Органы государственного и муниципального финансового контроля, их основные полномочия

Формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами (статья 265 БК РФ)Законодательные (представительные) органы осуществляют следующие формы финансового контроля: предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам; текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами; последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Контроль законодательных (представительных) органов предусматривает право соответствующих законодательных (представительных) органов на: получение от органов исполнительной власти, местных администраций муниципальных образований необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета; получение от финансовых органов оперативной информации об исполнении соответствующих бюджетов; утверждение (неутверждение) отчета об исполнении соответствующего бюджета; создание собственных контрольных органов (Счетная палата РФ, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов); вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Органы исполнительной власти, местные администрации муниципальных образований обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией РФ, БК РФ, иными нормативными правовыми актами РФ.

Счетная палата РФ – постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетный ему. Счетная палата РA создана в 1995 году в соответствии с нормами ст. 101, 102, и 103 Конституции РA. Состав Счетной палаты и порядок ее деятельности определяются Законом Российской Федерации «О Счетной палате Российской Федерации» (1995). В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата Российской Федерации обладает организационной и функциональной независимостью.

К основным задачам Счетной палаты РФ относятся: контроль за своевременным и полным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных социальных фондов; проверка эффективности и целесообразности, а также целевого характера расходования государственных средств и федеральной собственности; финансовая экспертиза законопроектов, нормативно-правовых актов федеральных органов государственной власти; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Кроме того, на Счетную палату РФ возложены подготовка предложений по совершенствованию бюджетного процесса и регулярное представление Федеральному Собранию РФ информации о ходе выполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, местными администрациями муниципальных образований (статья 266).

Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований, осуществляют: 1) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, 2) Федеральное казначейство, 3) финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы, 4) главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

Формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований устанавливаются БК РФ, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством (статья 267). Федеральное казначейство осуществляет контроль за: непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств; непревышением бюджетных ассигнований, распределенных главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета между администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над утвержденными им бюджетными ассигнованиями; непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными до них лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;непревышением кассовых выплат, осуществляемых администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над доведенными до них бюджетными ассигнованиями;соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих в соответствии с порядком санкционирования расходов, установленным Минфином РФ, возникновение у него денежных обязательств.

Финансовый контроль, осуществляемый Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (статья 268 БК РФ). Служба осуществляет финансовый контроль за: 1) использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов РФ, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов; 2) исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Финансовый контроль, осуществляемый главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета и главными администраторами источниковфинансированиядефицита бюджета (статья 269 БК).

Главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за: 1) подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств; 2) использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета. Главные распорядители бюджетных средств вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

Главные администраторы доходов бюджета осуществляют финансовый контроль за подведомственными администраторами доходов бюджета по осуществлению ими функций администрирования доходов.

Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета осуществляют финансовый контроль за осуществлением подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета кассовых выплат из бюджета по погашению источников финансирования дефицита бюджета. Они вправе проводить проверки подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

Финансовый контроль, осуществляемый контрольными и финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований (статья 270 БК).

Контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Внутренний финансовый аудит (статья 270.1 БК). Органы исполнительной власти (органы местной администрации) вправесоздавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляющие разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.

Помимо перечисленных в БК РФ органов государственного и муниципального финконтроля, государственный контроль в РФ осуществляют еще следующие органы:

Президент РФ в соответствии с наделенными полномочиями (п.3,ст.115 Конституции РФ) осуществляет государственный финансовый контроль, функции которого выполняет Главное контрольное управление Президента РФ (через центральный аппарат и региональные структуры)..

Главное контрольное управление Президента РФ создано Указом Президента РФ от 24 мая 1994 г. Как структурное подразделение Администрации Президента РФ, оно подчиняется непосредственно Президенту, но при этом взаимодействует со всеми органами государственной исполнительной власти. Среди его функций: 1) контроль над деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений администрации Президента, органов исполнитель­ной власти субъектов РФ; 2) рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Центральный банк РФ– главный банк страны, эмиссионный центр РФ, орган денежно-кредитного регулирования, банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, проведения валютной политики страны, государственного валютного регулирования и валютного контроля, координации, регулирования и лицензирования расчетных, в том числе клиринговых систем.

Основные цели деятельности Банка России защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Банку России предоставлены широкие полномочия в области регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. При этом, он руководствуется целью поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов. Банк выдает и отзывает лицензии на ведение банковской деятельности, назначает временные администрации в так называемые проблемные банки, устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций, а также сложившейся мировой практики и требований международных надзорных органов Банк вправе устанавливать им обязательные нормативы, контролировать их выполнение, проводить инспекционные проверки деятельности банков на местах, а также применять к банкам санкции, вплоть до отзыва лицензии.

Правительство РФ выполняет функции государственного финансового контроля: разрабатывает, реализует и контролирует в пределах своих полномочий налоговую, финансовую, кредитную и денежную политику, контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля.

При Правительстве Российской Федерации действует с 1996 г. Межведомственный Совет по государственному финансовому контролю в целях координации контроля над государственными средствами. В Совет входят председатель ЦБ РФ, руководитель Федерального казначейства, руководители финансово-контрольных органов. В работе Совета могут принимать участие представители Генеральной прокуратуры и силовых структур. Возглавляет Совет министр финансов Российской Федерации.

Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ, которое непосредственно контролирует осуществление финансовой политики органами исполнительной власти. Все структурные подразделения Минфина России в той или иной форме контролируют финансовые отношения.

На Министерство финансов РФ согласно Положению о Министерстве финансов РФ, возложена задача по проведению в пределах его компетенции предварительного, текущего и последующего государственного финансового контроля.

Прежде всего, Министерство финансов РФ осуществляет финансовый контроль в ходе разработки проекта федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Министерством финансов РФ методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (кроме аудита банков).

Необходимо отметить, что контрольные полномочия Министерства финансов РФ распространяются на финансовые средства только на федеральном уровне. Бюджетное законодательство предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и средств внебюджетных фондов.

16. Счетная палата РФ: основные задачи, принципы осуществления контроля, состав и структура Счетной палаты, порядок деятельности.

Счетная палата РФ – постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетныйему. Счетная палата РФ создана в 1995 году в соответствии с нормами Конституции РФ. Состав Счетной палаты и порядок ее деятельности определяются Законом РФ «О Счетной палате Российской Федерации» (1995). В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата РФ обладает организационной и функциональной независимостью.

К основным задачам Счетной палаты РФ относятся: 1) контроль за своевременным и полным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов ГВФ РФ; 2) проверка эффективности и целесообразности, а также целевого характера расходования государственных средств и федеральной собственности; 3) финансовая экспертиза законопроектов, нормативно-правовых актов федеральных органов государственной власти; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов ГВФ РФ. Кроме того, на Счетную палату РФ возложены подготовка предложений по совершенствованию бюджетного процесса и регулярное представление Федеральному Собранию РФ информации о ходе выполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Свою деятельность Счетная палата РФ обязана осуществлять, руководствуясь принципами законности, объективности, независимости и гласности, т.е. выработанными мировым сообществом в Лимме. Работу Счетной палаты РФ возглавляет Коллегия Счетной палаты РФ, формируемая обеими палатами Федерального Собрания. В ее состав входят: председатель Счетной палаты РФ, заместитель председателя и 12 аудиторов Счетной палаты РФ. Председатель палаты и половина ее аудиторов назначаются Государственной Думой Федерального Собрания; заместитель председателя и другая половина аудиторов – Советом Федерации Федерального Собрания. Председатель, его заместитель и аудиторы Счетной палаты РФ назначаются сроком на 6 лет. Аудиторы Счетной палаты РФ в соответствии с законом самостоятельно, в пределах своей компетенции, решают вопросы организации деятельности по возглавляемым ими направлениям и несут ответственность за ее результаты. Председатель, его заместитель и аудиторы Счетной палаты РФ обладают гарантиями профессиональной независимости. Основа аппарата Счетной палаты РФ – его инспекторы, непосредственно осуществляющие контрольные мероприятия.

Контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются на все государственные органы и учреждения в российской федерации, на федеральные внебюджетные фонды. Осуществлять контрольные проверки органов местного самоуправления, предприятий, организаций, банков, страховых компаний, их союзов, ассоциаций и объединений независимо от видов и форм собственности, а также общественных объединений и негосударственных некоммерческих организаций Счетная палата РФ имеет право лишь в случаях, если те получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную (государственную) собственность, либо управляют ею, имеют предоставленные федеральными органами или федеральным законодательством налоговые, таможенные или иные льготы и преимущества. Основные формыконтроля, проводимого Счетной Палатой, - тематические проверки и ревизии.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата РФ имеет право принять несколько решений. Во-первых, направить руководителям проверяемых органов, учреждений, предприятий и организаций представления для принятия ими мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении действующего законодательства и бесхозяйственности. Представление Счетной палаты РФ должно быть рассмотрено в установленный ею срок, и о принятых мерах Счетной палате должно быть сообщено незамедлительно. Во-вторых, Счетная палата РФ в случаях выявления при контрольных проверках нарушений, наносящих государству прямой, непосредственный ущерб и требующих безотлагательного пресечения, имеет право давать администрации проверяемых организаций, предприятий и учреждений обязательные для исполнения предписания. Предписание Счетной палаты РФ может быть направлено и при умышленном или систематическим несоблюдением порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты РФ, при создании препятствий для проведения контрольных мероприятий. Обжалование предписания производится в судебном порядке. Отменить предписание может только Коллегия Счетной палаты РФ. В-третьих, в случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Коллегии Счетная палата РФ имеет право по согласованию с Государственной Думой РФ принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных или расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, организаций и учреждений.

Во всех случаях выявления в процессе контрольного мероприятия хищения государственных денежных или материальных средств, а также иных злоупотреблений Счетная палата РФ обязана незамедлительно передать материалы проверки или ревизии в правоохранительные органы.

Счетная палата РФ является членом международной организации – ИНТОСАИ (международной организации высших контрольных органов), ЕвроСАИ (Европейской организации высших контрольных органов), АзоСАИ (Азиатской организации высших контрольных органов).

17. Негосударственный финансовый контроль в РФ: основные задачи, виды аудиторских проверок, варианты заключения аудитора.

С развитием рыночной экономики в РФ повышается роль финансового контроля, проводимого на основе российских законов, но без непосредственного участия государственных контролирующих органов, так называемого негосударственного финансового контроля.К негосударственному относятся следующие виды финансового контроля: 1) внутрифирменный (корпоративный); 2) контроль со стороны коммерческих банков за организациями-клиентами; 3) аудиторский контроль.

Внутрифирменный (корпоративный) финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента, и прочими – за финансами своего предприятия, его филиалов и дочерних структур. Службы внутреннего контроля контролируют эффективность и целесообразность денежных затрат, как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финансовые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние предприятия. Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала.

Коммерческие банки по закону обязаны контролировать соблюдение предприятиями-клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность клиента и ликвидность его баланса для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороны банка – важный элемент управления кредитным риском.

Аудиторский контроль – новый вид финансового контроля, появившийся в России в конце 80-х годов, с целью осуществления независимой экспертизы финансовой отчетности частных коммерческих структур. Основные задачи аудиторского контроля: установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности; контроль соблюдения российского законодательства при совершении тех или иных финансовых и хозяйственных операций; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах законодательства; проработку и реализацию рекомендаций, полученных от различных контролирующих органов.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Инициативная проверка осуществляется по предложению самого экономического субъекта. Обязательная проверка проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. Обязательной аудиторской проверке подлежат все кредитные организации, включая ЦБ РФ, страховые компании, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном капитале долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Ежегодному аудиторскому контролю подлежат также предприятия, за исключением государственных и муниципальных, отдельные показатели деятельности которых превышают критерии, установленные законодательством. Обязательная аудиторская проверка может быть проведена и по поручению государственных органов – прокуратуры, казначейства, налоговой службы, Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы, в том числе и иностранные, которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме открытого акционерного общества. Организация проведения аттестации в России возложена на Министерство финансов РФ (общий аудит, аудит страховых организаций, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов) и Банк России (банковский аудит). После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности такие компании и граждане включаются в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не могут одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Все аудиторские услуги платные. Отношения аудиторской фирмы с клиентами, как правило, оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка производится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, оплата аудиторских услуг производится за счет проверяемой организации по тарифам, установленным Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности – из средств федерального бюджета (бюджета соответствующей территории) с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в РФ, утвержденными Указом президента РФ от 23 декабря 1993 г., результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора или аудиторской фирмы. Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:

1) заключение без замечаний – аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой и бухгалтерской отчетности;

2) заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее не только об общем положительном мнении аудитора о достоверности отчетности, но и о наличии отдельных упущений, которые указаны в аналитическом разделе заключения;

3) отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерская отчетность на предприятии не соответствует требованиям законодательства, а финансовая отчетность недостоверна и не дает представления о реальном состоянии финансов на предприятии;

4) заключение не составляется в том случае, если аудитору не была предоставлена возможность получить необходимую информацию о проверяемом объекте.

Сфера действия аудиторского контроля в России расширяется по мере становления и развития рыночных отношений, одновременно повышаются требования к качеству аудита и профессиональному уровню аудиторов.

Содержание и значение финансовой политики государства, принципы ее формирования. Финансовая политика России на современном этапе социально-экономического развития.

Финансовая политика – это определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и решения отдельных социальных, экономических и политических задач общества.

Главная цель финансовой политики состоит в создании финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов общества и финансового потенциала государства.Субъектами финансовой политики являются также органы местного самоуправления, организации различных форм собственности. Объектами финансовой политики являются денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств во всех сферах и звеньях финансовой системы. Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение, как правило, крупномасштабных задач. Финансовая тактика – это методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии. В глобальном плане общими принципами формирования финансовой политики государства являются:

· выработка научно-обоснованной концепции развития финансов. Она формируется на основе анализа состояния экономики, перспектив ее стабилизации и развития производительных сил и производственных отношений, развития потребностей народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах.

· концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства. Формирование централизованных фондов денежных средств государства осуществляется с целью обеспечения финансирования расходов на содержание органов государственной власти, армии, судебно-исполнительных органов, учреждений образования, здравоохранения, культуры, а также накопления средств на строительство объектов общегосударственного и оборонного значения.

· определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства. Целью выработки основных направлений является наиболее эффективное использование ресурсов путем распределения их прежде всего в приоритетные сферы, а также в социальную сферу. Достижение наибольших результатов при наименьших финансовых затратах остается первостепенной задачей как для государства в целом, так и для каждого хозяйствующего субъекта;

· осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики.

Таким образом, государственная финансовая политика – это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны.

Игнорирование необходимости сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, как показывает мировой опыт, ведет к деградации самой финансовой системы, упадку и развалу экономики.

Результативность государственной финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни. Являясь главным субъектом проводимой финансовой политики, государство разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач.

Финансовая политика – это особая сфера деятельности Президента и Правительства РФ, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов общества, их рациональное распределение и перераспределение, эффективное использование для финансового обеспечения реализации программы социально-экономического развития страны.

Современная финансовая политика является составной частью социально - экономической политики РФ, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются государственными органами исполнительной власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения Федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также при разработке, принятии решения о бюджете муниципального образования и его реализации органами местного самоуправления на очередной финансовый год и плановый период.

Финансовая политика РФ определяется положениями Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и ежегодными бюджетными посланиями Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу».

Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе. Россия выбирает инновационный путь развития.

Основные приоритеты развития России на среднесрочную перспективу (2009-2011 гг.)

Правительству Российской Федерации предстоит сконцентрировать свои усилия на следующих приоритетных направлениях социально-экономической политики.

Ø Необходимо продолжить реформирование системы образования, обеспечение ориентации на потребности рынка труда, реструктуризации сети образовательных организаций, совершенствование порядка финансирования образовательных учреждений с учетом перехода на нормативно - подушевое финансирование и внедрение образовательных кредитов, создание независимых систем контроля за качеством образования.

Ø Повысить эффективность функционирования системы здравоохранения. Конкретизировать государственные гарантии в области здравоохранения, реорганизовать систему оказания медицинской помощи за счет усиления роли первичной медико-санитарной помощи в соответствии с имеющимися ресурсами, совершенствовать систему обязательного медицинского страхования, использовать новые организационно-правовые формы медицинских организаций, способствующих эффективному использованию имеющихся ресурсов.

Ø Повысить эффективность программ в области социальной политики, борьбы с бедностью, уточнить существующие механизмы предоставления социальной помощи. Обеспечить координацию деятельности всех органов, предоставляющих жилищные субсидии и иные формы социальной помощи на основе совместного планирования и реализации программ помощи бедным, содействовать повышению трудовой мобильности.

Ø Продолжить реализацию административной реформы и реформы государственной службы. Обеспечить осуществление судебной реформы и реформы правоохранительных органов.

Ø В инновационной сфере повысить роль научных исследований и разработок, использовать научный потенциал как один из основных источников устойчивого экономического роста. Создать благоприятные условия для внедрения в производство передовых технологий.

Ø Способствовать модернизации производственных мощностей, изменению структуры экономики в пользу обрабатывающих производств при активном участии бизнеса, устранив ограничения инфраструктурного и технологического характера. Развивать конкуренцию при сокращении нерыночного сектора в условиях создания и совершенствования финансовых рынков, малого бизнеса.

Ø Для формирования рынка доступного жилья развивать институты ипотечного жилищного кредитования, повысить доступность социального жилья.

Ø Способствовать развитию агропромышленного комплекса, повысить доступность кредитных ресурсов для производителей сельскохозяйственной продукции, развивать механизмы лизинга сельскохозяйственной техники, повысить эффективность информационного обеспечения.

Ø Содействовать развитию российских регионов, созданию условий, стимулирующих субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к мобилизации ресурсов экономического роста.

Поступательное социально-экономическое развитие России за последние 10 лет (1999 – 2007, первая половина 2009 г.) с августа 2009 года осложнено в связи с разразившимся глобальным финансовым кризисом (начавшемся в США), отрицательно сказывается на мировой экономике, впадающей в рецессию и стагфляцию, включая и экономику России. В этой связи Президенту и Правительству РФ прих

Наши рекомендации