Классификация форм финансового контроля

Признак классификации Форма финансового контроля
Регламент осуществления Обязательный, инициативный, внешний и внутренний контроль
Время проведения Предварительный, текущий и последующий контроль
Субъекты контроля Государственный контроль (в том числе президент­ский, органов законодательной и представительной власти), контроль органов местного самоуправления, контроль финансово-кредитных органов, ведомствен­ный контроль, внутрихозяйственный контроль, незави­симый (аудиторский) контроль
Объекты контроля Бюджетный контроль, контроль внебюджетных фон­дов, налоговый контроль, кредитный контроль, страхо­вой контроль, инвестиционный контроль, таможенный контроль, валютный контроль

Обязательный контроль осуществляется государственными органа­ми финансового контроля в соответствии с действующим законода­тельством в установленные сроки. К нему относятся, в частности, нало­говые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ и т. д. Инициативный контроль опре­деляется соответствующими органами хозяйствующих субъектов и вы­ступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финан­сами. Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотре­ния и принятия бюджетов (федерального, субъектов РФ, органов мест­ного самоуправления), финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных организаций, учреждений. Он пре­дусматривает оценку обоснованности показателей различных финансо-

г ява 2. Управление финансами 81

ых планов, в том числе бюджетов всех уровней. Данная форма контро-позволяет предупредить возможное нарушение действующего зако­нодательства, нормативных актов, выявить дополнительные резервы источники возможных доходов, предотвратить нерациональное ис­пользование финансовых ресурсов и т. п.

Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Данная форма контроля предусматривает не только соблюдение финансовой дисцип­лины в ходе осуществления финансово-хозяйственных операций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйствующих субъ­ектов. Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов по завершении отчетного периода и финансового года в целом. Он предна­значен для оценки результатов исполнения бюджетов, выполнения фи­нансовых планов и выработки тактики и стратегии на очередной и по­следующие финансовые годы.

Государственный контроль проводится органами государственной власти (Администрацией Президента РФ, законодательными и испол­нительными органами Российской Федерации и субъектов РФ). Цель данного контроля состоит в соблюдении интересов государства и обще­ства в целом при реализации финансовой политики государства. Кон­троль органов местного самоуправления осуществляется соответствую­щими органами финансового контроля и направлен прежде всего на контроль ианализ хода исполнения местных бюджетов. Контроль фи­нансов кредитных органов состоит в проверке правильности и досто­верности данных фцнансовой отчетности предприятий и организаций. Ведомственный контроль осуществляется специальными подразделе­ниями министерств и ведомств подотчетных им предприятий, органи­заций, учреждений. Цели и задачи такого контроля непосредственно ус­танавливаются самими министерствами и ведомствами.

Внутрихозяйственный контроль проводится финансовыми и эконо­мическими подразделениями предприятий и организаций. Цели и зада­чи осуществления данного контроля формулируются органами управ­ления хозяйствующих субъектов. Независимый (аудиторский) кон­троль проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с Действующим законодательством и нормативными актами, регламен-Тирующими осуществление аудиторских проверок.

Методы финансового контроля.Различают следующие методы

, особы, приемы) осуществления финансового контроля: проверки,

обследования, надзор, анализ финансового состояния, наблюдения (мо-

торинг), ревизии. Проверка производится по отдельным вопросам

нансовой деятельности на основе отчетной документации и расход-

Документов. В случае выявления нарушения финансовой дисцип-

ы намечаются меры по устранению их негативных последствий. Об-



Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание

2 Управление финансами




классификация форм финансового контроля - student2.ru классификация форм финансового контроля - student2.ru классификация форм финансового контроля - student2.ru классификация форм финансового контроля - student2.ru классификация форм финансового контроля - student2.ru классификация форм финансового контроля - student2.ru следование предполагает изучение отдельных аспектов функциониро­вания предприятий, организаций с целью определения его финансового состояния и возможных направлений развития. Надзор представляет собой контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемы­ми действующим законодательством. Систематическое и грубое нару­шение норм, требований, приводящее к ущемлению интересов партне­ров субъекта контроля, влечет за собой в ряде случаев применение санкций, например, в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций). Наблюдение (мониторинг) — это по­стоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанав­ливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вво­диться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обяза­тельств) предприятия. Анализ финансового состояния предполагает оценку результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъек­та, эффективности использования его капитала.

Ревизия выступает в виде наиболее распространенного и всеобъем­лющего метода финансового контроля. По полноте охвата контроля фи­нансово-хозяйственной деятельности субъекта различают полные, час­тичные, тематические и комплексные ревизии. Полная ревизия преду­сматривает проверку всех аспектов финансово-хозяйственной деятель­ности экономических субъектов. Частичная ревизия проводится с целью контроля отдельных аспектов финансово-хозяйственной дея­тельности экономического субъекта. Тематическая ревизия предпола­гает контроль финансово-хозяйственной деятельности ряда однотип­ных экономических субъектов с целью выявления типичных недостат­ков, правонарушений по отдельным вопросам финансово-хозяйствен­ной деятельности. Комплексная ревизия включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъ­екта, включая оценку сохранности и эффективности использования факторов производства, соблюдения финансовой дисциплины, качест­ва (достоверности, своевременности предоставления информации) фи­нансовой отчетности.

По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в про­цессе ревизии различают сплошные ревизии, заключающиеся в провер­ке всех операций, всей первичной документации на определенном уча­стке деятельности за весь проверяемый период времени и выборочные ревизии, суть которых состоит в проверке части первичных документов за определенный период времени. Наряду со сплошной и выборочной ревизиями применяются и комбинированные ревизии, заключающиеся в проверке отдельных участков деятельности экономического субъекта сплошным методом, а в других — выборочным, что позволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокий уровень охвата контролй'

мых операций. Для проведения любого вида ревизии составляется утверждается программа, в которой указываются цели ревизии, объ-кТ конкретные аспекты контроля и основные вопросы ревизии. Ре-ультаты ревизии оформляются актом, являющимся официальным фи­нансовым документом, на основе которого разрабатываются мероприя­тия и принимаются меры по устранению нарушений и привлечению ви­новных лиц к ответственности.

Государственный финансовый контрольпредусматривает право­вое регулирование финансовых отношений в Российской Федерации. Прежде всего он охватывает контроль бюджетных правоотношений. Органами государственного финансового контроля выступают специ­альные подразделения Администрации Президента РФ, Совета Феде­рации, Правительства РФ, а также соответствующие структуры пред­ставительных и исполнительных органов субъектов РФ. Особое место со стороны представительных органов в системе государственного фи­нансового контроля принадлежит Счетной палате РФ, созданной и дей­ствующей в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Она подотчетна лишь Федеральному Собранию РФ. Деятельность Счетной палаты свя­зана с контролем федеральной собственности и контролем за расходо­ванием федеральных средств.

Контролю подлежат все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности; органы местного самоуправления, общественные организации в части, связанной с полу­чением и использованием средств федерального бюджета и государст­венных внебюджетных фондов, либо связанные с использованием или управлением федеральной собственностью, а также с предоставлением им федеральными органами налоговых, таможенных и иных льгот. Кро­ме того, в сферу полномочий Счетной палаты входит контроль за дея­тельностью Банка России, Правительства РФ, связанной с обслужива­нием и выполнением обязательств по государственному долгу, кон­троль за эффективностью использованием иностранных кредитов и займов, а также представления Россией займов, финансовой помощи иностранным государствам и международным организациям.

Задачами Счетной палаты являются:

* организация и осуществление контроля за своевременным испол-
нием доходных и расходных статей федерального бюджета и бюдже-

>в федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целе-в°му назначению;

определение эффективности и целесообразности расходования ГосУДарственных средств и использования федеральной собственности;

* оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов
Трального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фон-



Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержа^

а 2. Управление финансами




классификация форм финансового контроля - student2.ru классификация форм финансового контроля - student2.ru классификация форм финансового контроля - student2.ru проведение финансовой экспертизы проектов федеральных зако­нов, а также нормативных правовых актов федеральных органов госу­дарственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов;

• анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фон­дов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а так­же на совершенствование бюджетного процесса в целом;

• осуществление контроля за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и государственной собствен­ности и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных им банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

• регулярное представление Совету Федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и резуль­татах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата проводит предварительный, текущий и последую­щий контроль исполнения федерального бюджета и бюджетов феде­ральных внебюджетных фондов, а также использования и управления государственной собственностью независимо от того, находятся ли они под частным или государственным контролем. Новым направлением деятельности Счетной палаты является осуществление аудита эффек­тивности. Аудит эффективности или аудит «надлежащей отдачи от вло­женных средств» рассматривает использование государственными ор­ганизациями ресурсов, предоставленных им для осуществления прави­тельственной политики, программ и проектов. В аудитах эффективно­сти может осуществляться проверка правительственных расходов, например, на закупки товаров и услуг. В ходе аудита обычно изучают вопросы экономичности, эффективности и результативности, но избе­гают комментировать лежащие в их основе политические решения. При проведении аудита эффективности используется целый ряд различных методологий диагностики и анализа, таких, как сопоставление исход­ных показателей процесса и результативности, статистический анализ, опросы, метаанализ и др. Наиболее сложным вопросом проведения ау­дита эффективности является собственно измерение эффективности, под которым понимается количественное выражение итогов и результа­тов по отношению к целям политики. Показатели эффективности отра­жают выполненные задачи и достигнутые результаты, которые не могут быть измерены или трудно поддаются прямому измерению. При изме­рении эффективности одним из ключевых факторов является подтвер­ждение лежащих в ее основе систем данных. Аудит эффективности представляет собой один из видов системного аудита. Системы данных должны быть соотносимы с реальностью, четко определенными, состоя-

ельными и поддающимися проверке. Оценка системы данных позволя­ет аУДит0РУ определить риск ошибки в отчетной информации. Резуль­таты аудита эффективности носят оценочный, рекомендательный ха­рактер.

Основными формами контроля Счетной палаты являются темати­ческие проверки и ревизии. При выявлении нарушений руководителям проверяемых организаций направляются представления для принятия мер по их устранению, а в случаях выявления хищения государствен­ных средств дела передаются в правоохранительные органы. При выяв­лении фактов нарушения финансовой дисциплины и законности, при­носящих государству прямой ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетная палата имеет право вы­давать предписания, обязательные для исполнения. В случае, если предписания не исполняются, коллегия Счетной палаты по согласова­нию с Государственной думой может принять решение о приостановле­нии всех видов расчетных операций нарушителя. Предписание Счетной палаты может быть обжаловано в судебном порядке. Счетная палата не имеет полномочий применения административных мер воздействия к нарушителям финансовой дисциплины. На уровне субъектов схожие функции выполняют Контрольно-счетные палаты.

Главным органом финансового контроля со стороны Администра­ции Президента РФ является Главное контрольное управление Прези­дента РФ, созданное в соответствии с его Указом. К числу основных функций данного управления относятся: контроль над деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, а также подразделений Администрации Президента РФ; рас­смотрение жалоб и обращений юридических и физических лиц. В случае выявления финансовых нарушений Главное контрольное управление имеет право направлять предписания об их устранении. По результатам проверок Управление вносит предложения на рассмотрение Президента РФ. Применять какие-либо санкции к нарушителям самостоятельно Главное контрольное управление не имеет права.

В соответствии с административной реформой, начатой в 2004 г., Функция контроля отделена от других функций органов власти. Феде­ральные министерства перестали выполнять функции финансового контроля. За ними в качестве основных функций определены выработ­ка единой государственной политики и нормативно-правовое регулиро­вание в своих сферах деятельности. Функции контроля возложены на специально созданные органы исполнительно власти — федеральные

лУжбы. В составе Министерства финансов РФ существуют пять таких служб: Федерал ьная служба финансово-бюджетного надзора, Феде­ральное казначейство (федеральная служба), Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная налоговая служба, Федераль-

ая служба страхового надзора.

                       
    классификация форм финансового контроля - student2.ru
      классификация форм финансового контроля - student2.ru
        классификация форм финансового контроля - student2.ru
 
 
    классификация форм финансового контроля - student2.ru
  классификация форм финансового контроля - student2.ru
      классификация форм финансового контроля - student2.ru
 
 

Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) стала основным органом государственного финансового контроля в систе­ме исполнительной власти. Она унаследовата полномочия, территориаль­ные подразделения прежнего контрольно-ревизионного аппарата Минфи­на России. Кроме того, на Росфиннадзор возложены обязанности органа валютного контроля. На Росфиннадзор и его территориальные подразде­ления возложены функции по проведению ревизий и тематических прове­рок финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, использующих средства федерального бюджета, государственных внебюд­жетных фондов; по контролю финансовой деятельности бюджетных орга­низаций. По результатам ревизий, проверок сотрудники Росфиннадзора в случае выявления нарушений в финансовой сфере направляют руково­дству нарушителя предложения по их устранению и контролируют ход исполнения. В случае обнаружения крупных хищений и недостач денеж­ных средств, товарно-материальных ценностей результаты ревизий, про­верок направляются в правоохранительные органы.

Федеральное казначейство, получившее статус федеральной служ­бы, было создано в 1992 г. для организации, осуществления и контроля за исполнением федерального бюджета Российской Федерации, финан­сового исполнения государственных (федеральных) внебюджетных фондов, повышения оперативности финансирования государственных программ. Федеральное казначейство является самостоятельным юри­дическим лицом. Следует указать на то, что органы казначейства в Рос­сии появились в 1863 г., когда в составе Министерства финансов был образован Департамент государственного казначейства. Он являлся ис­полнительным органом, осуществлявшим сбор государственных дохо­дов, их хранение и перечисление денежных сумм из уездных в губерн­ские казначейства или в Госбанк. В 1917 г. после революции органы ка­значейства были упразднены.

Органы Федерального казначейства призваны осуществлять госу­дарственный финансовый контроль за исполнением федерального бюд­жета и федеральных внебюджетных фондов. Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением опера­ций с бюджетными средствами различным участниками бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам федеральных внебюд­жетных фондов. В своей деятельности Федеральное казначейство взаи­модействует с другими федеральными органами исполнительной вла­сти и координирует их работу в процессе контроля.

Органы Федерального казначейства имеют право выдавать предпи­сания о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек; взыски­вать в бесспорном порядке пени с коммерческих банков в случае не­своевременного зачисления и непоступления средств от хозяйствую' щих субъектов на счета федерального бюджета и внебюджетных фоН' дов; выносить предупреждение руководителям органов исполнитель-

„ 2. управление финансами 87

я0й власти, органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сро­ком до одного месяца.

федеральная служба по финансовому мониторингу создана для противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных пре­ступным путем, и финансирования терроризма и призвана координиро­вать деятельность в этой сфере других органов федеральной исполни­тельной власти. Среди основных функций Федеральной службы по фи­нансовому мониторингу следует выделить:

• сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контро­лю в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• выявление признаков операций (сделок), связанных с легализа­цией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или фи­нансированием терроризма;

• создание единой информационной системы в сфере противодей­ствия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным пу­тем, и финансирования терроризма;

• направление необходимой информации в правоохранительные органы;

• международное сотрудничество в деле противодействия легали­зации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финан­сирования терроризма.

Важной структурой в системе государственного финансового кон­троля является Федеральная налоговая служба. В соответствии с Нало­говым кодексом РФ налоговые органы имеют право проверять финан­совые документы юридических и физических лиц, получать от них не­обходимые сведения (за исключением сведений, составляющих ком­мерческую тайну), применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятия соответст­вующих документов и приостановления операций по счетам в банках в случаях нарушения финансовой дисциплины последними. Контроль а налогоплательщиками и объектами, подлежащими налогообложе­нию и налоговой проверке, является одной из важнейших функций на­логовых органов.

Налоговые проверки бывают камеральные и выездные. Налоговые рганы имеют право проверять только три календарных года деятельно-и налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году про-Дения проверки. Камеральные проверки проводятся по месту нахож-Ния налогового органа на основе полученных деклараций и иных до­центов. Для проведения выездной проверки необходимо специаль-Разрешение руководства налогового органа. По одним и тем же еа °Г?М в течеиие календарного года нельзя проводить более одной вы-ДНой проверки по конкретному налогоплательщику.



Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание

глава 2. Управление финансами




классификация форм финансового контроля - student2.ru классификация форм финансового контроля - student2.ru классификация форм финансового контроля - student2.ru классификация форм финансового контроля - student2.ru Таможенные органы Российской Федерации в соответствии с поло­жениями Таможенного кодекса РФ осуществляют государственный финансовый контроль, связанный с перемещением товаров через тамо­женную границу России.

За Федеральной службой страхового надзора закреплены функции контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового зако­нодательства. В случае выявления нарушений служба выдает соответ­ствующее предписание субъектам страхового дела и может обращаться в суд с исками.

Центральный банк РФ наделен значительными полномочиями в об­ласти государственного и финансового контроля. В его структуре функ­ционирует специальный контрольный орган — Департамент банковско­го надзора, на который возложены функции проверки соблюдения ком­мерческими банками банковского законодательства и установленных Банком России нормативов банковской деятельности. В зависимости от вида нарушений коммерческими банками Центральный банк имеет право применять к ним различные меры воздействия от наложения штрафов до отзыва лицензии и ликвидации коммерческого банка.

По отношению к нарушителям бюджетного законодательства орга­ны государственного финансового контроля могут применять следую­щие меры:

• сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств;

• изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому назна­чению;

• приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

• наложение штрафов на руководителей — получателей бюджетных средств, на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, и сумм процентов за пользо­вание бюджетными средствами;

• вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюд­жетного процесса;

• начисление пени, а также взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

• сокращение или прекращение всех других форм финансовой по­мощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсро­чек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет.

Таким образом, в практике финансового бюджетного надзора и кон­троля в Российской Федерации преобладает финансовый контроль со­ответствия кассовых расходов плановым показателям, а также законно­сти и целевому использованию бюджетных средств, мошенничества.

ищений и коррупции. Меньше внимания отводится вопросам анализа результативности и эффективности расходования бюджетных средств. r тех случаях, когда органы финансово-бюджетного надзора и контроля оценивают эффективность расходования бюджетных средств, содержа­ние данного контроля не вполне соответствует содержанию аудита эф­фективности, реализуемому в международной практике [Афанасьев, Кривогов, с. 248]. Представляется, что переход системы государствен­ных финансов на бюджетирование, ориентированное на результат, по­требует проведения аудита эффективности в полном объеме.

Негосударственный финансовый контрольподразделяется на внутрифирменный (корпоративный) контроль со стороны коммерче­ских банков за организациями, клиентами и аудиторский контроль. Внутрифирменный контроль может осуществляться финансово-эконо­мическими подразделениями и ревизионными комиссиями предпри­ятий, организаций. Положение о статусе этих органов определяется внутренними нормативно-правовыми актами. Органы внутреннего контроля контролируют как правомочность совершения тех или иных операций представительными и исполнительными органами управле­ния организации, так и осуществляют контроль эффективности и целе­сообразности затрат, в том числе в инвестиционные проекты, а также оценку и контроль финансового состояния предприятия.

Коммерческие банки обязаны контролировать соблюдение органи­зациями-клиентами установленного порядка ведения расчетно-кассо­вых операций и валютного законодательства. При выдаче кредитов ор­ганизациям коммерческие банки в соответствии с кредитным догово­ром могут осуществлять и иные виды контроля финансово-хозяйствен­ной деятельности кредиторов. Такой контроль со стороны банка рассматривается как элемент управления ими кредитным риском.

Аудиторский контроль в России является относительно новым на­правлением контроля за финансово-хозяйственной деятельности орга­низаций. Аудит в узком понимании подразумевает проверку истинности докладов и заявлений руководства и отчетность по результатам такой проверки. В современной практике понятие аудита намного шире, хотя единой его трактовки нет. Так, комитет по основным концепциям учета Американской ассоциации бухгалтеров дал следующее определение ау­дита: «Аудит — это системный процесс получения и оценки объективных Данных об экономических действиях и событиях, устанавливающих уро­вень их соответствия определенному критерию и представляющий ре­зультаты заинтересованным пользователям» [Робертсон, с. 4].

В Российской Федерации аудит все еще часто рассматривается как сключительно предпринимательская деятельность аудиторов (ауди-°Рских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных про-еРок бухгалтерской или финансовой отчетности, платежно-расчетной ^кументации отдельных хозяйственных операций, налоговых деклара-' и и других финансовых обязательств и требований экономических



Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание

Глава 2. Управление финансами




классификация форм финансового контроля - student2.ru классификация форм финансового контроля - student2.ru классификация форм финансового контроля - student2.ru классификация форм финансового контроля - student2.ru классификация форм финансового контроля - student2.ru классификация форм финансового контроля - student2.ru субъектов на договорной основе. Основной целью аудиторской дея­тельности является установление достоверности и обоснованности фи­нансовой отчетности экономических субъектов, подлежащих аудиту, и соответствие совершаемых ими финансовых и хозяйственных опера­ций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Под достоверностью финансовой отчетности понимается такая степень точ­ности ее данных, которая позволяет компетентному пользователю де­лать на ее основе обоснованные выводы о результатах деятельности экономических субъектов и принимать соответствующие решения.

В нормативных документах по аудиторской деятельности различа­ют внешний и внутренний, обязательный и инициативный аудит.

Внешний аудит проводится независимой аудиторской фирмой (ау­дитором) на договорной основе с целью оценки достоверности состоя­ния бухгалтерского учета и отчетности. Во многих странах действуют законы, согласно которым корпорации (фирмы) обязаны проводить внешний аудит финансовой отчетности. Внешний аудит не может осу­ществляться аудиторскими фирмами в отношении экономических субъектов, являющихся: а) их учредителями, собственниками, акционе­рами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акцио­нерами; б) их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих ауди­торских фирм. Кроме того, аудиторские проверки не могут проводиться аудиторами и аудиторскими фирмами, оказавшими данному экономи­ческому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности. Сокрытие указан­ных обстоятельств от экономического субъекта может стать основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятель­ности и возмещение заказчику за счет аудитора (аудиторской фирмы) всех расходов, понесенных им в связи с заключением договора с аудито­рами. Внешний аудит в государственном секторе, как правило, наряду с проверкой достоверности данных финансовой отчетности предполага­ет (включает в себя) и оценку эффективности использования государ­ственных средств.

Внутренний аудит осуществляется специальным подразделением аппарата управления экономического субъекта, который, как правило, непосредственно подчиняется высшему руководству. Главной задачей внутреннего аудита является защита имущественных интересов орга­низаций и ее собственников; содействие обеспечению эффективности функционирования организации на всех уровнях управления. Среди основных задач, возлагаемых на подразделения внутреннего аудита, можно выделить следующие:

• проведение проверок отдельных вопросов деятельности организа­ции, составление различных справок-докладов по результатам таких проверок и предоставление их руководству;

• проверка выполнения хозяйственных договоров, постановки и ве­дения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности и экспертиза бухгалтерских балансов и отчетов;

• проверка наличия, состояния, правильности оценки имущества, эффективности использования ресурсов, соблюдения действующего порядка установления цен, тарифов, а также расчетно-платежной дис­циплины и своевременности уплаты налогов;

• экспертиза достоверности управленческого учета, учета затрат на производство, полноты отражения выручки от реализации продукции (работ, услуг), точности формирования финансовых результатов, пра­вомерности использования прибыли и фондов;

• разработка и предоставление руководству организации предло­жений по улучшению организации бухгалтерского учета и расчетной дисциплины и изменению системы контроля;

• организация подготовки к внешнему аудиту, к проверкам налого­вых и других органов внешнего контроля.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, а также по поручению государственных органов дознания, следователя при наличии санкций прокурора, прокурора, суда и арбитражного суда, налоговой полиции. Инициативная аудиторская проверка проводится по решению самого экономического субъекта.

Наши рекомендации