Чистый доход как главный источник финансовых ресурсов

Основным источником централизованных и децентрализо­ванных финансовых ресурсов, как неоднократно подчеркива­лось, является чистый доход хозяйствующих субъектов, основ­ной формой выражения которого является прибыль. Она высту­пает важнейшим источником формирования финансовых ре­сурсов на микроуровне, обеспечивающим расширенное воспро­изводство, и участвует в формировании доходной базы бюдже­та. В прибыли сконцентрированы экономические интересы го­сударства, хозяйствующих субъектов и каждого работника. Она наиболее полно характеризует все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятий, поэтому только рост прибыли хозяйствующих субъектов, учет факторов, влияющих на ее размеры, будут способствовать укреплению финансов.

На прибыль влияет комплекс факторов, не одинаковых по экономической сущности, значимости и степени детализации, действующих в разные годы и взаимно помогающих друг дру­гу. Необходимо постоянно держать под контролем факторы, воздействующие на прибыль на уровне предприятий.

Как многофакторный показатель прибыль неоднородна по своему составу. Она представляет собой результат производ­ственной, сбытовой и финансовой деятельности предприятия. Прибыль претерпевает глубокие изменения на разных стадиях производства и реализации продукции. Конечным результатом производственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятия является общая прибыль, включающая прибыль от реализации продукции (работ, услуг), от операционных ре­зультатов, а также превышение внереализационных доходов над внереализационными расходами.

Роль каждого фактора в увеличении прибыли на отдельных предприятиях далеко не одинакова. Более других влияют на размеры прибыли ценовые факторы, рост производства, внед­рение новой техники, изменение структуры и ассортимента продукции, относительное сокращение условно-постоянных рас­ходов и амортизационных отчислений, отраслевые и природ­ные факторы, снижение или рост прибыли от операционных результатов, убытки от внереализационной деятельности, уве­личение (уменьшение) прибыли в остатках товарной продукции.

Различают прибыль промышленных и сельскохозяйствен­ных организаций, предприятий транспорта и связи, подрядных и строительных, торговли и потребительской кооперации, орга­низаций жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения.

С развитием банков и страховых коммерческих структур все большую роль играет прибыль банков и страховых организаций как результат их деятельности в виде превышения доходов над расходами.

В структуре общественного производства получила развитие предпринимательская деятельность физических лиц, которые также получают доходы и прибыль.

Государственный бюджет

Государственный бюджет представляет собой совокуп­ность денежных отношений, возникающих в процессе пере­распределения части ВВП (главным образом чистого дохода) по поводу формирования централизованного фонда финансовых ре­сурсов и его использования на общегосударственные расходы. Характер перераспределительных финансовых отношений в данном случае обусловлен произошедшим первичным распре­делением общественного продукта и его реализацией через це­ну как форму выражения финансовых отношений. В результате реализации продукта начинается расщепление чистого дохо­да как самостоятельной и обособленной части валового внут­реннего продукта.

Началом перераспределения чистого дохода служит момент его отчисления в форме налогов и других платежей в доход бюд­жета, а также в целевые бюджетные фонды в порядке, строго регламентированном государством.

Количественно доходы государственного бюджета представ­ляют собой долю государства в созданном национальном дохо­де. Их абсолютная величина и удельный вес определяются об­щим объемом национального дохода, экономическими, соци­альными, оборонными и другими задачами, которые стоят перед государством.

Формы и методы изъятия средств в бюджет не остаются неизменными. Одни платежи с годами отмирают и заменяются новыми, другие частично корректируются. Так, в Республике Беларусь вместо налога с оборота и налога с продаж были уста­новлены налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизный сбор; вместо отчислений из прибыли — налог на доходы и налог на прибыль.

До 1991 г. в БССР преобладающее место в доходах бюджета занимали неналоговые платежи государственных предприятий и организаций в форме платы за фонды, фиксированных плате­жей, платы за трудовые ресурсы, отчислений от прибыли, лес­ного дохода и др. Незначительную долю (примерно 9 % доход­ной части бюджета) составляли налоги и сборы с населения, уп­лачиваемые в бюджет в форме подоходного налога с населения, налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, сельскохозяйственного налога, местных налогов и сборов.

С 1992 г. в Республике Беларусь (как и в других странах СНГ) действует принципиально новый порядок формирования доходов государственного бюджета, имеющий преимуществен­но налоговый характер.

Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государ­ством с физических и юридических лиц в государственный бюджет и носящие фискальный характер, т.е. обеспечивающие доход государству.

Установлены следующие виды общегосударственных нало­гов и сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и доходы, налог за пользование природными ресур­сами (экологический налог), налог на недвижимость, земель­ный налог (плата за землю), государственная пошлина и сборы, подоходный налог с населения и др. Среди названных налогов особое значение имеют налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на прибыль и доходы, составляющие основную часть поступлений в бюджет.

Как мы уже установили ранее, главным источником форми­рования финансовых ресурсов государства являются денежные доходы сферы материального производства, особенно та их часть, которая выступает в форме чистого дохода предприятий. Способы аккумуляции этих доходов зависят от задач, стоящих перед государством. На нынешнем этапе изъятие в бюджет час­ти доходов предприятий и организаций принципиально отли­чается от ранее действовавшей системы платежей в бюджет, в которой преобладал ресурсный механизм изъятия — плата за фонды, трудовые ресурсы, землю и др. Сегодня доминирует на­логовый механизм изъятия части доходов в бюджет.

Сравнивая оба механизма, можно отметить, что с теоре­тических позиций первый из них методологически безупре­чен. С его участием решаются две проблемы: с одной стороны, он выступает как финансовый рычаг более эффективного ис­пользования имеющихся ресурсов (капитала, труда и земли), с другой — является источником доходов бюджета. К сожале­нию, на практике ресурсный механизм не оправдал себя, поскольку не был найден критерий, определяющий степень воздействия каждого ресурсного фактора на конечные резуль­таты работы, доходы предприятий и прибыль, а следователь­но — долю дохода или прибыли, которая соответствовала бы конкретному фактору производства. В числе других причин — отсутствие проверенного практикой комплексного ресурсного механизма изъятия доходов из прибыли. В самом начале эконо­мических реформ, проводившихся в СССР, действовал меха­низм платы за фонды и механизм фиксированных (рентных) платежей. Со временем они исчерпали себя и уступили место механизму платности в бюджет за трудовые ресурсы и землю.

Ныне действующая налоговая форма изъятия доходов в бюджет в основном выполняет фискальная функция и в значи­тельно меньшей степени — стимулирующая функция по более эффективному использованию ресурсов. Для налогового метода характерна обязательность изъятия средств в пользу государ­ства в точно определенных границах и в заранее намеченные сроки. С позиций пополнения доходов бюджета эта форма более удобна. Налоговые методы изъятия доходов в бюджет исполь­зуют практически все развитые страны мира. Представляется, что наиболее оптимальным направлением развития механизма платежей в бюджет с учетом имеющегося опыта стало бы раци­ональное сочетание фискальных и стимулирующих функций и методов изъятия доходов в бюджет.

Но роль госбюджета не исчерпывается формированием до­ходной базы. Главная задача состоит в том, чтобы бюджет через оптимальные расходы централизованных финансовых ресурсов обеспечивал реализацию финансовой политики государства.

В бюджете концентрируется преобладающая часть финансо­вых ресурсов, что позволяет централизованно направлять их на решение стратегических задач государства.

Государственный бюджет обеспечивает соблюдение общего­сударственных интересов, позволяет сосредоточить вложения на приоритетных объектах. Первостепенно влияние бюджета на поддержание темпов производства, поддержку тех отраслей, от которых в данный момент зависит развитие экономики.

Одна из главных задач, решаемых при посредстве бюдже­та, — концентрация финансовых ресурсов ради осуществления целевых комплексных программ (как составных частей прогно­зов и перспективных планов).

Через бюджет обеспечивается формирование оптимальных пропорций, т.е. наиболее рациональное территориальное раз­мещение производительных сил.

Бюджет оказывает решающее воздействие на формирование и развитие социально-экономической инфраструктуры, кото­рая в свою очередь влияет на развитие производства и содей­ствует улучшению условий жизни людей. Затраты на здравоох­ранение дают эффект в виде сокращения потерь от временной нетрудоспособности, увеличения продолжительности периода трудовой активности населения. В улучшении медицинского обслуживания граждан, развитии народного образования и других отраслей непроизводственной сферы главное — их со­циальный аспект.

Бюджетные ассигнования участвуют в создании фонда пот­ребления через выделение финансовых ресурсов на повышение заработной платы, увеличение минимальных размеров заработ­ной платы для отдельных категорий населения.

Бюджет является регулятором структуры финансовых ре­сурсов предприятий, а также регулятором их использования. Через систему налогов и других платежей бюджет оказывает стимулирующее воздействие на развитие производства.

Амортизационный фонд

Амортизационный фонд — это денежные средства, пред­назначенные для простого и расширенного воспроизводства ос­новных фондов. Он имеет двойственную экономическую приро­ду, одновременно обслуживая процесс возмещения износа основных фондов и процесс расширенного воспроизводства. Двой­ственность амортизационного фонда, создаваемого путем пери­одических амортизационных отчислений по установленным нормам, обусловлена особенностями амортизации как экономи­ческой категории. Начисленная амортизация имеет постоян­ный и непрерывный характер, а расходуется на возмещение из­носа основных фондов в процессе их воспроизводства лишь по истечении нормативных сроков службы. До этого времени амортизационный фонд относительно свободен и может вы­ступать как дополнительный источник накопления и расшире­ния других фондов.

Амортизация является целевым источником финансиро­вания воспроизводства основных производственных фондов, в этом ее особенность и отличие от денежных накоплений, кото­рые имеют многоцелевой характер и не так жестко связа­ны с кругооборотом основных фондов. Амортизационные от­числения должны по возможности отражать размер переноси­мой на готовый продукт части стоимости основных производ­ственных фондов с учетом наиболее полного их использования, создавать предпосылки для поддержания постоянно высокого технического уровня производства.

В большинстве развитых стран используется линейный (рав­номерный) способ начисления амортизации в течение всего сро­ка службы основных фондов. Вместе с тем в ряде стран при­меняется ускоренная амортизация, которая позволяет в первую половину нормативного срока службы списывать свыше 50 % стоимости основных фондов.

Амортизационная политика — важная часть финансовой политики государства, которая в современных условиях явля­ется средством стимулирования инвестиций и развития техни­ческого прогресса. В Республике Беларусь принята новая амор­тизационная политика, направленная на обновление основных производственных фондов. Применяются прогрессивные методы начисления амортизационных отчислений, предприятия име­ют право самостоятельно устанавливать нормы амортизации.

Ссудный фонд

Важным источником финансового обеспечения потребнос­тей воспроизводства является ссудный фонд. В отечественной практике учета ресурсы для кредитования традиционно вклю­чаются в общий объем финансовых ресурсов. Между тем меж­дународная практика опирается в составлении бюджета и платежного баланса в равной мере на банковский и небанковский секторы.

Ссудный фонд представляет собой совокупность свободных средств денежных фондов предприятий, хозяйственных орга­низаций, отдельных предпринимателей и населения, которые мобилизуются и используются на началах возвратности и явля­ются одной из форм общественного богатства. Роль и место ссудного фонда среди других денежных фондов определяются характером источников образования, назначением, особеннос­тями управления и применения. Государство направляет запа­сы этого источника на удовлетворение временных потребностей предприятий и хозяйственных организаций в денежных фон­дах или потребности населения в денежных средствах.

В условиях перехода к рынку Беларусь, адаптируясь к меж­дународным стандартам, начала осваивать преимущества ссуд­ного капитала.

В чем отличие ссудного фонда от ссудного капитала? Пер­вый основывается, как правило, на общественной собственнос­ти, носит в значительной степени общегосударственный харак­тер, подчиняется централизованному управлению и обусловлен государственной монополией банковского дела. Второй пред­ставляет собой созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг (подчеркнем, что эти товары непосредственно не удовлетворяют потребности человека).

Важнейшими источниками ссудного капитала служат сред­ства, временно высвобождающиеся в процессе воспроизводства и аккумулируемые в банковской системе, а именно:

• средства государственного бюджета;

• средства социального, имущественного и личного страхования;

• денежные суммы, предназначаемые для восстановления основных фондов (накапливаемые по мере перенесения стоимости основных фондов (по частям) на создаваемые товары в форме амортизации);

• часть оборотного капитала, высвобождаемого в денежной форме в связи с несовпадением времени продажи изготовленных товаров и покупки нового сырья, топлива и материалов, необходимых для продолжения процесса производства;

• временно свободные денежные средства от реализации товаров, которые накапливаются для выплаты заработной платы;

• предназначенная для инвестиций часть дохода и прибыль, накапливаемая для воспроизводственного процесса;

• средства колхозно-кооперативных и общественных организаций, кредитных учреждений;

• депозиты граждан в сберегательном банке;

• средства касс взаимопомощи;

• наличные деньги, находящиеся в обращении.

Главной чертой ссудного капитала как экономической кате­гории является передача стоимости во временное пользование с целью реализации специфического качества данного капита­ла — способности приносить прибыль в виде процента. Без­действие временно свободных денежных средств противоречит природе ссудного капитала. Благодаря кредиту временно сво­бодные капиталы и сбережения превращаются в ссудный капи­тал и вновь вовлекаются в оборот.

Особенностью ссудного капитала и его отличием от про­мышленного и торгового капитала является передача во вре­менное пользование другому собственнику с целью получения процента (части дохода). С обращением ссудного капитала про­исходит его раздвоение: для банка это капитал-собственник, и потому он возвращается с процентом по истечении срока ссуды; для предприятий, организаций, предпринимателей, вкладываю­щих его в свое дело, это капитал-функция.

Ресурсами кредитования являются прямые ассигнования из госбюджета. Механизм таков: бюджетные средства, по­лученные банком, выдаются в кредит ссудозаемщику, чтобы в свое время возвратиться в банк и продолжать служить ресурсом кредитования. Таким путем бюджетные средства функциони­руют в обороте банка, увеличивая его инвестиционные ресурсы. В результате бюджетным ресурсам придается кредитная форма функционирования, что позволяет усилить банковский кон­троль и его воздействие на финансовую деятельность хозяй­ствующих субъектов.

Взаимосвязь ссудного капитала и госбюджета заключается также в том, что ссудный капитал, опираясь на средства гос­бюджета, сосредоточивает в банке кредитные ресурсы и обеспе­чивает кассовое исполнение государственного бюджета.

Наши рекомендации