Займы, их классификация по праву эмиссии, формам выплаты доходов, методам размещения, срокам погашения и другим признакам. Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг

Государственные займы — это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.

Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).

Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

Основными видами ценных бумаг по государственному и муниципальному кредиту являются государственные и муниципальные займы, государственные казначейские обязательства (КО) и государственные краткосрочные обязательства (ГКО).

В целом займы могут быть классифицированы по следующим признакам:

1. По срокам действия они могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет. (ст. 98 БК РФ).

2. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые Правительством РФ, правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это предусмотрено законом.

3. По признаку субъектов — держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на: а) реализуемые только среди населения (так, специально для населения был выпущен заем от 19 февраля 1992 г., который назывался «российским выигрышным займом 1992 года»); б) реализуемые только среди юридических лиц (примером может служить внутренний государственный валютный облигационный заем); в) реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения (в частности, ГКО и КО, которые государство продавало не только коммерческим и государственным структурам, но и населению).

4. По форме выплаты доходов займы могут делиться на:

а) процентно-выигрышные, владельцы которых получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа посредством зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат (например, долговые казначейские обязательства и облигации 5%-го займа 1990 г.); б) выигрышные — их владельцы получают доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей (бывают займы и беспроигрышные, но сейчас они в РФ не выпускаются); в) беспроцентные (целевые), которые предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется (в частности, государственный беспроцентный целевой заем 1990 г.). Правда, практика выпуска беспроцентных (целевых) займов себя не оправдала, так как государство не успело вовремя погасить свои обязательства, а затем в связи с либерализацией цен выплата по ним стала нереальной и государство до сих пор погашает их с определенными оговорками

5. По методам размещения займы делятся на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Сейчас используются только добровольные займы.

Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также в настоящее время в России не применяются.

6. По форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и т.д.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами, которые за эту услугу взимают комиссионные.

7. По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Сейчас используются займы всех сроков погашения.

На Министерство финансов РФ возложена обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных займов.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки — вторичную. Таким образом, можно сделать вывод, что идет становление и развитие рынка ценных бумаг, который играет большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств. Этот рынок настолько важен, что Указом Президента РФ от 27 февраля 1995 г. Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ была приравнена по правовому статуту к федеральному министерству

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, т.е. ЦБ РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет федерального бюджета.

Банки свободно продают и покупают облигации государственных займов все рабочие дни, кроме периода со дня проведения тиражей выигрышей по день получения официальной таблицы.

Накануне тиража имеющиеся облигации опечатываются, по получении официальной таблицы выигрышей они подвергаются проверке специальной комиссией. Выигравшие облигации изымаются из дальнейшего обращения, выигрыши по ним зачисляются в доход бюджета. На следующий день реализация и покупка облигаций возобновляется. Операции с облигациями процентных займов и казначейскими обязательствами проводятся постоянно.

Контроль за состоянием государственного долга осуществляется представительными и исполнительными органами государственной власти.

Статья 114. Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг

1. Решение об эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг принимается соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного или муниципального долга, установленными в соответствии с настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете, а также с программой внутренних заимствований. Решение об эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации принимается также в соответствии с Программой государственных внешних заимствований Российской Федерации. Объемы эмиссии государственных ценных бумаг в 2000 г. утверждены распоряжением Правительства РФ от 17 февраля 2000 г. N 260-р В решении об эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг отражаются сведения, предусмотренные федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. 2. Условия эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг подлежат регистрации в Министерстве финансов Российской Федерации. 3. Порядок выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также муниципальных ценных бумаг регулируется федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 116-ФЗ статья 115 настоящего Кодекса изложена в новой редакции См. текст статьи в предыдущей редакции   Вопрос 41 Целевые бюджетные фонды. Виды целевых бюджетных фондов. Источники формирования доходов целевых бюджетных фондов и направления использования средств Целевые бюджетные фонды — это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной. Понятие целевые бюджетные фонды» появилось в 1995 г., когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов, и отдельными бюджетными статьями с целевыми поступлениями средств. Целевые бюджетные фонды создаются в бюджетах разных уровней для направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, государственных программ или конкретных регионов. На федеральном уровне они создаются в силу закона о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год, а на региональном уровне — в силу законов о бюджетах субъектов РФ. Не исключена возможность создания аналогичных фондов на уровне муниципальных образований на основании нормативных актов органов местного самоуправления. Особенностью целевых бюджетных фондов является то, что они, как и бюджет, действуют в течение одного года, после чего создаются вновь или прекращают свое существование. Источниками формирования целевых бюджетных фондов являются, как правило, специальные налоги, средства бюджета, иные доходы. Характерной чертой целевых бюджетных фондов, отличающих их от всех остальных, является то, что их доходы и направления расходов учитываются в составе доходов и расходов соответствующего бюджета. Начало образованию бюджетных фондов на федеральном уровне было положено Законом РФ «О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год». В соответствии с этим Законом был образован целевой фонд социальной поддержки северян. Однако достаточно стабильную систему, обновляющуюся из года в год вместе с федеральным бюджетом, целевые бюджетные фонды образовали начиная с 1995 г. Это связано с тем, что начиная с 1995 г. в федеральный бюджет ежегодно консолидируются большинство фондов, которые до 1995 г. являлись внебюджетными. Так, в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1995 год »* в федеральный бюджет были консолидированы: Федеральный дорожный фонд РФ, Федеральный экологический фонд РФ, Фонд социального развития департамента налоговой полиции РФ, Централизованный фонд социального развития Государственной налоговой службы РФ, Фонд развития таможенной системы РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью. Виды целевых бюджетных фондов: - отраслевые (фонды, которые регулируют отдельные моменты, связанные с функционированием какой-то сферы). До 2001 г. в ФБ существовало 9 фондов (федеральный дорожный фонд, федеральный экологический фонд, воспроизводства минерально-сырьевой базы, фонд налоговой полиции). - общерегулирующего назначения (фонды финансовой поддержки территорий и резервные фонды).    

Наши рекомендации