Анализ выполнения договорных обязательств и реализации товаров, продукции, работ, услуг.

Объем реализации продукции (работ, услуг) является в современных условиях одним из важнейших показателей работы предприятий. Значение этого показателя определяется тем, что только в процессе реализации произведенная предприятием продукция получает общественное признание. От величины объема реализации зависят финансовые результаты деятельности предприятия, показатели оборачиваемости и рентабельности. По этому показателю судят о значимости предприятия на рынке.

Основные задачи анализа реализации продукции состоят в том, чтобы установить динамику и степень выполнения плана реализации по общему объему и ассортименту, проверить соблюдение договорных обязательств по поставкам продукции отдельным покупателям, установить влияние факторов на изменение объема реализации и выявить резервы ее увеличения. Эти задачи решаются на основании данных форм: № П-1 (за месяц), № 1-предприятие (за год), № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (квартал и год). Кроме того, привлекаются данные бизнес-плана, оперативно-технического и бухгалтерского учета.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате. В состав реализованной продукции включаются стоимость готовых изделий, полуфабрикатов собственного производства и товаров для перепродажи, стоимость работ и услуг промышленного характера, а также стоимость продукции, отпущенной своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам.

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг планируется и учитывается в действующих оптовых ценах за минусом налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов и аналогичных обязательных платежей и отражается в форме № 2 бухгалтерской отчетности.

Выполнение плана и динамика реализации продукции определяются путем отношения фактического объема реализованной в отчетном году продукции к планируемому и к показателю за предыдущий год. Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Невыполнение плана поставок продукции по договорам приводит к снижению выручки от реализации, уменьшению суммы прибыли и уровня рентабельности, выплате штрафов, пени и неустоек.

В процессе анализа изучается выполнение плана поставок за месяц, квартал и нарастающим итогом с начала года в целом по предприятию в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

Выполнение договорных обязательств по поставкам продукции (в процентах) рассчитывается по формуле

КП = (Q0  QН) : Q0  100%, (1.11)

где КП - процент выполнения плана договорных обязательств по поставкам, %;

Q0 - объем поставок продукции по договорам, тыс. руб.;

QН - недопоставка продукции по договорам, тыс. руб.

Источниками информации для анализа выполнения плана поставок продукции по договорам служат данные оперативно-технического учета отдела сбыта.

Недопоставка продукции оказывает отрицательное влияние не только на результаты деятельности данного предприятия, но и на работу предприятий-смежников, торговых организаций, транспортных предприятий и т. д.

Анализ производства и реализации продукции осуществляется в основном по данным отчетности предприятий и ведется периодически - за месяц, квартал и год. С целью обеспечения повседневного контроля за выполнением планов производства и реализации продукции на предприятиях осуществляется также и оперативное наблюдение за их выполнением. Оперативный анализ позволяет видеть, как идет выполнение графиков изготовления и продажи продукции, и предполагает принятие мер к устранению выявленных отклонений.

Оперативный анализ производства начинают с изучения данных об объеме выпуска продукции. Такие данные содержатся в накопительных ведомостях, ведущихся по основным видам изделий и в целом по предприятию. В этих ведомостях содержатся плановые и фактические данные о выпуске продукции за каждый день и нарастающим итогом с начала месяца, что позволяет определить степень выполнения плана на любую дату с начала текущего месяца и предвидеть результаты, которые будут достигнуты к его окончанию. С помощью данных накопительных ведомостей можно также оперативно наблюдать за выполнением плана по ассортименту и ритмичности производства продукции.

Оперативный контроль качества продукции и брака в производстве обычно ведут по данным журнала, в котором регистрируются рекламации покупателей, и браковочных ведомостей, составляемых ОТК, в которых указываются величина обнаруженного брака и причины его возникновения.

Оперативный анализ хода выполнения плана реализации продукции имеет большое значение в связи с той ролью, которую играет показатель реализации продукции в формировании финансовых результатов. Формы построения оперативного анализа реализации продукции различны, но в них есть много общего, так как методика его проведения почти на всех предприятиях одинакова.

Одной из этих форм, дающей возможность следить за ходом реализации, является ведение карточек оперативного учета отгрузки и реализации продукции. Эти карточки составляет отдел сбыта по каждому изделию, выпускаемому предприятием.

По данным таких карточек составляется сводный ежедневный отчет о ходе реализации продукции за истекший день, используемый для принятия оперативных мер в случае обнаружения отклонений от плана реализации. В этом отчете приводятся плановые и фактические данные об отгрузке и реализации продукции. На основании отчета составляется накопительная ведомость, в которой сопоставляются сведения о выпуске, отгрузке и реализации продукции.

Важной задачей экономического анализа является выявление и использование резервов производства и реализации продукции.

Предприятия располагают огромными резервами повышения эффективности производства. Это прежде всего внедрение в производство научных достижений, обновление и модернизация основных фондов, механизация и автоматизация тяжелых и трудоемких работ, совершенствование ассортимента выпускаемой продукции и улучшение ее качества, снижение материало- и энергоемкости выпускаемой продукции, улучшение использования трудовых ресурсов путем повышения профессионально-технического уровня рабочих, улучшение организации производства и труда и т. д.

Кроме того, на каждом предприятии имеются внутренние резервы роста производства, вовлечение которых не требует дополнительных затрат труда и средств.

К таким резервам относятся повышение эффективности использования основных и оборотных производственных фондов, трудовых ресурсов и, в частности, ликвидация потерь рабочего времени, текучести кадров, простоев оборудования, повышение коэффициента сменности его работы, устранение неритмичности в работе предприятия, экономное использование сырья, материалов, топлива и электроэнергии, бережное отношение к технике и т. д.

Максимальная мобилизация этих резервов будет способствовать увеличению объемов выпуска и реализации продукции, росту прибыли и повышению рентабельности.

Наши рекомендации