Цели должны быть реалистичными
На первый взгляд, это противоречит предыдущему совету мыслить масштабно. Но соотнесение с реальностью позволит добиться лучших результатов. Большинство людей создают себе нереалистичные цели в плане количества времени, необходимого на их достижение. Запомните следующее:
Не бывает нереальных целей, бывают нереальные сроки!
Если вы зарабатываете 30 тысяч долларов в год, а ваша цель – стать миллионером через три месяца, это явно нереально. Хорошее правило при планировании бизнес-предприятий – отводить на начальную стадию разработки проекта вдвое больше времени, чем вам кажется. Оно понадобится на решение юридических моментов, бюрократических сложностей, финансовых проблем, множество других факторов.
Иногда люди ставят цели откровенно фантастические. Если вы ростом метр двадцать, вы вряд ли когда-нибудь станете профессиональным баскетболистом. Поэтому по возможности мыслите прагматически и создавайте четкую картину своего будущего. Убедитесь, что ваш план имеет общее с реальностью и вы отвели на его исполнение достаточно времени.
Цели требуют усилий
Известное библейское изречение гласит: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7). Это фундаментальная истина. Создается впечатление, что если вы будете сеять лишь хорошее и делать это постоянно, вам будет гарантирована награда. Неплохой вариант, не правда ли?
К сожалению, многие из тех, кто стремится к успеху – обычно понимаемому как деньги и материальные ценности, промахиваются мимо цели. В их жизни просто не хватает времени или пространства, чтобы отдать что-то людям. Иначе говоря, они только берут и ничего не дают взамен. Если же всегда только брать, в конце концов проиграешь.
Быть щедрым можно по-разному. Можно делиться временем, опытом и, конечно, деньгами. Поэтому включите такой пункт в свою программу целей. Сделайте это бескорыстно. Не ждите немедленной награды. Все случится в свое время и, скорее всего, самым неожиданным образом.
Цели нужно поддерживать
Эта последняя часть контрольного списка – момент противоречивый. Есть три точки зрения. Некоторые люди считают, что нужно сообщить всему миру о том, что собираешься делать. Нелегко отступить, когда весь мир смотрит на тебя. Такая стратегия подразумевает немалое давление, но некоторых это обстоятельство мобилизует.
Хороший пример – Роберт Шуллер. Он сообщил всему миру, что собирается построить великолепный Хрустальный собор в Гарден-Гроув, штат Калифорния, стоимостью более 20 миллионов долларов. Многие тогда смеялись над его идеей, утверждая, что он не справится. Он не сдался и справился-таки – Хрустальный собор был построен без долгов. Стоимость? Чуть меньше 30 миллионов долларов.
Как-то Шуллер сказал: «Я думаю, что ваши большие мечты привлекают других больших мечтателей». Так и получилось. Несколько человек пожертвовали на успех проекта более чем по миллиону долларов.
Есть и другой вариант: поставьте перед собой цели, запомните их и действуйте. Дела говорят громче слов, и вы удивите многих.
Третий и, пожалуй, самый разумный путь: избирательно поделитесь своими мечтами с несколькими людьми, которым доверяете. Эти избранные будут поддерживать вас в трудную минуту. А если у вас большие планы, вам понадобится их помощь, потому что на пути вас обязательно будет поджидать немало подводных камней.
Ваш генеральный план
Итак, мы заложили фундамент, теперь пора приступать к созданию генплана. Это очень интересная часть работы – именно сейчас вы начнете создавать свое лучшее будущее и ясно прочертите путь к нему. Здесь выделяются шесть основных этапов работы. Предлагаем вам для начала прочесть обо всех, а затем выделить время на реализацию каждого их них. Пользуйтесь руководством к действию в конце главы. Пятый и шестой этап будут подробнее рассмотрены в главах 4 и 5.
Изучите контрольный список целей
Этот список станет вашей системой координат при формулировании целей. С его помощью вы создадите себе кристально ясную картину стоящих перед вами задач.
Планируйте со вкусом – 101 цель
Чтобы процесс пошел, составьте список из 101 цели, которых вы хотите добиться в ближайшие десять лет. Отведите душу, рассмотрите все возможности. Отдайтесь детскому энтузиазму – не ограничивайте себя ничем. Будьте точны и придавайте списку личностный характер, начиная каждое предложение со слова «Я…». Например: «Я проведу полтора месяца в отпуске в Европе» или «Я буду откладывать 10 % от моего дохода каждый месяц». Несколько важных вопросов вам в помощь:
– Что я хочу делать?
– Что я хочу иметь?
– Куда я хочу попасть?
– Во что я хотел бы инвестировать?
– Кем я хочу стать?
– Чему я хочу научиться?
– С кем я хочу проводить время?
– Сколько я хочу зарабатывать, откладывать и копить?
– Сколько я хочу иметь свободного времени на досуг?
– Что я сделаю для того, чтобы улучшить свое здоровье?
Чтобы добиться идеального жизненного баланса, выберите по нескольку целей в каждой из следующих сфер: карьера и бизнес; финансы; досуг; здоровье и занятия спортом; отношения с окружающими вас людьми; личное; общественная деятельность. Плюс то, что еще покажется для вас важным.
Определите приоритеты
Вы напрягли воображение – теперь пришла пора расставить акценты. Взгляните на каждую из 101 цели и определите реалистичные временные рамки для их достижения.
Рядом с каждой целью напишите цифру – один, три, пять или десять лет. Таким образом вы определите общее направление своих мыслей. Кевин Маккарти в прекрасной книге The On-Purpose Person[5] описывает отличный способ, который вам поможет. Он называет его «принципом турнира». Такой формат используется в любых соревнованиях: от школьных конкурсов до турниров на кубок Большого Шлема. Расставьте акценты в своих планах с помощью отдельных турнирных таблиц для целей, рассчитанных на один, три, пять и десять лет.
Главная диаграмма[6]
Перечислите все ваши цели на год на левой стороне листа. Пусть он будет достаточно большим, чтобы поместились все пункты списка – 16, 32 или 64 графы (предположим, что у вас больше восьми целей на один год). Это предварительная диаграмма. Теперь определите самые главные цели, которые перейдут в следующий раунд. Повторяйте то же самое, пока не дойдете до цифры «восемь». Эти восемь оставшихся целей и составят вашу главную диаграмму. Теперь выберите наиболее важные из этих восьми – и действуйте так далее, пока не останется один «победитель». Это будет ваша единственная, важнейшая, приоритетная цель. В ее определении поможет интуиция, она ошибается редко. Такая простая система позволяет выбрать, что для вас более важно, а что менее. Теперь проделайте то же самое с целями, рассчитанными на три, пять и десять лет. Мы понимаем, что предвидеть события через пять или десять лет труднее, но это стоит затраченных усилий. Годы пролетят быстрее, чем вы думаете! Пусть у вас на руках будет план по крайней мере на три года вперед.
Еще один важный совет: прежде чем начать выбирать приоритеты, запишите самую важную причину, по которой вы хотите добиться той или иной цели, и основные преимущества, которые вы получите в результате ее достижения. Как мы уже говорили, причины – это движущая сила, которая будет поддерживать вас в тонусе в тяжелые времена.
Создайте альбом целей
Чтобы еще лучше сосредоточиться на будущей новой жизни, создайте книгу с картинками, описывающими ваши важнейшие цели. В этом увлекательном процессе может участвовать вся семья.
Купите большой фотоальбом и начните собирать картинки. Например, если среди ваших целей – отпуск в Лондоне, возьмите туристические буклеты и вырежьте три-четыре изображения тех достопримечательностей, на которые хотите посмотреть. Если речь идет об отпуске с семьей, вверху страницы крупно напишите «Наш прекрасный трехнедельный отпуск в Лондоне» и укажите время, когда вы рассчитываете поехать туда.
Можете разделить альбом на разделы. Не забудьте включить все, что мы упомянули на этапе 2. Наша подруга Гленна Солсбери постоянно пользуется этим методом, и он приносит ей удачу. Раньше Гленна была матерью-одиночкой с тремя маленькими дочками, необходимостью платить за дом и машину и потребностью в возрождении собственной мечты. Вот что у нее получилось.
Однажды вечером я отправилась на семинар «Воображение плюс живость равно реальность». Ведущий отметил, что человек мыслит образами, а не словами. Если ярко изобразить в мыслях то, чего мы хотим добиться, мечта станет реальностью.
Это затронуло во мне творческую струну. Я помнила библейскую истину о том, что Господь дает нам «желания сердца» нашего (Псалом 36:4) и что «каковы мысли в душе человека, таков и он» (Притчи 23:7).
Я решила составить список желаний и превратить его в изображения: вырезала из старых журналов картинки, соответствовавшие «желаниям сердца моего». Потом собрала их в красивый фотоальбом и стала ждать.
Картинки были вполне конкретные:
женщина в свадебном платье и красивый мужчина в смокинге;
букеты цветов;
остров в безмятежном Карибском море;
дипломы колледжа у моих дочерей;
женщина – вице-президент компании (я работала в компании, где среди топ-менеджмента женщин не было, а мне хотелось стать первой женщиной – вице-президентом);
шапка-конфедератка, олицетворяющая мое желание получить магистерскую степень в Фуллеровской богословской семинарии.
Спустя восемь недель я ехала по калифорнийскому шоссе. Заглядевшись на красивую красно-белую машину рядом, я заметила, что водитель посмотрел на меня и улыбнулся. Я ответила на улыбку. Тут же поняла, что он следует за мной; я притворилась, что не замечаю его, но он ехал за мной еще тридцать километров. Я до смерти перепугалась! Остановилась, и он остановился….
После первого свидания Джим прислал мне дюжину роз. Мы встречались около двух лет. Каждый понедельник он присылал мне алую розу и романтическую записку. Перед свадьбой Джим сказал: «Я нашел, где мы проведем медовый месяц – остров Сент-Джон в Карибском море». Я ничего не рассказывала ему о своем альбоме, пока мы с Джимом не переехали в новый дом, который тоже был на моих картинках.
Вскоре после этого я стала вице-президентом компании по кадровым вопросам. Получив магистерскую степень, оказалась одной из первых женщин, допущенных к получению докторской степени в Фуллеровской семинарии. Мои дочери окончили колледж. И сделали собственные фотоальбомы, получив возможность увидеть, как судьба решает и их жизнь с помощью этого принципа.
Звучит словно сказка, но все так и было. С тех пор мы с Джимом сделали немало фотоальбомов. Я поняла, что нет несбыточных мечтаний – «желания сердца нашего» нам вполне доступны.
Из книги «Исцеление души»
Сегодня Гленна Солсбери – один из самых выдающихся профессиональных ораторов США и бывший президент Национальной ораторской ассоциации.
Чем конкретнее ваши картинки, тем с большей вероятностью вы будете на них сосредоточены. Так что творите – пробуйте разные способы оживить свой взгляд. Альбом целей – отличное начало работы.
Скоро вы научитесь составлять конкретный план действий, который превратит ваши картинки в реальность. Однако прежде чем перейти к этому, давайте рассмотрим еще три стратегии, которые помогут вам обеспечить ясность ви?дения.
Пользуйтесь книгой идей
Это просто записная книжка, куда вы будете записывать мимолетные наблюдения. Так можно сделать свою работу куда более осмысленной. Наверняка не раз блестящая идея посещала вас среди ночи. Обычно у вас есть всего несколько секунд на то, чтобы зафиксировать ее, пока она не исчезла – ведь тело упрашивает: «Давай спать дальше, три часа ночи!» Вы засыпаете, а встав через несколько часов, понимаете, что забыли, в чем заключалась ваша великолепная идея.
Блестящая идея без действия – словно Марк Магуайр, играющий в бейсбол без биты[7]
Этим и ценна книга идей. Если записывать свои лучшие мысли, не надо будет полагаться на память. К записанному вы можете вернуться в любой момент. Здесь будут и идеи для бизнеса, «фишки» продаж, навыки презентаций, проекты зарабатывания денег, цитаты из прочитанных книг или истории, которые вы можете использовать в качестве аргументов. Просто каждый день слушайте мир вокруг – и собственную интуицию.
Например, вы только что закончили отличную презентацию по продажам, все прошло именно так, как вы планировали, удалось заключить крупную сделку – запишите это в книгу идей. Что из сказанного вами так хорошо сработало? Может быть, вы задали какой-то вопрос, побудивший клиента принять решение в вашу пользу, или блестяще изложили преимущества своих услуг. Мысленно повторите презентацию и запишите то, что принесло удачу.
Кроме того, полезно записывать презентации на аудионоситель. Предложите кому-либо, кого вы по-настоящему уважаете, прослушать запись вместе с вами, а потом подумайте, как можно было бы сделать работу еще лучше. Упражняйтесь снова и снова. Знаменитый актер Роби Уильямс делает до тридцати дублей каждой сцены, пока и он, и режиссер не останутся ею довольны.
Случалось ли вам когда-нибудь «завалить» важное выступление? В такой момент тоже полезно бывает раскрыть книгу идей и записать, что вы сделали не так. Подчеркните этот текст красным и припишите: «Больше так не говорить!» В обоих случаях, записывая свои мысли еще свежими, вы закрепляете у себя в сознании, что работает, а что нет. Это придает вашему взгляду чрезвычайную ясность.
Еще одно ценное предложение для ваших записей. Проснувшись утром, в течение десяти минут первым делом записывайте свои ощущения. Их можно описывать такими словами, как «беспокойство», «грусть», «счастье», «волнение», «скука», «злость», «энтузиазм», «разочарование», «прилив энергии». Пишите в настоящем времени, как будто беседуете с самим собой. Используйте фразы с местоимением «я»: «Сегодня я волнуюсь, потому что дочь впервые будет сама вести машину» или «Я воодушевлен, так как сегодня выхожу на новую работу». Постоянно следя за своими ощущениями, лучше «включаешься» в повседневность.