Чистый доход как главный источник финансовых ресурсов
Основным источником централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, как неоднократно подчеркивалось, является чистый доход хозяйствующих субъектов, основной формой выражения которого является прибыль. Она выступает важнейшим источником формирования финансовых ресурсов на микроуровне, обеспечивающим расширенное воспроизводство, и участвует в формировании доходной базы бюджета. В прибыли сконцентрированы экономические интересы государства, хозяйствующих субъектов и каждого работника. Она наиболее полно характеризует все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятий, поэтому только рост прибыли хозяйствующих субъектов, учет факторов, влияющих на ее размеры, будут способствовать укреплению финансов.
На прибыль влияет комплекс факторов, не одинаковых по экономической сущности, значимости и степени детализации, действующих в разные годы и взаимно помогающих друг другу. Необходимо постоянно держать под контролем факторы, воздействующие на прибыль на уровне предприятий.
Как многофакторный показатель прибыль неоднородна по своему составу. Она представляет собой результат производственной, сбытовой и финансовой деятельности предприятия. Прибыль претерпевает глубокие изменения на разных стадиях производства и реализации продукции. Конечным результатом производственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятия является общая прибыль, включающая прибыль от реализации продукции (работ, услуг), от операционных результатов, а также превышение внереализационных доходов над внереализационными расходами.
Роль каждого фактора в увеличении прибыли на отдельных предприятиях далеко не одинакова. Более других влияют на размеры прибыли ценовые факторы, рост производства, внедрение новой техники, изменение структуры и ассортимента продукции, относительное сокращение условно-постоянных расходов и амортизационных отчислений, отраслевые и природные факторы, снижение или рост прибыли от операционных результатов, убытки от внереализационной деятельности, увеличение (уменьшение) прибыли в остатках товарной продукции.
Различают прибыль промышленных и сельскохозяйственных организаций, предприятий транспорта и связи, подрядных и строительных, торговли и потребительской кооперации, организаций жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения.
С развитием банков и страховых коммерческих структур все большую роль играет прибыль банков и страховых организаций как результат их деятельности в виде превышения доходов над расходами.
В структуре общественного производства получила развитие предпринимательская деятельность физических лиц, которые также получают доходы и прибыль.
Государственный бюджет
Государственный бюджет представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения части ВВП (главным образом чистого дохода) по поводу формирования централизованного фонда финансовых ресурсов и его использования на общегосударственные расходы. Характер перераспределительных финансовых отношений в данном случае обусловлен произошедшим первичным распределением общественного продукта и его реализацией через цену как форму выражения финансовых отношений. В результате реализации продукта начинается расщепление чистого дохода как самостоятельной и обособленной части валового внутреннего продукта.
Началом перераспределения чистого дохода служит момент его отчисления в форме налогов и других платежей в доход бюджета, а также в целевые бюджетные фонды в порядке, строго регламентированном государством.
Количественно доходы государственного бюджета представляют собой долю государства в созданном национальном доходе. Их абсолютная величина и удельный вес определяются общим объемом национального дохода, экономическими, социальными, оборонными и другими задачами, которые стоят перед государством.
Формы и методы изъятия средств в бюджет не остаются неизменными. Одни платежи с годами отмирают и заменяются новыми, другие частично корректируются. Так, в Республике Беларусь вместо налога с оборота и налога с продаж были установлены налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизный сбор; вместо отчислений из прибыли — налог на доходы и налог на прибыль.
До 1991 г. в БССР преобладающее место в доходах бюджета занимали неналоговые платежи государственных предприятий и организаций в форме платы за фонды, фиксированных платежей, платы за трудовые ресурсы, отчислений от прибыли, лесного дохода и др. Незначительную долю (примерно 9 % доходной части бюджета) составляли налоги и сборы с населения, уплачиваемые в бюджет в форме подоходного налога с населения, налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, сельскохозяйственного налога, местных налогов и сборов.
С 1992 г. в Республике Беларусь (как и в других странах СНГ) действует принципиально новый порядок формирования доходов государственного бюджета, имеющий преимущественно налоговый характер.
Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственный бюджет и носящие фискальный характер, т.е. обеспечивающие доход государству.
Установлены следующие виды общегосударственных налогов и сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и доходы, налог за пользование природными ресурсами (экологический налог), налог на недвижимость, земельный налог (плата за землю), государственная пошлина и сборы, подоходный налог с населения и др. Среди названных налогов особое значение имеют налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на прибыль и доходы, составляющие основную часть поступлений в бюджет.
Как мы уже установили ранее, главным источником формирования финансовых ресурсов государства являются денежные доходы сферы материального производства, особенно та их часть, которая выступает в форме чистого дохода предприятий. Способы аккумуляции этих доходов зависят от задач, стоящих перед государством. На нынешнем этапе изъятие в бюджет части доходов предприятий и организаций принципиально отличается от ранее действовавшей системы платежей в бюджет, в которой преобладал ресурсный механизм изъятия — плата за фонды, трудовые ресурсы, землю и др. Сегодня доминирует налоговый механизм изъятия части доходов в бюджет.
Сравнивая оба механизма, можно отметить, что с теоретических позиций первый из них методологически безупречен. С его участием решаются две проблемы: с одной стороны, он выступает как финансовый рычаг более эффективного использования имеющихся ресурсов (капитала, труда и земли), с другой — является источником доходов бюджета. К сожалению, на практике ресурсный механизм не оправдал себя, поскольку не был найден критерий, определяющий степень воздействия каждого ресурсного фактора на конечные результаты работы, доходы предприятий и прибыль, а следовательно — долю дохода или прибыли, которая соответствовала бы конкретному фактору производства. В числе других причин — отсутствие проверенного практикой комплексного ресурсного механизма изъятия доходов из прибыли. В самом начале экономических реформ, проводившихся в СССР, действовал механизм платы за фонды и механизм фиксированных (рентных) платежей. Со временем они исчерпали себя и уступили место механизму платности в бюджет за трудовые ресурсы и землю.
Ныне действующая налоговая форма изъятия доходов в бюджет в основном выполняет фискальная функция и в значительно меньшей степени — стимулирующая функция по более эффективному использованию ресурсов. Для налогового метода характерна обязательность изъятия средств в пользу государства в точно определенных границах и в заранее намеченные сроки. С позиций пополнения доходов бюджета эта форма более удобна. Налоговые методы изъятия доходов в бюджет используют практически все развитые страны мира. Представляется, что наиболее оптимальным направлением развития механизма платежей в бюджет с учетом имеющегося опыта стало бы рациональное сочетание фискальных и стимулирующих функций и методов изъятия доходов в бюджет.
Но роль госбюджета не исчерпывается формированием доходной базы. Главная задача состоит в том, чтобы бюджет через оптимальные расходы централизованных финансовых ресурсов обеспечивал реализацию финансовой политики государства.
В бюджете концентрируется преобладающая часть финансовых ресурсов, что позволяет централизованно направлять их на решение стратегических задач государства.
Государственный бюджет обеспечивает соблюдение общегосударственных интересов, позволяет сосредоточить вложения на приоритетных объектах. Первостепенно влияние бюджета на поддержание темпов производства, поддержку тех отраслей, от которых в данный момент зависит развитие экономики.
Одна из главных задач, решаемых при посредстве бюджета, — концентрация финансовых ресурсов ради осуществления целевых комплексных программ (как составных частей прогнозов и перспективных планов).
Через бюджет обеспечивается формирование оптимальных пропорций, т.е. наиболее рациональное территориальное размещение производительных сил.
Бюджет оказывает решающее воздействие на формирование и развитие социально-экономической инфраструктуры, которая в свою очередь влияет на развитие производства и содействует улучшению условий жизни людей. Затраты на здравоохранение дают эффект в виде сокращения потерь от временной нетрудоспособности, увеличения продолжительности периода трудовой активности населения. В улучшении медицинского обслуживания граждан, развитии народного образования и других отраслей непроизводственной сферы главное — их социальный аспект.
Бюджетные ассигнования участвуют в создании фонда потребления через выделение финансовых ресурсов на повышение заработной платы, увеличение минимальных размеров заработной платы для отдельных категорий населения.
Бюджет является регулятором структуры финансовых ресурсов предприятий, а также регулятором их использования. Через систему налогов и других платежей бюджет оказывает стимулирующее воздействие на развитие производства.
Амортизационный фонд
Амортизационный фонд — это денежные средства, предназначенные для простого и расширенного воспроизводства основных фондов. Он имеет двойственную экономическую природу, одновременно обслуживая процесс возмещения износа основных фондов и процесс расширенного воспроизводства. Двойственность амортизационного фонда, создаваемого путем периодических амортизационных отчислений по установленным нормам, обусловлена особенностями амортизации как экономической категории. Начисленная амортизация имеет постоянный и непрерывный характер, а расходуется на возмещение износа основных фондов в процессе их воспроизводства лишь по истечении нормативных сроков службы. До этого времени амортизационный фонд относительно свободен и может выступать как дополнительный источник накопления и расширения других фондов.
Амортизация является целевым источником финансирования воспроизводства основных производственных фондов, в этом ее особенность и отличие от денежных накоплений, которые имеют многоцелевой характер и не так жестко связаны с кругооборотом основных фондов. Амортизационные отчисления должны по возможности отражать размер переносимой на готовый продукт части стоимости основных производственных фондов с учетом наиболее полного их использования, создавать предпосылки для поддержания постоянно высокого технического уровня производства.
В большинстве развитых стран используется линейный (равномерный) способ начисления амортизации в течение всего срока службы основных фондов. Вместе с тем в ряде стран применяется ускоренная амортизация, которая позволяет в первую половину нормативного срока службы списывать свыше 50 % стоимости основных фондов.
Амортизационная политика — важная часть финансовой политики государства, которая в современных условиях является средством стимулирования инвестиций и развития технического прогресса. В Республике Беларусь принята новая амортизационная политика, направленная на обновление основных производственных фондов. Применяются прогрессивные методы начисления амортизационных отчислений, предприятия имеют право самостоятельно устанавливать нормы амортизации.
Ссудный фонд
Важным источником финансового обеспечения потребностей воспроизводства является ссудный фонд. В отечественной практике учета ресурсы для кредитования традиционно включаются в общий объем финансовых ресурсов. Между тем международная практика опирается в составлении бюджета и платежного баланса в равной мере на банковский и небанковский секторы.
Ссудный фонд представляет собой совокупность свободных средств денежных фондов предприятий, хозяйственных организаций, отдельных предпринимателей и населения, которые мобилизуются и используются на началах возвратности и являются одной из форм общественного богатства. Роль и место ссудного фонда среди других денежных фондов определяются характером источников образования, назначением, особенностями управления и применения. Государство направляет запасы этого источника на удовлетворение временных потребностей предприятий и хозяйственных организаций в денежных фондах или потребности населения в денежных средствах.
В условиях перехода к рынку Беларусь, адаптируясь к международным стандартам, начала осваивать преимущества ссудного капитала.
В чем отличие ссудного фонда от ссудного капитала? Первый основывается, как правило, на общественной собственности, носит в значительной степени общегосударственный характер, подчиняется централизованному управлению и обусловлен государственной монополией банковского дела. Второй представляет собой созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг (подчеркнем, что эти товары непосредственно не удовлетворяют потребности человека).
Важнейшими источниками ссудного капитала служат средства, временно высвобождающиеся в процессе воспроизводства и аккумулируемые в банковской системе, а именно:
• средства государственного бюджета;
• средства социального, имущественного и личного страхования;
• денежные суммы, предназначаемые для восстановления основных фондов (накапливаемые по мере перенесения стоимости основных фондов (по частям) на создаваемые товары в форме амортизации);
• часть оборотного капитала, высвобождаемого в денежной форме в связи с несовпадением времени продажи изготовленных товаров и покупки нового сырья, топлива и материалов, необходимых для продолжения процесса производства;
• временно свободные денежные средства от реализации товаров, которые накапливаются для выплаты заработной платы;
• предназначенная для инвестиций часть дохода и прибыль, накапливаемая для воспроизводственного процесса;
• средства колхозно-кооперативных и общественных организаций, кредитных учреждений;
• депозиты граждан в сберегательном банке;
• средства касс взаимопомощи;
• наличные деньги, находящиеся в обращении.
Главной чертой ссудного капитала как экономической категории является передача стоимости во временное пользование с целью реализации специфического качества данного капитала — способности приносить прибыль в виде процента. Бездействие временно свободных денежных средств противоречит природе ссудного капитала. Благодаря кредиту временно свободные капиталы и сбережения превращаются в ссудный капитал и вновь вовлекаются в оборот.
Особенностью ссудного капитала и его отличием от промышленного и торгового капитала является передача во временное пользование другому собственнику с целью получения процента (части дохода). С обращением ссудного капитала происходит его раздвоение: для банка это капитал-собственник, и потому он возвращается с процентом по истечении срока ссуды; для предприятий, организаций, предпринимателей, вкладывающих его в свое дело, это капитал-функция.
Ресурсами кредитования являются прямые ассигнования из госбюджета. Механизм таков: бюджетные средства, полученные банком, выдаются в кредит ссудозаемщику, чтобы в свое время возвратиться в банк и продолжать служить ресурсом кредитования. Таким путем бюджетные средства функционируют в обороте банка, увеличивая его инвестиционные ресурсы. В результате бюджетным ресурсам придается кредитная форма функционирования, что позволяет усилить банковский контроль и его воздействие на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов.
Взаимосвязь ссудного капитала и госбюджета заключается также в том, что ссудный капитал, опираясь на средства госбюджета, сосредоточивает в банке кредитные ресурсы и обеспечивает кассовое исполнение государственного бюджета.