Госуд.бюджет и внебюджетные фонды

Гос. бюджет - это денеж. отношения, возникающие у гос-ва с юрид. и физич. лицами по поводу перераспределения национ. дохода в связи с образованием и использованием бюджетн. фонда, предназначенного на финансир-ние народ. хоз-ва, социально-культур. мероприятий, нужд обороны и гос. управления. Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит Доходы гос бюджета — денеж. ср-ва, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством. Доходы формируются за счет: налогов, взимаемых как централ., так и местными органами власти; неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономич. деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в гос. собственности; доходов целевых бюджетных фондов.

Расходы гос бюджета — это денеж ср-ва, направленные на финансовое обеспечение задач и функций гос. и местного самоуправления. Все расходы можно подразделить на следующие группы: военные; экономические; на социальные цели; на внешнеполитическую деятельность; на содержание аппарата управления. Внебюджетные фонды гос-ва -совок-ть финанс. средств, находящихся в распоряжении централ или местных органов власти и имеющих целевое назначение. В завис-ти от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на госуд. и регионал. С пом. внебюджет фондов можно: влиять на процесс произв-ва путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий; обеспечивать природоохранительные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окруж. среды; оказывать соц. услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финанс-ния соц. инфраструктуры в целом; предоставлять займы, в том числе зарубеж партнерам, включая иностр гос-ва.Источники формирования внебюджетных фондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер. Они могут быть разными на территории государства, различаясь по административно-территориальным единицам.Доходы внебюджетных фондов включают:-специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; - отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций; - средства бюджета; - прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом; - займы, полученные от банков;- другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами. Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования, а во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.

Эволюция государ.финансов.

Предпосылки: 1 предпосылка. В Централ Европе в рез-те первых буржуазных революций власть монархов была значительно урезана и произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосудар. фонд денежных средств — бюджет, к-рым глава государства не мог единолично пользоваться.2 предпосылка. Формир-ние и испол-ние бюджета стало носить системный характер, т. е. возникли системы гос доходов и расходов с определ составом, структурой и законодательным закреплением. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды 3 предпосылка. Налоги в денеж форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы гос-ва формировались гл. образом за счет натуральн податей и трудов. повинностей. Т. о., только на данном этапе развития госуд-ности и денеж отношений стало возможным распределение создан. продукта в стоимост выражении. Финансы имеют выраженное специфич обществен назначение — формир-ние и использование денеж фондов госуд-ва посредством особых форм движения стоимости.
Можно выделить два основных этапа развития финансов. 1 этап— неразвитая форма финансов. Она харак-тся непроизводительным характером финансов, т. е. основ масса денеж средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Второй характерной чертой этого периода была узость финанс системы, так как она состояла из 1 звена — бюджетного, и количество финанс. отношений было ограничено. Все они были связаны с формир-нием и испол-нием бюджета.
По мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникала необходимость в новых общегосудар. фондах денеж. средств и соответственно новых группах денеж. отношений по поводу их формирования и использования.
В настоящ время, независимо от политич и экономич устройства того или иного гос-тва, финансы вступили в новую стадию своего развития. На этой стадии финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений. В зависимости от конкретных экономических и политических условий, природы и роли государства финансы, обладая практически одинаковыми институтами, часто имеют качественно различное содержание.



Наши рекомендации