Виды, формы и методы финансового контроля и его задачи в современных условиях.

Финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных подразделений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов.

Финансовый контроль - стоимостной контроль имеет место во всех сферах общественного производства, является многоуровневым и всесторонним, сопровождает весь процесс движения денежных фондов и стадию осмысления финансовых результатов. Классификация видов финансового контроля.

По времени проведения:

• предварительный (составление бюджетов, финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, договоров);

• текущий;

• последующий.

По субъектам контроля:

• президентский;

• органов представительной власти и местного самоуправления;

• органов исполнительной власти;

• финансово - кредитных органов;

• ведомственный;

• внутрихозяйственный;

• аудиторский.

По сферам финансовой деятельности:

бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

По форме проведения:

• обязательный (внешний);

• инициативный (внутренний).

По методам проведения: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии.

Основные виды и органы государственного финансового контроля при Представительных органах власти (Совет Федерации и Государственная Дума) действуют:

• Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и его подкомитеты. Подобные комитеты созданы и субъектами РФ;

• Счетная палата РФ. Коллегия Счетной палаты кроме председателя и его замов включает 12 аудиторов (по 6 от каждой палаты Федерального собрания). Текущую работу ведут инспектора Счетной палаты. Подобные органы созданы и в субъектах РФ. Сфера полномочий Счетной палаты - контроль за федеральной собственностью, федеральными денежными средствами, государственным внутренним и внешним долгом, деятельностью ЦБ, эффективностью использования иностранных кредитов и займов, а также выдачей государством кредитов и займов.

Основные формы контроля - тематические проверки и ревизии. Меры воздействия:

- предписание;

- предписание, обязательное для исполнения;

- приостановление всех операций по счетам. Деятельность Счетной палаты по закону является гласной.

Президентский контроль осуществляется путем издания указов, подписания законов, назначения министра

финансов РФ, представления Государственной Думе кандидата на должность председателя ЦБ.

Определенные функции выполняет Контрольное управление Президента РФ.

Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление

единой политики в области финансов, денег и кредита, деятельность министерств и ведомств.

При правительстве действует Контрольно - наблюдательный совет.

Министерство финансов и все его структурные подразделения осуществляют финансовый контроль по долгу

службы: посредством разработки федерального бюджета, контроля поступления и расходования бюджетных

средств и государственных внебюджетных фондов, контроля направлений и использования государственных

инвестиций, методического руководства организацией бухучета, проведения аттестаций по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.

Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина осуществляет Контрольно - ревизионное управление

(КРУ) и органы Федерального казначейства.

Федеральное казначейство включает Главное управление, казначейства субъектов Федерации, городов (за исключением районного подчинения), районов и районов в городах.

На него возложены следующие обязанности:

• контроль за доходной и расходной частью ФБ в процессе его исполнения;

• контроль за состоянием государственных финансов в целом;

• контроль (совместно с ЦБ РФ) за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

• контроль за государственными внебюджетными фондами и отношениями между ними и бюджетом.

В целях усиления контроль за эффективным использованием государственных инвестиций в 1993 г. создана Российская финансовая корпорация. Она занимается конкурсным отбором и экспертизой инвестиционных проектов, осуществляемых за счет государственных ресурсов. К специализированным органам финансового контроля относятся:

Государственная налоговая служба (обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей). Государственная налоговая служба включает Федеральную налоговую службу и государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного самоуправления (городские и районные налоговые инспекции);

Федеральные органы налоговой полиции, состоящие из Федеральной службы налоговой полиции, территориальных и местных органов;

Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор), состоящая из центрального органа, региональных и кустовых (по группе областей) инспекций Росстрахнадзора;

Центральный банк России (ЦБР) и его структурное подразделение Департамент банковского надзора;

• ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств и ведомств.

Проверки проводятся один раз в год в коммерческих организациях и один раз в два года в остальных организациях.

Негосударственный финансовый контроль включает:

• внутрихозяйственный финансовый контроль, который проводится бухгалтерией, финансовым отделом предприятия. Включает оперативный контроль (проводимый главным бухгалтером в процессе повседневной деятельности путем визирования документов) и стратегический;

• аудиторский финансовый контроль. Аудиторская проверка может быть инициативной и обязательной, которой подлежат, в частности все банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, благотворительные фонды, все АО и предприятия, имеющие в уставном капитале долю иностранного инвестора.

34. Характеристика государственных финансовых ресурсов и источники их формирования.

Финансовые ресурсы государства — это совокупность всех денежных средств, которыми располагает государство, его предприятия, организации, учреждения как хозяйствую­щие субъекты для покрытия своих затрат.

Понятие "финансовые ресурсы" в РСФСР было введено при составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов.

Первым и основным источником формирования центра­лизованных финансовых ресурсов (централизованных фондов) на общегосударственном уровне (макроуровне) является на­циональный доход. На основе распределения и перераспреде­ления национального дохода создаются централизованные фонды денежных средств.

Вторым важным источником формирования финансовых ресурсов являются амортизационные отчисления, образуе­мые за счет части стоимости основных производственных

фондов.

Централизованные финансовые ресурсы — это резуль­тат перераспределения чистого дохода через налоговые и неналоговые платежи и отчисления.

Кроме указанных важными источниками формирования централизованных фондов финансовых ресурсов являются отчисления предприятий в централизованные фонды государ­ственного социального страхования, имущественного и лич­ного страхования, в различные внебюджетные фонды.

Кроме того, централизованные финансовые ресурсы формируются за счет части национального богатства, вовле­каемой в хозяйственный оборот (от продажи золотого запаса страны, продажи энергоносителей, поступлений от внешне­экономической деятельности и др.), а также за счет средств, полученных от реализации государственных ценных бумаг (облигаций, размещения займов и т. д.).

Незначительная часть централизованных финансовых ресурсов создается за счет поступлений от населения (нало­гов, сборов, доходов от займов и лотерей). С переходом к рыночным отношениям этот источник финансовых ресурсов

увеличивается.

Централизованные финансовые ресурсы сосредоточива­ются в основном в государственном бюджете, внебюджетных фондах, в фонде имущественного и личного страхования.

Таким образом, финансовые ресурсы государства — это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, предприятий, организаций и населения и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводстве и общегосударственных потребностей. Основным источников финансовых ресурсов являются национальный доход,

Финансовые фонды — составная часть общей системы денежных фондов, функционирующих в народном хозяйстве Фондовая форма использования финансовых ресурсов обладает некоторыми преимуществами: обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития экономики, дает возможность полнее увязать общественные и лич­ные интересы и активнее воздействовать на производство.

Наши рекомендации