Расчет критического объема производства. Определение «запаса финансовой прочности». Влияние силы операционного рычага на максимизацию темпов прироста прибыли.

41 При управлении финансовыми результатами предприятия важно учитывать взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от реализации продукции, которая описывается следующим уравнением

Прп = В – Срп пол = Ц × V – (Спост + Спер.ед × V) , (7.21)

где Прп – прибыль от реализации продукции, р.;

В – выручка от реализации продукции, р.;

Срп пол – себестоимость реализованной продукции, р.;

Ц – цена единицы продукции, р.;

V – объем выпуска продукции в натуральном выражении;

Спост – постоянные затраты в целом по предприятию, р.;

Спер.ед – переменные затраты на единицу продукции, р.

В связи с тем, что предприятие несет постоянные затраты, для безубыточной работы необходимо выпускать определенный объем продукции. Такой объем называют критическим объемом выпуска продукции (мертвой точкой, точкой безубыточности).

Точка безубыточности (критический объем выпуска продукции) – это такой объем выпуска продукции в натуральном выражении, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.

Критический объем (Vк) (точка безубыточности) рассчитывается по формуле

Vk=Cпост/Ц-Спер.ед

Запас финансовой прочности (ЗФП) - это величина, на которую объем выпуска продукции предприятия отклоняется от критического объема.

Запас финансовой прочности может характеризоваться абсолютным и относительным показателями.

Разница между фактическим выпуском продукции (Vф) и критическим объемом (Vк) составляет запас финансовой прочности предприятияв абсолютном выражении:

ЗФП = Vф – Vк . (7.23)

Относительное значение запаса финансовой прочности рассчитывается по формуле

. (7.24)

Запас финансовой прочности, характеризуемый относительным показателем, показывает на сколько процентов предприятие может позволить снижение объема выпуска, чтобы не попасть в зону убытка. Чем больше запас финансовой прочности, тем меньше предпринимательский риск предприятия.

Разницу между ценой и переменными затратами часто называют суммой покрытия или маржинальным доходом. «Сумма покрытия» является важным показателем при разработке ассортиментной политики. Чем выше сумма покрытия, тем целесообразнее производство и реализация данного вида продукции.

42.Сущность финансового планирования: основные задачи, принципы организации, методы.

42.Финансовое планирование представляет собой процесс разра-ботки системы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее финансовой деятельности в задан- ном периоде.

Задачи финансового планирования заключаются в: −обеспечении необходимыми финансовыми ресурсами произ-водственной, инвестиционной и финансовой деятельности пред-приятия;−определении путей эффективного вложения капитала, оценке степени его рационального использования; выявлении внутрихозяйственных резервов увеличения при-были за счет экономного использования денежных средств;

−установлении рациональных финансовых отношений с бюд-жетом, обслуживающими банками и контрагентами; −соблюдении интересов акционеров и других инвесторов.

Значение финансового планирования для предприятия состоит в ом, что оно воплощает выработанные стратегические цели в фор-му конкретных финансовых показателей; предоставляет возможно-сти определения жизнеспособности финансовых проектов; служит инструментом получения внешнего финансирования.

Финансовое планирование на предприятии включает в себя три подсистемы: перспективное, текущее и оперативное планирование. Каждой из них присущи определенные формы разрабатываемых

финансовых планов и периоды, на которые эти планы составляют- ся. Так, перспективное планирование ориентировано на 3-5 лет. Формами финансовых планов являются прогноз о прибылях и

убытках; прогноз движения денежных средств; прогноз бухгалтер- ского баланса предприятия.

Текущее финансовое планирование охватывает период в один год. Формами разрабатываемых финансовых планов являются ба- ланс доходов и расходов по операционной и инвестиционной дея- тельности; план поступления и расходования денежных средств; баланс доходов и расходов. Оперативное финансовое планирование охватывает: декаду, ме- сяц и квартал. Его основными формами являются платежный ка-

лендарь и кассовый план. Все подсистемы финансового планирования находятся во взаи-

мосвязи и осуществляются в определенной последовательности.

Исходный этап планирования — прогнозирование основных на-правлений финансовой деятельности, осуществляемое в процессе перспективного планирования, которое определяет задачи и пара-

метры текущего финансового планирования. В свою очередь, база для разработки оперативных финансовых планов формируется настадии текущего финансового планирования.

Финансовое планирование на предприятии включает семь этапов:

1) анализ финансовой ситуации;

2) разработка общей финансовой стратегии предприятия;

3) составление текущих финансовых планов;

4) корректировка, увязка и конкретизация финансового плана;

5) осуществление оперативного финансового планирования;

6) выполнение финансового плана;

7) анализ и контроль выполнения финансового плана.

(43.Финансовый план как раздел бизнес-плана.

43.Финансовые процессы, рассматриваемые в краткосрочном периоде, находят свое отражение в финансовом плане, который представляет собой план движения денежных средств или, как его еще называют, план доходов и расходов.

Для формирования финансовых планов на предприятии необходимо наличие финансовой службы, прямой обязанностью которой является контроль денежных потоков. Для осуществления такого контроля необходимо составление прогнозов на определенный период времени, в качестве такого прогноза и выступает финансовый план.

Кроме плана доходов и расходов (прямой метод анализа движения денежных средств), наиболее распространенного, некоторые предприятия используют также финансовый план, который отражает степень влияния статей баланса на остаток денежной наличности. Такой план формируется на основе анализа движения денежных средств косвенным методом.

Основанием для составления любого финансового плана является информация, полученная от производственных служб. Это программа производства, смета предприятия, планируемая выручка, а также прогнозный финансовый результат. Это необходимо для составления подробного финансового плана, где будут отражены все статьи расходов предприятия, которые существуют на настоящий момент и те, которые могут возникнуть в будущих периодах.

Для наибольшей наглядности весь финансовый план (как в доходной, так и в расходной его части) подразделяется на виды деятельности: текущая, инвестиционная, финансовая. Это необходимо для определения направления денежного потока.

Кроме того, при планировании денежных ресурсов нужно учитывать инфляционные процессы.

Это в наибольшей степени приближает такой вид плана к реальности.

Структура баланса доходов и расходов такова:

1) поступления денежной наличности по видам деятельности. Это собственные средства предприятия, полученные в форме выручки от реализации продукции (работ, услуг), а также привлеченные источники (кредиты и займы, поступления из бюджета). В составе данного раздела отражаются такие статьи, как выручка от реализации продукции (работ, услуг), выручка от реализации имущества, полученные займы и кредиты, финансовая помощь и т. д.;

2) расходы и отчисления. В разделе отражается использование финансовых ресурсов, т. е. денежные расходы предприятия, сгруппированные по видам деятельности. Основные статьи, включаемые в этот раздел: материально-технические расходы, заработная плата сотрудников, налоги и сборы, коммунальные платежи, расходы на аренду, ремонт основных производственных фондов, транспортные расходы, приобретение основных средств и нематериальных активов, погашение кредитов и займов, а также процентов, начисленных по долговым обязательствам, и т. д.

Наши рекомендации