Курс читается в течение 1 семестра.
В процессе обучения осуществляются оценки успеваемости студентов - текущая (методика указана ранее) и итоговая (методика указывается ниже).
Форма контроля:
– контрольная работа в случае включения её в учебный план;
– контрольная работа состоит из двух контрольных заданий, приведенных в настоящем раздаточном материале в конце каждой темы программы курса.
Номер варианта контрольной работы устанавливается в зависимости от порядкового номера фамилии студента в журнале и указывается в соответствующем разделе.
При выполнении работы в инициативном порядке она представляется преподавателю для проверки при проведении итоговой оценки для решения вопроса, как о высшей оценки, так и просто положительной. При тестовом и письменном экзамене работа просто прикладывается к ответу.
Во всех случаях, кроме последнего, работа подлежит защите. Необходимость и порядок защиты устанавливает преподаватель;
– итоговая оценка –дифференцированный зачёт.Зачётимеет целью проверить и оценить уровень полученных студентами знаний в объеме требований программы настоящего раздаточного материала. Итоговая оценка может проводиться, как по билетам письменно или устно (билет содержит два вопроса), так и по тестам по выбору преподавателя.
Студент может выбрать традиционную форму итоговой оценки – по билетам устно.
– по результатам обучения выборочно проводится комиссионное тестирование по программе Министерства образования и науки Российской Федерации.
Критерии оценки знанийстудентов на дифференцированном зачёте:
«Отлично» - дан полный ответ на основной вопрос в объеме программы настоящего раздаточного материала с привлечением дополнительной литературы, полные грамотные ответы на дополнительные вопросы. Грамотно и в срок выполненные контрольные и самостоятельные задания, регулярная подготовка творческих заданий, выступление с докладами, активное обсуждение при решении практических задач, итоговые тесты по разделам оценены не ниже, чем на «хорошо».
При тестовой форме экзамена количество правильных ответов на тесты не менее 85%;
«Хорошо» - даны хорошие ответы на основной вопрос в объеме программы, частичные ответы на дополнительные вопросы. Хорошо и в срок выполненные контрольные и самостоятельные задания, периодическое выполнение творческих заданий и докладов, обсуждение при решении практических задач, итоговые тесты по разделам оценены не ниже, чем на «хорошо» и «удовлетворительно».
При тестовой форме экзамена количество правильных ответов на тесты не менее 75%;
«Удовлетворительно» - дан ответ на основные вопросы в объеме программы, частичные ответы на дополнительные вопросы. Слабо выполненные контрольные и самостоятельные работы, отсутствие творческих работ и докладов, итоговые тесты по разделам оценены на «удовлетворительно» и ниже.
При тестовой форме экзамена количество правильных ответов на тесты не менее 60%;
«Неудовлетворительно» - незнание основных вопросов в объеме программы (слабый ответ на вопрос и затруднения с ответами на дополнительные вопросы). Невыполненные текущие задания и работы.
При тестовой форме экзамена количество правильных ответов на тесты менее 60%.
Порядок проведения устных зачётов:
В аудитории, как правило, должны одновременно находиться не более пяти опрашиваемых. Опрашиваемый до начала ответа может уточнить содержание билета, задать вопросы преподавателю, а также имеет право отказаться от выбранного билета и взять другой, оценка в этом случае может быть снижена на один балл. При подготовке к ответу разрешается пользоваться раздаточным материалом по дисциплине. На подготовку к ответу по билету, как правило, отводится до 30 минут. Преподаватель, в целях установления истинного уровня знаний вправе задать дополнительные вопросы. Зачёт принимается индивидуально. Опрашиваемым помогающим друг другу, использующим неразрешенные пособия и записи, а также другие средства, могут быть даны дополнительные вопросы или предложено аттестоваться без билета в целях установления действительного уровня их подготовленности.
По окончании опроса студента объявляется оценка. Оценки заносятся в экзаменационную ведомость и выставляются в зачетную книжку. Неудовлетворительная оценка в зачетную книжку не проставляется.
Порядок ликвидации академических задолженностей определен федеральными, ведомственными нормативными правовыми актами и руководящими документами института.
4. Учебно-тематический план курса
"ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ"
№ темы | Наименование разделов и тем | Часы | ||
Всего | Лекции и семинарские занятия[1] | Самостоятельная работа | ||
1. | Концептуальные основы финансового менеджмента | |||
2. | Методологические основы принятия финансовых решений | |||
3. | Риск и доходность | |||
4. | Инвестиционная политика фирмы | |||
5. | Управление источниками финансирования деятельности фирмы | |||
6. | Стоимость и структура источников финансирования. Политика выплаты дивидендов. | |||
7. | Управление оборотными средствами фирмы | |||
8. | Финансовое планирование и прогнозирование | |||
9. | Специальные вопросы финансового менеджмента | |||
Итого: |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Концептуальные основы финансового менеджмента*
Содержание дисциплины, её связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности.
Роль финансов в организации деятельности предприятия. Структура и процесс функционирования системы управления финансами хозяйствующего объекта. Субъект и объект управления. «Финансовый менеджмент»: как научная дисциплина, система управления финансами, вид предпринимательской деятельности. Целевые ориентиры финансового менеджмента в соответствии с базовыми концепциями: рост капитализации компании, устойчивое генерирование прибыли. Подцели, выделяемые в рамках построения дерева целей: рыночные, финансово-экономические, производственно-технологические, социальные. Базовые концепции финансового менеджмента: денежного потока, временной ценности денежных ресурсов, компромисса между риском и доходностью, операционного и финансового рисков, стоимости капитала, эффективности рынка капитала, асимметричной информации, агентских отношений, альтернативных затрат, временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта, имущественной и правовой обособленности субъекта хозяйствования. Финансовые инструменты: первичные и деривативы. Факторы внешней среды организации. Информационная база финансового менеджмента. Требования к источникам информации. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации: состав и структура. Эволюция финансового менеджмента.
*Примечание: интерактивные формы и методы проведения занятия:
-лекция-беседа – форма обучения студентов, в рамках которой предполагается вовлечение слушателей в активную беседу с лектором с целью привлечь их внимание к наиболее важным вопросам изучаемой темы посредством обмена мнениями.
- метод анализа ситуаций - представляет собой процесс формирования информационного поля, его активизации, организации информационных коммуникаций, сталкивания позиций, пополнения поля информацией и использования информации, накапливающейся в нём. Интеллектуальное поле, которое складывается из мыслеформ, создаваемых обучаемыми и учителем, служит благодатной средой не только для обучения, но и для воспитания личности.
Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-26; ПК-27; ПК-46.
Тема 2.Методологические основы принятия финансовых решений
Классификация методов финансового менеджмента: общеэкономические, инструментальные, специальные методы. Методы прогнозирования, финансовой математики, факторного анализа, теории принятия решений, моделирования. Понятие и виды денежных потоков. Наращение и дисконтирование по простым и сложным процентам. Понятие и виды финансовых активов. Методы оценки финансовых активов. Фундаментальный анализ: цель, факторы, трудности проведения. Технический анализ: основные положения, методы, трудности проведения.
Формируемые компетенции: ПК-8; ПК-11; ПК-26; ПК-27; ПК-31; ПК-32; ПК-46.
Тема 3.Риск и доходность*
Понятие и виды риска по: направлениям хозяйственной деятельности; характеру последствий; уровню возможных потерь; отношению к хозяйствующему субъекту; степени управляемости. Классификация финансовых рисков. Понятие риск-менеджмента. Этапы и правила риск-менеджмента. Правила формирования стратегии управления риском. Методы оценки риска. Средства разрешения рисков: избежание, удержание, передача рисков. Приемы риск-менеджмента: диверсификация, приобретение дополнительной информации, лимитирование, самострахование, страхование, хеджирование.
*Примечание: интерактивные формы и методы проведения занятия:
- дискуссия – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы; обеспечивает активное включение учащихся в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.
Формируемые компетенции: ПК-8; ПК-26; ПК-31; ПК-42; ПК-46.
Тема 4. Инвестиционная политика фирмы*
Инвестиции и их классификация. Понятие инвестиционной политики. Инвестиционные решения. Виды инвестиционных проектов. Этапы инвестиционного проекта. Эффективность инвестиционного проекта. Классификация методов оценки эффективности инвестиций. Статические методы. Динамические методы. Бюджет капиталовложений. Подходы к формированию бюджета капиталовложений: с учетом IRR; c учетом NPV. Влияние инфляции на результаты инвестиционного решения. Учет риска инвестиционного проекта.
*Примечание: интерактивные формы и методы проведения занятия:
- дискуссия – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы; обеспечивает активное включение учащихся в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.
- метод анализа ситуаций - представляет собой процесс формирования информационного поля, его активизации, организации информационных коммуникаций, сталкивания позиций, пополнения поля информацией и использования информации, накапливающейся в нём. Интеллектуальное поле, которое складывается из мыслеформ, создаваемых обучаемыми и учителем, служит благодатной средой не только для обучения, но и для воспитания личности.
Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-8; ПК-12; ПК-26; ПК-31; ПК-40; ПК-42; ПК-43; ПК-45.
Тема 5.Управление источниками финансирования деятельности фирмы
Источники финансирования. Система финансирования: самофинансирование, прямое финансирование через механизмы рынка капитала, банковское финансирование, бюджетное финансирование, взаимное финансирование хозяйствующих субъектов. Характеристика источников финансирования. Классификация источников финансирования. Источники средств долгосрочного назначения. Источники средств краткосрочного назначения. Модели финансирования оборотных активов: идеальная, агрессивная, консервативная, компромиссная. Новые инструменты в системе финансирования деятельности фирмы: опционы, залоговые операции, аренда, коммерческая концессия.
Формируемые компетенции: ПК-8; ПК-11; ПК-12; ПК-26; ПК-31; ПК-40; ПК-42; ПК-44.
Тема 6.Стоимость и структура источников финансирования. Политика выплаты дивидендов*
Понятие цены и структуры капитала. Стоимость основных источников капитала. Средневзвешенная цена капитала. Предельная цена капитала. Стоимостные оценки фирмы. Теории структуры капитала: традиционный подход; подход Модильяни и Миллера. Правила формирования рациональной структуры капитала. Леверидж, его виды. Собственный капитал. Дивиденд. Дивидендная политика. Факторы, определяющие дивидендную политику. Порядок выплаты дивидендов.
*Примечание: интерактивные формы и методы проведения занятия:
- дискуссия – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы; обеспечивает активное включение учащихся в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.
- метод анализа ситуаций - представляет собой процесс формирования информационного поля, его активизации, организации информационных коммуникаций, сталкивания позиций, пополнения поля информацией и использования информации, накапливающейся в нём. Интеллектуальное поле, которое складывается из мыслеформ, создаваемых обучаемыми и учителем, служит благодатной средой не только для обучения, но и для воспитания личности.
Формируемые компетенции: ПК-8; ПК-11; ПК-12; ПК-26; ПК-31; ПК-42; ПК-44.
Тема 7.Управление оборотными средствами фирмы
Циклы оборота средств предприятия. Управление текущими активами. Основные принципы управления оборотными активами предприятия. Политика комплексного оперативного управления оборотным капиталом.
Управление запасами. Взаимосвязь и необходимость сбалансированности отдельных видов запасов. Эффективное управление запасами как фактор роста прибыли.
Управление дебиторской задолженностью. Уровень дебиторской задолженности и факторы его определяющие. Нормальная и просроченная дебиторская задолженность. Формы расчетов с покупателями и их влияние на уровень дебиторской задолженности. Возможности коммерческого кредитования. Формы рефинансирования дебиторской задолженности. Факторинг. Анализ оборачиваемости средств в расчетах. Анализ величины безнадежных долгов и создание необходимых резервов.
Управление денежными активами предприятия. Оптимизация остатка денежных активов с целью обеспечения постоянной платежеспособности. Управление потоком платежей. Управление ликвидностью. Критерии оптимальности остатка денежных активов. Ускорение оборота и эффективное использование временно свободного остатка денежных средств.
Формируемые компетенции: ПК-8; ПК-11; ПК-26; ПК-31; ПК-42; ПК-44; ПК-47.
Тема 8.Финансовое планирование и прогнозирование
Финансовое планирование. Стратегический и производственный планы. Финансовый план, его структура. Типы финансовых планов.
Финансовые показатели. Бюджетирование как инструмент финансового планирования. Методы финансового прогнозирования: экспертных оценок, ситуационного анализа, экстраполяции, моделирования, коэффициентный.
Формируемые компетенции: ПК-8; ПК-26; ПК-31; ПК-45.
Тема 9.Специальные вопросы финансового менеджмента
Специфика финансовых решений в условиях инфляции. Управление оценкой вложений в основные средства, производственные запасы, дебиторской задолженностью, денежными средствами в условиях инфляции.
Кризис организации, причины и последствия. Банкротство, стадии банкротства. Антикризисное управление. Сущность и принципы антикризисного управления.
Краткосрочные и долгосрочные инструменты международного финансового рынка.
Формируемые компетенции: ПК-8; ПК-26; ПК-27; ПК-42.
ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПО КУРСУ
Авансирование средств
Аварийный комиссар[2]
Аварийный сертификат
Акт о суброгации
Актив
Активы рисковые
Акция
Анализ реальных инвестиций
Аннуитет
Арбитраж
Арбитраж рисковый
Ассортиментная политика
Базовые показатели финансового менеджмента
Баланс предприятия
Банковские риски
Банкротство
«Бегство капитала»