Основные принципы организации финансов в страховании.
Основным источником организации финансов страховщика является страховой взнос (страховая премия)страхователя. Общий сбор премии должен обеспечить страховщику бесперебойное выполнение своих обязательств перед страхователями по возмещению убытков, покрытию расходов на ведение дела и получению прибыли. Кроме взносов по прямому страхованию страховщики получают страховые премии по операциям сострахования и перестрахования, которые также являются первичным доходом страховой организации.
Сущность страхования составляет образование за счет взносов страхователей специальных денежных фондов, имеющих целевое назначение. Страховые резервыносят обязательный характер, это основа финансовой устойчивости и гарантия платежеспособности страховщика. Резервы, назначение которых вытекает из экономической сущности категории страхования, имеют специфику на стадии формирования и использования.
В отличие от других отраслей, где выручка представляет результат реализации произведенной продукции — последний этап всего производственного цикла, в страховании взносы (премии) уплачиваются потребителями услуги вперед, как бы авансом, часто за весь срок действия договора страхования. Данная особенность в страховом деле получила название инверсии (перестановка) цикла страховой организации. Формирование страховых (технических) резервов происходит с помощью средств вычислительной техники, при использовании актуарной математики, математической статистики и с учетом теории вероятностей. В связи с различиями в распределении риска, разнообразием методики расчета и вариативностью структуры страхового тарифа (как источника формирования) исчисление технических резервов производится по-разному для рисковых видов страхования и страхования жизни. Во втором случае формируются математические резервы.
Технические резервы по своей экономической сущности являются средствами страхователей и имеют строго целевое назначение — для страховых выплат по принятым обязательствам при наступлении страховых случаев. Они не подлежат изъятию в бюджет, а обязательность страховых резервов закрепляется в законодательном порядке. На практике формируются в основном следующие виды технических резервов: незаработанной премии; заявленных, но не урегулированных убытков; произошедших, но не заявленных убытков; катастроф; колебаний убыточности. Размер технических резервов должен быть достаточным для покрытия принятых обязательств. Страховщики, не соответствующие этому требованию, вынуждены прекращать свою деятельность.
Наряду со страховыми техническими и математическими резервами страховщики формируют фонд предупредительных (превентивных) мероприятий. Он предназначен для финансирования мероприятий, которые создают условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья граждан, предупреждающие повреждение и гибель застрахованного имущества. Кроме того, страховщики в соответствии с уставом формируют фонды, необходимые для хозяйственной деятельности: уставный, резервный, накопления и потребления, амортизационный.
В страховании могут также создаваться резервы за счет чистой прибыли, однако они не связаны со страховой деятельностью, являются собственным капиталом и используются страховщиком на приватные нужды.
В условиях цивилизованного страхового рынка страховые резервы представляют собой важный элемент финансовых гарантий наряду с собственным капиталомстраховщика. Достаточные страховые резервы необходимы страховщику для покрытия страхового риска, а собственный капитал — для гарантии выполнения обязательств в изменившихся экономических условиях (инфляция, девальвация, свободная конкуренция, изменение рыночной конъюнктуры и т.д.). Собственный капитал страховщика включает в себя: уставный фонд, резервный и добавочный капитал, фонды накопления и потребления, нераспределенную прибыль.
Уставный фонд формируется страховыми организациями в соответствии с законодательством, а также учредительными документами. Величина его определяется уставом и страховым законодательством. К моменту регистрации страховой организации уставный фонд должен быть обязательно оплачен. Кроме денежных средств в национальной валюте вклад в уставный фонд может вноситься в иностранной валюте и имуществом.
Обязательным условием для акционерного общества и одним из требований законодательства является создание резервного фонда за счет чистой прибыли путем отчислений в размерах, установленных законодательством.
Фонды экономического стимулирования (фонды накопления и потребления) формируются из чистой прибыли, если это предусмотрено уставом страховщика. Их создание вызвано необходимостью строгого учета и контроля средств, направляемых на развитие страховой организации, приобретение имущества, материальное поощрение коллектива и т.д. Практика показывает, что ненормированное расходование средств страховщика на эти цели (например, финансирование строительства дорогостоящего офиса, большие социальные выплаты коллективу и т.д.) приводит к нехватке средств для основной, страховой, деятельности, т.е. к финансовой неустойчивости. Уменьшить риск возникновения подобных ситуаций и призваны данные фонды.
В целях активизации инвестиционной деятельности и создания условий, благоприятных для обновления и технического перевооружения основных фондов, страховые организации создают амортизационный фонд. Он может использоваться как источник инвестирования для обновления и технического перевооружения основных фондов.
Как уже отмечалось, в распоряжении страховщика находятся значительные суммы временно свободных от обязательств средств, которые концентрируются в течение длительного времени и могут быть инвестированы в целях получения дополнительного дохода. Эффективное управление данными страховыми резервами не только укрепляет финансовую устойчивость страховщика, но и гарантирует его прибыльность.
Страховые организации в состоянии мобилизовывать значительные финансовые ресурсы, что превращает страхование в стратегический сектор экономики, способный участвовать в ее развитии посредством инвестиций. Мобилизация накоплений частного сектора с последующим переливом их в национальную экономику стимулирует развитие внутреннего рынка капиталов и служит мощным антиинфляционным фактором, так как изымает наличность из денежного обращения. Именно по этой причине инвестиционная деятельность страховых организаций достаточно жестко регулируется государством практически во всех странах мира.
Размещение страховых резервов осуществляется на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.
Диверсификация означает вложение средств в различные по назначению и срокам окупаемости объекты для максимального снижения вероятности их потерь при возможном банкротстве отдельных фирм, падении курса ценных бумаг и т.д. Диверсификация предполагает рассеивание инвестиционных рисков, их дробление, чтобы обеспечить устойчивость инвестиционного портфеля страховщика.
Возвратность подразумевает максимальную надежность размещения средств, гарантирующую их возврат в полном объеме.
Прибыльность (рентабельность) связывается с получением постоянного и достаточно высокого дохода, позволяющего сохранять реальную стоимость вложенных средств в течение всего времени инвестирования.
Ликвидность — это быстрое превращение объектов инвестирования в ликвидные средства (деньги). Страховая организация должна в любой момент иметь в наличии необходимую сумму денег, чтобы своевременно возместить убытки при наступлении страховых случаев.
Набор инвестиционных объектов, в которые страховая организация могла бы вкладывать свои средства, зависит от степени развития рынка капиталов. Если страна не имеет высокоразвитого рынка капиталов, количество инвестиционных объектов весьма ограниченно.
Следует отметить, что на практике порядок инвестирования страховых резервов страховщиками, занимающимися страхованием жизни, несколько отличается от порядка инвестирования резервов по иным видам страхования.
Как показывает отечественный и зарубежный опыт, основным источником получения прибыли для страховой организации является инвестиционная деятельность, позволяющая получать дополнительные доходы для предоставления льгот страхователям, укрепления устойчивости страховщика и обеспечения гарантий по выполнению обязательств. Несмотря на то, что цели страховой и инвестиционной деятельности различны, они не исключают, а дополняют друг друга и органически взаимосвязаны. Инвестиционная деятельность становится возможной потому, что страховщики формируют страховые резервы путем аккумулирования страховых премий, т.е. страховые резервы являются источником инвестирования.
44.Экономическая сущность и назначение социальной защиты населения.
Сущность социальной защиты населения заключается в принятии системы мер по укреплению статуса экономически и социально слабых граждан, ориентированных на соблюдение принципа равноправия. Важнейшим приоритетом системы социальной защиты является поддержка в первую очередь нетрудоспособных граждан. С этой целью формируются и используются специальные денежные фонды. В странах с рыночной экономикой социальная защита основывается на многосторонней ответственности — государства, негосударственных структур, общественных объединений — за формирование и целевое использование специализированных фондов (пенсионных, социальной защиты, социального обеспечения и др.).
Содержание социальной защиты зависит от исторических и национальных условий формирования социально-экономической политики конкретного государства, поэтому его трактовка в международной теории и практике не однозначна. В одних странах это понятие достаточно широкоаспектно и охватывает все меры, связанные с созданием и функционированием социальной сферы в целом, в других — соотносится с помощью больным, инвалидам и пенсионерам, в третьих — подразумевает обеспечение неработающих и т.д.
В мировой практике обе системы реализуются в различных вариантах либеральной, социально-демократической и консервативной моделей социальной защиты. Общими для них являются принцип самообеспечения, согласно которому все граждане трудоспособного возраста обязаны зарабатывать на себя, и гибкая система социальных гарантий на случай болезни, инвалидности, ухода на пенсию, потери кормильца и т.п.
К сфере социальной защиты населения относятся понятия социального обеспечения, социального страхования, социальной помощи, попечительства и социального обслуживания. В литературе не сложилось однозначной их трактовки, а отдельные авторы ставят между ними знак тождества. Однако каждое из понятий несет специфическую смысловую нагрузку.
Под социальным обеспечением следует понимать установленную государством систему материальной поддержки граждан, оказавшихся в трудном положении (по старости, в результате полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, по многодетности и т.д.). Социальное обеспечение — это часть финансов, используемых государством как экономический инструмент распределения средств для содержания и обслуживания нетрудоспособных членов общества, процесс социальной защиты населения. Оно осуществляется в формах социального страхования, социальной помощи, попечительства и социального обслуживания.
Таким образом, социальное обеспечение представляет процесс социальной защиты, а социальное страхование, социальная помощь, попечительство и социальное обслуживание — его формы.
Каждой из стран присущ определенный набор перечисленных форм социальной защиты населения и регламентирующие их законы. Однако социальное страхование является доминирующим в государствах с рыночной экономикой.
Сущность социального страхования заключается в том, что финансирование социальных выплат осуществляется за счет аккумулируемых в специальном фонде взносов из фонда оплаты труда работодателей и из заработной платы работающих. Причем в одних странах страхование носит накопительный, в других — солидарный, в третьих — смешанный характер. В первом случае при утрате заработка страхуемые получают компенсацию, размер которой соотносится с величиной их прежней заработной платы с учетом уплаты предварительных взносов. Такой принцип построения системы социального обеспечения считается справедливым во многих странах. При солидарном характере страхования работающие содержат нетрудоспособных .
Социальная помощь (за рубежом ее называют общественным вспомоществованием) оказывается тем, кто не может зарабатывать сам, является нетрудоспособным или имеет на иждивении детей. Она реализуется в виде пособий адресного характера, финансируемых за счет налогов независимо от сделанных ранее взносов. При этом выплата пособий сопряжена с выявлением малообеспеченных (бедных) граждан на основе бюджета прожиточного минимума и определением размеров пособий по нуждаемости.
Под бедностью обычно понимают постоянное отсутствие средств, необходимых для обеспечения удовлетворительного образа жизни, приемлемого в данном обществе на определенном историческом этапе. Всемирный банк в своем подходе рассматривает бедность в двух аспектах: а) как производное от недостаточности доходов; б) как отсутствие ряда основных возможностей: хорошо питаться и быть здоровым; вести здоровую репродуктивную жизнь, получать образование и знания.
Для каждой страны специфичны показатели: а) бедности по доходам; б) бедности по возможностям. Нет и единой методологии определения бедности. В мировой практике наиболее известны и применяемы следующие методы:
• нормативный (учитываются нормы питания или минимальная потребительская корзина);
• статистический (бедными считаются либо 10—15 % первых по размерам получаемых душевых доходов в общем ряду распределения населения, либо иная часть этого ряда);
• стратификационный (к бедным относят людей априорно ограниченных в возможностях самообеспечения);
• эвристический (исходя из общественного мнения или с позиций самого респондента определяется недостаточность уровня жизни);
• экономический (категория бедных определяется исходя из возможностей государства поддерживать их материальную обеспеченность).
Попечительство в отличие от социальной помощи ориентировано на индивидуальную нуждаемость. Оно осуществляется органами опеки за счет бюджетных ассигнований, пожертвований и спонсорской помощи.
Социальное обслуживание — это деятельность юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки и материальной помощи, предоставлению бытовых, медицинских, психолого-педагогических и правовых услуг, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Оно основано на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости и равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности.
В систему социального обслуживания входят: государственные органы, осуществляющие управление в данной области; центры социального обслуживания различных категорий населения (семей, детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и т.п.); социально-реабилитационные центры и приюты; специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы); центры психолого-педиатрической помощи, социальной помощи на дому, а также временного пребывания и патронажа; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты и др.); геронтологические центры; организации, изготавливающие средства реабилитации; реабилитационно-трудовые мастерские; физические и юридические лица, предоставляющие социальные услуги в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством.
Социальное обслуживание осуществляется на безвозмездной и возмездной договорной и недоговорной основе за счет средств бюджетов, специальных фондов, а также из средств, получаемых от платы за предоставление социальных услуг, за счет благотворительных взносов и спонсорства юридических и физических лиц.
Схематично финансовый механизм социальной защиты населения показан на рис. 12.1.
45.Экономическое содержание и назначение социального страхования.
Социальное страхование
В экономическом аспекте страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для возмещения ущерба, оказания помощи или для социального содержания в связи с наступлением определенных событий. Оно выступает в двух обособленных формах — социального страхования и страхования определенных объектов в связи с непредвиденными и чрезвычайными событиями. В Республике Беларусь страхование регламентировано законами «Об основах государственного социального страхования» и «О страховании» (1993 г.).
Социальному страхованию присущи следующие признаки:
• страховые взносы являются централизованными доходами государства (внебюджетные фонды относятся к государственной форме собственности, порядок установления и уплаты взносов регламентирован государством) или доходами негосударственных специализированных фондов;
• страховые взносы представляют собой обязательный платеж: а) из фонда оплаты труда работодателей; б) заработной платы работников; в) суммы сокрытых, заниженных или не внесенных в установленный срок платежей (взыскиваются в принудительном порядке);
• страховые взносы, аккумулируемые в специальных фондах, используются целенаправленно;
• страховым взносам присущ возвратный характер, при этом возвратность может быть адекватна или не адекватна уплаченным суммам — в зависимости от существующей в государстве модели социальной защиты;
• привлекаемые страховые взносы могут быть обезличены либо персонифицированы;
• временно свободные средства могут инвестироваться для получения дополнительных доходов.
Организация социального страхования базируется на принципах: всеобщности; универсальности; комплексности; самоуправления; гарантированности пособий, пенсий и других выплат в соответствии с законодательством; равенства граждан в праве на социальное страхование; дифференциации условий и размеров пенсий, пособий и др. В странах с рыночной экономикой к ним добавляется принцип самоокупаемости.
Система социального страхования может быть как государственной, так и негосударственной, но в обоих случаях она предназначена для обеспечения, восстановления и сохранения трудоспособности работников, а также обеспечения нетрудоспособных лиц. Материальной основой при этом выступают специализированные фонды денежных средств.
Образование фондов государственного социального страхования осуществляется в соответствии с требованиями объективных законов расширенного воспроизводства. Отношения по поводу формирования и использования данных фондов опосредуют распределение национального дохода, аккумуляцию его частей в специализированных фондах. Субъектами отношений выступают государство, предприятия и организации различных форм собственности, население.
Вместе с тем указанные распределительные отношения обусловлены спецификой социального страхования — наличием первичного и вторичного распределения. Первичное распределение осуществляется в процессе формирования фондов за счет отчислений от доходов предприятий и организаций; вторичное — при поступлении в специализированные фонды социальной защиты и последующем использовании средств из государственного бюджета и из заработной платы работников.
По государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются:
1) пенсиями по возрасту, инвалидности, потере кормильца, за выслугу лет;
2) пособиями и компенсациями в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;
3) пособиями:
• по болезни и временной нетрудоспособности;
• беременности и родам;
• безработице;
• в связи с рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста;
• на погребение;
4) выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением.
Особого внимания заслуживает порядок финансирования услуг системы социального страхования. Здесь могут быть два варианта: во-первых, за счет выделения средств из бюджета, во-вторых, за счет специальных взносов (из зарплаты граждан или за счет отчислений предприятий-нанимателей).
В пользу финансирования из бюджета говорит тот факт, что формирование доходов бюджета происходит за счет физических и юридических лиц, а значит, все общество принимает участие в финансировании системы соцобеспечения. Против этой системы выступает тот факт, что в период кризисов налоговые поступления сокращаются, а потребность в финансировании социальной защиты возрастает.
♦ В Республике Беларусь система социального страхования в настоящее время представлена двумя фондами: Фондом социальной защиты населения и Государственным фондом содействия занятости. С 1999 по 2002 г. функционировал внебюджетный Фонд социальной защиты молодежи.
Фонд социальной защиты населения (ФСЗН)был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 г. № 2367-ХП на базе пенсионного фонда и фонда социального страхования. Он функционирует с 01.07.1993г., являясь самостоятельной финансово-кредитной организацией при Министерстве труда и социальной защиты. До 2003 г. (включительно) ФСЗН оставался внебюджетным фондом, а с 01.04.2004 г. его денежные средства вошли в состав бюджета.
В своей деятельности ФСЗН опирается на Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», вступивший в силу с 01.04.1995 г.
Главными задачами фонда являются:
• финансирование расходов на пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
• сбор страховых взносов;
• расширенное воспроизводство средств фонда на принципах самофинансирования;
• международное сотрудничество в области социального страхования.
Контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой поступления платежей в фонд осуществляется Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь и его органами на местах. Контроль за расходованием средств фонда по целевому назначению возложен на Министерство финансов страны, местные финансовые органы
46.Экономическое содержание и назначение медицинского страхования.
Медицинское страхование составляет часть социальной инфраструктуры и необходимо для защиты от риска высоких материальных издержек в случае временной или постоянной утраты здоровья при нехватке личных или бюджетных средств. Человек, потерявший здоровье, часто несет большие расходы на лечение. Для их покрытия медицинское страхование дополняет определенный, гарантируемый государством уровень медицинского обслуживания за счет бюджетных или внебюджетных средств.
Во второй половине XIX в. стали создаваться общества (кассы, товарищества) больничного страхования для оказания помощи при болезни. Основателями больничного страхования стали Англия и Германия. Именно в Германии в 1883 г. был принят первый государственный закон об обязательном больничном страховании рабочих.
В дореволюционной России больничные кассы открыли в начале XIX в., а в 1912 г. Государственная Дума приняла закон о введении обязательного медицинского страхования работающих граждан. В советское время он утратил актуальность, поскольку было введено всеобщее бесплатное медицинское обслуживание.
Система страховой защиты здоровья во многом определяется степенью участия государства в организации и финансировании медицинской помощи. В большинстве стран она возмещается за счет средств обязательного и добровольного медицинского страхования. Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения и означает формирование страховых доходов за счет обязательных взносов работодателей, предпринимателей и бюджетных средств (для неработающей категории населения). Из этих фондов и оплачиваются медицинские услуги. В добровольном медицинском страховании страховая организация оплачивает расходы по лечению в медицинском учреждении лица, заключившего с ней договор страхования и уплатившего страховую премию.
По участию в формировании страховых фондов и управлении ими системы страховой защиты здоровья подразделяются на три вида:
1) частного страхования;
2) регулируемого государством и общественностью страхования;
3) бюджетного здравоохранения.
При высоких доходах гражданин может вступить в частную больничную кассу, обеспечивающую престижный уровень медицинского обслуживания. В частных больничных кассах отсутствует принцип солидарной раскладки медицинских расходов, поэтому в них молодые и здоровые люди платят меньше, а старые и больные — больше.
Следует подчеркнуть, что при обязательном медицинском страховании в ФРГ очень высокий уровень медицинского обслуживания. Так, например, заболевший имеет право на бесплатное посещение врача, лекарства, больничный транспорт, большинство лечебных процедур, слуховой аппарат, инвалидную коляску, профилактический осмотр детей и т.д. Он только несет расходы по оплате престижных, дорогостоящих, уникальных лекарств, выписанных врачом, а также частично доплачивает за пребывание в больнице. Но при этом максимальный размер доплат лимитируется. В течение шести недель за счет работодателя заболевшему выплачивается пособие по больничному листу в размере 100 % заработной платы, а затем (при длительном лечении — 1,5 года) пособие в размере 80 % выплачивает больничная касса. Она же выплачивает пособие по уходу за ближайшими родственниками, а также единовременное пособие на похороны родственникам умершего.
♦ Система регулируемогомедицинского страхования наиболее широко распространена в мире. В этом случае страховые взносы отчисляют работодатели (предприниматели) и трудящиеся.
♦ Бюджетноездравоохранение в настоящее время существует в Ирландии, Дании, Швеции, Италии, большинстве стран СНГ.
В экономически развитых странах бюджетное здравоохранение сохранило независимость и платежеспособность в результате формирования альтернативных структур (частная медицинская практика, частное страхование здоровья).
¨ Республика Беларусь пока не готова к переходу на обязательное медицинское страхование. В 2002 г. Министерством здравоохранения и правительством страны был утвержден расширенный перечень медицинских услуг, которые могут предоставляться государственными лечебными учреждениями на платной основе. Он не затрагивает интересы детей, пенсионеров, инвалидов и других незащищенных слоев населения. Рынок добровольных медицинских услуг в Беларуси не насыщен предложениями и в основном ограничивается страхованием от болезней и несчастных случаев на время поездки за границу, а также обязательным медицинским страхованием иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов), временно пребывающих в Республике Беларусь.