Финансовый анализ в деятельности предприятия и методы его проведения
Главным объектом анализа считается деятельность любой отдельной компании либо их объединений. Субъектами анализа могут выступать и хозяйствующие структуры, и их контрагенты: коммерческие банки, другие компании, аудиторские конторы, местные и центральные аппараты управления, реальные и возможные партнеры, прочие физические и юридические лица.
Действительно, чтобы дать оценку финансового состояния организации и определить возможные пути ее развития, необходимо проанализировать не только бухгалтерский баланс и другие отчетные материалы самого предприятия, но и описать экономическое положение его деловых партнеров, оценить конкурентов, провести маркетинговое исследование конъюнктуры рынка и т. д.
Оценка баланса и финансовой отчетности дает возможность определить общее финансовое состояние, степень ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, деловитый активности, надежности, уровень рискованности отдельных вариантов деятельности, обнаружить источники собственных, заемных и привлеченных средств, структуру их размещения на установленную дату либо за определенный период, а еще определить специализацию деятельности компании.
Экономический анализ включает в себя:
· оценку состояния результатов деятельности организации на момент проведения анализа;
· сравнение состояния и результатов деятельности за рассматриваемый период;
· сопоставление итогов деятельности с результатами работы конкурентов;
· обобщение результатов анализа и подготовку рекомендаций для принятияуправленческих решений, направленных на повышение эффективности операционной деятельности компании.
Информацию, необходимую для проведения финансового анализа, можно сгруппировать следующим образом:
· бухгалтерская финансовая отчетность;
· учредительные и финансовые документы: учредительный договор, устав банка, список акционеров, лицензии, аудиторские заключения, годовые отчеты, оперативная информация;
· информация в средствах массовой информации: рейтинги, аналитические и деловые статьи;
· информация, полученная у третьей стороны;
· заключение специализированных агентств, мнение экспертных групп, специалистов, отзывы покупателей и поставщиков.
Проведение финансового анализа, как правило, осуществляется в несколько этапов, отличающихся по составу и трудоемкости работ, массивам обрабатываемой информации и времени проведения.
1 этап – предварительный – предполагает постановку цели и задач анализа; проверку достоверности информации и отбор исходных данных; группировку, комбинирование и структурирование информации; расчет абсолютных и относительных показателей.
2 этап – аналитический – предусматривает интерпретацию полученных материалов путем оценки динамики, структуры показателей, их группировки и т. п.; сопоставление финансового положения предприятиями с результатами анализа конкурентов и контрагентов; изложение результатов анализа.
3 этап – заключительный – посвящен оценке уровня и качества менеджмента; выработке прогнозов и рекомендаций. Главная особенность построения этапов – их логическая взаимосвязь, которая предполагает движение от начального этапа к конечному, от более простого к более сложному.
Каждый предыдущий этап является базой для последующего этапа, каждый следующий этап является логическим завершением предыдущего. Именно поэтому очевидно, что качество анализа и его результаты зависят от правильности определения приоритетов на каждом из этапов. Следует отметить, что к методам финансового анализаотносят:
· структурный анализ отчетности (позволяющий рассчитать удельные веса и относительные показатели);
· метод группировки абсолютных коэффициентов для расчета относительных показателей и исчисления финансовых показателей;
· нормативный метод (расчет нормативов коэффициентов);
· метод оценки уровня показателей по сравнению с базой (динамическое сопоставление показателей), по отношению к уровню по сопоставимой группе.
К части особенно популярных приемов анализа относится способ группировки, дающий путем систематизации данных баланса возможность разобраться в сути анализируемых явлений и процессов. В процессе анализа используются группировки счетов баланса с точки зрения выделения собственных, заемных и привлеченных ресурсов; разновидностей доходов; затрат и прибыли. Статьи могут быть еще сгруппированы по степени ликвидности, уровню прибыльности и стоимости и др.
Количественную взаимосвязь между различными статьями, разделами или группами статей баланса позволяет выявить метод коэффициентов. При применении этого метода определяется удельный вес определенной статьи или группы статей в общем объеме актива или пассива либо в соответствующем разделе. Необходимо рассматривать показатели в динамике, чтобы убедиться в устойчивости или случайности ситуации.
Целесообразен также факторный анализ существенных отклонений. При устойчивой отрицательной тенденции такой анализ осуществляется на ряд дат, чтобы установить причины отклонений. Наиболее широко для этих целей применяются статистические методы анализа: метод группировки, сравнения и коэффициентов.
Применение метода сравнения дает возможность найти причины и степень воздействия динамических изменений и отклонений по статьям баланса на ликвидность и рентабельность деятельности, а еще обнаружить резервы увеличения прибыли. Сравнительный анализ позволительно производить за определенный период деятельности не только одной компании (внутренний сравнительный анализ), но и сопоставление отчетности 2-ух и более подобных субъектов (внешний сравнительный анализ). Чем шире область сравниваемых организаций, тем богаче способности раскрытия, а затем и распространения передового опыта. Прием сравнения разрешено применять еще для сопоставления аналогичных плановых и фактических показателей.
Методы коэффициентов, сравнения и группировки могут использоваться параллельно. Активные (пассивные) балансовые счета могут сопоставляться как с аналогичными счетами балансов предыдущих периодов, так и с противоположными счетами по пассиву (активу), сгруппированными по общим экономическим контрагентам либо единым срокам или видам операций.
Одним из методов наглядного изображения результатов анализа является метод табулирования. В данном случае важно определить виды и число таблиц, которые будут оформляться по итогам проведенного исследования.
Другой метод – графический, который позволяет в виде диаграмм, кривых распределения и т. д. сопоставлять итоговые данные экономического анализа. Графический анализ чаще всего используют для прогнозирования цен, определения времени покупки и продажи ценных бумаг на рынке, для диверсификации инвестиций с применением корреляционно-регрессионного и дисперсионного анализа, а также снижения рисков.
Метод системного анализа является наиболее эффективным на современном этапе. Он позволяет решать сложные управленческие задачи, основываясь на обработке целых массивов данных, а не отдельных информационных фрагментов. Использование данного метода возможно при условии применения ЭВМ. При этом анализ становится глубже, эффективнее и результативнее.
Метод элиминирования позволяет выявить влияние отдельных факторов на обобщающий показатель, путем устранения влияния других факторов. Один из приемов элиминирования – метод ценных подстановок. Условием его применения являются наличие мультипликативной формы связи, при которой факторы выступают сомножителями.
При использовании метода абсолютных разниц рассчитывают изменения результативного показателя под влиянием каждого отдельного фактора. При этом величину отклонения фактического значения фактора от базового (бизнес-плана) умножают на фактические значения всех факторов, предшествовавших рассматриваемому, и на базисные – всех последующих факторов.
Метод относительных разниц состоит в том, что приращение результативного показателя под влиянием какого-либо фактора определяют, умножая базисное значение результата на индексы выполнения бизнес-плана всех факторов, предшествующих рассматриваемому в аналитической формуле и на уменьшенный, на единицу индекс выполнения бизнес-плана по рассматриваемому фактору.
Выбор тех или иных методов анализа обуславливается задачами которые ставятся перед аналитическими службами. Кроме того виды анализа также зависят от целей проводимого исследования.
35. Перспективное финансовое планирование.
Финансовое планирование – система, состоящая из множества взаимосвязанных элементов. В качестве таковых можно выделить:
· плановый персонал;
· информационное обеспечение;
· организационное обеспечение;
· техническое и программное обеспечение;
· методическое и нормативное обеспечение.
Также систему финансового планирования можно рассматривать как совокупность ряда подсистем. В качестве последних обычно выделяют следующие виды финансового планирования:
· перспективное;
· текущее;
· оперативное.
Перспективное финансовое планирование занимает важное место в иерархии подсистем планирования. От качества его работы зависит эффективность финансового планирования в целом. Осуществление финансового планирования позволяет определить и управлять важнейшими показателями, пропорциями и темпами расширенного воспроизводства. Перспективное финансовое планирование выступает главной формой реализации целей фирмы.
Данная подсистема финансового планирования имеет свои особенности. Так, все плановые документы, разрабатываемые в ее рамках, должны иметь горизонт планирования от одного года до трех лет (редко – до пяти лет). На каждом предприятии такой горизонт носит условный характер. Он зависит от множества факторов: экономический стабильности в стране, деятельности, возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направления их использования.
В рамках перспективного финансового планирования разрабатывается ряд плановых документов, которые, по сути, выступают прогнозными. Так, основной документ перспективного финансового планирования – финансовая стратегия. Результатом перспективного финансового планирования также является разработка трех главных финансовых документов: прогноза отчета о прибылях и убытках; прогноза движения денежных средств; прогноза бухгалтерского баланса. Они разрабатываются для оценки финансового положения предприятия на конец планируемого периода. Сюда входят следующие прогнозы:
· отчета о прибылях и убытках, который позволяет определить величину получаемой прибыли в предстоящем периоде (разрабатывается на основе формы № 2);
· движения денежных средств, который характеризует движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности (разрабатывается на основе формы № 4);
· бухгалтерского баланса, который позволяет отслеживать темпы роста экономического потенциала предприятия, поскольку рост активов предприятия должен сопровождаться увеличением пассивов (разрабатывается на основе формы № 1).
Основная информация для составления этих финансовых прогнозов – данные о прогнозных объемах продаж. Этот показатель характеризует долю рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией.
Многие отечественные предприятия не имеют перспективных финансовых планов, объясняя это тем, что в условиях сильно изменяющейся внешней среды составление долгосрочных планов нецелесообразно. Однако это не так. Путем составления долгосрочных планов предприятие может получить информацию о будущем своем развитии и, соответственно, уже в текущем периоде принять необходимые финансовые решения.
Основные препятствия развития перспективного финансового планирования на ответственных предприятиях: неразвитость финансового прогнозирования; неразвитость информационного обеспечения; неразвитость программно-технического обеспечения; недостаточный уровень квалификации финансовых менеджеров и пр.
36. Текущее финансовое планирование на предприятии.
Деление финансового планирования на уровни (подсистемы планирования) неслучайно. Деление вопросов управления на стратегические и тактические позволяет заметно повысить эффективность управления:
· грамотнее расставить персонал;
· определить специфику работы персонала;
· разработать свои ориентиры для контроля и т. п.
Такое же деление полезно и в финансовом планировании. Понятно, что никакая стратегия не будет эффективна, если на предприятии отсутствует механизм ее реализации. Предприятие может затратить много времени и ресурсов на разработку стратегии, однако недооценка вопросов ее реализации и контроля существенно снизит ее пользу для предприятия.
Текущее финансовое планирование рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.
Система текущего финансового планирования имеет своей целью обеспечить реализацию финансовой стратегии. По сути, финансовые планы текущего периода строятся на основе принятой финансовой стратегии и финансовой политики. Результат текущего финансового планирования – конкретные виды текущих финансовых планов, которые дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования его развития, сформировать структуру доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность, определить структуру активов и капитала предприятия на конец планового периода.
Многие отечественные предприятия в части финансового планирования разрабатывают текущие финансовые планы. На тех предприятиях, где этого не делается, основными препятствиями считаются:
· неразвитость финансового прогнозирования;
· неразвитость информационного обеспечения;
· неразвитость программно-технического обеспечения;
· недостаточный уровень квалификации финансовых менеджеров;
· нежелание руководства вообще заниматься планированием и т. д.
Горизонтом текущих планов обычно является год или полгода.
В процессе текущего финансового планирования должны разрабатываться три финансовых плана: движения денежных средств; отчета о прибылях и убытках; бухгалтерского баланса.
План прибылей и убытков показывает обобщенные результаты текущей (хозяйственной) деятельности. С его помощью можно анализировать соотношение доходов с расходами с целью выявления резервов увеличения собственного капитала предприятия.
План движения денежных средств предназначен для определения источников финансирования. Он считается окончательно составленным, если в нем предусмотрены источники покрытия дефицита средств в плановом периоде.
План бухгалтерского баланса отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий.
С развитием бюджетирования названия данных документов претерпели некоторые изменения. Так, в рамках бюджетирования эти планы называются: бюджет движения денежных средств; бюджет доходов и расходов; бюджет по балансовому листу. Для составления этих документов используется следующая информация:
· финансовая стратегия фирмы;
· результаты финансового анализа за предшествующий период;
· планируемые объемы производства и реализации продукции;
· система разработанных на фирме норм и нормативов затрат отдельных ресурсов;
· действующая система налогообложения.
37. Оперативное финансовое планирование на предприятии
В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует повседневного эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и использовании плана и отчета о движении денежных средств.
Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха предприятия. Поэтому при его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности предприятия, инфляции, возможных изменениях технологии и организации процесса производства.
Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.
В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия, и таким образом, избежать финансовых затруднений.
Календарь платежей составляется на основе реальной информационной базы о денежных потоках предприятия.
Кроме платёжного календаря на предприятии должен составляться кассовый план – план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу.
Заключительным этапом финансового планирования является составление сводной аналитической записки. В ней даётся характеристика основных показателей годового финансового плана: величина и структура доходов, расходов, взаимоотношений с бюджетом, коммерческими банками и др. Особая роль отводится анализу источников финансирования инвестиций. Большое внимание должно быть уделено распределению прибыли.
Завершая аналитическую записку, даются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования.
В настоящее время стратегический анализ является одной из основополагающих дисциплин, которые необходимо знать любому менеджеру. Процесс стратегического планирования включает в себя ряд важных операций: планирование издержек, планирование производства, планирование сбыта и финансовое планирование (планирование прибыли). Стратегический анализ, как наука, позволяет предпринимателю так спланировать деятельность фирмы в кратком, среднем и долгом периодах, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Конечно, это связано с неизбежным финансовым риском, особенно в современных Российских условиях, но правильно проведенное планирование позволит свести риск к минимуму.
Рассмотрев цели и сущность финансового планирования, а также различные аспекты практики составления финансовых планов, можно сделать вывод, что финансовый план является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на предприятии.