Понятие финансовой системы. Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика и взаимосвязь
Финансовая системапредставляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Исходя из специфики финансовых отношений их можно подразделить на две крупные сферы:
· финансы хозяйствующих субъектов, предприятий, организаций разных форм собственности, или децентрализованные
финансы (далее мы в ряде случаев будем именовать их как «финансы предприятий» или «финансы хозяйствующих субъектов»);
· финансы государственные (общегосударственные), или централизованные финансы.
Финансы хозяйствующих субъектовпредставляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: а) предприятиями (это главным образом плата за продукцию и услуги); б) предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); в) предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; г) предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); д) предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.
Финансы хозяйствующих субъектов — исходная сфера финансовой системы страны, основа общегосударственных финансов, поскольку именно на предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. От состояния данного участка финансовой системы во многом зависит финансовое положение страны в целом.
Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы) состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.
Решающую роль в национальной экономике государства занимают финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается наиболее значимая часть финансовых ресурсов предприятий, весомая доля которых посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.
финансы предприятий материального производства распределяются по следующим звеньям:
• финансы предприятий промышленности;
• сельского хозяйства;
• строительства;
• грузового транспорта;
• связи;
• торговли и заготовок и др.
В непроизводственной подсфере различают следующие финансовые звенья:
• финансы образования;
• культуры и искусства;
• здравоохранения и физической культуры;
• науки и научного обслуживания;
• пассажирского транспорта;
• жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания;
• коммерческих страховых, кредитных и других учреждений;
• общественных организаций;
• обороны страны и др.
В зависимости от формы собственности в составе обеих подсфер финансовой системы различают финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной и на частной собственности.
С учетом организационно-правовых обстоятельств, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь, финансы хозяйствующих субъектов подразделяются на финансы коммерческих и некоммерческих организаций.
В зависимости от размера предприятий различают финансы крупных и малых предприятий. К малым относятся вновь создаваемые предприятия с ограниченной численностью работников. Они дифференцируются по отраслям: в промышленности — до 200 человек, в науке и научном обслуживании — до 100, в строительстве, общественном питании, бытовом обслуживании — до 50, в отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек.
Государственная собственность подразделяется на республиканскую (собственность Республики Беларусь) и коммунальную (собственность административно-территориальных единиц). С учетом этого различают соответственно финансы предприятий республиканской собственности и финансы предприятий коммунальной собственности.
До недавнего времени подавляющая часть организаций непроизводственной сферы осуществляла некоммерческую деятельность, т.е. такую деятельность, которая не преследует цели получения прибыли. Однако в последние годы многие учреждения непроизводственной сферы стали оказывать платные услуги и у них появились некоторые элементы коммерческой деятельности. В связи с этим финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы можно подразделить на три группы:
1) финансы учреждений и организаций, функционирующих на коммерческой основе (организации бытового обслуживания; коммерческие банки; вузы; страховые организации и др.);
2) финансы учреждений и организаций, частично функционирующих на коммерческой основе (государственные вузы, осуществляющие подготовку сверхпланового контингента студентов на платной основе; медицинские учреждения и др.);
3) финансы учреждений и организаций, полностью финансируемых из бюджета (большинство учреждений здравоохранения, образования, культуры и др.).
♦ Общегосударственные (централизованные) финансыможно определить как систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных доходов и фондов денежных средств и использованием их на общегосударственные потребности.
Государственный бюджет является одним из ведущих звеньев общегосударственной финансовой системы. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства. Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц.
В расходной части государственного бюджета указывается, куда конкретно направляются денежные средства, и их количественные параметры. Наибольшая часть бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной части приходится на содержание аппарата управления и обеспечение обороны страны.
По размерам доходной и расходной частей государственного бюджета обычно судят об уровне экономического развития страны и материальном положении основной части населения. При составлении государственного бюджета большое внимание уделяют его сбалансированности, добиваясь, чтобы расходы не превышали доходы. Если расходная часть превысит доходную, то образуется бюджетный дефицит — признак финансовых затруднений в стране.
Необходимо иметь в виду, что государственный бюджет Республики Беларусь включает бюджеты отдельных областей и бюджет Минска, в совокупности это консолидированный бюджет страны.
Важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, предназначенные для финансирования расходов, не включенных в бюджет.
Широкое использование наряду с государственным бюджетом средств внебюджетных фондов обусловлено рядом причин, прежде всего ограниченностью бюджетных ресурсов. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По экономическому содержанию данные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов. Они имеют строго целевое назначение, включая:
1) мобилизацию средств для пенсионного обеспечения;
2) финансирование мероприятий, связанных с проблемами занятости населения;
3) материальное обеспечение обязательного медицинского страхования;
поддержку развития приоритетных отраслей экономики и т.д
Среди звеньев общегосударственных финансов особую роль выполняет государственный кредит, посредством которого осуществляется накопление дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или займодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, а также иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.
Третьей (дополнительной) сферой финансовой системы является финансовый аппарат,в который включаются такие республиканские органы управления финансами, как Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Таможенный комитет, Комитет по ценным бумагам, Фонд социальной защиты населения, финансовые управления (отделы) отраслевых министерств и др. Особенность финансового аппарата состоит в том, что он является частью государственного аппарата и его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако данная сфера оказывает непосредственное влияние на финансовые отношения, организуя их таким образом, чтобы эффективное воздействие оказывалось на все стороны деятельности народного хозяйства.
18. Финансовая политика, ее необходимость, содержание, цели и задачиФинансовая политика — это намеченная государством на определенном этапе развития общества научная программа использования финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития.
Финансовая политика должна быть направлена на обеспечение устойчивого экономического роста, социального развития и значимости государства в мировом сообществе. Она способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, создавая условия для осуществления совместных мероприятий, в том числе по привлечению иностранного капитала в экономику.
Содержание финансовой политики многогранно и определяется единством трех основных звеньев:
• выработка научно обоснованной концепции развития финансов посредством определения главных целей экономического развития. Она формируется на основе изучения требований экономических законов, конкретных особенностей исторического развития общества, всестороннего анализа состояния производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;
• определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период. При этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, с учетом специфики внутренней и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей страны. С этой целью изучаются накопленный опыт использования финансового механизма, новые тенденции развития, а также мировой опыт;
• осуществление практических действий, направленныхна достижение поставленных целей.
• Выход из экономического кризиса и дальнейшее динамичное развитие требуют взвешенной и обоснованной финансовой политики, главным субъектом которой является государство. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяет задачи, средства и пути их достижения на предстоящий период.
• Методологическим условием и предпосылкой выявления сущности финансовой политики являются финансовые отношения, а их основой — отношения между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования финансовых ресурсов и их использования. Свое практическое воплощение финансовая политика в лице государства реализует через финансовый механизм, его рычаги и стимулы.
• Основными целями финансовой политики являются наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствующее наращивание государственных финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общества. Ради их достижения средствами финансовой политики изыскиваются резервы и создаются условия, благоприятствующие развитию малого бизнеса и предпринимательской деятельности. Одновременно определяются рациональные формы изъятия доходов предприятий и населения в пользу государства, а также доля участия населения в формировании финансовых ресурсов.
• К целям финансовой политики также относятся увеличение бюджетной обеспеченности жителей, повышение уровня доходов на душу населения и обеспечение социальных нормативов уровня жизни.
Основными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации финансовой политики на нынешнем этапе развития государства, являются:
• соответствие объективным экономическим законам;
• финансовая поддержка мероприятий, направленных на ускорение рыночных реформ и макроэкономическую стабилизацию;
• отбор источников мобилизации финансовых ресурсов, определение их состава, структуры, возможных резервов увеличения (при этом устанавливаются объем финансовых ресурсов, оптимальное и сбалансированное соотношение между доходами
государства и хозяйствующих субъектов, доля участия физических лиц в формировании государственных доходов);
• рациональное распределение и использование финансовых ресурсов (устанавливаются основные пропорции распределения средств между отраслями и сферами народного хозяйства, определяются приоритетные отрасли и направления, а
также степень социальной защиты населения);
• концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы;
• обеспечение сбалансированности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики;
• уменьшение дефицита государственного бюджета и расширение его покрытия на основе государственных ценных бумаг;
• либерализация внешнеэкономической деятельности;
• активизация процессов разгосударствления и приватизации государственной собственности с целью финансового оздоровления, стабилизации и создания базы для динамичного развития экономики;
• унификация отечественного финансового законодательства с законодательством Российской Федерации с целью создания равных условий хозяйствования для товаропроизводителей двух стран;
• выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов.
• В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
• Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений.
• Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития государства и связана с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отношений, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из текущих потребностей страны.
• Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добивается результатов тактически, приходится вносить коррективы в стратегический курс.
В условиях рыночной экономики финансовая политика базируется на долгосрочных научных прогнозах, подкрепляемых системой обоснованных финансовых регуляторов, в первую очередь — налогов, которые обеспечивают изъятие и перераспределение созданного валового внутреннего продукта и формирование централизованных фондов денежных ресурсов государства.
Функция регулирования используется государством в процессе расходования средств госбюджета на различные цели: государственные капитальные вложения, развитие социально-культурной сферы, укрепление обороноспособности страны, обслуживание внешнего и внутреннего государственного долга и т.д.
Посредством финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, реструктуризацию предприятий, приватизацию, конверсию предприятий военно-промышленного комплекса, определение приоритетных направлений.
Финансовое регулирование можно проводить, используя следующие инструменты финансовой политики:
• условия формирования прибыли;
• способы кредитования через учетную ставку;
• систему специальных налоговых льгот;
• цены;
• таможенные пошлины;
• уровень заработной платы и др.
Теория и практика хозяйствования выработали ряд требований к финансовой политике. К ним относятся:
1) научный подход, предполагающий соответствие финансовой политики закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории (нарушение этого важнейшего требования ведет к большим потерям в народном
хозяйстве);
2) учет конкретных исторических условий, итогов каждого этапа развития общества, внутреннего положения в стране и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей государства;
3) тщательный анализ практики предшествующего хозяйственного и финансового строительства, изучение новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта (своевременное изменение финансовой политики с учетом специфических особенностей позволяет в короткие сроки и с меньшими потерями решать стоящие перед государством задачи);
4) применение комплексного подхода к выработке и проведению финансовой политики с ориентацией на выполнение ключевой задачи конкретного этапа развития; обеспечение тесной взаимосвязи между основными частями экономической политики — финансовой и кредитной политикой в области ценообразования, заработной платы;
5) повышение эффективности использования финансовых ресурсов в результате действенной финансовой политики (игнорирование факторов, влияющих на эффективное использование финансовых ресурсов при проведении финансовой политики оборачивается распылением средств и оскудением источников, которые обеспечивают финансирование потребностей государства);
6) учет множества факторов в многовариантных расчетах по методу наложения финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране; прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики;
7) предвидение последствий финансовых мероприятий, позволяющее избежать непредсказуемых изменений в финансовой политике и создать благоприятные условия для деятельности предприятий;
8) широкое применение выводов политэкономической и финансовой наук при выработке эффективной финансовой политики;
9) анализ обширной достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, состоянии дел в экономике; использование математического моделирования и электронно-вычислительной техники.
Результативность финансовой политики повышается, если она соответствует потребностям общественного развития, интересам всех слоев общества и учитывает конкретные исторические условия. Не в меньшей мере успех зависит от того, насколько проработан механизм согласования и реализации интересов различных субъектов экономической деятельности и имеющихся у государства объективных возможностей. Чтобы оценить финансовую политику правительства, в первую очередь следует определить, какие цели общественного развития намечены им в качестве приоритетных, какие задачи (перспективные и более близкие) и в какие сроки оно предполагает решить. Только при таких условиях можно дать объективную оценку финансовой политике.
19. Составные части финансовой политики, их характеристикаСоставные части финансовой политики — налоговую, бюджетно-финансовую и денежно-кредитную (монетарную) политику.
Налоговая политикапредставляет собой разработку, принятие и реализацию решений законодательного уровня относительно налоговой системы и ее элементов в целях достижения необходимых обществу экономических и социальных результатов. Как неотъемлемая часть финансовой политики, она реализует интересы государства. Ее главное назначение состоит в изъятии части валового общественного продукта на общегосударственные нужды, мобилизации этих средств и последующем перераспределении через бюджет.
Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную и стимулирующую функции. Фискальная функция реализуется посредством изъятия доходов населения и хозяйствующих субъектов для формирования бюджетного фонда. Стимулирующая функция выражается через экономические рычаги воздействия (усиление мотивов к труду, экономное расходование финансовых ресурсов, финансовую поддержку рыночных реформ) и влияет на воспроизводственный процесс, стимулируя или сдерживая его развитие.
Бюджетно-финансовая политика как составная часть финансовой политики связана с распределением фонда денежных средств государства и дальнейшим использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Она ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.
Чаще всего задача государственной бюджетной политики состоит в преодолении бюджетных дефицитов, порой достигающих критического уровня. Крупный бюджетный дефицит стимулирует рост внутреннего и внешнего государственного долга, дестабилизирует денежную систему государства, провоцирует инфляцию. Чтобы добиться сбалансированности государственного бюджета, бюджетная политика должна теснейшим образом сопрягаться с политикой доходов и расходов государства.
Активная роль государства в осуществлении экономических и социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Это связано с действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание названных факторов на каждом из этапов развития государства
порождает такую систему расходов, которая соответствует потребностям экономики, типу и уровню управления ею. Главным ограничителем государственных расходов служат доходы бюджета.
Государственный бюджет пополняется в основном за счет налоговых поступлений, поэтому бюджетно-финансовая политика государства тесно сплетается с налоговой, образуя бюджетно-налоговую политику.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политиказаключается в воздействии государства в лице Министерства финансов Республики Беларусь при помощи Главного государственного казначейства на величину и структуру государственных расходов и систему налогообложения для достижения общеэкономических целей — увеличения реального ВВП и уровня занятости. При этом необходимыми условиями являются отсутствие инфляции и устойчивый рост экономики.
Реализация бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь проходит посредством дискреционной (активной) политики (сознательное манипулирование бюджетно-налоговой сферой) и автоматической (пассивной), не требующей специальных решений правительства. Оба вида активно взаимодействуют.
На
настоящем этапе в республике постепенно снижаются налоговые ставки и одновременно увеличиваются государственные расходы, что характеризуется как мягкая фискальная экспансия. Осуществляется также стабилизационная политика, предусматривающая постоянный рост производства при умеренных темпах инфляции.
Финансовое оздоровление экономики невозможно без стабилизации денежно-кредитных отношений, представляющих основу финансовой политики государства.
Под денежно-кредитной (монетарной) политикойпонимают совокупность мероприятий в денежно-кредитной сфере, направленных на изменение денежного предложения для достижения ряда общеэкономических задач. Проводит ее Национальный банк Республики Беларусь. Он обязан осуществлять надзор и контроль за деятельностью денежной и банковской систем.
Главная цель денежно-кредитной политики — создание условий для достижения и
поддержания высокого уровня производства, стабилизации цен, укрепления национальной денежной единицы (при полной занятости и отсутствии инфляции).
Инструменты, используемые для достижения целей денежно-кредитной политики, различаются по принципу воздействия на денежную массу и бывают прямыми (общими) и косвенными. К прямым относятся лимиты кредитования и прямое регулирование процентной ставки; к косвенным — операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов и учетной ставки (ставки рефинансирования).
Текущая денежно-кредитная политика ориентирована на более конкретные и доступные цели, как то: повышение роли банковского кредита в стимулировании хозяйствующих субъектов к эффективному использованию заемных средств; более гибкий подход к предоставлению кредита, формированию банковских резервов; развитие финансового рынка; сокращение необоснованного перелива денег из сферы безналичного оборота в наличный; конвертируемость белорусского рубля; реорганизация сберегательного и страхового дела.
На практике такие части финансовой политики, как денежно-кредитная и бюджетно-налоговая, действуют не автономно, а в тесной взаимосвязи. Политика, в которой используются формы фискального и монетарного регулирования, называется стабилизационной.Каждая из ее составляющих может сдерживать либо стимулировать экономику, соответственно этому различают четыре варианта стабилизационной политики:
1) «дорогие» деньги и сдерживающая фискальная политика;
2) «дорогие» деньги и стимулирующая фискальная политика;
3) «дешевые» деньги и сдерживающая фискальная политика;
4) «дешевые» деньги и стимулирующая фискальная политика.
Первый вариант характеризует жесткую фискальную и жесткую монетарную политику, в результате которой сокращается совокупный спрос. Она оказывает противодействие инфляции, но может обернуться экономическим спадом.
И тогда целесообразно использовать второй вариант, т.е. изменить только бюджетно-налоговую политику, чтобы оживить производство. Однако и здесь возможно проявление отрицательного эффекта — вытеснение частных инвестиций.
Третий вариант смягчает обстановку, сложившуюся после вытеснения инвестиций, и меняет структуру спроса, создавая условия для быстрого роста экономики.
При использовании четвертого варианта увеличиваются и другие составляющие совокупного спроса.
Таким образом, финансовая политика на нынешнем этапе характеризуется качественно иными подходами к функционированию народного хозяйства с учетом перехода к рыночным условиям хозяйствования, реформы цен, оплаты труда, налоговой и кредитной систем, направленных на формирование нового финансового механизма.
20. Современная роль государства в реализации финансовой политики. Совершенствование управления финансами На современном этапе совершенствование управления финансами диктуется, прежде всего, необходимостью более эффективного воздействия на деятельность производственной и непроизводственной сфер народного хозяйства. В Беларуси оно осуществляется по двум основным направлениям: а) перестройки органов управления финансами, совершенствования методов организации работы финансовых органов; б) развития автоматизированных систем управления финансами.
После распада СССР на многих предприятиях Беларуси были созданы самостоятельные финансовые отделы и другие структурные подразделения (планово-финансовые отделы, финансовые группы в составе бухгалтерии и т.п.), организованы новые органы управления (например, Министерство по налогам и сборам).
Органы управления финансами в своей работе используют два метода — административный и экономический. При административном методе вышестоящие органы (министерства, ведомства) прибегают к администрированию — волевым, приказным мерам решения тех или иных вопросов.
Экономический метод означает отсутствие мелочной опеки предприятий в вопросах оперативного управления финансами, отказ от постоянных корректировок плановых заданий, выявление резервов роста прибыли и других экономических и финансовых показателей не по приказу сверху, а в силу внутренней экономической потребности, самостоятельное решение предприятиями своих экономических и финансовых проблем.
В условиях развития рыночных отношений экономические методы становятся доминирующими, возрастает роль автоматизированных систем в управлении финансами.
Под автоматизированной системой управления финансами (далее — АСУФ) понимается совокупность экономических и математических методов управления, электронной вычислительной и организационной техники и современных средств связи, позволяющая научно управлять финансами. АСУФ выступает в качестве подсистемы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством.
Важное место в автоматизированной системе управления финансами ряда стран (Россия, Беларусь) занимает автоматизированная система финансовых расчетов (АСФР) — подсистема АСУФ. С ее помощью повышается эффективность управления финансами, поскольку благодаря ей решается проблема трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, обеспечиваются многовариантность расчетов финансовых планов и их согласованность между собой. АСФР применяется не только для планирования, но и при исполнении бюджета (составление росписи бюджета, внесение изменений в бюджетные показатели, учет исполнения бюджета по доходам и расходам и др.). АСФР позволяет рационализировать структуру финансовых органов.
В настоящее время актуальной задачей является автоматизация финансовых расчетов в страховых организациях, низовых финансовых органах, особенно в налоговых инспекциях, имеющих дело с обширными и постоянно изменяющимися данными по налогоплательщикам.
Однако не следует преувеличивать возможности АСУФ. Часть задач по управлению финансами не поддается формализации, для их решения требуются традиционные методы и опыт работников финансовых органов. АСУФ не может совершенствовать формы и методы финансовых отношений, это сфера деятельности специалиста, который ставит перед системой цели и задачи, вводит первичную информацию, производит корректировку и осуществляет постоянный контроль за работой системы. Таким образом, специалист по финансам, используя данные, получаемые на основе АСУФ, выбирает вариант решения. Это под силу высококвалифицированному работнику.
АСУФ является важным направлением совершенствования управления экономикой и финансами. Эффективность ее функционирования требует оснащения финансовых служб современной электронно-вычислительной техникой.
В управлении финансами большую роль играет финансовый менеджмент— специфическая система управления финансовыми ресурсами, сочетающая финансовую политику, методы, инструменты, а также работников, принимающих управленческие решения и претворяющих их на практике с целью достижения поставленных целей стабильности и экономического роста.
Финансовый менеджмент пронизывает все звенья финансовой системы и выступает важнейшей составной частью структуры управления в условиях рынка.
В экономической литературе финансовый менеджмент обычно рассматривается с трех точек зрения: институциональной, организационно-правовой, функциональной.
С институциональной точки зрения финансовый менеджмент — это орган управления хозяйствующего субъекта. С организационно-правовой точки зрения финансовый менеджмент — это вид предпринимательской деятельности. С функциональной точки зрения финансовый менеджмент — это система экономического управления и одновременно — часть финансового механизма. В системе экономического управления имеются две подсистемы — субъект и объект управления, связанные потоком информации (информационные связи).
Субъект управления — это управляющая подсистема, которую образует специальная группа людей, посредством различных форм управляющего воздействия обеспечивающая целенаправленное функционирование объекта. Субъектом управления может быть финансовая дирекция или профессиональный управляющий — финансовый менеджер.
Объект управления — это управляемая подсистема, представляющая собой денежный поток, кругооборот капитала, источники финансовых ресурсов и финансовые отношения, возникающие как между хозяйствующим субъектом и другими экономическими субъектами, так и внутри хозяйствующего субъекта.
Воздействие субъекта на объект управления составляет процесс управления; для его осуществления необходимо циркулирование определенной информации между субъектом и объектом управления.
Процесс управления финансами (независимо от его конкретного содержания) предполагает получение, передачу, переработку и использование информации.
Различают информацию двух видов:
• внешнюю информацию, включающую данные о состоянии финансового рынка, конъюнктурный обзор, нормативно-законодательные акты, инструктивно-методические указания, валютные курсы и др.;
• информацию о состоянии объекта управления, включающую данные об эффективности применяемых форм и методов управления финансами, выполнении плановых заданий и графиков, результатах финансового анализа и др.
От субъекта к объекту управления поступает командная информация в форме приказов, программ, плановых заданий (рис. 5.1).
Рис. 6.1. Общая схема финансового менеджмента:
1 — движение командной информации; 2 — движение информации о состоянии объекта; 3 — движение внешней информации
Функции, выполняемые финансовым менеджментом, не одинаковы для субъектов и объектов управления. К функциям субъекта управления относятся прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координация, стимулирование и контроль.
Функциями объекта управления являются организация денежного оборота, обеспечение хозяйствующего субъекта инвестиционными средствами, накопление капитала и эффективное его вложение, организация финансовой работы.
Финансовый менеджмент действует во всех звеньях финансового рынка. Это менеджмент операций: а) валютных; б) с драгоценными металлами и драгоценными камнями; в) на денежном рынке; г) кредитных; д) с недвижимостью и др.
Управление финансами происходит во времени, что влияет на цели и направления управления. По временному признаку финансовый менеджмент делится на стратегический и оперативно-тактический.
Стратегический финансовый менеджмент представляет собой управление инвестициями, через него реализуются выбранные стратегические цели. Он предполагает прежде всего:
• финансовую оценку проекта вложения капитала;
• отбор критериев, по которым принимаются инвестиционные решения;
• поиск оптимального варианта вложения капитала;