Характеристика некоммерческих организаций
В Гражданском кодексе РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Финансы некоммерческих организаций – это отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов организаций для достижения целей деятельности, предусмотренных в уставе организации.Предпринимательскую деятельность некоммерческая организация может осуществлять лишь в целях, ради которых она создана. Подобное ограничение устанавливается законодательством, чтобы предотвратить занятие более прибыльной деятельностью в ущерб основной,отвечающей целямее создания.
Ключевыми принципами формирования финансов некоммерческих организаций являются:
- Внешнее финансирование (образование денежных фондов за счет членских взносов, пожертвований, грантов, благотворительной помощи, бюджетных ассигнований);
- Целевой характер расходования денежных фондов на основе утвержденной сметы (бюджета доходов и расходов);
- Затратность, убыточность деятельности;
- Открытость финансов, общественный контроль, отсутствие коммерческой тайны в деятельности некоммерческой организации;
- Подотчетность лицу - источнику финансирования;
- Реализация общественных интересов, ведение деятельности, предусмотренной исключительно учредительными документами;
- Моральная и социальная ответственность участников некоммерческой организации за результаты ее деятельности.
Содержание финансовых отношений в каждой из групп определяется организационно-правовой формой, в которой создается некоммерческая организация, особенностями целей и характера их деятельности в процессе оказания услуг. Это обуславливает специфику состава финансовых ресурсов некоммерческих организаций, порядка их формированияи использования.
Некоммерческие организации могут создаваться в различных формах:
- общественные и религиозные организации (объединения) – признаются добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей;
- фонды – признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели;
- некоммерческое партнерство – признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных и иных целей;
- учреждение – признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником;
- автономная некоммерческая организация – признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг;
- объединение юридических лиц (ассоциация и союз) – признается некоммерческая организация, созданная в форме союза или ассоциации коммерческих организаций для целей координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов по договору между собой;
- потребительское общество – признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения era членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовители ной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Особенности правового положения и функционирования различный форм некоммерческих организаций приведены в таблице 4.
Таблица 4. – Формы некоммерческих организаций (НКО)
Формы НКО | Особенности правового положения |
1. Общественные и религиозные организации (объединения) | а) участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе, на членские взносы, и не отвечают по обязательствам указанных организаций, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов |
2. Фонды | а) имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда, учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей; б) фонд использует имущество для. целей, определенных уставом фонда, фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим, целям, и создавать хозяйственные общества и участвовать в них; в) попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства |
3. Некоммерческие партнерства | а) имущество, переданное некоммерческому партнерству (далее – партнерству) его членами, является собственностью партнерства, члены не отвечают по его обязательствам, а партнерство - по обязательствам своих членов; б) партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано; в) члены партнерства вправе: - участвовать в управлении делами партнерства; - получать информацию о деятельности партнерства в установленном учредительными документами порядке; - по своему усмотрению выходить из партнерства; - получать при выходе из партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном его учредительными документами; - получать в случае ликвидации партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами партнерства в его собственность |
4. Учреждения | а) имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; б) учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность до обязательствам учреждения несет его собственник |
5. Автономная некоммерческая организация | а) имущество, переданное автономной НКО ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации; б) учредители автономной НКО не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации, учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей; в) автономная НКО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых, создана указанная организация; г) надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами; |
6. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) | а) НКО могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций при сохранение права юридического лица; б) ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ee учредительными документами; в) наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности член нов этой ассоциации (союза) с включением слов «ассоциация» или «союз»; г) права и обязанности членов ассоциаций и союзов: - члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами; - член ассоциации (союза) вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании , финансового года, в этом случае член ассоциации (союза) несет субсидиарную ответственность по ee обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода; - член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остающихся членов в случаях и порядке, которые установлены учредительными документами ассоциации (союза). В отношении ответственности исключенного члена ассоциации (союза) применяются правила, относящиеся к выходу из ассоциации (союза); - с согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый член, вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления |
В Российской Федерации большинство некоммерческих организаций созданы в форме бюджетных учреждений, правовой статус которых впервые определен Бюджетным кодексом РФ. Необходимость законодательного определения статуса бюджетного учреждения было вызвано тем, что Гражданский кодекс РФ содержит определение только учреждения как организационно-правовой формы некоммерческой организации. При этом в определении учреждения не конкретизированы собственник и источник финансирования учреждения. Бюджетный кодекс РФ уточняет эти моменты и определяет бюджетное учреждение как организацию, созданную орунами государственной власти РФ, субъектов Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. К бюджетным учреждениям относятся учреждения общего и профессионального образования, здравоохранения и социального обеспечения, научно-исследовательские учреждения, органы государственной власти и органы местного самоуправления, суды и прокуратура, учреждения обороны, правопорядка и безопасности государства.
Содержание отношений некоммерческих организаций с бюджетами разных уровней зависит главным образом от правового статуса организации. Для бюджетных учреждений ввиду необходимости их финансирования собственником характерны двусторонние отношения в части получения финансирования из бюджета соответствующего уровня в зависимости от подчиненности учреждения и уплаты налогов в бюджетную систему. Двусторонние отношения возникают независимо от того, осуществляет бюджетное учреждение предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность или нет. В случае отсутствия внебюджетных источников доходов учреждение, получая бюджетное финансирование, тем не менее уплачивает налоги, связанные с бюджетной деятельностью (налог на доходы физических лиц, единый социальный налог), ассигнования на уплату которых предусмотрены в соответствующих статьях сметы доходов и расходов. Если учреждение помимо бюджетной осуществляет еще и предпринимательскую деятельность, оно уплачивает налоги, связанные с этой деятельностью (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, земельный налог и др.), при этом источником уплаты налогов является выручка или прибыль от реализации продукции, работ или услуг. Односторонние отношения с соответствующим бюджетом возникают только у учреждений, не финансируемых собственником за счет бюджетных средств (например, у органов вневедомственной охраны), в части уплаты налогов, связанных с оказанием платных услуг организациям и гражданам.
Отношения некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм (кроме бюджетных учреждений) с бюджетами также могут быть двусторонними или односторонними. Для некоторых организаций (общественных, религиозных организаций, фондов)предусмотрена как возможность получениябюджетных средств на определенные цели, предусмотренные законодательством о некоммерческих организациях, так и необходимость уплаты налогов. Отношения остальных некоммерческих организаций с бюджетами ограничиваются только уплатой налогов в соответствии с действующим законодательством.
Разная организационно-правовая форма некоммерческих организаций, получающих бюджетное финансирование, определяет и различные формы предоставления бюджетных средств. Для некоммерческих организаций, созданных в форме бюджетного учреждения, законодательство предусматривает единственную форму финансирования - ассигнования на содержание бюджетных учреждений. Некоммерческим организациям иных организационно-правовых форм (общественные, религиозные организации, фонды), бюджетные средства предоставляются не на их содержание, а в рамках выполнения ими федеральных целевых программ в форме субсидии.
Для бюджетных учреждений применяется два разных способа доведения до них бюджетных ассигнований: либо через орган управления, которому подчинено бюджетное учреждение, либо непосредственно самому учреждению. Первый способ применяется для бюджетных учреждений, функционирующих в рамках таких отраслей, как образование, здравоохранение, культура и др. При этом орган, исполняющий соответствующий бюджет, предоставляет бюджетное финансирование не каждому учреждению в отдельности, а органу управления определенной отрасли (главному распорядителю бюджетных средств): по федеральному бюджету – министерствам, ведомствам, агентствам; по региональным и местным бюджетам – отраслевым департаментам (управлениям, отделам) исполнительного органа власти либо органа местного самоуправления. В свою очередь главный распорядитель бюджетных средств доводит бюджетные ассигнования до каждого учреждения в пределах утвержденных в процессе бюджетного планирования ассигнований в соответствии со сводной бюджетной росписью.
Второй способ применяется в отношении отдельных, особо значимых бюджетных учреждений (например, государственного академического Большого театра России, Государственного Эрмитажа и др.), являющихся прямыми получателями бюджетных средств, а также некоммерческих организаций всех иных организационно-правовых форм.
Отношения некоммерческих организаций с другими организациями и физическими лицами (учредителями, пайщиками, членами некоммерческих организаций, благотворителями, грантодателями, а также потребителями услуг, оказываемых на платных началах) опосредуют формирование внебюджетных источников доходов – взносов учредителей, паевых и членских взносов, целевых поступлений, включая гранты, пожертвования, а также доходов от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Все некоммерческие организации являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование, уплачиваемых в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов. Однако различный правовой статус некоммерческих организаций определяет разные источники уплаты налогов и страховых взносов: бюджетные ассигнования, предусмотренные на эти цели в смете доходов и расходов, - в бюджетных учреждениях, выручка от реализации продукции, работ и услуг – в организациях иных организационно-правовых форм.
Некоммерческие организации могут быть как нерыночными, так и рыночными производителями. Решение об отнесении их к той или иной группе должно приниматься в зависимости от характера финансирования их затрат.
К рыночным некоммерческим организациям относятся организации, устанавливающие за оказываемые услуги плату, позволяющую им возмещать производственные затраты и получать прибыль, которую они оставляют в своем распоряжении. Однако получение прибыли не является в принципе основной их целью. Они могут также использовать в дополнение к выручке от оказания услуг доходы от собственности и за счет этого устанавливать плату за услуги, покрывающую затраты на них. К ним, в частности, относятся:
1. некоммерческие организации, создаваемые коммерческими предприятиями для оказания им различных услуг и представления их интересов (например, торгово-промышленные палаты, биржи, ассоциации предпринимателей);
2. некоммерческие организации, целью которых является предоставление за плату услуг высокого качества в области здравоохранения, образования и т. п. (например, негосударственные больницы, школы, университеты).
Рыночные некоммерческие организации относятся к рыночным производителям. Статус некоммерческой организации позволяет получить налоговые льготы и другие преимущества, поэтому этот статус могут стремиться получить типично рыночные производители.
К нерыночным некоммерческим организациям относятся организации, предоставляющие товары и услуги другим институционным единицам бесплатно или по экономически незначимым ценам, основным источником финансирования их затрат являются не поступления от продаж, а взносы их членов, пожертвования и другие трансферты.