Предприятиями в процессе осуществления сделок купли-продажи.
Финансы – представляют собой экономические отношения, связаны с формированием, распределением и использованием фондовых денежных средств в целях обеспечения условий расширения государственного производства и выполнения функций и задач государства.
Финансы как экономическая категория выражает экономические отношения по поводу производства, распределения и использования ВВП и национального дохода (НД)
Финансы – это неотъемлемое связующие звено между созданием и использованием стоимости ВВП и НД. Появление финансов обусловлено прежде всего развитием товарно-денежных отношений и созданием государства.
Содержание финансов в экономике проявляется в многообразии отношений, к ним принято относить финансовые отношения возникающие между:
Предприятиями в процессе осуществления сделок купли-продажи.
Предприятия и их вышестоящие органы.
Предприятиями и государством при уплате налогов и др. обязательных платежей.
Государством и населением при уплате налогов и сборов, выплате пенсий, пособий, стипендий.
Предприятием и банковской системой при получении и погашении кредитов.
Отдельными звеньями бюджетной системы государства.
Правительством РБ, правительством др. стран и международными финансовыми организациями.
(далее не по конспекту)Объективные предпосылки и возможности использования финансов
Финансы, являясь инструмент второй стадии общественного воспроизводства, могут влиять на все стадии воспроизводства и процесс в целом. Объективные предпосылки влияния связаны с двумя обстоятельствами:
Финансы функционируют во всех сферах общественного производства (производстве, обращении, потреблении)
Финансы обладают потенциальным свойством быть катализатором экономических процессов (что вытекает из распределительной функции).
- Функции финансов и их содержание.
Финансы выполняют 2 основных функции:
-распределительную;-контрольную.
(Все остальные функции выделяемые в др источниках являются производными от распределительной)
Объектами действия распределительной функции являются: ВВП,НД, амортизационные отчисления, часть нац. богатства страны.
Субъекты в распределительном процессе выступают: государство, предприятия, население.
Распределительная функция проявляется в основном при распределении ВВП и НД. ВВП является источником формирования денежных доходов и фондов, его распределение осуществляется, как с помощью цен так и финансовых инструментов, норм, ставок. В результате первого распределения образуется фонд возмещения потребляемых средств производства и НД, вкл з/п работников сферы материального производства и чистый доход предприятия данной сферы. На этом процесс распределения не заканчивается, а начинается процесс перераспределения, часть чистого дохода направляется в гос бюджет в форме косвенных налогов и отчислений из выручки от реализации продукции, а другая часть образует прибыль. В свою очередь прибыль также распределяется, часть поступает в бюджет в форме налога, а остальная остается у экономического субъекта. С помощью распределительной функции финансов, денежные доходы перераспределяются между отраслями экономики, отдельными регионами страны и социальными группами населения.
Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП и НД и целевое использованием денежных средств. Основанием для реализации контрольной функции служит финансовая (бухгалтерская) и статистическая отчетность, а так же нормативно правовая база.
Контрольная функция финансов порождена их распределительной функцией и вытекает из нее.
- Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями.
Действие финансов происходит в тесной взаимосвязи с другими экономическими категориями такими как: «цена», «кредит» и «з/п».
Цена является денежным выражением стоимости товара. Эта конкретная форма выражает финансовые отношения и категории через которые происходит распределение ВВП и НД.
Основные отличительные черты финансов от кредита:
Кредитные ресурсы обладают такими признаками как возвратность, срочность и платность.
Финансовые ресурсы и источники их формирования.
Звенья сферы централизованных финансов используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне. В состав централизованных финансов входят: гос бюджет, внебюджетные и целевые фонды и гос кредит.
Общее управление финансами, а значит и финансовой системой, как впрочем и в др. странах СНГ осуществляется высшим органом законодательной и исполнительной гос власти (парламент, президент и правительство)
Основными задачами МинФина является:
Гос финансы — денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части нац богатства, связанные с формированием фин ресурсов в распоряжении гос-ва и его предприятий и использованием гос средств на затраты по расширению производства, удовлетворение соц-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.
Гос целевые бюджетные фонды аккумулируют установленные законодательством платежи хозяйственных субъектов. Они предназначены для финансирования определенных гос нужд, отраженных в названиях фондов. Аккумулируемые денежные средства выступают в качестве дополнительных источников финансирования и позволяют в определенной степени снять нагрузку с бюджета.
Отдельным звеном финансовой системы является гос кредит, кот отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
Гос консолидированный резервный фонд обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. Данный фонд состоит из общегос-го и региональных гос резервных фондов. Общегос резервный фонд создается за счет средств республиканского бюджета, а региональный – за счет средств местных бюджетов. Гос консолидированный резервный фонд используется для восполнения потерь, наносимых чрезвычайными событиями, катастрофами, авариями. Источником его создания являются средства бюджета.
Финансы предприятий – специфическая часть денежных отношений, возникающих в процессе пр-ва и реализации продукции, и включающих формирование, распределение и использование денежных доходов, обеспечение кругооборота средств в воспроизводственном процессе.
Финансы предприятий разделяют на 2 группы: финансы предприятий сферы материального пр-ва –промышленность, с-х, строительство, транспорт и др. , финансы предприятий непроизводственной сферы.- сфера образования, здравоохранения, культура, физ.и спорт и др.
Функции финансов предприятий:
- воспроизводственная – выражается через финансовые отношения, связанные с распределением чистого дохода предприятий сферы мат пр-ва и формированием фондов производственного назначения, предназначенных для расширенного пр-ва.
- распределительная – происходит первичное распределение ВВП и их последующее перераспределение.
Сущность бюджета реализуется через его функции: мобилизацию денеж средств в руках гос-ва и их использование с целью удовлетворения гос потребностей, а также контроль за своевременностью и полноту финансовых поступлений и эффективностью их использования.
Гос бюджет представляет собой центр звено фин системы. Через гос бюджет образуется и используется общегос централизованный фонд ден средств. С помощью бюджета осуществляется перераспределение части стоимости ВВП и НД на покрытие общегос потребностей. С пом бюджета гос-во мобилизует ден ресусы для организации процесса произв-ва, безвозмездно изымает часть средств предприятий и населения, таким образом создавая общегос фонд ден ресурсов, кот направляется на дальнейшее развитие нар хоз-ва, соц нужды, управление, здравоохр и др цели.
Бюджетное устройство и принципы построения бюджетной системы.
В понятие бюджетное устройство входят организация и принципы формирования системы бюджетов различных органов гос управления. 2 типа бюджетных устройств: унитарное, федеративное.
Консолидированный бюджет представляет собой совокупность всех бюджетов страны (РБ).
Принципы организации бюджетной системы: 1. Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодат. базой и единой бюджетной классификацией. 2,. Полнота достигается включением в них всех налогов, определенных закон-вом РБ, а также иных обязат платежей и поступлений, и в полном размере должны быть осуществлены расходы бюджетов. 3. Реальность означает финансирование расходов исходя из объема реально поступающих доходов средств, привлекаемых для покрытия бюджета. 4. Гласность заключается в доведении до граждан ч/з СМИ хода обсуждения и принятия закона о бюджете на опред финн год.. 5. Самостоятельность всех бюджетов т.е самостоятельно получают доходы и расходуют средства в рамках утвержденных цифр.
Бюджетный процесс регламентирован Конституцией РБ, актами президента РБ, законами РБ, бюджетным кодексом и др правовыми актами, деятельностью гос органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. В составлении проекта бюджета внаиб степени участвуют МинФин и его органы на местах, местн органы исполнит власти и отраслевые министерства и ведомства.
МинФин представляет составленный проект бюджета совместно с др органами гос управления в СовМин РБ. После этого проект бюджета рассматривается в СовМине, где происходят какие-либо коррективы, затем на заседании СовМина – обсуждение проекта, затем проект попадает в парламент.
Доходы бюджета – это денежные поступления, которые централизуются в гос бюджете в результате изъятия части доходов хоз-щих субъектов и населения, а также посредствам взимания установленных платежей и сборов.
Осн источники формирования доходной части бюджета.:
Гос имущество и общегос ресурсы, за пользование кот может взиматься опред плата. 2) обязат платежи физ и юр лиц, взимаемые в виде различных налогов и сборов. 3) привлеченные ресурсы в форме гос займов и доходов от реализации ценных бумаг.
К местным бюджетам республики относятся бюджеты областей, в том числе: областные, городов областного подчинения и бюджеты районов (первичные). В бюджеты районов включаются: районные бюджеты, сельские и поселковые. Местные бюджеты играют значительную роль в расширении местного хозяйства и повышении жизненного и культурного уровня населения, проживающего на данной территории.
Областные бюджеты выполняют две основные функции: 1. финансирование расходов, которые являются общими для всей области. В частности это расходы на содержание областных органов управления, на поддержку национальной экономики по области, строительство и ремонт дорог местного значения, охрану окружающей среды и т.д. 2. выравнивание, которое заключается в том, что часть полученных из республиканского бюджета средств направляется на сбалансирование нижестоящих бюджетов.
На бюджеты первичного уровня (районные, сельские, поселковые) возложено в основном, финансирование социально-культурных мероприятий, благоустройство населенных пунктов, содержание органов местного управления, формирование фондов местного значения и др. Расходы бюджета г.Минска финансируют мероприятия, связанные с выполнением функций областного и базового уровней.
Данный источник широко применяется в РБ путем выпуска Министерством финансов, как государственных краткосрочных облигаций (ГКО), так и долгосрочных облигаций (ГДО). И те и другие реализуются через валютно-фондовую биржу.
В системе гос-кредитных отношений есть понятие «условный гос кредит» - гос-во выступает гарантом по кредитам предприятиям внутри страны, кот предоставляются иностранным инвесторам в местные органы власти или отдельным гос предприятиям РБ.
Функции гос кредита:
1.распределительная – перераспределение стоимости ВВП и части нац богатства посредством гос крелита (гос-во выпускает различные формы казначейских обязательств и реализует их на финансовом рынке населению и субъектам хозяйствования, таким образом, через перераспределение доходов граждан, предприятий и орган-й создаётся соответствующий централизованный фонд).
Регулирующая – сознательное воздействие на общеэкономические и социальные процессы (распространяется на сферы производства(посредством кредита финансируется развитие производства, его модернизация, инновационные мероприятия), занятости населения и денежного обращения(гос кредит позволяет изъять или добавить денежные средства из наличного оборота, тем самым воздействуя на оптимизацию денежной массы и обеспечивая устойчивость нац валюты).
Стимулирующая – проявляется при устойчивых условиях привлечения средств в централизованный фонд(устойчивость обеспечивается выгодностью размещения сбережений в гос ценные бумаги(высокие проценты, возможность их реализации на финансовом рынке), повышающий эконом интерес к ним).
Внутренняя форма гос кредита относится к формированию и использованию централизованного фонда в пределах гос-ва.. Посредством внешних гос займов расширяются финансовые возможности страны и укрепляются её эконом и политич связи с др странами. К внешним займам гос-во прибегает, как правило, при внутренних финансовых затруднениях, приобретении больших партий импортного сырья или осуществлении крупных инвестиционных проектов.
1) Кредитное соглашение (договора), заключенное от имени РБ, как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями и иными нерезидентами РБ.
2) Государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг (облигаций) от имени РБ. Облигационные займы могут быть как внутренние, так и внешние: внутренние – гос краткосрочные облигации(ГКО), гос долгосрочные облигации(ГДО), валютные облигации для населения; внешние – евробонды
Государственный долг - сумма накопленных обязательств государства перед физическими и юридическими лицами (резидентами), иностранными государствами, международными финансовыми организациями и иными субъектами международного права.
Государственный долг подразделяется на внешний и внутренний в РБ и РФ.. Внутренний долг - отражает общую сумму долговых обязательств перед резидентами. Внешний долг - представляет непогашенное обязательство резидентов РБ перед нерезидентами. Гос долг м.б. как долгосрочным(срок погашения свыше 1 года) и краткосрочным. В основной долг не вкл. Начисленные по займу проценты и другие платежи. Их относят к понятию обслуживание гос долга.
Управление гос долгом РБ представляет собой деятельность ос-ва по оптимизации его структуры и стоимости обслуживания. Важная роль принадлежит Министерству финансов. В составе этого министерства является главное управление, финансирование внешнеэкономических связей и внешнего долга, гл управление регулир гос займов и ден-кредит сферы.
Отношение внешнего гос долга к ВВП не должно превышать 50-60%.
Финансовая политика-часть экономической политики гос-ва, имеет целевую направленность, а свое практическое воплощение осуществляет через финансовый механизм, его инструменты и рычаги.К этим рычагам относятся: прибыль, амортизационные отчисления, цена, дивиденды, процентные ставки, лимиты, нормы, нормативы.
Фин. стратегия – долговременный курс фин. политики государства, определенный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач в целях соц-эк. развития страны. Фин. тактика – комплекс мероприятий, направленных на решение задач конкретного этапа развития гос-ва на основе разработанной финансовой стратегии.
Финансовая стратегия и финансовая тактика взаимосвязаны. Стратегия создает условия для решения тактических задач, а также выявляет решающие участки развития и приводит в соответствие со способами и формами организации финансовых отношений и взаимосвязей. Финансовая тактика позволяет в более сжатые сроки и с наименьшими затратами решать задачи финансовой стратегии. Фин. тактика содержится в Законе о бюджете на основной год и в основных направлениях денежно-кредитн. политики.
Основные направления фин. стратегии РБ: 1.обеспечение устойчивого эк-го развития, позволяет повысить реальные доходы населения; 2.снижение налоговой нагрузки; 3.повышение эффективности гос. расходов, сокращение дефицита гос. бюджета; 4. конц. бюджетных средств с целью реализации гос.программ; 5.оптимизация и совершенствование управления гос.долгом; 6.привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор эк-ки. Фин. стратегию в РБ определяет целый ряд органов гос. управления: парламент, правительство (минфин, мин. по налогам и сборам).
Финансы предприятия – специфическая часть денежных отношений, возникающих в процессе производства и реализации продукции, и включает формирование, распределение и использование денежных доходов, обеспечение кругооборота средств в воспроизводственном процессе.
Функции финансов предприятия:
Воспроизводственная – выражается через финансовые отношения, связанные с распределением чистого дохода предприятий сферы материального производства и формированием фондов производственного назначения, предназначенных для расширения воспроизводства предприятия.
Распределительная – по средствам ее происходит первичное распределение стоимости ВВП, формир. на ее основе первичных доходов и их перераспределение как на уровне предприятия, так и на уровне гос-ва в целом.
23. Организация и содержание финансовой работы на предприятии.
Финансы предприятий – это специфическая часть ден. отношений, возникающих в процессе производства и реализации продукции и включающие формирование, распределение и использование ден. доходов, обеспечение кругооборота средств в воспроизводственном процессе.
На крупных отечественных предприятиях для этого создаются фин-е управления или фин-е отделы. На средних предприятиях могут созд-ся фин-е отделы или фин-е гуппы в составе бхгалтерии. На малых предприятиях фин-я работа возлагается на бухгалтерию и отвечает за неё, в первую очередь, гл-ый бухгалтер.
Основные задачи финансовой службы:
- Обеспечение ден-ми ср-вами текущих затрат и инвестиций;
- Выполнение обязательств перед бюджетом;
- Выполнение обязательств перед банками и другими субъектами хоз-ния и работниками;
- Фин-вое план-ние.
Обоснование финн стратегии охватывает определение методов и объёма аккумуляционного капитала и конкретных источников его формирования; установление приоритетов финансирования оптимальных инвестиционных проектов; предвидение будущих результатов.
Стратегия предприятия может быть:
- Консервативная
- Активная
- Умеренная
При консервативной стратегии финансирование текущей и инвестиционной деятельности осуществляется в основном за счёт собственных ресурсов. В этом случае обеспечивается сокращение степени задолженности, риска и затрат на привлечение заёмного капитала.
Активная фин стратегия хар-ся в значит-ой степени испол-ем заёмного капитала => более высокую степень риска. Такую политику проводят в бол-ве случаев при фин-нии высокорентабельных проектов (инвестиц-х пр-в), предполагая получение крупных ден-х поступлений.
При умеренной стратегии одновременно действуют эл-ты как консрват-й, так и активной стратегии. Как правило, решающими источниками фин-ния явл-ся собственные ср-ва, но в необходимых случаях предприятия привлекают и заёмные рес-сы с учётом условий их привлечения.
Сущ-ют общие правила, которые должны быть учтены при формировании рацион-ой тактики управления финансами. К ним отн-ся:
- Сбор и обработка экон-ой инф-ции для экон-ой диагностики финн-ого состояния предприятия;
- Установление важнейших критериев и задач для достиж-я целей;
- Разработка многовариантных расчётов и последующий выбор оптим-ого варианта.
Различают собственный и заемный капитал. В эконом. Лит-ре комбинацию собственного и заемного капитала в виде их соотношения называют структурой капитала. Структура капитала также может включать средства, вложенные в основные фонды, нематериальные активы, оборотные производственные фонды и фонды обращения.
Основные фонды многократно используются в хоз. процессе. При этом они сохраняют свою натурально-вещественную форму. Стоимость основных средст переносится на готовый продукт частями по мере их износа. Ден.ср-ва, соответствующие износу основных ср-в, отражаются в фонде амортизации.
Нематериальные активы предст. собой вложение финансовых ресурсов в нематериальные объекты, в том числе имущественные права, на объекты промышл. собственности, прогр-ое обеспечение для компьютеров, на объекты интеллект.собственности, вытекающие из лицензионных и авторских договоров. Особенностями нематер. активов явл. отсутствие материально-вещ-ой структуры и сложность определения их стоимости.
Оборотные средства предст. собой ср-ва, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения. При этом оборотные производственные оборотные фонды включают в себя производственные запасы, незавершенное производство и др.
Собственный капитал состоит из уставного фонда, добавочного и резервного фонда и нераспределенной прибыли. Мин. размер уставного фонда установлен в законодательном порядке для акционерных обществ и измер. в базовых величинах (для ОАО – 400, ЗАО – 100).
Резервный капитал – это страховой фонд предприятия, предназначенный для покрытия непредвиденных убытков и выплаты доходов инвесторам в случае, когда на эти цели не хватает прибыли. Резервный капитал формируется за счёт остатков других фондов, создаваемых на предприятии, а также за счёт отчислений от прибыли в установленном размере.
В зависимости от времени использования банковские кредиты делят на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные – на срок до 1 года включительно. Их выдают как правило на покрытие текущих потребностей предприятия (формир-е производственных запасов, сезонные нужды и т.д.). Долгосрочные кредиты – на срок более 1 года. В основном на финансир-е инвестиционных проектов и расширение хоз. деят-ти предприятия.
Коммерческий кредит предоставляется в форме отсрочки оплаты за отгруженные материальные ценности на определённое время. В отличие от банковского кредита заёмщиком выступает производитель товара, а его получателем – его покупатели. Оплата за данный кредит, как правило, включается в цену отгруженной продукции и увеличивает его стоимость.
Главной целью использования факторинга является обеспечение непрерывности денежных потоков, что достигается посредством перенесения задолженности покупателя нафактора, который перечисляет предприятию определённую сумму денежных средств.
Суть факторинга закл. в том, что производитель продает свою зад-ть соотв. фирме, которая обязана взыскать эти обязательства. Не дожидаясь их погашения фактор перечисляет факторанту, установленную договором сумму (обычно это 75-90%), стоимости приобретенных долгов. Факторан – производитель товаров или их продавец. Фактор – фирма или коммерческий банк, кот.приобретают задолженности за реализованную продукцию и перечисляют договоренную сумму факторанту. Должник – покупатель продукции, который ее еще не оплатил. Виды: полный и частичный.
Полный – риск непогашения задолженности принимает на себя фактор. Частичный – фактор приобретает задолженность на установленных условиях. В случае неплатежеспособности покупателя он может перенести непогашенные обязательства обратно на факторанта. Разновидностью факторинга является форфейтинг, который используется в международных расчётах. А также во внутреннем обороте при значительных объёмах трансакций с повышенной степенью риска.
Франчайзинг выступает особым видом сотрудничества, основанным на предоставлении платных услуг крупными фирмами другим предприятиям. Франчайзинговые услуги осуществляются в виде продажи новых технологий, фирменных знаков и т.д.
28. Цена капитала и способы ее определения
Цена капитала - это плата за использование того или иного источника финансирования предприятия, причем не только заемного, но и собственного капитала. Каждый из таких источников имеет цену. Она выражается в процентах к величине используемого капитала. По отношению к собственному капиталу цена - это дивиденды акционерам, издержки, связанные с эмиссией акций, и т.п. Цену капитала не следует отождествлять со стоимостью предприятия или стоимостью имущества предприятия. Для одних видов капитала его цена достаточно четко выражена, для других ее необходимо рассчитывать. Цена капитала показывает минимально допустимый уровень доходности операций хозяйствующего субъекта. Цена капитала дает возможность обосновывать принимаемые инвестиционные решения, определять финансовые издержки, оптимизировать структуру капитала и др. Различают цены собственного капитала, привлекаемого за счет внутренних и внешних источников. Цена капитала зависит от многих факторов. Это спрос и предложение капитала, уровень конкуренции на финансовых рынках, степень развития финансовых рынков, уровень риска финансовых активов и др. Цена капитала связана с его рентабельностью. Последняя должна быть выше цены капитала, иначе его использование теряет смысл. Цена капитала является одним из критериев осуществления инвестиционных проектов.
Оптимизация структуры капитала предполагает такое соотношение собственного и заемного капитала, при котором обеспечивается наиболее эф-ная взаимосвязь между рентабельностью собственных средств и задолженностью предприятия. В мир.практике исп-ся ряд инструментов для регулир структуры капитала, среди которых особенно важное место занимает финансовый рычаг.
Положительный эффект финансового рычага достигается за счет использования заемных средств, уровень затрат на которые ниже, чем рентабельность собственного капитала. Это становится возможным в тех случаях, когда банковские кредиты или другие виды заемных средств привлекаются на выгодных условиях.
ЭФР=(1-Снп)*(ЭР-СП)*(ЗС/СС), где
СНП - ставка налога на прибыль
ЭР - рентабельность активов
ЗС - сумма заемных средств
СС- собственные средства
Внеоборотные активы - ресурсы долгосрочного действия, используемые в основном для технической базы, обеспечивающих реализацию производственных и хозяйственных задач. Они включают в себя: основные фонды, нематериальные активы. Долгосрочные инвестиции.
Основным источником воспроизводства основных фондов являются капитальные вложения (часть ВВП, а также иностранные инвестиции, направляемые на создание и обновление основных фондов).
Внеоборотные активы участвуют в процессе производства и поэтому постепенно переносят свою стоимость на новый продукт. Стоимость этих активов на начало и конец года отражается в балансе предприятия в разрезе важнейших их видов. Решающая часть внеоборотных активов выступает в форме основных фондов (здания, оборудование),которые в зависимости от назначения делятся на производственные и непроизводственные.
31. Сущность капитальных вложений, их структура Осн. источником воспр-ва основных фондов явл. капит. вложения.Кап. вложения – часть ВВП, а также иностранные инвестиции, направляемые на создание и обновление осн. фондов. По эконом. содержанию кап вложения -часть общественного продукта (главным образом фонда накопления), направляемую на воспроизводство основных фондов.По форме же кап вложения выступают в виде денежных средств, которые идут на кап строительство,приобретение оборудования и других средств труда,входящих в состав основных фондов.Кап вложения осущ. гос-во, юр. и физ. лица.Кап вложения определяют развитие материально-технической базы гос-ва; они необходимы для увеличения производственных мощностей пром., с/х и др. видов деятельности, ускорения темпов научно-технического прогресса.Кап вложения, являясь основой развития материально-технической базы хозяйствующих субъектов, служат фактором усиления их независимости в условиях рынка,а государства — укрепления обороноспособности.Вложения в жилищное и социально-культурное строительство(строительство жилых домов, школ, вузов, больниц, детских учреждений и т. д.) непосредственно служат удовлетворению социальных потребностей народа. Кап.вложения -совокупность общественно необходимых затрат, связанных с созданием и обновлением осн. фондов, предназначенных для развития отраслей народного хозяйства и удовлетворения соц. потребностей населения. Кап вложения явл. более широким понятием, чем капитальное строительство. Часть капитальных вложений осуществляется, минуя стадию строительства, например,затраты на приобретение транспортных средств, с/х техники, технологического оборудования. Кап вложения классифицируют по ряду признаков.По признаку целевого (отраслевого) назначения будущих объектов выделяют:• строительство объектов производственного назначения;• строительство объектов с/х назначения;• строительство объектов транспорта и связи;• жилищное строительство;• геологоразведочные работы;• строительство объектов соц сферы (учреждений здравоохранения, образования, культуры, торговли и др.).По формам воспроизводства осн. фондов:а) на новое строительство;б) на расширение действующих предприятий;в) на техническое перевооружение и реконструкцию.По источникам финансирования:• на централизованные;• на нецентрализованные.По технологическому признаку:а) на строительные и монтажные работы;б) на приобретение машин и оборудования;в) на проч. кап работы и затраты.Структура кап вложений:1)воспроизводственная структура (новое строительство, техническое перевооружение, расширение);2)технологическая стр-ра (проектно-изыскательные работы, проектно-конструкторские работы, приобретение оборудования, монтажные и пуско-наладочные работы);3)отраслевая стр-ра (промышленность, строительство, с/х и т.д.).Роль капитальных вложений проявляется в следующем:1. Кап.вложения явл. главным фактором создания осн. фондов, реконструкции и расширения действующих предприятий, технического перевооружения предприятий.2.осущ.регулирование пропорций и темпов развития осн.фондовотдельных производств и отраслей хозяйства.3.решаются проблемы соц характера (строительство жилья, учреждений образования, здравоохранения, культуры).4. осущ.регулирование развития всех эконом. районов страны.5. покрывают расходы на проектные и проектно-изыскательские работы.
32. Источники финансирования капитальных вложений М.б. собственные средства (чистая прибыль, амортизационные отчисления, акционерный капитал), заемные средства (банковские кредиты, бюджетные ссуды, эмиссия облигаций и др.), иностранные инвестиции и т.д.Важнейшим документом, позволяющим определить целесообразность капитальных вложений, явл. инвестиционный бизнес-план.
Осн. источником финансирования кап вложений в индустриально развитых странах с развитой рыночной экономикой явл. собственные средства корпораций в форме нераспределенной прибыли и амортизации осн. капитала. Они дополняются определенной долей доходов от продажи собственных ценных бумаг (акций и облигаций) и кредитов, полученных с рынка ссудного капитала.Эффективность самофинансирования и его уровень зависят от удельного веса собственных источников в общем объеме финансовых ресурсов корпорации. В международной практике для финансового обеспечения перспективных проектов используют следующие источники финансирования:■средства частных компаний (корпораций) и индивидуальных инвесторов;■возможности мирового фондового рынка;■ кредиты международных финансово-кредитных организаций (МВФ, Мирового банка, Европ. банка реконструкции и развития и др.);■ кредиты международных экспортных агентств;■ кредиты национальных коммерческих банков и т.д.Ни один из перечисленных источников не является единственно возможным. Для многих крупных проектов целесообразно привлекать комбинированные (смешанные) источники финансирования. Инвестиционный процесс предполагает отвлечение значительной части ВВП от текущего потребления на цели накопления. Инвестиц. ресурсы исключаются из расширенного воспр-ва на весь период до ввода в действие производственных мощностей и объектов. В дальнейшем вложенные средства возвращаются инвестору (застройщику) в процессе эксплуатации объектов строительства (за счет выручки от продажи товаров). Большая длительность инвестиц. цикла и высокая стоимость строящихся объектов требуют выделения специальных ресурсов (материалов, оборудования и др.), экономический оборот которых опосредуют денежные средства.Источ. финансирования реальных инвестиций (капитальных вложений) тесно связаны с системой финансово-кредитных отношений, возникающих на микроуровне между участниками инвестиц. процесса — застройщиками, подрядчиками, банками, гос-вом и иными субъектами.
33. Инвестиционный бюджет предприятия и его значение в реализации финансовой политики Важнейшим документом, позволяющим определить целесообразность кап вложений, явл. инвестиц. бизнес-план.В бизнес-плане содержатся все осн. аспекты инвестиционного проекта, анализируются проблемы, с которыми может столкнуться предприятие и способы их решения, обосновываются источники для реализации инвестиц. проекта, его экономическая эффективность, анализируются также возможные риски и пути их минимизации.В соответствии с инвестиц. бизнес-планом, для реализации каждого конкретного реального инвестиц. проекта разрабатываются инвестиционные бюджеты и календарный график реализации инвестиц. проекта. Инвестиц. бюджет разрабатывается на период до 1 года и отражает все поступления и расходы средств, связанные с реализацией данного инвестиц. проекта, для реализации кот.предприятие должно располагать необходимым объемом финансовых ресурсов.
Основой успешного экономического развития является функционирование стабильной финансовой системы, соответствующей уровню развития производительных сил и общественных отношений. Фин политику коммерческого предприятия нельзя рассматривать в отрыве от фин политики гос-ва. Фин политика предприятия существенно зависит от приоритетов госуд. фин политики, ее обоснованности и реальности.Каждое гос-во для реализации поставленных целей, функций и задач разрабатывает соответствующую фин политику:* выработку научно обоснованных концепций развития финансов;
* определение осн. направлений исп. финансов на текущий период и на перспективу;* осущ.практических действий, направленных на достижение поставленных целей.Целью финансовой политики явл. наиболее полная мобилизация фин. ресурсов, необходимых для удовле<