Платежи в бюджет и внебюджетные фонды

Некоммерческие организации составляют смету - основной вид финансового плана; свод доходов и расходов учреждения и документ внутрифирменного планирования затрат. Смета может отражать источники доходов и баланс доходов и расходов. Особенности финансового плана некоммерческих организаций: расходы разделяются по группам в соответствии с бюджетной классификацией и указываются объемы бюджетных и внебюджетных средств по статьям расходов.

№ 29. Организация финансов в различных организационно-правовых формах некоммерческой деятельности (учреждения, фонды, потребительские кооперативы и др.). Финансовые ресурсы некоммерческих учреждений, их состав и структура по разным видам некоммерческой деятельности, направления использования. Денежные фонды целевого назначения, их формирование и использование.

1.К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации и объединения, различные фонды, учреждения, а также объединения юридических лиц.

Некоммерческие организации имеют существенные различия, но объединены они по принципу основной цели деятельности, которая не связана с извлечением прибыли. Взносы участников в некоммерческие организации являются добровольными.

Потребительский кооператив – это добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. он создается и осуществляет деятельность для удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов (примером может служить жилищно-строительный кооператив, гаражно-строительный кооператив, дачный кооператив и др.), в то время как другие некоммерческие организации создаются для достижения общественных (нематериальных) благ. В этой связи потребительскому кооперативу не только разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность, но и предоставлено право распределять полученные от такой деятельности доходы между членами. Именно в силу этих особенностей на потребительские кооперативы не распространяется закон о некоммерческих организациях. Основой имущественной обособленности потребительского кооператива является наличие паевого фонда, который образуется за счет взносов членов кооператива. Внесение взносов в паевой фонд является основной обязанностью членов кооператива, и за неисполнение данной обязанности уставом кооператива должна быть установлена ответственность. Размер взносов, как и размер самого паевого фонда, определяется уставом, поскольку законодательство не устанавливает никаких ограничений на минимальный или максимальный размер паевого фонда. Внесение взносов не является единственной обязанностью члена потребительского кооператива. Каждый член обязан вносить дополнительные взносы в случае возникновения убытков кооператива. Если по окончании финансового года (утверждения баланса) будут выявлены убытки кооператива, то вся сумма убытков должна быть распределена между членами кооператива. Все они обязаны в течение трех месяцев покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, распределяются между его членами. Но распределение полученной прибыли является правом, а не обязанностью кооператива, а основания и порядок распределения прибыли определяются только уставом кооператива или его внутренними документами.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, созданные в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей (ст. 117 ГК РФ). Законодательство разрешает общественным и религиозным организациям (объединениям) заниматься предпринимательством, но лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующих этим целям. Учредительным документом общественных и религиозных организаций служит устав. При создании общественной или религиозной организации (объединения) формируется ее имущественная база. В собственности общественной и религиозной организации (объединения) может находиться имущество, приобретенное или созданное за счет собственных средств, вступительных и членских взносов членов, пожертвованное гражданами или юридическими лицами, переданное государством, полученное по иным допускаемым законом основаниям. В соответствии с Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» передача в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно. Законом не допускается обращение взыскания по претензиям кредиторов религиозной организации на движимые и недвижимые вещи богослужебного назначения.Участники общественных и религиозных организаций не обладают какими-либо имущественными правами по отношению к созданным ими организациям. В связи с этим имущество, переданное в собственность организаций, включая членские взносы, учредителям и участникам не возвращается. Участники общественных и религиозных организаций не несут ответственности по обязательствам организации, равно как и организации не отвечают по долгам своих учредителей и участников. После ликвидации общественных и религиозных организаций оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество между участниками (членами) этих организаций не распределяется, а передается другим организациям, созданным для достижения таких же целей, что и ликвидированные.

Фондомпризнается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Фонд – некоммерческая организация, но в отличие от прочих некоммерческих организаций является не объединением граждан или юридических лиц, а объединением их имущества для достижения общеполезных целей. Фонд не основан на членстве, следовательно, участие учредителей в деятельности фонда и в управлении им не предполагается. В зависимости от целей деятельности возможно создание фондов различных видов, которые могут иметь определенные особенности в правовом статусе. Например, допускается учреждение благотворительных фондов. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Учредительный документ фонда – устав. В уставе должны определяться порядок формирования органов фонда и их компетенция. В фондах в обязательном порядке предусмотрено создание особого органа – попечительского совета, который осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами решений и обеспечением их исполнения, использованием средств, соблюдением законодательства. Допускается изменение устава фонда его органами, если уставом предусмотрена такая возможность. В противном случае изменения могут быть внесены по решению суда. С таким требованием вправе обратиться в суд любой орган фонда, а также государственные органы, осуществляющие надзор за деятельностью фонда. Учредители фонда после его создания утрачивают возможность расширить свой состав, так как учредительным документом фонда является устав. Кроме того, они утрачивают возможность влиять на деятельность фонда, если только они не участвуют в работе его высшего органа. Имущество, переданное учредителями при создании фонда, а также приобретенное фондом впоследствии, становится собственностью фонда. При этом учредители утрачивают всякие права в отношении этого имущества. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей .Закон допускает ликвидацию фонда исключительно в судебном порядке. Фонд ликвидируется, если не обладает имуществом, достаточным для выполнения уставной деятельности; если цели создания фонда не могут быть достигнуты; если фонд осуществляет внеуставную деятельность. Фонд может быть признан банкротом. При ликвидации фонда имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, определенные в уставе фонда. Если использование имущества в соответствии с уставом фонда невозможно, то оно обращается в доход государства.

Учреждение – это некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Оно может быть создано любым собственником – государством, муниципальным образованием, хозяйственным товариществом или обществом и т.п Учреждениями являются органы государственного и муниципального управления, организации культуры и образования, здравоохранения и спорта, органы социальной защиты, правоохранительные органы и многие другие (например, школы, больницы, библиотеки) и др.Законодательство не устанавливает единых требований к учредительным документам учреждений. Некоторые учреждения действуют на основании устава, другие – на основании типового положения о данном виде организаций, а некоторые – в соответствии с положениями, утвержденными собственником (учредителем). В учредительных документах закрепляется организационная структура учреждения, фиксируются права и обязанности руководителей и прочего персонала учреждения и др. Учреждение – единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества. Собственник передает имущество учреждению лишь в оперативное управление. При этом собственник ограничен в возможностях распоряжаться имуществом учреждения. Он вправе лишь изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.Доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, не являются собственностью учреждения, а поступают только в оперативное управление учреждения.Основным источником имущества учреждения являются средства, полученные им от собственника по смете. Смета и характеризует их имущественную обособленность. Собственник может финансировать свое учреждение и частично, предоставив ему возможность получать дополнительные доходы от предпринимательства.Если учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доход, то доходы, полученные от этой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.Учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере с разрешения собственника.Учреждение несет ограниченную имущественную ответственность: оно отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности собственник соответствующего имущества несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам учреждения.Законодательство не предусматривает случаев принудительной ликвидации учреждений по требованию его кредиторов, в том числе путем банкротства. При недостаточности денежных средств учреждения его кредиторы предъявляют соответствующие требования к его собственнику, который полностью и всем своим имуществом отвечает по долгам созданного им учреждения.

Ассоциации и союзы – это объединения юридических лиц, созданные с целью координации деятельности объединившихся организаций, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Законодательство предусматривает две возможны формы объединений: ассоциация или союз. Данный перечень является исчерпывающим, и создание иных форм объединений не допускается.Законодательство не делает различий между двумя указанными формами, но на практике, как правило, ассоциации создаются по отраслевому (производственному) признаку, а союзы – по территориальному. Однако бывает и наоборот.

Участниками объединений, в отличие от всех других некоммерческих организаций, могут быть только юридические лица; участие физических лиц в ассоциациях и союзах не допускается. Члены ассоциации (союза), создавшие объединение, сохраняют свою самостоятельность, имущественную обособленность и права юридического лица. Самостоятельным юридическим лицом с момента государственной регистрации становится и объединение.Имущество объединения, сформированное в том числе за счет взносов участников, является собственностью объединения. Участники объединения не сохраняют никаких прав (ни вещных, ни обязательственных) на переданное ими объединению имущество.Поскольку объединение создается для представления и защиты общих имущественных интересов участников и существует на их взносы, оказание объединением услуг своим участникам производится безвозмездно.Состав участников объединения не является постоянным. Изменение состава участников происходит путем выхода, исключения, принятия новых участников. Принятие новых членов в состав объединения допускается только с согласия всех членов объединения. Члены объединений имеют право по собственной инициативе выйти из объединения, но выход допускается только по окончании финансового года. Кроме этого, в некоторых случаях участник объединения может быть исключен из него по решению остающихся участников. Основания и порядок исключения членов объединений определяются исключительно нормами, установленными в его учредительных документах.Правовой статус объединения определяется в его учредительных документах, которыми являются учредительный договор, подписанный его членами, и утвержденный ими устав.Особенность объединения – своеобразная ответственность участников по обязательствам объединения. Ассоциация (союз) не несет ответственности по обязательствам своих членов, а члены несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами.Ответственность по обязательствам объединения несут не только его действительные участники, но и лица, вышедшие или исключенные из объединения, а также лица, принятые в объединение.Вышедший (исключенный) участник объединения несет субсидиарную ответственность по обязательствам объединения в течение двух лет с момента выхода (это правило не может быть изменено учредительными документами объединения). Вступивший в объединение участник несет субсидиарную ответственность по обязательствам объединения, возникшим до его вступления (это правило может быть изменено учредительными документами).Поскольку объединения являются некоммерческими организациями, они не могут непосредственно осуществлять предпринимательство. Для получения дохода от предпринимательской деятельности объединение имеет право создать хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Полученная таким образом прибыль должна направляться на уставные цели объединения и не может быть распределена между его участниками.В случае если участниками на объединение возлагается ведение предпринимательской деятельности, то подобное объединение в соответствии с законодательством подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество.

Некоммерческое партнерство – это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных для некоммерческих организаций.Законом может быть предусмотрено создание некоммерческого партнерства в качестве обязательной организационно-правовой формы некоммерческой организации. Так, Федеральным законом от 22.04.96 «О рынке ценных бумаг» установлено, что фондовые биржи учреждаются в форме некоммерческого партнерства, а членами этого партнерства могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг.Существуют и многие другие виды некоммерческих партнерств.Например, согласно Федеральному закону от 15.04.98 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение этими участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут использовать различные организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в том числе садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие партнерства.Имущество, которое вносится членами партнерства, состоит, как правило, из двух частей: членские взносы и прочие имущественные вклады. Членские взносы передаются в состав имущества партнерства безвозвратно. Все остальное имущество, внесенное в партнерство, используется в его деятельности до выхода члена партнерства.Вышедшему члену партнерства законом предоставлено право обратно получить свое имущество или его денежный эквивалент.Но воспользоваться этим правом можно только в том случае, если законом или учредительными документами партнерства это право не ограничено.Некоммерческое партнерство является собственником своего имущества, в том числе имущества, переданного его членами, и самостоятельно отвечает по своим обязательствам. Оно не отвечает по обязательствам своих членов, которые также не несут ответственности по долгам партнерства.Члены партнерства имеют широкий круг прав, который по своему объему сравним, пожалуй, с правами участника коммерческой организации. В частности, члены партнерства имеют право:участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;получать информацию о его деятельности в порядке, установленном учредительными документами;выходить из партнерства по своему усмотрению;получать при выходе из партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в порядке, предусмотренном учредительными документами;в случае ликвидации партнерства получать часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами партнерства в его собственность.Учредительными документами могут быть предусмотрены и другие права членов партнерства, причем как имущественного, так и неимущественного характера, например право на получение безвозмездной материальной помощи из средств партнерства.Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов. Исключенный член имеет право на получение части имущества партнерства, так же как и выходящий участник.Некоммерческое партнерство, как и другие некоммерческие организации, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. Предпринимательская деятельность осуществляется либо непосредственно от имени партнерства, либо через создание или участие в хозяйственном обществе.При ликвидации партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами партнерства.Имущество некоммерческого партнерства, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов, в соответствии с учредительными документами направляется на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительные цели. Если указанную часть имущества использовать в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, то эта часть имущества обращается в доход государства.

Государственная корпорация – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.Корпорация учреждается на основе федерального закона. Поэтому для создания каждой отдельной государственной корпорации необходимо издание специального закона (см., например, Федеральный закон от 08.07.99 «О реструктуризации кредитных организаций», которым учреждено Агентство по реструктуризации кредитных организаций). Учредителем корпорации является РФ в лице Федерального Собрания, принимающего закон о создании государственной корпорации.Несмотря на то что корпорация является государственной, право собственности на имущество, переданное ей РФ, закрепляется именно за корпорацией. Поэтому корпорация несет самостоятельную имущественную ответственность. Она не отвечает по обязательствам РФ, а РФ не отвечает по обязательствам корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.Так же как и другие некоммерческие организации, государственная корпорация вправе использовать свое имущество лишь для достижения целей, предусмотренных законом о создании корпорации.Предпринимательская деятельность может осуществляться корпорацией постольку, поскольку эта деятельность служит достижению целей, ради которых была создана корпорация. При этом корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.Особенностью такой некоммерческой организации является также то, что особенности правового положения государственной корпорации, в отличие от других юридических лиц, определяются не уставом или учредительным договором, а самим законом, на основании которого корпорация создается. Иными словами, закон о создании корпорации фактически выступает в роли ее учредительного документа.

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации.Цели, которые может ставить перед собой автономная некоммерческая организация, ограничены сферой услуг, оказываемых в некоторых отраслях. Автономная некоммерческая организация также может осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана.Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляется ее учредителями в порядке, предусмотренном учредительными документами.Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами. Это означает, что установление каких-либо льготных ставок или тарифов для учредителей подобных организаций недопустимо.

2. Финансовые ресурсы некоммерческой организации - Это денежные доходы, поступления и накопления, используемые для осуществления и расширения уставной деятельности организации. При осуществлении своей деятельности некоммерческие организации, так же как и коммерческие, должны обладать определенным объемом финансовых ресурсов.

Преобладающую массу услуг на некоммерческих предприятиях составляют услуги социально-культурного характера. Они могут предоставляться потребителям, как на платных началах, так и бесплатно.Конкретный состав финансовых ресурсов, направляемых на удовлетворение социально-культурных потребностей, зависит, прежде всего, от характера самих потребностей. Здесь можно выделить три основные группы:

1. Потребности, имеющие значение для всего общества.Удовлетворение этих потребностей не должно зависеть от дохода гражданина и должно гарантироваться Конституцией РФ. Источником удовлетворения этих потребностей являются общегосударственные финансовые ресурсы.

2. Потребности, имеющие общественно значимый характер, но в силу ограниченности общегосударственных ресурсов, частично финансируемые из бюджета (минимальный уровень медицинского обслуживания, средний уровень образования и т.п.);

3. Индивидуальные потребности граждан, связанные с их отдыхом и охраной здоровья. Источником финансирования этих потребностей являются личные средства и средства предприятий и организаций.

Таким образом, финансовые ресурсы некоммерческие организации формируются за счет различных источников в зависимости от видов и характера предоставленных услуг – рыночных (платных) и нерыночных (бесплатных). Так, в учреждениях здравоохранения, образования, науки, культуры, искусства услуги носят, в основном бесплатный характер и лишь небольшая часть услуг предоставляется на платной основе. Для нормального функционирования учреждения культуры и искусства (музеи, кинотеатры и пр.) выделяются бюджетные ассигнования и лишь небольшая часть поступает в виде платы за входные билеты. Кроме того, к финансовым ресурсам некоммерческих организаций относятся постоянные членские взносы, добровольные пожертвования, доходы от сдачи помещений в аренду и пр.

Таким образом, к финансовым ресурсам некоммерческих организаций, можно отнести следующие:бюджетные средства, выделяемые некоммерческим организациям на основе установленных нормативов, которые выполняют роль цены на услуги;денежные средства предприятий и граждан, поступающие за выполненные работы и услуги;поступления от продажи изделий собственного производства;выручка от сдачи в аренду имущества;добровольные взносы предприятий и граждан;прочие источники.

Денежные средства, поступившие из всех источников, образуют фонд финансовых ресурсов некоммерческой организации и используются на выплату заработной платы, возмещение материальных затрат, расчеты с банками и прочими организациями, создание специальных фондов.

Федеральные, региональные и местные органы самоуправления могут оказывать некоммерческим организациям финансовую поддержку в различных формах, в том числе:

• предоставление льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, других установленных законодательством целях, с учетом организационно-правовых форм некоммерческих организаций;

• предоставление некоммерческим организациям иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;

• размещение среди некоммерческих организаций на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов;

• предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.

Не допускается предоставление льгот по уплате налогов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим некоммерческим организациям материальную поддержку.

3. Денежные фонды, поступающие в государственный бюджет, не имеют целевого назначения, не закреплены за конкретными видами расходов. Поэтому, как правило, некоторые программы, особенно требующие капитальных расходов, не получают достаточного финансового обеспечения, что не соответствует интересам общества и государства. Поэтому для финансирования отдельных видов расходов создаются целевые государственные фонды. Главной отличительной чертой этих фондов является то, что денежные средства, поступающие на отдельные счета фондов, не могут идти ни на какие другие цели, кроме тех, что определены в положении о конкретном фонде. Эти средства изъятию не подлежат.Существование целевых фондов позволяет успешней осуществлять фискальную функцию государства. Дело в том, что лицо с гораздо большим желанием отдаст свои деньги, если будет знать, что они используются для вполне конкретных, определенных, социально полезных целей.

Источники средств целевых фондов определяются в актах о конкретных фондах. Основная масса денежных средств в фондах образуется с помощью обязательных платежей физических и юридических лиц, хотя не исключены и добровольные пожертвования.

Совсем недавно целевые денежные фонды существовали лишь в одной форме — как внебюджетные фонды, однако с недавнего времени наметилось движение к уменьшению внебюджетных фондов и консолидации их в бюджете в форме целевых бюджетных фондов. Кроме того, в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ оставшиеся федеральные и региональные государственные внебюджетные фонды признаны частью бюджетной системы РФ, что предполагает распространение на них общих норм бюджетного законодательства.

Сегодня существует три вида целевых денежных фондов.

Целевые бюджетные фонды — фонды денежных средств, образуемые в составе бюджета за счет доходов целевого назначения и используемые по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению фонда. Особенностью данной разновидности целевых фондов является их включенность в федеральный бюджет, в силу чего правовым их основанием является ежегодно принимаемый Закон «О федеральном бюджете», а потому эти фонды не отличаются стабильностью существования. Наибольшей стабильностью существования отличаются Федеральный и территориальные дорожные фонды, Федеральный экологический фонд и др.

Государственные внебюджетные фонды, являясь частью бюджетной системы, могут создаваться на федеральном уровне либо на уровне субъекта Федерации и образуются вне бюджетов РФ или субъекта РФ. Бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются одновременно с бюджетами соответствующих государственных образований.

Данная разновидность целевых фондов денежных средств участвует в обороте, как правило, в форме государственных учреждений, имеющих специальные счета, на которые поступают средства, подлежащие использованию на определенные цели. Средства внебюджетных фондов являются государственной собственностью. Распоряжение средствами фонда осуществляется соответствующими государственными органами.

На уровне Российской Федерации образованы следующие внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.

Бюджеты всех федеральных государственных внебюджетных фондов ежегодно утверждаются Федеральным Собранием вместе с федеральным бюджетом на очередной финансовый год.

Децентрализованные внебюджетные фонды не являются частью бюджетной системы РФ и, как правило, носят отраслевой либо межотраслевой характер. Как правило, решение об образовании и упразднении этой разновидности целевых фондов денежных средств принимается Правительством РФ. Оно же утверждает Положение об этих фондах. Так, Правительством РФ в разное время были созданы Фонд национально-культурного возрождения народов России, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и др. В настоящее время наблюдается тенденция к сокращению децентрализованных внебюджетных фондов.

Наши рекомендации