Определение порога безубыточности и запаса финансовой прочности. Эффект операционного рычага

МД =Выручка – перем З

МД- маржинальный доход, В- выручка, перем З- переменные затраты, V-объем, Ц- цена.

МДед = Определение порога безубыточности и запаса финансовой прочности. Эффект операционного рычага - student2.ru =Ц- перем З

Прибыль на предприятии возникает когда сумма маржинального дохода больше блока постоянных затрат

П=МД-БПЗ

П- прибыль, БПЗ- блок постоянных затрат

Для определения рентабельности (прибыльности) отдельных видов продукции рассчитывают:

1.Маржинальный доход конкретного вида продукции на единицу этой продукции:

МДiедi-перем Зi

2.Удельный вес маржинального дохода конкретного вида продукции:

Уд. МДед.= МД / Выручка = МДед / Цед

Чем выше эти показатели, тем более рентабельно изделие. Используя категории маржинально анализа можно определить порог безубыточности предприятия (порог рентабельности), точку возникновения прибыли, критический объем, критическую выручку. Порог безубыточности – это тот объем производства и реализации продукции, при котором предприятие покрывает все свои затраты, но еще не получает прибыли.

Способы расчета порога безубыточности:

3. Расчетно-аналитический

Порог безубыточности в натуральном выражении:

П=МД-БПЗ, если П=0 => МД=БПЗ, V*МДед = БПЗ

Vкритич= БПЗ / МДед(порог безуб-ти в натур.выражении)

Vкритич - критический объем

Порог безубыточности в стоимостном выражении:

Вкритич= Vкритич*Ц= Определение порога безубыточности и запаса финансовой прочности. Эффект операционного рычага - student2.ru = Вкритич

Для устойчивой хоз деятельности предприятие должно обладать запасом финансовой прочности.

ЗПФ = V1- Vкритич= В1- Вкритич

ЗПФ- запас финансовой прочности, V1- фактич объем, В1- фактич выручка, Вкритич- выручка критическая

ЗПФ показывает на сколько далеко находится предприятие от критического объема производства

ЗПФ в%= Определение порога безубыточности и запаса финансовой прочности. Эффект операционного рычага - student2.ru = Определение порога безубыточности и запаса финансовой прочности. Эффект операционного рычага - student2.ru *100%

ЗПФ на предприятии должно быть не менее 10%. ЗПФ в % показывает на сколько % предприятие может снизить свой объем работ, чтобы не понести убытков.

4. Графический

Определение порога безубыточности и запаса финансовой прочности. Эффект операционного рычага - student2.ru

При анализе Директ-костинг можно вывести осн модель планирования прибыли

П= МД – БПЗ= Выручка *уд МД-БПЗ

Эта модель позволяет осуществлять многовариантное планирование прибыли на осн влияние следующих факторов:

- изменение объема реализуемой продукции

- изменение структуры реализуемой продукции

- изменение цен на продукцию

- изменение рентабельности отдельных видов продукции

- изменение величины постоянных затрат

- изменение структуры затрат (соотношение постоянных и переменных затрат)

Эффект операционного рычага.

Анализ по системе Директ-костинг позволяет прогнозировать изменение прибыли при изменении объема реализации. Для этого используется финансовый инструмент, называющийся эффектом финансового рычага. Любое изменение объема реализации приводит еще к большему изменению прибыли.

Степень изменения прибыли при изменении выручки характеризует сила операционного рычага:

Fоп= МД / П = П+БПЗ / П = 1+ БПЗ / П

сила операционного рычага показывает, насколько % изменится прибыль при изменении выручки на 1%. Если у предприятия нет прибыли, то операционный рычаг не рассчитывается.

Взаимосвязь между изменением прибыли и изменением выручки в % рассчитывается:

∆ П% = ∆ В%* Fоп

Операционный рычаг характеризует уровень предпринимательского риска, то есть риска получить или потерять прибыль. Его необходимо регулировать, изменяя соотношение между переменными и постоянными затратами.

Система Директ-костинг создает значительные аналитические возможности для управления предприятием и позволяет:

1. осуществлять управление затратами предприятия

2. осуществлять оптимизацию прибыли и ее планирование

3. определять оптимальную структуру реализованной продукции

4. формировать цены на продукцию

5. оценить выгодность отдельных видов продукции

Наши рекомендации