Основные принципы организации финансов в страховании.

Основным источником организации финансов страховщика является страховой взнос (страховая премия)страхователя. Общий сбор премии должен обеспечить страховщику беспере­бойное выполнение своих обязательств перед страхователями по возмещению убытков, покрытию расходов на ведение дела и получению прибыли. Кроме взносов по прямому страхованию страховщики получают страховые премии по операциям сострахования и перестрахования, которые также являются пер­вичным доходом страховой организации.

Сущность страхования составляет образование за счет взно­сов страхователей специальных денежных фондов, имеющих целевое назначение. Страховые резервыносят обязательный характер, это основа финансовой устойчивости и гарантия пла­тежеспособности страховщика. Резервы, назначение которых вытекает из экономической сущности категории страхования, имеют специфику на стадии формирования и использования.

В отличие от других отраслей, где выручка представляет ре­зультат реализации произведенной продукции — последний этап всего производственного цикла, в страховании взносы (премии) уплачиваются потребителями услуги вперед, как бы авансом, часто за весь срок действия договора страхования. Данная особенность в страховом деле получила название ин­версии (перестановка) цикла страховой организации. Фор­мирование страховых (технических) резервов происходит с по­мощью средств вычислительной техники, при использовании актуарной математики, математической статистики и с учетом теории вероятностей. В связи с различиями в распределении риска, разнообразием методики расчета и вариативностью структуры страхового тарифа (как источника формирования) исчисление технических резервов производится по-разному для рисковых видов страхования и страхования жизни. Во вто­ром случае формируются математические резервы.

Технические резервы по своей экономической сущности яв­ляются средствами страхователей и имеют строго целевое на­значение — для страховых выплат по принятым обязатель­ствам при наступлении страховых случаев. Они не подлежат изъятию в бюджет, а обязательность страховых резервов за­крепляется в законодательном порядке. На практике формиру­ются в основном следующие виды технических резервов: неза­работанной премии; заявленных, но не урегулированных убыт­ков; произошедших, но не заявленных убытков; катастроф; ко­лебаний убыточности. Размер технических резервов должен быть достаточным для покрытия принятых обязательств. Стра­ховщики, не соответствующие этому требованию, вынуждены прекращать свою деятельность.

Наряду со страховыми техническими и математическими резервами страховщики формируют фонд предупредитель­ных (превентивных) мероприятий. Он предназначен для фи­нансирования мероприятий, которые создают условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья граждан, предупреждаю­щие повреждение и гибель застрахованного имущества. Кроме того, страховщики в соответствии с уставом формируют фонды, необходимые для хозяйственной деятельности: уставный, ре­зервный, накопления и потребления, амортизационный.

В страховании могут также создаваться резервы за счет чис­той прибыли, однако они не связаны со страховой деятельнос­тью, являются собственным капиталом и используются стра­ховщиком на приватные нужды.

В условиях цивилизованного страхового рынка страховые резервы представляют собой важный элемент финансовых га­рантий наряду с собственным капиталомстраховщика. Доста­точные страховые резервы необходимы страховщику для по­крытия страхового риска, а собственный капитал — для гаран­тии выполнения обязательств в изменившихся экономических условиях (инфляция, девальвация, свободная конкуренция, изменение рыночной конъюнктуры и т.д.). Собственный капи­тал страховщика включает в себя: уставный фонд, резервный и добавочный капитал, фонды накопления и потребления, нерас­пределенную прибыль.

Уставный фонд формируется страховыми организациями в соответствии с законодательством, а также учредительными до­кументами. Величина его определяется уставом и страховым законодательством. К моменту регистрации страховой органи­зации уставный фонд должен быть обязательно оплачен. Кроме денежных средств в национальной валюте вклад в уставный фонд может вноситься в иностранной валюте и имуществом.

Обязательным условием для акционерного общества и од­ним из требований законодательства является создание резерв­ного фонда за счет чистой прибыли путем отчислений в разме­рах, установленных законодательством.

Фонды экономического стимулирования (фонды накопле­ния и потребления) формируются из чистой прибыли, если это предусмотрено уставом страховщика. Их создание вызвано не­обходимостью строгого учета и контроля средств, направляе­мых на развитие страховой организации, приобретение иму­щества, материальное поощрение коллектива и т.д. Практика показывает, что ненормированное расходование средств стра­ховщика на эти цели (например, финансирование строитель­ства дорогостоящего офиса, большие социальные выплаты кол­лективу и т.д.) приводит к нехватке средств для основной, стра­ховой, деятельности, т.е. к финансовой неустойчивости. Умень­шить риск возникновения подобных ситуаций и призваны данные фонды.

В целях активизации инвестиционной деятельности и соз­дания условий, благоприятных для обновления и технического перевооружения основных фондов, страховые организации соз­дают амортизационный фонд. Он может использоваться как источник инвестирования для обновления и технического пере­вооружения основных фондов.

Как уже отмечалось, в распоряжении страховщика находят­ся значительные суммы временно свободных от обязательств средств, которые концентрируются в течение длительного вре­мени и могут быть инвестированы в целях получения дополни­тельного дохода. Эффективное управление данными страховы­ми резервами не только укрепляет финансовую устойчивость страховщика, но и гарантирует его прибыльность.

Страховые организации в состоянии мобилизовывать значи­тельные финансовые ресурсы, что превращает страхование в стратегический сектор экономики, способный участвовать в ее развитии посредством инвестиций. Мобилизация накоплений частного сектора с последующим переливом их в национальную экономику стимулирует развитие внутреннего рынка капита­лов и служит мощным антиинфляционным фактором, так как изымает наличность из денежного обращения. Именно по этой причине инвестиционная деятельность страховых организаций достаточно жестко регулируется государством практически во всех странах мира.

Размещение страховых резервов осуществляется на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.

Диверсификация означает вложение средств в различные по назначению и срокам окупаемости объекты для максимального снижения вероятности их потерь при возможном банкротстве отдельных фирм, падении курса ценных бумаг и т.д. Диверси­фикация предполагает рассеивание инвестиционных рисков, их дробление, чтобы обеспечить устойчивость инвестиционного портфеля страховщика.

Возвратность подразумевает максимальную надежность раз­мещения средств, гарантирующую их возврат в полном объеме.

Прибыльность (рентабельность) связывается с получением постоянного и достаточно высокого дохода, позволяющего со­хранять реальную стоимость вложенных средств в течение все­го времени инвестирования.

Ликвидность — это быстрое превращение объектов инвес­тирования в ликвидные средства (деньги). Страховая организа­ция должна в любой момент иметь в наличии необходимую сум­му денег, чтобы своевременно возместить убытки при наступле­нии страховых случаев.

Набор инвестиционных объектов, в которые страховая орга­низация могла бы вкладывать свои средства, зависит от степе­ни развития рынка капиталов. Если страна не имеет высокораз­витого рынка капиталов, количество инвестиционных объек­тов весьма ограниченно.

Следует отметить, что на практике порядок инвестирования страховых резервов страховщиками, занимающимися страхо­ванием жизни, несколько отличается от порядка инвестирова­ния резервов по иным видам страхования.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, основ­ным источником получения прибыли для страховой организа­ции является инвестиционная деятельность, позволяющая получать дополнительные доходы для предоставления льгот страхователям, укрепления устойчивости страховщика и обес­печения гарантий по выполнению обязательств. Несмотря на то, что цели страховой и инвестиционной деятельности различ­ны, они не исключают, а дополняют друг друга и органически взаимосвязаны. Инвестиционная деятельность становится воз­можной потому, что страховщики формируют страховые резер­вы путем аккумулирования страховых премий, т.е. страховые резервы являются источником инвестирования.

44.Экономическая сущность и назначение социальной защиты населения.

Сущность социальной защиты населения заключается в принятии системы мер по укреплению статуса экономически и социально слабых граждан, ориентированных на соблюдение принципа равноправия. Важнейшим приоритетом системы со­циальной защиты является поддержка в первую очередь нетрудоспособных граждан. С этой целью формируются и использу­ются специальные денежные фонды. В странах с рыночной эко­номикой социальная защита основывается на многосторонней ответственности — государства, негосударственных структур, общественных объединений — за формирование и целевое ис­пользование специализированных фондов (пенсионных, соци­альной защиты, социального обеспечения и др.).

Содержание социальной защиты зависит от исторических и национальных условий формирования социально-экономичес­кой политики конкретного государства, поэтому его трактовка в международной теории и практике не однозначна. В одних странах это понятие достаточно широкоаспектно и охватывает все меры, связанные с созданием и функционированием соци­альной сферы в целом, в других — соотносится с помощью боль­ным, инвалидам и пенсионерам, в третьих — подразумевает обеспечение неработающих и т.д.

В мировой практике обе системы реализуются в различных вариантах либеральной, социально-демократической и консервативной моделей социальной защиты. Общими для них являются принцип самообеспечения, согласно которому все гражда­не трудоспособного возраста обязаны зарабатывать на себя, и гибкая система социальных гарантий на случай болезни, ин­валидности, ухода на пенсию, потери кормильца и т.п.

К сфере социальной защиты населения относятся понятия социального обеспечения, социального страхования, социальной помощи, попечительства и социального обслуживания. В лите­ратуре не сложилось однозначной их трактовки, а отдельные авторы ставят между ними знак тождества. Однако каждое из понятий несет специфическую смысловую нагрузку.

Под социальным обеспечением следует понимать установ­ленную государством систему материальной поддержки граж­дан, оказавшихся в трудном положении (по старости, в резуль­тате полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, по многодетности и т.д.). Социальное обеспече­ние — это часть финансов, используемых государством как эко­номический инструмент распределения средств для содержа­ния и обслуживания нетрудоспособных членов общества, про­цесс социальной защиты населения. Оно осуществляется в фор­мах социального страхования, социальной помощи, попечи­тельства и социального обслуживания.

Таким образом, социальное обеспечение представляет про­цесс социальной защиты, а социальное страхование, социальная помощь, попечительство и социальное обслуживание — его формы.

Каждой из стран присущ определенный набор перечислен­ных форм социальной защиты населения и регламентирующие их законы. Однако социальное страхование является домини­рующим в государствах с рыночной экономикой.

Сущность социального страхования заключается в том, что финансирование социальных выплат осуществляется за счет аккумулируемых в специальном фонде взносов из фонда оплаты труда работодателей и из заработной платы рабо­тающих. Причем в одних странах страхование носит накопи­тельный, в других — солидарный, в третьих — смешанный ха­рактер. В первом случае при утрате заработка страхуемые полу­чают компенсацию, размер которой соотносится с величиной их прежней заработной платы с учетом уплаты предваритель­ных взносов. Такой принцип построения системы социального обеспечения считается справедливым во многих странах. При солидарном характере страхования работающие содержат не­трудоспособных .

Социальная помощь (за рубежом ее называют обществен­ным вспомоществованием) оказывается тем, кто не может зара­батывать сам, является нетрудоспособным или имеет на ижди­вении детей. Она реализуется в виде пособий адресного харак­тера, финансируемых за счет налогов независимо от сделанных ранее взносов. При этом выплата пособий сопряжена с выявле­нием малообеспеченных (бедных) граждан на основе бюджета прожиточного минимума и определением размеров пособий по нуждаемости.

Под бедностью обычно понимают постоянное отсутствие средств, необходимых для обеспечения удовлетворительного образа жизни, приемлемого в данном обществе на определен­ном историческом этапе. Всемирный банк в своем подходе рас­сматривает бедность в двух аспектах: а) как производное от не­достаточности доходов; б) как отсутствие ряда основных воз­можностей: хорошо питаться и быть здоровым; вести здоровую репродуктивную жизнь, получать образование и знания.

Для каждой страны специфичны показатели: а) бедности по доходам; б) бедности по возможностям. Нет и единой методоло­гии определения бедности. В мировой практике наиболее из­вестны и применяемы следующие методы:

• нормативный (учитываются нормы питания или минимальная потребительская корзина);

• статистический (бедными считаются либо 10—15 % первых по размерам получаемых душевых доходов в общем ряду распределения населения, либо иная часть этого ряда);

• стратификационный (к бедным относят людей априорно ограниченных в возможностях самообеспечения);

• эвристический (исходя из общественного мнения или с позиций самого респондента определяется недостаточность уровня жизни);

• экономический (категория бедных определяется исходя из возможностей государства поддерживать их материальную обеспеченность).

Попечительство в отличие от социальной помощи ориен­тировано на индивидуальную нуждаемость. Оно осуществляет­ся органами опеки за счет бюджетных ассигнований, пожертво­ваний и спонсорской помощи.

Социальное обслуживание — это деятельность юридичес­ких и физических лиц по оказанию социальной поддержки и материальной помощи, предоставлению бытовых, медицин­ских, психолого-педагогических и правовых услуг, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Оно осно­вано на принципах адресности, гуманизма, социальной спра­ведливости и равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности.

В систему социального обслуживания входят: государствен­ные органы, осуществляющие управление в данной области; центры социального обслуживания различных категорий насе­ления (семей, детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и т.п.); социально-реабилитационные центры и при­юты; специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы); центры психолого-педиатрической помощи, соци­альной помощи на дому, а также временного пребывания и пат­ронажа; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневроло­гические интернаты и др.); геронтологические центры; органи­зации, изготавливающие средства реабилитации; реабилитационно-трудовые мастерские; физические и юридические лица, предоставляющие социальные услуги в пределах своей компе­тенции в соответствии с законодательством.

Социальное обслуживание осуществляется на безвозмезд­ной и возмездной договорной и недоговорной основе за счет средств бюджетов, специальных фондов, а также из средств, по­лучаемых от платы за предоставление социальных услуг, за счет благотворительных взносов и спонсорства юридических и физических лиц.

Схематично финансовый механизм социальной защиты на­селения показан на рис. 12.1.

Основные принципы организации финансов в страховании. - student2.ru

45.Экономическое содержание и назначение социального страхования.

Социальное страхование

В экономическом аспекте страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования цен­трализованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для возмещения ущерба, оказания помощи или для социального содержания в связи с наступлением определенных событий. Оно выступает в двух обособленных формах — социального страхования и страхова­ния определенных объектов в связи с непредвиденными и чрез­вычайными событиями. В Республике Беларусь страхование регламентировано законами «Об основах государственного со­циального страхования» и «О страховании» (1993 г.).

Социальному страхованию присущи следующие признаки:

• страховые взносы являются централизованными доходами государства (внебюджетные фонды относятся к государственной форме собственности, порядок установления и уплаты взносов регламентирован государством) или доходами негосударственных специализированных фондов;

• страховые взносы представляют собой обязательный платеж: а) из фонда оплаты труда работодателей; б) заработной платы работников; в) суммы сокрытых, заниженных или не внесенных в установленный срок платежей (взыскиваются в принудительном порядке);

• страховые взносы, аккумулируемые в специальных фондах, используются целенаправленно;

• страховым взносам присущ возвратный характер, при этом возвратность может быть адекватна или не адекватна уп­лаченным суммам — в зависимости от существующей в государстве модели социальной защиты;

• привлекаемые страховые взносы могут быть обезличены либо персонифицированы;

• временно свободные средства могут инвестироваться для получения дополнительных доходов.

Организация социального страхования базируется на прин­ципах: всеобщности; универсальности; комплексности; само­управления; гарантированности пособий, пенсий и других вы­плат в соответствии с законодательством; равенства граждан в праве на социальное страхование; дифференциации условий и размеров пенсий, пособий и др. В странах с рыночной экономи­кой к ним добавляется принцип самоокупаемости.

Система социального страхования может быть как государ­ственной, так и негосударственной, но в обоих случаях она предназначена для обеспечения, восстановления и сохранения трудоспособности работников, а также обеспечения нетрудо­способных лиц. Материальной основой при этом выступают специализированные фонды денежных средств.

Образование фондов государственного социального страхо­вания осуществляется в соответствии с требованиями объек­тивных законов расширенного воспроизводства. Отношения по поводу формирования и использования данных фондов опосре­дуют распределение национального дохода, аккумуляцию его частей в специализированных фондах. Субъектами отношений выступают государство, предприятия и организации различ­ных форм собственности, население.

Вместе с тем указанные распределительные отношения обу­словлены спецификой социального страхования — наличием первичного и вторичного распределения. Первичное распреде­ление осуществляется в процессе формирования фондов за счет отчислений от доходов предприятий и организаций; вторич­ное — при поступлении в специализированные фонды социаль­ной защиты и последующем использовании средств из государ­ственного бюджета и из заработной платы работников.

По государственному социальному страхованию застрахо­ванные граждане обеспечиваются:

1) пенсиями по возрасту, инвалидности, потере кормильца, за выслугу лет;

2) пособиями и компенсациями в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;

3) пособиями:

• по болезни и временной нетрудоспособности;

• беременности и родам;

• безработице;

• в связи с рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста;

• на погребение;

4) выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением.

Особого внимания заслуживает порядок финансирования услуг системы социального страхования. Здесь могут быть два варианта: во-первых, за счет выделения средств из бюджета, во-вторых, за счет специальных взносов (из зарплаты граждан или за счет отчислений предприятий-нанимателей).

В пользу финансирования из бюджета говорит тот факт, что формирование доходов бюджета происходит за счет физичес­ких и юридических лиц, а значит, все общество принимает участие в финансировании системы соцобеспечения. Против этой системы выступает тот факт, что в период кризисов нало­говые поступления сокращаются, а потребность в финансирова­нии социальной защиты возрастает.

♦ В Республике Беларусь система социального страхования в настоящее время представлена двумя фондами: Фондом социальной защиты населения и Государственным фондом содействия занятости. С 1999 по 2002 г. функционировал внебюджетный Фонд социальной защиты молодежи.

Фонд социальной защиты населения (ФСЗН)был образо­ван в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 г. № 2367-ХП на базе пенсионного фонда и фонда социального страхования. Он функционирует с 01.07.1993г., являясь самостоятельной финансово-кредитной организацией при Министерстве труда и социальной защиты. До 2003 г. (включительно) ФСЗН оставался внебюджетным фондом, а с 01.04.2004 г. его денежные средства вошли в состав бюджета.

В своей деятельности ФСЗН опирается на Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхова­ния», вступивший в силу с 01.04.1995 г.

Главными задачами фонда являются:

• финансирование расходов на пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

• сбор страховых взносов;

• расширенное воспроизводство средств фонда на принципах самофинансирования;

• международное сотрудничество в области социального страхования.

Контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой поступления платежей в фонд осуществляется Ми­нистерством по налогам и сборам Республики Беларусь и его ор­ганами на местах. Контроль за расходованием средств фонда по целевому назначению возложен на Министерство финансов страны, местные финансовые органы

46.Экономическое содержание и назначение медицинского страхования.

Медицинское страхование составляет часть социальной инф­раструктуры и необходимо для защиты от риска высоких материальных издержек в случае временной или постоянной утраты здоровья при нехватке личных или бюджетных средств. Человек, потерявший здоровье, часто несет большие расходы на лечение. Для их покрытия медицинское страхование допол­няет определенный, гарантируемый государством уровень ме­дицинского обслуживания за счет бюджетных или внебюджет­ных средств.

Во второй половине XIX в. стали создаваться общества (кассы, товарищества) больничного страхования для оказания помощи при болезни. Основателями больничного страхования стали Англия и Германия. Именно в Германии в 1883 г. был принят первый государственный закон об обязательном боль­ничном страховании рабочих.

В дореволюционной России больничные кассы открыли в начале XIX в., а в 1912 г. Государственная Дума приняла закон о введении обязательного медицинского страхования работа­ющих граждан. В советское время он утратил актуальность, по­скольку было введено всеобщее бесплатное медицинское обслу­живание.

Система страховой защиты здоровья во многом определяет­ся степенью участия государства в организации и финансирова­нии медицинской помощи. В большинстве стран она возмеща­ется за счет средств обязательного и добровольного медицин­ского страхования. Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения и означает формирование страховых доходов за счет обязательных взносов работода­телей, предпринимателей и бюджетных средств (для неработа­ющей категории населения). Из этих фондов и оплачиваются медицинские услуги. В добровольном медицинском страхова­нии страховая организация оплачивает расходы по лечению в медицинском учреждении лица, заключившего с ней договор страхования и уплатившего страховую премию.

По участию в формировании страховых фондов и управле­нии ими системы страховой защиты здоровья подразделяются на три вида:

1) частного страхования;

2) регулируемого государством и общественностью страхования;

3) бюджетного здравоохранения.

При высоких доходах гражданин может вступить в частную больничную кассу, обеспечивающую престижный уровень ме­дицинского обслуживания. В частных больничных кассах от­сутствует принцип солидарной раскладки медицинских расхо­дов, поэтому в них молодые и здоровые люди платят меньше, а старые и больные — больше.

Следует подчеркнуть, что при обязательном медицинском страховании в ФРГ очень высокий уровень медицинского об­служивания. Так, например, заболевший имеет право на бес­платное посещение врача, лекарства, больничный транспорт, большинство лечебных процедур, слуховой аппарат, инвалид­ную коляску, профилактический осмотр детей и т.д. Он только несет расходы по оплате престижных, дорогостоящих, уни­кальных лекарств, выписанных врачом, а также частично до­плачивает за пребывание в больнице. Но при этом максималь­ный размер доплат лимитируется. В течение шести недель за счет работодателя заболевшему выплачивается пособие по боль­ничному листу в размере 100 % заработной платы, а затем (при длительном лечении — 1,5 года) пособие в размере 80 % выпла­чивает больничная касса. Она же выплачивает пособие по уходу за ближайшими родственниками, а также единовременное по­собие на похороны родственникам умершего.

♦ Система регулируемогомедицинского страхования наиболее широко распространена в мире. В этом случае страховые взносы отчисляют работодатели (предприниматели) и трудящиеся.

♦ Бюджетноездравоохранение в настоящее время существует в Ирландии, Дании, Швеции, Италии, большинстве стран СНГ.

В экономически развитых странах бюджетное здравоохра­нение сохранило независимость и платежеспособность в резуль­тате формирования альтернативных структур (частная меди­цинская практика, частное страхование здоровья).

¨ Республика Беларусь пока не готова к переходу на обязательное медицинское страхование. В 2002 г. Министерством здравоохранения и правительством страны был утвержден расширенный перечень медицинских услуг, которые могут предоставляться государственными лечебными учреждениями на платной основе. Он не затрагивает интересы детей, пенсионе­ров, инвалидов и других незащищенных слоев населения. Ры­нок добровольных медицинских услуг в Беларуси не насыщен предложениями и в основном ограничивается страхованием от болезней и несчастных случаев на время поездки за границу, а также обязательным медицинским страхованием иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов), временно пребыва­ющих в Республике Беларусь.

Наши рекомендации