По сроку погашения цен.бумаг:
1) денежный– обращение кратко- и сверхкраткосрочных фин. инструментов (до года),
2) рынок капиталов – цен.бумаги со сроком обращения более 1 года.
По сроку исполнения сделок:
1) кассовый– сделки купли-продажи с акциями и облигациями с немедленным исполнением,
2) срочный – обращаются опционы, фьючерсы, форвардные контракты, срок исполнения несколько месяцев – несколько лет.
7. по видам цен. бумаг: систематизация рынка может производиться укрупнено(производные, основные, долговые), а также более детально(акции по отдельным эмитентам или выпускам, облигации, фьючерсы).
Основные задачи и назначение первичного и вторичного рынка ЦБ.
Цель рынка ценных бумаг – аккумулировать финансовые ресурсы и обеспечить возможность их перераспределение путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т. е. осуществлять посредничество в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.
Задачами рынка ценных бумаг являются:
- мобилизация временно свободных финансовых ресурсов для осуществления
конкретных инвестиций;
- формирование рыночной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам;
- развитие вторичного рынка;
- активизация маркетинговых исследований;
- трансформация отношений собственности;
- совершенствование рыночного механизма и системы управления;
- обеспечение реального контроля над фондовым капиталом на основе
государственного регулирования;
- уменьшение инвестиционного риска;
- формирование портфельных стратегий;
- развитие ценообразования;
- прогнозирование перспективных направлений развития.
Назначение первичного и вторичного рынка ц.б.:
Содержание первичного рынка ц.б. состоит конструировании выпуска ц.б. и их продаже первичны владельцам.
Вторичный рынок ц.б. престав.собой обращение ранее размещенных на первичном рынке ц.б.
Методы гос. регулирования рынка цен.бумаг.
Гос. регулирование фондов.рынка – регул-е со стороны органов гос. власти, которые выполняют установлен. законодательством функции. Оно осуществляется путём прямого (административного) и косвенного (экономического) регулирования. Цель: обеспечение стабильности и инвестицион. направленности рынка ЦБ, поддержание баланса м-ду потоками сбережений и инвестиций.
Методы прямого регулир-я:
1) обязательная регистрация выпусков эмиссионных цен.бумаг и эмитентов,
2) установление требований ко всем участникам рынка:эмитентам, инвесторам, фондовым посредникам.
3) лицензирование проф. деят-ти с ЦБ.
4) установление правил по раскрытию информации.
5) создание системы контроля за функц-ем рынка и системы санкций за нарушение установленных норм и правил.
Методы косвенного регулирования:
1) общеэкономические – ДКП, гос. капиталы, структура собственности.
2) налоговая политика.
Понятие облигации, и её основные характеристики.
Облигация – цен.бумага, подтверждающая обязательство эмитента возместить владельцу ЦБ её номинальн. стоимость в установлен. срок и с уплатой фиксирован. %, если иное не предусмотрено условиями выпуска. Т.о., это долговое обязательство облигаций включает в себя 2 главных элемента: 1)обязательство эмитента вернуть держателю облигации по истечении оговоренного срока сумму-номинал, 2)обязательство эмитента выплачивать держателю облигации фиксированный доход в виде % от номинальной стоимости.
Основная разница м-ду облигацией и акцией: 1)инвестор, владелец акции или акционер становится 1 из собственников предприятия-эмитента. А инвестор, владелец облигации становится его кредитором. Облигации имеют конкретный срок обращения, по истечении кот.они погашаются. 2)Акция представляет собой бессрочную ценную бумагу, а облигация – срочную.
Облигации имеютноминальную (содержится в виде надписи на самой облигации) и рыночную стоимости (может быть определена на торгах фондовой биржи или на внебиржевом рынке).
В соответствии с закон-вом РБ эмитентом облигации может быть только юрид. лицо.
Акционерное общество вправе выпускать облигции на сумму, не превышающ. размер уставного фонда.
В РБ пока наиб. Развитым элементом рынка ценных бумаг является рынок гос=х ценных бумаг.
Основным эл-м гос. ц.б. – Мин-во финансов. Гос облигации могут приобретать как физ., так и юрид лица.
Виды и классификация акций.
Акция – бессрочная эмиссионная ЦБ, свидетельствующая о вкладе в уставный фонд акционерного общества и удостоверяющая права её владельца на участие в управление этим обществом, получении части его прибыли в виде дивидендов и части имущества, оставшегося после расчёта с кредиторами или его стоимости в случае ликвидации акционерного общества.
В соответствии с отечеств законодательством могут выпускаться акции 2-ух типов:
1) простые –их владельцы имеют право на получение части прибыли акционерн. общества в виде дивидендов и получение в случае ликвидации АО части имущества, оставшегося после расчёта с кредиторами или его стоимости, а также имеют право голоса на общем собрании акционеров.
2) привилегированные – их владельцы имеют право на получение части прибыли акционерного общества в виде фиксированных размеров дивиденда. Им дано право на получение в случае ликвидации АО фиксирован.стоимости имущества или части имущества, оставшегося после расчёта с кредиторами. Эти акции не дают права голоса на общественном собрании акционеров.
Виды акций:
1) именные– есть сведения о владельце,
2) на предъявителя,
3) простые –их владельцы имеют право на получение части прибыли акционерн. общества в виде дивидендов и получение в случае ликвидации АО части имущества, оставшегося после расчёта с кредиторами или его стоимости, а также имеют право голоса на общем собрании акционеров.
4) привилегированные – их владельцы имеют право на получение части прибыли акционерного общества в виде фиксированных размеров дивиденда. Им дано право на получение в случае ликвидации АО фиксирован.стоимости имущества или части имущества, оставшегося после расчёта с кредиторами. Эти акции не дают права голоса на общественном собрании акционеров.
Существует 2 способа увеличения уставного фонда АО:
1)увеличение номинальной стоимости акций,
2)выпуск дополнительных акций