Затраты организации представляют собой стоимостную оценку ресурсов, потребленных организацией в процессе про- изводства и реализации товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Затраты, приводящие к получению в будущем экономических выгод, считаются активами организации и признаются расходами в период получения от них экономической выгоды. Затраты, не приводящие к получению экономических выгод, признаются рас-ходами организации в период осуществления данных затрат.

Расходы организации— уменьшение экономических выгодв результате выбытия активов (денежных средств, иного имущест-ва) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшениюсобственных источников организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Сопоставлением величины расходов с суммой полученного доходарассчитывается финансовый результат отчетного периода — прибыль или убыток.

Выделяют три группы затрат предприятия:

1) затраты, связанные с обслуживанием и развитием основного производства:

2) расходы потребительского характера — расходы на благотворительные и гуманитарные цели;

3) расходы принудительного характера — это налоги, отчисления в целевые бюджетные фонды, уплата штрафных санкций.

Затраты первой группы делятся на текущие и затраты капитального характера. Текущие затраты — это затраты на производство и реализацию продукции, принимающие форму себестоимости. Источниками их финансирования являются денежные средства, поступающие на счета предприятия за проданную продукцию, краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность. В себестоимость входят два вида издержек:

1) реальные — затраты, необходимые для изготовления продукции(выполнения работ, оказания услуг) и их продвижения на рынок; 2) обязательные — налоги и отчисления, другие платежи в соответствии с законодательством.

К затратам капитального характера относятся нвестиции в основные фонды, ценные бумаги, нематериальные активы, затраты на увеличение оборотного капитала.Источниками их финансирования являются амортизационные отчисления, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия осле уплаты налогов и иных обязательных платежей, лизинг, бюджетные ассигнования и другие источники.

Затраты предприятия на производство классифицируются поразличным признакам. По источнику покрытия затрат выделяют расходы относимые на себестоимость, оплачиваемые за счет общей (чистой) прибыли.

Разграничение источников финансирования затрат имеет значение для правильного определения налогооблагаемой прибыли и налоговых платежей в бюджет.

Затраты, образующие себестоимость, можно сгруппировать (классифицировать) по таким признакам как целевая направленность; экономические элементы; статьи калькуляции; объем производства (реализации) продукции; способ распределения издержек между конкретными изделиями и др.

По целевой направленности расходов, образующих себестоимость, различают:􀂂 производственные расходы, имеющие отношение к производству, технологическим процессам, эксплуатации фондов природо-

охранного комплекса; 􀂂 управленческие расходы, связанные с управлением предприятием, подготовкой и переподготовкой кадров, набором рабочей силы и др.;􀂂 затраты финансового характера (проценты за кредит, страховые выплаты, налоги, сборы и другие обязательные платежи);􀂂 коммерческие расходы, связанные со сбытом продукции; 􀂂 затраты обусловленные использованием основных средстви нематериальных активов (амортизация, арендная плата, лизинговые платежи и др.);􀂂 транспортные расходы; непроизводственные затраты (в виде потерь от брака, затрат нагарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, потери от про-

стоев по внутрипроизводственным причинам и др.).

Классификация затрат по целевой направленности позволяет проводить детальный анализ затрат и разрабатывать мероприятия по их оптимизации.

Классификация затрат по экономическим элементам предусматривает пять элементов затрат: расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов и нематериальных активов, прочие затраты. Каждый элементы затрат включает в себя соответствующие статьи затрат.

Классификация затрат по экономическим элементам выделяет пять элементов затрат: материальные затраты, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию основных

фондов и нематериальных активов и прочие расходы.

В финансовом планировании весьма значимым является разделение затрат на постоянные и переменные.

Постоянные затраты в коротком периоде не зависят от объема производства. Они существуют и при нулевом его объеме. Переменные затраты изменяются пропорционально объему производственной деятельности. Увеличение объема производственной деятельности, например, в два раза при всех прочих равных

условиях, вызовет увеличение совокупных переменных издержек также в два раза. Совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость от объема производства, а переменные затраты на единицу продукции являются относительно постоянной величиной в коротком периоде. К переменным затратам, как правило, относят материальные затраты, заработную плату основных производственных рабочих. Эти затраты изменяются пропорционально объему производственной деятельности в пределах определенного объема

производства.

Деление затрат на постоянные и переменные используется при

проведении анализа безубыточности и связанных с ним показате-

лей, при оптимизации структуры выпускаемой продукции, а также

при маржинальном методе планирования в системе бюджетирова-

ния, то есть внутрифирменном финансовом планировании.

Сумма постоянных и переменных издержек образует сумму всех расходов на производство и реализацию продукции. В зависимости от методов отнесения на себестоимость продукции затраты делятся на прямые и косвенные.Под прямыми затратами понимаются затраты, связанные с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо и непосредственно включены в себестоимость продукции.

К косвенным затратам относятся затраты, связанные с осуществлением общего производственного процесса на предприятии, с производством нескольких видов продукции.

Анализ взаимосвязи «затраты — выручка — прибыль» предполагает использование трех элементов: 1) маржинальный доход; 2) относительный доход; 3) операционный (производственный) рычаг.

Маржинальный доход (МД) — это разница между выручкой от реализации продукции (Вр) и переменными затратами (Зпер) на ее производство: МД = Вр – Зпер.

Маржинальный метод анализа взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль» позволяет предприятиям:

•рассчитать зависимость темпов роста прибыли от объема реализации; •определить соотношение затрат, цены и объема реализации; •достаточно точно планировать прибыль предприятия и определять наиболее рентабельные виды продукции и производства; •использовать данный метод во внутрифирменном планирова-

нии и на его основе принимать управленческие решения как тактического, так и стратегического плана;

•определять эффективность инвестиционных проектов; •быть основой ценообразования на выпускаемую продукцию и оказываемые услуги.

. Планирование затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг)Расчет затрат на производство и реализацию продукции (работ,услуг) включает в себя формирование затрат на единицу продукции (калькулирование затрат) и определение затрат на весь выпуск. Плановые калькуляции составляются путем прямого расчета за трат по отдельным статьям на основе нормирования затрат труда, материалов, топлива, энергии, использования оборудования с учетом мероприятий по снижению себестоимости продукции, а также эко- номии в расходах по управлению и обслуживанию производства. Для поиска резервов снижения себестоимости целесообразно анализировать фактические калькуляции затрат в сравнении с плановыми за ряд лет и с аналогичными предприятиям. На предприятиях, применяющих управленческий учет, может

использоваться система калькулирования себестоимости продукции «Директ-костинг». Ее сущность состоит в том, что калькулируют не полную себестоимость производства и сбыта продукции (изделий), а только переменные издержки (их прямые виды). Главная цель внедрения этой системы калькулирования себестоимости из- делий — обеспечить контроль за формированием маржинального дохода. При системе «Директ-костинг» маржинальный доход по конкретным видам продукции определяется по формуле:

р пер МД = Ц −П ,где Цр — цена реализации единицы изделия, руб.; Ппер — переменные издержки, относимые на изделие, руб./ед. Сущность другой системы калькулирования себестоимости про-

дукции «Стандарт-костинг» заключается в ее осуществлении на базе разработанных предприятием норм и нормативов материаль-ных и трудовых затрат. При этом фактические операционные из- держки по каждому изделию сравнивают с нормативными для от- ражения в учете величины отклонений. Данную систему часто на-

зывают «Управление затратными отклонениями», что позволяет получить более объективную картину результатов калькулирования продукции. Применение системы возможно только в стабильнойэкономической среде, при условии внедрения бюджетирования до-ходов и расходов по центрам финансовой ответственности.

Кроме калькуляций, с целью планирования общего объема затрат на предприятиях разрабатываются (составляются) различныесметы.

29. Понятие себестоимости продукции, ее виды и этапы определения.

29.Себестоимость – это совокупность всех денежных затрат по изготовлению товаров и услуг в зависимости от специализации производственной деятельности. Данный показатель включает следующие расходы: покупку сырья, материалов, топлива, использование основных производственных фондов (машины и оборудование), оплату труда работников, а также другие затраты, которые могут быть связаны с производством и реализацией готовой продукции.

виды себестоимости:цеховая – представлена затратами всех цехов и других производственных структур, которые непосредственно участвовали в процессе изготовления определенного набора товаров и услуг;

производственная себестоимость – определяется путем прибавления к цеховой себестоимости общезаводских и целевых расходов;

полная себестоимость – включает затраты организации не только на выпуск продукции и организацию производственного процесса, но и на ее реализацию, т. е. поставку на рынок конечных товаров и услуг. (((складывается из производственной себестоимости и коммерческих расходов. Коммерческие расходы связаны с продвижением товаров на рынок (реклама, транспортировка,хранение и др.). ))

Следовательно, она представляет собой совокупность производственных и коммерческих расходов.Кроме данной классификации, существует еще деление себестоимости на индивидуальную и среднеотраслевую (в учет берутся все предприятия отдельной отрасли), плановую, которая формируется на базе текущих, и фактическую, относящуюся к данному моменту времени.

(((30.)))))))0Планирование и прогнозирование затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг.

Наши рекомендации