Объекты фин. политики: совокупность фин. отношений и фин. ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства

Содержание фин. политики раскрывается в ее структурных элементах, к которым относятся:

· выработка научно обоснованной концепции развития финансов; осуществляется с целью выявления объективной потребности в реализации намеченных мероприятий фин. политики; в современных условиях фин. политика большинства государств основывается на различных концепциях государственного регулирования экономики; в зависимости от стадии экономического цикла (спал, депрессия, оживление, подъем), на которой находится экономика страны, субъекты власти используют сдерживающую или стимулирующую фин. политику;

· определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; базируется на целях и задачах экономической политики государства, выделении приоритетных отраслей, оценке внутреннего и международного положения государства;

· разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу; предполагает выработку путей решения поставленных целей и задач, которые будут способствовать реализации основных направлений фин. политики на определенном отрезке времени (снижение объема гос. долга РФ - досрочное погашение долговых обязательств, проведение переговоров с кредиторами...).

Бюджетная политика государства - главная составная часть фин. политики, т. к. она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений.

Значение фин. политики заключается в результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации как в течении финансового года, так и в более долгосрочном периоде. В ходе разработки и осуществления целей и задач фин. политики на ее результативность оказывают влияние след. факторы:

· научный подход к разработке концепции фин. политики;

· прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий;

· учет накопленного опыта в ходе реализации фин. политики;

· четкое определение макроэкономических показателей (ВВП, ВНП...);

· учет национальных и географических особенностей;

· комплексный подход при выработке и проведении фин. политики, предполагающий согласование целей и задач.

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ, ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Реализация целей и задач фин. политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации фин. отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач фин. политики или финансового механизма.

Финансовый механизм - совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Вид организации фин. отношений является первичным элементом финансового механизма, т. к. определяет способ их выражения и проявления в финансовых ресурсах.

Под формой организации фин. отношений понимается внешний порядок их организации, т. е. установления механизма аккумуляции (накопления), перераспределения и использования фин. ресурсов и условий его реализации на практике.

Методами организации фин. отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить 4 основных метода формирования фин. ресурсов:

1) финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Этим методом формируются фин. ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций;

2) метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности.

3) налоговый метод подразумевает аккумулирование (накопление) денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах.

4) страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Страховые фонды, созданные в денежной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики и соц. сферы при наступлении непредвиденных событий.

Способы количественного определения параметров финансового механизма, имеющих мерные характеристики (налоговые ставки, объем каждого вида фин. ресурсов...) являются наиболее мобильной частью финансового механизма. К способам количественного определения параметров фин. механизма относятся способы исчисления бюджетных доходов, способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюджетам...

Фин. механизм является инструментом осуществления фин. политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя различные элементы фин. механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей фин. политики, решение ее стратегических и тактических задач.

Фин. механизм включает множество взаимосвязанных, соединенных между собой элементов, соответствующих разнообразию фин. отношений в обществе. С целью их структурирования, приведения в определенную систему фин. механизм принято классифицировать по различным признакам.

В зависимости от состава сфер и звеньев фин. системы он включает фин. механизм субъектов хозяйствования (фин. механизм коммерческих и некоммерч. организаций, фин. механизм индивидуальных предпринимателей) и механизм гос. и муниципальных финансов.

В соответствии с гос. устройством РФ в фин. механизме выделяют 3 звена: фин. механизм РФ, субъектов РФ и органов МСУ.

По воздействию на общественное производство в составе фин. механизма выделяют следующие звенья: механизм мобилизации и использования фин. ресурсов, механизм фин. регулирования общественного производства, механизм фин. стимулирования общественного производства.

Количественное воздействие фин. механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти фин. ресурсов и их распределения между сферами и звеньями фин. системы государства.

Качественное воздействие фин. механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования фин. ресурсов, форм организации фин. отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

Наши рекомендации