Понятие финансовой системы. Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика и взаимосвязь

Финансовая системапредстав­ляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распре­деление и использование централизованных и децентрализо­ванных фондов денежных средств.

Исходя из специфики финансовых отношений их можно подразделить на две крупные сферы:

· финансы хозяйствующих субъектов, предприятий, организаций разных форм собственности, или децентрализованные
финансы (далее мы в ряде случаев будем именовать их как «финансы предприятий» или «финансы хозяйствующих субъектов»);

· финансы государственные (общегосударственные), или централизованные финансы.

Финансы хозяйствующих субъектовпредставляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включа­ют денежные отношения, которые возникают между: а) пред­приятиями (это главным образом плата за продукцию и услу­ги); б) предприятиями и вышестоящими организациями (обра­зование централизованных фондов министерств и ведомств); в) предприятиями и входящими в них структурными подразде­лениями; г) предприятиями и государственным бюджетом (пла­тежи в бюджет, финансирование из бюджета); д) предприятия­ми и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

Финансы хозяйствующих субъектов — исходная сфера фи­нансовой системы страны, основа общегосударственных финан­сов, поскольку именно на предприятиях в процессе производ­ства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. От состояния дан­ного участка финансовой системы во многом зависит финансо­вое положение страны в целом.

Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы) состоят из двух подсфер: финансов предприятий ма­териального производства и финансов учреждений и организа­ций непроизводственной сферы.

Решающую роль в национальной экономике государства за­нимают финансы предприятий материального производ­ства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере соз­дается наиболее значимая часть финансовых ресурсов предпри­ятий, весомая доля которых посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

финан­сы предприятий материального производства распределяются по следующим звеньям:

• финансы предприятий промышленности;

• сельского хозяйства;

• строительства;

• грузового транспорта;

• связи;

• торговли и заготовок и др.

В непроизводственной подсфере различают следующие финансовые звенья:

• финансы образования;

• культуры и искусства;

• здравоохранения и физической культуры;

• науки и научного обслуживания;

• пассажирского транспорта;

• жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания;

• коммерческих страховых, кредитных и других учреждений;

• общественных организаций;

• обороны страны и др.

В зависимости от формы собственности в составе обеих подсфер финансовой системы различают финансы предприя­тий, учреждений и организаций, основанных на государствен­ной и на частной собственности.

С учетом организационно-правовых обстоятельств, преду­смотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь, фи­нансы хозяйствующих субъектов подразделяются на финансы коммерческих и некоммерческих организаций.

В зависимости от размера предприятий различают финансы крупных и малых предприятий. К малым относятся вновь соз­даваемые предприятия с ограниченной численностью работни­ков. Они дифференцируются по отраслям: в промышленно­сти — до 200 человек, в науке и научном обслуживании — до 100, в строительстве, общественном питании, бытовом обслу­живании — до 50, в отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек.

Государственная собственность подразделяется на республи­канскую (собственность Республики Беларусь) и коммуналь­ную (собственность административно-территориальных единиц). С учетом этого различают соответственно финансы предприя­тий республиканской собственности и финансы предприятий коммунальной собственности.

До недавнего времени подавляющая часть организаций не­производственной сферы осуществляла некоммерческую дея­тельность, т.е. такую деятельность, которая не преследует цели получения прибыли. Однако в последние годы многие учрежде­ния непроизводственной сферы стали оказывать платные услу­ги и у них появились некоторые элементы коммерческой дея­тельности. В связи с этим финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы можно подразделить на три группы:

1) финансы учреждений и организаций, функционирующих на коммерческой основе (организации бытового обслуживания; коммерческие банки; вузы; страховые организации и др.);

2) финансы учреждений и организаций, частично функционирующих на коммерческой основе (государственные вузы, осуществляющие подготовку сверхпланового контингента студентов на платной основе; медицинские учреждения и др.);

3) финансы учреждений и организаций, полностью финансируемых из бюджета (большинство учреждений здравоохранения, образования, культуры и др.).

♦ Общегосударственные (централизованные) финансымож­но определить как систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных доходов и фондов денеж­ных средств и использованием их на общегосударственные пот­ребности.

Государственный бюджет является одним из ведущих звеньев общегосударственной финансовой системы. С его по­мощью правительство концентрирует в своих руках значитель­ную часть финансовых ресурсов государства. Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюд­жета являются налоги с юридических и физических лиц.

В расходной части государственного бюджета указывается, куда конкретно направляются денежные средства, и их коли­чественные параметры. Наибольшая часть бюджета использу­ется на финансирование отраслей народного хозяйства и соци­ально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удель­ный вес в расходной части приходится на содержание аппарата управления и обеспечение обороны страны.

По размерам доходной и расходной частей государственного бюджета обычно судят об уровне экономического развития страны и материальном положении основной части населения. При составлении государственного бюджета большое внимание уделяют его сбалансированности, добиваясь, чтобы расходы не превышали доходы. Если расходная часть превысит доходную, то образуется бюджетный дефицит — признак финансовых за­труднений в стране.

Необходимо иметь в виду, что государственный бюджет Рес­публики Беларусь включает бюджеты отдельных областей и бюджет Минска, в совокупности это консолидированный бюд­жет страны.

Важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства пра­вительства и местных органов власти, предназначенные для финансирования расходов, не включенных в бюджет.

Широкое использование наряду с государственным бюдже­том средств внебюджетных фондов обусловлено рядом причин, прежде всего ограниченностью бюджетных ресурсов. Формиро­вание внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнитель­ные финансовые ресурсы, которые затем используются на от­дельные мероприятия. По экономическому содержанию дан­ные фонды представляют собой форму перераспределения и ис­пользования финансовых ресурсов. Они имеют строго целевое назначение, включая:

1) мобилизацию средств для пенсионного обеспечения;

2) финансирование мероприятий, связанных с проблемами занятости населения;

3) материальное обеспечение обязательного медицинского страхования;

поддержку развития приоритетных отраслей экономики и т.д

Среди звеньев общегосударственных финансов особую роль выполняет государственный кредит, посредством которого осуществляется накопление дополнительных финансовых ре­сурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность де­нежных отношений, возникающих между государством как за­емщиком (или займодателем) денежных средств и физически­ми (юридическими) лицами, а также иностранными прави­тельствами в процессе формирования и использования обще­республиканского фонда денежных средств.

Третьей (дополнительной) сферой финансовой системы является финансовый аппарат,в который включаются такие республиканские органы управления финансами, как Минис­терство финансов, Министерство по налогам и сборам, Тамо­женный комитет, Комитет по ценным бумагам, Фонд социаль­ной защиты населения, финансовые управления (отделы) от­раслевых министерств и др. Особенность финансового аппарата состоит в том, что он является частью государственного аппарата и его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако данная сфера оказывает непосредственное влияние на финансо­вые отношения, организуя их таким образом, чтобы эффектив­ное воздействие оказывалось на все стороны деятельности на­родного хозяйства.

18. Финансовая политика, ее необходимость, содержание, цели и задачиФинансовая политика — это намеченная государством на определенном этапе развития общества научная программа ис­пользования финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития.

Финансовая политика должна быть направ­лена на обеспечение устойчивого экономического роста, соци­ального развития и значимости государства в мировом сообще­стве. Она способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, создавая условия для осуще­ствления совместных мероприятий, в том числе по привлече­нию иностранного капитала в экономику.

Содержание финансовой политики многогранно и опреде­ляется единством трех основных звеньев:

• выработка научно обоснованной концепции развития финансов посредством определения главных целей экономического развития. Она формируется на основе изучения требований экономических законов, конкретных особенностей исторического развития общества, всестороннего анализа состояния производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;

• определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период. При этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, с учетом специфики внутренней и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей страны. С этой целью изучаются накопленный опыт использования финансового механизма, новые тенденции развития, а также мировой опыт;

• осуществление практических действий, направленныхна достижение поставленных целей.

• Выход из экономического кризиса и дальнейшее динамич­ное развитие требуют взвешенной и обоснованной финансовой политики, главным субъектом которой является государство. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансо­вого развития общества на отдаленную перспективу и опреде­ляет задачи, средства и пути их достижения на предстоящий период.

• Методологическим условием и предпосылкой выявления сущности финансовой политики являются финансовые отношения, а их основой — отношения между государством и хо­зяйствующими субъектами по поводу формирования финан­совых ресурсов и их использования. Свое практическое вопло­щение финансовая политика в лице государства реализует че­рез финансовый механизм, его рычаги и стимулы.

• Основными целями финансовой политики являются наибо­лее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствую­щее наращивание государственных финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общества. Ради их достиже­ния средствами финансовой политики изыскиваются резервы и создаются условия, благоприятствующие развитию малого биз­неса и предпринимательской деятельности. Одновременно оп­ределяются рациональные формы изъятия доходов предприя­тий и населения в пользу государства, а также доля участия на­селения в формировании финансовых ресурсов.

• К целям финансовой политики также относятся увеличение бюджетной обеспеченности жителей, повышение уровня дохо­дов на душу населения и обеспечение социальных нормативов уровня жизни.

Основными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации финансовой политики на нынешнем этапе развития государства, являются:

• соответствие объективным экономическим законам;

• финансовая поддержка мероприятий, направленных на ускорение рыночных реформ и макроэкономическую стабилизацию;

• отбор источников мобилизации финансовых ресурсов, определение их состава, структуры, возможных резервов увеличения (при этом устанавливаются объем финансовых ресурсов, оптимальное и сбалансированное соотношение между доходами
государства и хозяйствующих субъектов, доля участия физических лиц в формировании государственных доходов);

• рациональное распределение и использование финансовых ресурсов (устанавливаются основные пропорции распределения средств между отраслями и сферами народного хозяйства, определяются приоритетные отрасли и направления, а
также степень социальной защиты населения);

• концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы;

• обеспечение сбалансированности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики;

• уменьшение дефицита государственного бюджета и расширение его покрытия на основе государственных ценных бумаг;

• либерализация внешнеэкономической деятельности;

Понятие финансовой системы. Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика и взаимосвязь - student2.ru активизация процессов разгосударствления и приватизации государственной собственности с целью финансового оздоровления, стабилизации и создания базы для динамичного развития экономики;

• унификация отечественного финансового законодательства с законодательством Российской Федерации с целью создания равных условий хозяйствования для товаропроизводителей двух стран;

• выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов.

• В зависимости от длительности периода и характера решае­мых задач финансовая политика подразделяется на финансо­вую стратегию и финансовую тактику.

• Финансовая стратегия — долговременный курс финансо­вой политики, рассчитанный на перспективу и предусматрива­ющий решение крупномасштабных задач, поставленных эконо­мической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, фор­мируются концепции их использования, намечаются принци­пы организации финансовых отношений.

• Финансовая тактика направлена на решение задач кон­кретного этапа развития государства и связана с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отноше­ний, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из теку­щих потребностей страны.

• Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добива­ется результатов тактически, приходится вносить коррективы в стратегический курс.

В условиях рыночной экономики финансовая политика ба­зируется на долгосрочных научных прогнозах, подкрепляемых системой обоснованных финансовых регуляторов, в первую очередь — налогов, которые обеспечивают изъятие и перерас­пределение созданного валового внутреннего продукта и фор­мирование централизованных фондов денежных ресурсов госу­дарства.

Функция регулирования используется государством в процес­се расходования средств госбюджета на различные цели: госу­дарственные капитальные вложения, развитие социально-куль­турной сферы, укрепление обороноспособности страны, обслу­живание внешнего и внутреннего государственного долга и т.д.

Посредством финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, рес­труктуризацию предприятий, приватизацию, конверсию пред­приятий военно-промышленного комплекса, определение при­оритетных направлений.

Финансовое регулирование можно проводить, используя следующие инструменты финансовой политики:

• условия формирования прибыли;

• способы кредитования через учетную ставку;

• систему специальных налоговых льгот;

• цены;

• таможенные пошлины;

• уровень заработной платы и др.

Теория и практика хозяйствования выработали ряд требо­ваний к финансовой политике. К ним относятся:

1) научный подход, предполагающий соответствие финансовой политики закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории (нарушение этого важнейшего требования ведет к большим потерям в народном
хозяйстве);

2) учет конкретных исторических условий, итогов каждого этапа развития общества, внутреннего положения в стране и международной обстановки, реальных экономических и фи­нансовых возможностей государства;

3) тщательный анализ практики предшествующего хозяйственного и финансового строительства, изучение новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта (своевременное изменение финансовой политики с учетом специфических особенностей позволяет в короткие сроки и с меньшими потерями решать стоящие перед государством задачи);

4) применение комплексного подхода к выработке и проведению финансовой политики с ориентацией на выполнение ключевой задачи конкретного этапа развития; обеспечение тесной взаимосвязи между основными частями экономической политики — финансовой и кредитной политикой в области ценообразования, заработной платы;

5) повышение эффективности использования финансовых ресурсов в результате действенной финансовой политики (игнорирование факторов, влияющих на эффективное использование финансовых ресурсов при проведении финансовой политики оборачивается распылением средств и оскудением источников, которые обеспечивают финансирование потребностей государства);

6) учет множества факторов в многовариантных расчетах по методу наложения финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране; прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики;

7) предвидение последствий финансовых мероприятий, позволяющее избежать непредсказуемых изменений в финансовой политике и создать благоприятные условия для деятельности предприятий;

8) широкое применение выводов политэкономической и финансовой наук при выработке эффективной финансовой политики;

9) анализ обширной достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, состоянии дел в экономике; использование математического моделирования и электронно-вычислительной техники.

Результативность финансовой политики повышается, если она соответствует потребностям общественного развития, инте­ресам всех слоев общества и учитывает конкретные историчес­кие условия. Не в меньшей мере успех зависит от того, насколь­ко проработан механизм согласования и реализации интересов различных субъектов экономической деятельности и имею­щихся у государства объективных возможностей. Чтобы оце­нить финансовую политику правительства, в первую очередь следует определить, какие цели общественного развития на­мечены им в качестве приоритетных, какие задачи (перспек­тивные и более близкие) и в какие сроки оно предполагает ре­шить. Только при таких условиях можно дать объективную оценку финансовой политике.

19. Составные части финансовой политики, их характеристикаСоставные части финансовой поли­тики — налоговую, бюджетно-финансовую и денежно-кредит­ную (монетарную) политику.

Налоговая политикапредставляет собой разработку, при­нятие и реализацию решений законодательного уровня относи­тельно налоговой системы и ее элементов в целях достижения необходимых обществу экономических и социальных результа­тов. Как неотъемлемая часть финансовой политики, она реализует интересы государства. Ее главное назначение состоит в изъятии части валового общественного продукта на общегосу­дарственные нужды, мобилизации этих средств и последующем перераспределении через бюджет.

Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную и стимулирую­щую функции. Фискальная функция реализуется посредством изъятия доходов населения и хозяйствующих субъектов для формирования бюджетного фонда. Стимулирующая функция выражается через экономические рычаги воздействия (усиле­ние мотивов к труду, экономное расходование финансовых ре­сурсов, финансовую поддержку рыночных реформ) и влияет на воспроизводственный процесс, стимулируя или сдерживая его развитие.

Бюджетно-финансовая политика как составная часть фи­нансовой политики связана с распределением фонда денежных средств государства и дальнейшим использованием по отрасле­вому, целевому и территориальному назначению. Она ориенти­руется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

Чаще всего задача государственной бюджетной политики состоит в преодолении бюджетных дефицитов, порой достигаю­щих критического уровня. Крупный бюджетный дефицит сти­мулирует рост внутреннего и внешнего государственного долга, дестабилизирует денежную систему государства, провоцирует инфляцию. Чтобы добиться сбалансированности государствен­ного бюджета, бюджетная политика должна теснейшим обра­зом сопрягаться с политикой доходов и расходов государства.

Активная роль государства в осуществлении экономичес­ких и социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Это связано с дей­ствием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание назван­ных факторов на каждом из этапов развития государства

по­рождает такую систему расходов, которая соответствует пот­ребностям экономики, типу и уровню управления ею. Главным ограничителем государственных расходов служат доходы бюд­жета.

Государственный бюджет пополняется в основном за счет налоговых поступлений, поэтому бюджетно-финансовая поли­тика государства тесно сплетается с налоговой, образуя бюд­жетно-налоговую политику.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политиказаключается в воздействии государства в лице Министерства финансов Рес­публики Беларусь при помощи Главного государственного каз­начейства на величину и структуру государственных расходов и систему налогообложения для достижения общеэкономичес­ких целей — увеличения реального ВВП и уровня занятости. При этом необходимыми условиями являются отсутствие ин­фляции и устойчивый рост экономики.

Реализация бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь проходит посредством дискреционной (активной) по­литики (сознательное манипулирование бюджетно-налоговой сферой) и автоматической (пассивной), не требующей специ­альных решений правительства. Оба вида активно взаимодей­ствуют.

На

настоящем этапе в республике постепенно снижаются налоговые ставки и одновременно увеличиваются государст­венные расходы, что характеризуется как мягкая фискальная экспансия. Осуществляется также стабилизационная полити­ка, предусматривающая постоянный рост производства при умеренных темпах инфляции.

Финансовое оздоровление экономики невозможно без стаби­лизации денежно-кредитных отношений, представляющих ос­нову финансовой политики государства.

Под денежно-кредитной (монетарной) политикойпонима­ют совокупность мероприятий в денежно-кредитной сфере, направленных на изменение денежного предложения для дос­тижения ряда общеэкономических задач. Проводит ее Нацио­нальный банк Республики Беларусь. Он обязан осуществлять надзор и контроль за деятельностью денежной и банковской систем.

Главная цель денежно-кредитной политики — создание ус­ловий для достижения и

поддержания высокого уровня про­изводства, стабилизации цен, укрепления национальной де­нежной единицы (при полной занятости и отсутствии инфля­ции).

Инструменты, используемые для достижения целей де­нежно-кредитной политики, различаются по принципу воздей­ствия на денежную массу и бывают прямыми (общими) и кос­венными. К прямым относятся лимиты кредитования и прямое регулирование процентной ставки; к косвенным — операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов и учетной ставки (ставки рефинансирования).

Текущая денежно-кредитная политика ориентирована на более конкретные и доступные цели, как то: повышение роли банковского кредита в стимулировании хозяйствующих субъ­ектов к эффективному использованию заемных средств; более гибкий подход к предоставлению кредита, формированию бан­ковских резервов; развитие финансового рынка; сокращение необоснованного перелива денег из сферы безналичного оборота в наличный; конвертируемость белорусского рубля; реоргани­зация сберегательного и страхового дела.

На практике такие части финансовой политики, как денеж­но-кредитная и бюджетно-налоговая, действуют не автономно, а в тесной взаимосвязи. Политика, в которой используются формы фискального и монетарного регулирования, называется стабилизационной.Каждая из ее составляющих может сдер­живать либо стимулировать экономику, соответственно этому различают четыре варианта стабилизационной политики:

1) «дорогие» деньги и сдерживающая фискальная политика;

2) «дорогие» деньги и стимулирующая фискальная политика;

3) «дешевые» деньги и сдерживающая фискальная политика;

4) «дешевые» деньги и стимулирующая фискальная политика.

Первый вариант характеризует жесткую фискальную и жесткую монетарную политику, в результате которой сокраща­ется совокупный спрос. Она оказывает противодействие инфля­ции, но может обернуться экономическим спадом.

И тогда целесообразно использовать второй вариант, т.е. из­менить только бюджетно-налоговую политику, чтобы оживить производство. Однако и здесь возможно проявление отрица­тельного эффекта — вытеснение частных инвестиций.

Третий вариант смягчает обстановку, сложившуюся после вытеснения инвестиций, и меняет структуру спроса, создавая условия для быстрого роста экономики.

При использовании четвертого варианта увеличиваются и другие составляющие совокупного спроса.

Таким образом, финансовая политика на нынешнем этапе характеризуется качественно иными подходами к функциони­рованию народного хозяйства с учетом перехода к рыночным условиям хозяйствования, реформы цен, оплаты труда, налого­вой и кредитной систем, направленных на формирование ново­го финансового механизма.

20. Современная роль государства в реализации финансовой политики. Совершенствование управления финансами На современном этапе совершенствование управления фи­нансами диктуется, прежде всего, необходимостью более эф­фективного воздействия на деятельность производственной и непроизводственной сфер народного хозяйства. В Беларуси оно осуществляется по двум основным направлениям: а) перестрой­ки органов управления финансами, совершенствования мето­дов организации работы финансовых органов; б) развития авто­матизированных систем управления финансами.

После распада СССР на многих предприятиях Беларуси бы­ли созданы самостоятельные финансовые отделы и другие структурные подразделения (планово-финансовые отделы, фи­нансовые группы в составе бухгалтерии и т.п.), организованы новые органы управления (например, Министерство по налогам и сборам).

Органы управления финансами в своей работе используют два метода — административный и экономический. При адми­нистративном методе вышестоящие органы (министерства, ведомства) прибегают к администрированию — волевым, при­казным мерам решения тех или иных вопросов.

Экономический метод означает отсутствие мелочной опеки предприятий в вопросах оперативного управления финансами, отказ от постоянных корректировок плановых заданий, выяв­ление резервов роста прибыли и других экономических и фи­нансовых показателей не по приказу сверху, а в силу внутренней экономической потребности, самостоятельное решение пред­приятиями своих экономических и финансовых проблем.

В условиях развития рыночных отношений экономические методы становятся доминирующими, возрастает роль автома­тизированных систем в управлении финансами.

Под автоматизированной системой управления финансами (далее — АСУФ) понимается совокупность экономических и математических методов управления, электронной вычисли­тельной и организационной техники и современных средств связи, позволяющая научно управлять финансами. АСУФ вы­ступает в качестве подсистемы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством.

Важное место в автоматизированной системе управления финансами ряда стран (Россия, Беларусь) занимает автомати­зированная система финансовых расчетов (АСФР) — подсисте­ма АСУФ. С ее помощью повышается эффективность управле­ния финансами, поскольку благодаря ей решается проблема трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, обеспе­чиваются многовариантность расчетов финансовых планов и их согласованность между собой. АСФР применяется не только для планирования, но и при исполнении бюджета (составление росписи бюджета, внесение изменений в бюджетные показате­ли, учет исполнения бюджета по доходам и расходам и др.). АСФР позволяет рационализировать структуру финансовых органов.

В настоящее время актуальной задачей является автомати­зация финансовых расчетов в страховых организациях, низо­вых финансовых органах, особенно в налоговых инспекциях, имеющих дело с обширными и постоянно изменяющимися дан­ными по налогоплательщикам.

Однако не следует преувеличивать возможности АСУФ. Часть задач по управлению финансами не поддается формали­зации, для их решения требуются традиционные методы и опыт работников финансовых органов. АСУФ не может совершен­ствовать формы и методы финансовых отношений, это сфера де­ятельности специалиста, который ставит перед системой цели и задачи, вводит первичную информацию, производит корректи­ровку и осуществляет постоянный контроль за работой систе­мы. Таким образом, специалист по финансам, используя дан­ные, получаемые на основе АСУФ, выбирает вариант решения. Это под силу высококвалифицированному работнику.

АСУФ является важным направлением совершенствования управления экономикой и финансами. Эффективность ее функционирования требует оснащения финансовых служб совре­менной электронно-вычислительной техникой.

В управлении финансами большую роль играет финансо­вый менеджмент— специфическая система управления фи­нансовыми ресурсами, сочетающая финансовую политику, ме­тоды, инструменты, а также работников, принимающих управ­ленческие решения и претворяющих их на практике с целью достижения поставленных целей стабильности и экономичес­кого роста.

Финансовый менеджмент пронизывает все звенья финансо­вой системы и выступает важнейшей составной частью струк­туры управления в условиях рынка.

В экономической литературе финансовый менеджмент обыч­но рассматривается с трех точек зрения: институциональной, организационно-правовой, функциональной.

С институциональной точки зрения финансовый менедж­мент — это орган управления хозяйствующего субъекта. С ор­ганизационно-правовой точки зрения финансовый менедж­мент — это вид предпринимательской деятельности. С функци­ональной точки зрения финансовый менеджмент — это систе­ма экономического управления и одновременно — часть финан­сового механизма. В системе экономического управления име­ются две подсистемы — субъект и объект управления, связан­ные потоком информации (информационные связи).

Субъект управления — это управляющая подсистема, кото­рую образует специальная группа людей, посредством различ­ных форм управляющего воздействия обеспечивающая целе­направленное функционирование объекта. Субъектом управле­ния может быть финансовая дирекция или профессиональный управляющий — финансовый менеджер.

Объект управления — это управляемая подсистема, пред­ставляющая собой денежный поток, кругооборот капитала, ис­точники финансовых ресурсов и финансовые отношения, воз­никающие как между хозяйствующим субъектом и другими экономическими субъектами, так и внутри хозяйствующего субъекта.

Воздействие субъекта на объект управления составляет про­цесс управления; для его осуществления необходимо циркули­рование определенной информации между субъектом и объек­том управления.

Процесс управления финансами (независимо от его кон­кретного содержания) предполагает получение, передачу, пере­работку и использование информации.

Различают информацию двух видов:

• внешнюю информацию, включающую данные о состоянии финансового рынка, конъюнктурный обзор, нормативно-законодательные акты, инструктивно-методические указания, валютные курсы и др.;

• информацию о состоянии объекта управления, включающую данные об эффективности применяемых форм и методов управления финансами, выполнении плановых заданий и графиков, результатах финансового анализа и др.

От субъекта к объекту управления поступает командная ин­формация в форме приказов, программ, плановых заданий (рис. 5.1).

Понятие финансовой системы. Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика и взаимосвязь - student2.ru

Рис. 6.1. Общая схема финансового менеджмента:

1 — движение командной информации; 2 — движение информации о состоянии объекта; 3 — движение внешней информации

Функции, выполняемые финансовым менеджментом, не одинаковы для субъектов и объектов управления. К функциям субъекта управления относятся прогнозирование, планирова­ние, организация, регулирование, координация, стимулирова­ние и контроль.

Функциями объекта управления являются организация де­нежного оборота, обеспечение хозяйствующего субъекта инвес­тиционными средствами, накопление капитала и эффективное его вложение, организация финансовой работы.

Финансовый менеджмент действует во всех звеньях финан­сового рынка. Это менеджмент операций: а) валютных; б) с дра­гоценными металлами и драгоценными камнями; в) на денеж­ном рынке; г) кредитных; д) с недвижимостью и др.

Управление финансами происходит во времени, что влияет на цели и направления управления. По временному признаку финансовый менеджмент делится на стратегический и опера­тивно-тактический.

Стратегический финансовый менеджмент представляет со­бой управление инвестициями, через него реализуются выбран­ные стратегические цели. Он предполагает прежде всего:

• финансовую оценку проекта вложения капитала;

• отбор критериев, по которым принимаются инвестиционные решения;

• поиск оптимального варианта вложения капитала;

Наши рекомендации