен на проверку прочности усвоения и проводится через определенное время после сдачи зачета, экзамена.

Комплексный контроль диагностирует способность учащихся применять полученные при изучении различных учебных предметов знания и умения для решения практических задач (проблем).

Формы контроля – индивидуальный, групповой, фронтальный.

Методы контроля – это система последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Они должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе.

Современная дидактика выделяет следующие методы контроля: методы устного контроля, методы письменного контроля, методы практического контроля, дидактические тесты, наблюдение. Отдельные ученые выделяют также методы графического контроля (Щукина Г.И.), методы программированного и лабораторного контроля (Бабанский Ю.К.).

Методы устного контроля – это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, схемы, сообщения об опыте. На уроке и в лексике учителей это называется опросом. Разграничивают индивидуальный опрос, фронтальный опрос, зачет и устный экзамен.

Письменный контроль – контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, реферат, письменный зачет и т.п., могут быть кратковременными и длительными, различаться глубиной диагностики (поверхностный срез или основательный анализ).

Лабораторный контроль направлен на проверку умений учащихся владеть лабораторным оборудованием, которое будет использовано на уроке; часто сочетается с письменными и графическими работами, решением экспериментальных задач, требующих проведения опытов.

При текущем контроле знаний в школе учителем широко используется наблюдение. Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся позволяет педагогу составить представление о том, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков и т.п.

Самоконтроль предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

Машинный (программированный) контроль при наличии электронно-вычислительной техники и контролирующих программ применяется на всех этапах изучения учебных предметов. Отличается высокой объективностью.

Тестовый контроль может быть безмашинным и машинным. В основе такого контроля лежат тесты – специальные задания, выполнение (или невыполнение) которых свидетельствует о наличии (или отсутствии) у учащихся определенных знаний, умений. Дидактические тесты являются сравнительно новым методом (средством) проверки результатов обучения.

Дидактический тест (тест достижений) – это набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Преимущество тестов в их объективности, т.е. независимости проверки и оценки знаний от учителя. Однако к тесту наука предъявляет высокие требования, рассматривая его как измерительный прибор. С этой точки зрения разработка тестов – дело специалистов. Необходимо, чтобы тест отвечал следующим требованиям: надежность, валидность, объективность.

Надежность – характеристика теста, показывающая обеспечивает ли тест объективность результатов; отражающая точность диагностических измерений; устойчивость результатов теста к действию случайных факторов.

Валидность (пригодный) – характеристика теста, указывающая на то, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает; пригодность тестовых результатов для той цели, ради которой проводится тестирование (качество заданий, их число в тесте, глубина охвата содержания, баланс распределения заданий в тесте по степени трудности).

Объективность – оценивания, как показала практика, обеспечивается максимальной стандартизацией ее проведения. Объективность процедуры измерения возможна лишь при одинаковых условиях для всех участников. Кроме того, эта процедура должна дополняться объективностью обработки данных и интерпретации полученных результатов.

Технология разработки КИМов, так же как и вся система диагностики, в целом, построена по принципу замкнутого жизненного цикла, который в менеджменте качества известен как цикл Деминга (схема 2).

 
  Вопрос 8. Проектирование форм и методов контроля и различных видов контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий. - student2.ru Вопрос 8. Проектирование форм и методов контроля и различных видов контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий. - student2.ru Вопрос 8. Проектирование форм и методов контроля и различных видов контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий. - student2.ru

В последнее время благодаря развитию информационных технологий и компьютерной техники, широкое применение в образовании получают компьютерные тесты в качестве эффективных средств педагогического измерения. Их эффективность обуславливается возможностью оперативного проведения тестового контроля и быстротой обработки результатов.

Оперативная информация, получаемая автоматизированным способом о результатах тестирования, позволяет быстро оценить текущее состояние процесса, выделить недостатки и своевременно устранить их.

Представим технологические этапы методики разработки контрольно-измерительных материалов (схема 3).

Сохранение стабильности инструмента для действующего контроля – одна из основных задач. Стабильный инструментарий дает основное преимущество контроля – возможность получения сравнимых данных как в динамике, так и между образовательными системами. Любое изменение инструмента может привести к нарушению сравнимости, что ведет к недостоверности контроля достижений учащихся.

Вопрос 8. Проектирование форм и методов контроля и различных видов контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий. - student2.ru

Вопрос 9. Цели, содержание и методика организации методической работы в учреждении образования. Менеджмент качества методической деятельности в учреждении образования.

Современное образовательное учреждение – это сложная социально-педагогическая, целенаправленная, открытая система, которая включает в себя разнообразные направления деятельности.

Методическая работа –это системная методическая деятель­ность по руководству педагогическим коллективом, основанная на дости­жениях науки и практики, направленная на всестороннее развитие творче­ского потенциала каждого педагога и всего педагогического коллектива в целом для достижения поставленных в учреждении образования целей.

Принципиально новые условия, в которые попал сегодня педагог, очевидный диссонанс между его базовой подготовкой и современ­ными требованиями компетентностного подхода. В связи с чем, объектив­но повышается значимость методической работы в учреждении образования по следующим причинам:

- во-первых, необходимо рационально и оперативно совершенствовать качество содержания образования посредством инноваций в программно-методическом и программно-дидактическом обеспечении, в методиках, технологиях организации воспитательно-образовательного процесса, в выборе современных методов и форм работы с детьми и др.;

- во-вторых, становится более актуальным участие педагогов в управ­лении, в управлении познавательным процессом группы детей, в со­вершенствовании условий предметно-развивающей среды и др.

- в-третьих, гуманистический, социально-ценностный комплекс идей, утверждающий отношение к человеку как к высшей ценности, способству­ет посредством методической деятельности становлению нового стиля взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса.

Из этого следует, что современный уровень системы об­разования предъявляет новые требования к пониманию цели и основных направлений методической работы в учреждении образования.

Цель методической работы заключается в оказании систем­ной методической помощи педагогам в развитии их профессиональной компетентности, как непрерывного процесса образования и самообразова­ния для реализации их профессиональных функций.

К задачам методической работы относятся:

· совершенствование методической работы, рациональное использование возможностей для повышения квалификации педагогических кадров в условиях школы;

· мотивирование успешности педагогов, что оказывает стратегическое влияние на результаты их трудовой деятельности;

· решение вопросов материального стимулирования педагогов, повышающих свою квалификацию, добивающихся высокого качества знаний учащихся и роста достижений, как собственных, так и школьников;

· проведение оценки возможностей коллектива;

· совершенствование аттестационных мероприятий как средства повышения уровня квалификации педагогических и руководящих работников;

· развитие инновационного поведения педагогов и их нового педагогического мышления;

· развитие и повышение уровня научно-исследовательской и методической культуры учителей;

· моделирование профессиональной деятельности педагогов на основе психолого-педагогической диагностики, выработка своевременных коррекционных мер, опора при этом на результаты деятельности, анализ причин отклонений;

· совершенствование системы контроля, создание гибких механизмов управления результатами деятельности педагогов;

· создание в учреждении образования мониторинговых и диагностических программ, направленных на объективную оценку труда педагогических работников;

· социальная защита педагогических работников и ресурсное обеспечение их профессиональной деятельности

· повышение статуса учителя и престижа педагогической профессии.

Направление любой деятельности, в том числе и методическойобычно рассматривается как более широкая категория, охватывающая единство целеполагания, стратегических планов, путей отображения дан­ного вида деятельности.

По мнению большинства авторов, занимающихся исследованием ме­тодической работы в учреждении образования (Л.Н. Атмахова, К.Ю. Белая, Л.В. Волобуева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Л.И. Фалюшина и др.) основными на­правлениями методической работы являются:

1) создание условий для качественной организации воспитательно-образовательного процессав учреждении образования:

- разработка, обновление и пополнение научно-методического, про­граммно-методического, дидактического обеспечения образовательного процесса в учреждении образования;

- внедрение в практику научных исследований и достижений пе­редового педагогического опыта;

- оказание помощи педагогам в социально-партнерских взаимоотно­шениях с детьми, родителями и общественностью района и города и др.;

2) обеспечение процессов совершенствования и развития профессио­нальной компетентности педагогического коллектива для реализа­ции их профессиональныхфункций:

- изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их про­фессиональных потребностей и выявление уровня развития положитель­ной динамики в их профессиональном росте;

- определение индивидуального маршрута и эффективных форм ра­боты с педагогами учреждения.

- мотивация педагогов на ситуацию профессионального успеха, твор­ческого, профессионального и карьерного роста и др.

Цели, задачи и основные направления методической деятельности в учреждении образования обеспечены широким спектром организационных форм работы с педаго­гами. В практике многих образовательных учреждений можно выделить:

· традиционные формы методической работы, которые предполагают совер­шенствование профессиональной компетентности педагогов с позиции психолого-педагогических, методических знаний, умений, практического опыта работы с детьми, родителями, коллегами;

· инновационные формы методической работы, которыенаправлены на акти­визацию педагогов, самосовершенствование и саморазвитие их творче­ского потенциала.

К индивидуальным формам работы с педагогамиотносятся: консультации, самообразование, стажировки, наставничество, посещение занятий отдельных педагогов, творческие мастерские, работа над единой методической темой и др.

К групповым формам работыотносятся: творческие объединения пе­дагогов, временные исследовательские коллективы, творческие отчеты педагогов, школа молодого специалиста, методические секции и др.

К коллективным (фронтальным) формам работыотносятся: конкур­сы педагогического мастерства, научно-практические и педагогические конференции, круглые столы по решению определенной проблемы и др.

Выбор формы методической работы с педагогами зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов, их профессиональных по­требностей, основных целей и задач методической деятельности и дея­тельности. Все формы методической работы с педагогическим кол­лективом образовательного учреждения должны разумно сочетаться в практике.

Содержание методической работы в образовательном учреждении включает:

· Опытно-экспериментальные исследования по различным вопросам учебной и воспитательной работы.

· Координацию разработки учебных планов и программ, их согласование по смежным и взаимообеспечивающим дисциплинам.

· Обсуждение проблем информатизации образования, повышения качества профессиональной подготовки учителей на основе информационной техники.

· Анализ и коррекцию подготовки учащихся по результатам текущей успеваемости, зачетов и экзаменов, контрольных посещений занятий.

· Организацию теоретических и научно-практических семинаров по вопросам педагогики и психологии, новым достижениям в науке по проблемам обучения и воспитания обучающихся, методики проведения отдельных видов занятий.

· Выявление, обобщение и распространение положительного опыта учебной, воспитательной и методической работы отдельных педагогов и методических объединений учителей.

· Изучение и внедрение в образовательный процесс положительного опыта методической работы других образовательных учреждений.

· Создание для педагогов образовательной среды, в которой они смогли бы получить необходимый опыт личностно ориентированного обучения в условиях профильной дифференциации.

Вся научно-методическая работа ведется по трем направлениям повышения квалификации учителя – как предметника, методиста и воспитателя. Работа по повышению квалификации учителя-предметника проходит через школьные методические объединения учителей, постоянно действующие обучающие и практикоориентированные семинары, временные творческие группы и лаборатории.

Деятельность методических объединений направлена на непрерывное повышение компетентности педагогов в области науки, учебного предмета, методики его преподавания и расширения кругозора учащихся по предмету.

Формы научно-методической работы разнообразны и соответствуют содержанию работы, профессиональными возможностями, образовательными потребностями и интересами учителей:

1. Поисковая работа и научные исследования педагогов.

2. Руководство поисковой работой обучающихся.

3. Разработка методической документации.

4. Подготовка учебных аудио- и видеозаписей

5. Повышение квалификации учителей

6. Обобщение и распространение инновационного педагогического опыта.

Критериями оценкирезультатов методической работы в школе являются:

· рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;

· положительный психолого-педагогический климат;

· высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

· овладение современными методами обучения и воспитания;

· хорошо организованный процесс обучения и воспитания;

· положительная динамика качества образования;

· высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов;

· своевременное распространение передового педагогического опыта;

· постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности;

· качественно организованная система повышения квалификации педагогов.

Наши рекомендации