Органы государственного финансового контроля в РФ
И их функции
Главная цель государственного контроля – максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого расходования.
Государственные контролеры прежде всего проверяют соблюдение финансовой дисциплины в отношении использования государственных средств, включая бюджетные ресурсы, внебюджетные фонды, средства центрального банка, органов местного самоуправления и т.д. Контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки главным образом в государственном секторе экономики. Сфера частного и корпоративного бизнеса подвержена государственному контролю лишь отчасти, по определенному кругу вопросов – таких, как налогообложение, пользование государственными ресурсами.
В Российской Федерации государственный финансовый контроль осуществляется следующими органами.
1. Счетная палата РФ является высшим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным.
Основными задачами Счетной палаты являются:
· контроль за своевременным исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;
· определение эффективности и целесообразности расходов гос. средств и использования федеральной собственности;
· оценка проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
· финансовая экспертиза проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета;
· контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и внебюджетных фондов в финансово-кредитных учреждениях.
Контрольные функции Счетной палаты распространяются максимально широко. Потенциально объектом контроля может стать большинство учреждений и организаций, если они удовлетворяют следующим требованиям:
2. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора(ФСФБН) осуществляет контроль за:
· использованием средств федерального бюджета, гос. внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
· соблюдением валютного законодательства РФ, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
· соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;
· исполнением органами финансового контроля законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
3. Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) осуществляет следующие функции:
· осуществляет контроль и надзор за выполнением требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлекает к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;
· обрабатывает и проверяет информацию об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю;
· готовит проект перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности;
· издает постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;
· представляет Российскую Федерацию в международных организациях по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Организации, являющиеся объектом контроля со стороны ФСФМ
4. Федеральная налоговая служба (ФНС России) выполняет функции:
· осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов;
· выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство табачных изделий; учреждение акцизных складов; проведение всероссийских лотерей;
· осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств и др.
Свою деятельность ФНС России осуществляет непосредственно и через налоговые органы: управления по субъектам Российской Федерации; межрегиональные инспекции; инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня.
5. Федеральное казначейство осуществляет:
- организацию и контроль исполнения бюджета РФ;
- управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства в банках исходя из принципа единства кассы;
- краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;
- управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
- сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы России.
6. Центральный банк РФ.Банк России организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, соблюдением ими банковского законодательства и нормативных актов, а также законодательства о валютном регулировании и денежном обращении. При этом главная цель — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков, кредиторов и государства. Контрольную функцию Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора.
Аудиторский контроль
Основные задачи аудиторского контроля: 1) установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности; 2) контроль соблюдения российского законодательства при совершении тех или иных финансовых и хозяйственных операций; 3) проверка расчетно-платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по предложению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех предусмотренных законодательством случаях. Обязательной аудиторской проверке подлежат все кредитные организации, включая Центральный банк, страховые компании, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном капитале долю, принадлежащую иностранным инвесторам.
Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия, за исключением государственных и муниципальных, отдельные показатели деятельности которых превышают критерии, установленные законодательством. Обязательная аудиторская проверка может быть проведена и по поручению государственных органов – прокуратуры, казначейства, налоговой службы, налоговой полиции. Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.
Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы, в том числе и иностранные, которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме открытого акционерного общества.
Все аудиторские услуги платные. Если аудиторская проверка производится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, оплата аудиторских услуг производится за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности – из средств государственного бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.
Выделяются два вида аудита - внешний и внутрифирменный. Внутрифирменный аудитосуществляется внутрифирменной аудиторской службой, функционирующей как на уровне центрального руководства фирмы, так и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.п. Внешний аудитвыполняют специальные аудиторские фирмы по договору с государственными налоговыми и другими органами, предприятиями, другими пользователями – банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами и т.д. Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков, улучшению их финансово-хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.
Выполняя предусмотренные программой аудиторские процедуры, профессионалы проверяют полноту отражения важнейших хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности; своевременность и правильность фиксирование результатов инвентаризации основных средств (фондов), материальных ценностей, денежных средств и расчетов; сохранность в течение установленного срока первичных учетных и другого рода оправдательных документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций и их отражение в бухгалтерских записях.
На основе проверки и анализа финансового состояния аудиторы должны в официальной форме засвидетельствовать обоснованное мнение о конечных результатах деятельности контролируемых экономических объектов за определенный период. Аудиторы вправе, исходя из результатов проверки, составлять заключение о надежности проверяемого субъекта как кредитора и как заемщика.
Различают четыре варианта заключения:
1) заключение без замечаний - аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой и бухгалтерской отчетности;
2) заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее не только об общем положительном мнении аудитора о достоверности отчетности, но и о наличии отдельных упущений, которые указаны в аналитическом разделе заключения;
3) отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерская отчетность на предприятии не соответствует требованиям законодательства, а финансовая отчетность недостоверна и не дает представления о реальном состоянии финансов на предприятии;
4) заключение не составляется в том случае, если аудитору не была предоставлена возможность получить необходимую информацию о проверяемом объекте.