Финансовый менеджмент как система управления
Финансовый менеджмент как система управления
Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов.
Под стратегией в данном случае понимаются общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях.
Объектом управленияв финансовом менеджменте является совокупность условий осуществления денежного оборота, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйствующими субъектами и их подразделениями в хозяйственном процессе.
Субъект управления- это специальная группа людей (финансовая дирекция как аппарат управления, финансовый менеджер как управляющий), которая посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.
Сущность финансового менеджмента.
Менеджментв общем виде можно определить как систему экономического управления производством, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления.
Управлениепредставляет собой процесс выработки и осуществления управляющих воздействий.
Управляющее воздействие - этовоздействие на объект управления, предназначенное для достижения цели управления. Выработка управляющих воздействий включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений.
Финансовый менеджмент можно определить как систему рационального и эффективного использования капитала, как механизм управления движением финансовых ресурсов. Финансовый менеджмент направлен на увеличение финансовых ресурсов, инвестиций и наращивания объема капитала.
Финансовый менеджмент можно рассматривать как:
- систему экономического управления,
орган управления (аппарат управления), - форму предпринимательской деятельности.
Функции финансового менеджмента.
Функции финансового менеджмента определяют формирование структуры управляющей системы.
Различают два основных типа функций финансового менеджмента: функции объекта управления и функции субъекта управления.
К функциям объекта управленияв финансовом менеджменте относятся следующие конкретные функции:
1. Организация денежного оборота
2. Снабжение финансовыми средствами и инвестиционными инструментами (ценностями), снабжение основными и оборотными фондами (т.е. оборудованием, сырьем, материально-техническим обеспечением)
3. Организация финансовой работы и т.д.
Функции субъекта управленияпредставляют собой общий вид деятельности, выражающий направление осуществления воздействия на отношение людей в хозяйственном процессе и в финансовой работе. В финансовом менеджменте включают планирование, прогнозирование или предвидение, организацию, регулирование, координирование, стимулирование, контроль.
Планирование охватывает весь комплекс мероприятий как по выработке плановых заданий, так и по воплощению их в жизнь.
Прогнозирование представляет собой разработку на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей.
Организация— объединение людей, совместно реализующих финансовую программу на основе определенных правил и процедур (создание органов управления, построение структуры аппарата управления).
Регулирование представляет собой воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров.
Координация— согласованность работ всех звеньев системы управления, обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.
Стимулирование— побуждение работников финансовой службы к заинтересованности в результате своего труда.
Контроль представляет собой проверку организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и т.п.
Схема формирования прибыли
Система прибылей и доходов состоит из:
1. Прибыли от реализации продукции(товаров, работ, услуг) представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных тарифов (для экспортной выручки) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.
2. Прибыли от прочей реализации - это прибыль, полученная от реализации основных фондов и другого имущества хозяйствующего субъекта. Прибыль от прочей реализации определяется как разница между выручкой от реализации и затратами на эту реализацию.
3. Доходов от внереализационных операций – этодоходы, полученные от долевого участия в деятельности других хозяйствующих субъектов, дивиденды по акциям, доходы по облигациям и т.д.
4. Балансовой прибыли.Представляет собой сумму прибылей от реализации продукции, от прочей реализации и доходов по внереализационным операциям за вычетом расходов по ним.
5. Чистой прибыли – это разница между балансовой прибылью и суммой налога на прибыль
Система и формы расчетов
Системы и формы расчетов
Расчеты представляют собой систему организации и регулирования платежей. Расчеты бывают двух видов: наличные и безналичные. Безналичные расчеты, осуществляются на основе следующих правил.
1. Деньги хранятся в банке, а банк осуществляет все расчеты по всем платежам по распоряжению владельца счета.
2. Все платежи списываются в определенном порядке очередности.
3. Формы расчетов определяются договором заранее.
4. Претензии к порядку расчетов подаются в обслуживающий банк. Подача жалобы не приостанавливает операцию по оплате.
Основные формы расчетов.
Наличные. Осуществляются с помощью наличных денег, а также кредитных и дебитных карточек.
Безналичные.
1. Платежные поручения. Это бланк о перечислении определенной суммы денег со своего счета на счет другого хозяйственного субъекта, действует в течение 19 дней, но банк примет платежное поручение в том случае, если на счете есть деньги.
Платежные поручения бывают срочные, досрочные, отсроченные.
Срочный платеж - авансовый платеж за отгруженную продукцию.
Досрочный платеж - товар еще не отгружен, но уже оплачен.
Отсроченный платеж - товар отгружен, а оплата будет произведена позже.
2. Платежное требование-поручение. Это расчетный документ, содержащий требования продавца к покупателю оплатить на основании отправленных документов стоимость поставленного товара, работ, услуг.
3. Инкассо. Это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает расчетные документы и производит расчеты от имени клиента. Эта операция хороша тем, что банк защищает интересы клиента.
4. Аккредитив. Это денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению покупателя в пользу продавца. Обязательство - оплатить счета поставщика. Бывают следующие типы аккредитивов: денежные и документальные. Денежный аккредитив - именной документ, адресованный банком другому банку по выплате денег продавцу в определенный срок.
5. Расчет чеками. Клиент банка, имея деньги на расчетном счете, получает чековую книжку. Чеки выдаются на определенную сумму.
Временная стоимость денег.
Временная стоимость денег – важный аспект при принятии решений по финансированию и инвестированию, а также в оценке затрат и будущих доходов.
Различают шесть определений временной стоимости:
Текущая стоимость (PV) – финансы, имеющиеся, или инвестированные, на текущую дату или текущая стоимость финансовых средств, получаемых в будущем.
Будущая стоимость (FV) - финансовые средства к получению в будущем или будущая величина сегодняшних финансовых средств.
Выплаты (PMT)- сумма к получению на конец каждого временного периода.
Процентная ставка (i) – иногда ставка дисконта, % ставка, используемая для исчисления текущей и будущей стоимости. Часто подразумевается в качестве мнимых издержек (упущенная выгода) использования финансовых средств.
Временной период (n) – количество периодов для расчета текущей и будущей стоимости финансовых средств. Обычно берется один год, но может быть сокращен до одного месяца.
Аннуитет – термин, используемый для описания серии равных периодических выплат (PMT). Такие выплаты могут быть как поступлениями, так и выплатами.
Классификация ценных бумаг.
1. По экономическому назначению:
— акция;
— облигация;
— любые имущественные и неимущественные права, закрепленные в документарной или бездокументарной форме указанных в Федеральном законе.
2. По внесению владельца в реестр:
— именные. К именным относят такие ценные бумаги, информация о владельцах которых должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав требуют обязательной идентификации владельца;
— на предъявителя. Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя — ценные бумаги, переход прав на которые и осуществление закрепленных за ними прав не требуют идентификации владельца.
3. По форме выпуска:
— в документарной форме. при которой владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счету депо;
— в бездокументарной форме - при которой владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или, в случае депонирования ценных бумаг, на основании записи по счету депо.
В практике фондового дела ценные бумаги классифицируются и по другим признакам.
1. В зависимости от формы собственности эмитента:
— государственные;
— частные;
— международные.
2. С учетом территорий, на которых обращаются:
— региональные;
— национальные;
— мировые.
3. Исходя из механизма выплаты доходов:
— с фиксированным доходом;
— с изменяющимся (плавающим) доходом.
Помимо вышеназванных, ценными бумагами в России признаются:
— депозитные и сберегательные сертификаты банков;
— векселя.
Эти ценные бумаги регламентируются соответствующими законодательными актами.
К ценным бумагам также следует относить опционные фьючерсные контракты, варранты, форварды, законодательная база которых в РФ пока отсутствует.
Практически все ценные бумаги получили распространение в Российской Федерации.
Ценными бумагами в Российской Федерации не являются:
- все документы, которые подтверждают получение банковского кредита;
-внесение сумм в депозиты банков, кроме депозитных сертификатов;
- долговые расписки;
- завещания;
- лотерейные билеты;
-страховые полисы.
Дивидендная политика.
Дивидендом называется часть чистой прибыли акционерного общества, подлежащая распределению среди акционеров, приходящаяся на одну акцию за определенный период.
Общий размер дивидендов определяется после вычета из полученной прибыли:
— сумм налогов и других обязательных платежей;
— отчислений в фонд развития производства;
— пополнения резервного фонда;
— выплаты процентов по облигациям;
— выплаты дивидендов по привилегированным акциям; если акционерное общество сработало убыточно, то владельцам привилегированных акций вьплачивают дивиденд за счет средств специального фонда, который может создаваться в акционерном обществе;
— оставшаяся часть чистой прибыли может быть направлена на выплату дивидендов по обыкновенным акциям.
Ставка дивиденда — это доход акционера, выраженный в процентах к номинальной стоимости акций.
Ставка дивиденда определяется как отношение выплачиваемого дивиденда на одну акцию к номинальной стоимости и выражается в процентах:
Сроки и периодичность выплаты дивидендов определяются в проспекте эмиссии и могут быть изменены решением общего собрания акционеров. Дивиденды могут выплачиваться ежегодно, ежеквартально, ежемесячно и т. д.
Установить размер промежуточных дивидендов и произвести их выплату имеет право Совет директоров без созыва общего собрания акционеров.
Дивиденды начисляются и выплачиваются только на акции, находящиеся в обращении.
Важная составная часть дивидендной политики - выбор формы выплаты дивидендов.
Дивиденды могут выплачиваться:
— наличными деньгами;
— переводом на счет;
— ценными бумагами этого же акционерного общества. осуществляться через распределение дивидендов в форме дополнительного выпуска акций или через автоматическое направление дивидендов на приобретение акций.
. Налог на дивиденд взимается в зависимости от лица, которому предназначается доход:
- физическим лицам — налог на доходы;
- юридическим лицам — налог на прибыль от внереализационных операций.
24 Сущность и содержание финансовых рисков, виды рисков.
Финансовые риски - это коммерческие риски.
Чистые риски- означают возможность получения убытка или нулевого результата.
Спекулятивные риски- выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата. Финансовые риски это спекулятивные риски.
Кредитные риски - опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору.
Процентный риск — опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными фондами, селенговыми компаниями в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам.
Валютные риски- представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, в том числе национальной валюте при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.
Риск упущенной финансовой выгоды — это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхование) или остановки хозяйственной деятельности.
Величина риска или степень риска измеряется двумя критериями:
1) среднее ожидаемое значение;
2) колеблемость (изменчивость) возможного результата.
Среднее ожидаемое значение — это то значение величины события, которое связано с неопределенной ситуацией.
Способы снижения риска.
Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако избежание риска для инвестора зачастую означает отказ от прибыли.
Удержание риска оставление риска за инвестором, т. е. на его ответственности. Так, инвестор, вкладывая венчурный капитал, заранее уверен, что он может за счет собственных средств покрыть возможную потерю венчурного капитала.
Передача риска говорит о том, что инвестор передает ответственность за финансовый риск кому-то другому, например страховому обществу. В данном случае передача риска произошла путем страхования финансового риска.
Снижение степени риска означает сокращение вероятности и объема потерь.
При выборе конкретного средства разрешения финансового риска инвестор должен исходить из следующих принципов:
1. Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал, инвестор должен:
-определить максимально возможный объем убытка по данному риску;
-сопоставить его с объемом вкладываемого капитала;
-сопоставить его со всеми собственными финансовыми ресурсами и определить, не приведет ли потеря этого капитала к банкротству инвестора.
2. Надо думать о последствиях риска.
3. Нельзя рисковать многим ради малого, инвестор должен определить приемлемое для него соотношение между страховым взносом и страховой суммой. Страховой взнос — это плата за страховой риск страхователя страховщику, согласно договору страхования или в силу закона.
Страховая сумма — это денежная сумма, на которую застрахованы материальные ценности.
Для снижения степени финансового риска применяются различные способы:
- диверсификация;
- приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;
- лимитирование;
- страхование (в том числе хеджирование) и др.
Диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой.
Лимитирование — это установление лимита, т. е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т. п. Лимитирование является важным средством снижения степени риска;
Банкротство.
Несостоя́тельность (банкро́тство) — признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника (гражданина либо организации) удовлетворить в полном объёме требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей.
Мировая практика предусматривает применение процедуры несостоятельности как для юридических, так и для физических лиц.
В Российской Федерации решение о признании должника банкротом уполномочен принимать арбитражный суд.
В российской правовой науке институт несостоятельности (банкротства) относят к отрасли предпринимательского права.
Причины возникновения банкротства:
- завершение производственного цикла на предприятие;
- судебный процесс за долги
- неквалифицированное руководство предприятия;
Признаки, угрожающие приближение банкротства
- низкий доход на инвестиции
- низкая рентабельность
- резкое снижение цены акций и облигаций
- не способность погасить просроченные обязательства
мероприятия по прекращению
- отказ от убыточных подразделений и производственного оборудования
- снижение дивидендных выплат
- распределение во времени и продление сроков погашения долговых обязательств
- наличие страхования предприятия
Методика анализа финансов.
Финансовое состояние хозяйствующего субъекта — это характеристика его финансовой конкурентоспособности, использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.
Источниками информации для анализа финансового состояния являются бухгалтерский баланс и приложения к нему, статистическая и оперативная отчетность.
Доходность хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями.
Абсолютный показатель доходности — это сумма прибыли или доходов.
Относительный показатель — уровень рентабельности.
Уровень рентабельности хозяйствующих субъектов, связанных с производством продукции (товаров, работ, услуг), определяется процентным отношением прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции..
Анализ платежеспособности осуществляется путем соизмерения наличия и поступления средств с платежами первой необходимости. Наиболее четко платежеспособность выявляется при анализе ее за короткий срок (неделю, полмесяца).
Кредитоспособность — это наличие у хозяйствующего субъекта предпосылок для получения кредита и способность возвратить кредит в срок. При анализе кредитоспособности используют целый ряд показателей.
Наиболее важными являются норма прибыли на вложенный капитал и ликвидность.
Норма прибыли на вложенный капитал определяется отношением суммы прибыли к общей сумме пассива по балансу.
Ликвидность хозяйствующего субъекта — это способность его быстро погашать свою задолженность. Ликвидность определяется соотношением величины задолженности и ликвидных средств, т. е. средств, которые могут быть использованы для погашения долгов.
Анализ использования капитала проводится применительно к общей величине и к составным частям капитала. Эффективность использования капитала в целом определяется уровнем рентабельности капитала, который представляет собой процентное отношение балансовой прибыли к величине капитала (к сумме оборотных средств, основных фондов, нематериальных активов). Анализ использования оборотных средств проводится с помощью показателей оборачиваемости оборотных средств в них, коэффициента оборачиваемости. Оборачиваемость оборотных средств в днях определяется делением среднего остатка оборотных средств на однодневную сумму выручки от реализации продукции.
Коэффициент оборачиваемости — это отношение суммы выручки за анализируемый период (год, квартал) к среднему остатку оборотных средств. Ускорение (замедление) оборачиваемости средств высвобождает (дополнительно вовлекает) из оборота денежные средства.
Анализ использования основных фондов нематериальных активов проводится с помощью показателей фондоотдачи и фондоемкости.
Фондоотдача основных фондов (нематериальных активов) определяется отношением суммы выручки за анализируемый период к средней стоимости основных фондов (нематериальных активов).
Фондоемкость продукции определяется отношением средней стоимости основных фондов (нематериальных активов) к сумме выручки за анализируемый период. Повышение фондоотдачи (т. е. снижение фондоемкости) свидетельствует о повышении эффективности использования основных фондов и ведет к экономии капитальных вложений. Сумма этой экономии (дополнительного вложения) выводится умножением величины снижения (увеличения) фондоемкости продукции на сумму выручки за анализируемый период. Валютная самоокупаемость характеризуется превышением поступления валюты над ее расходами за анализируемый период.
28 Методы планирования финансов.
Цель составления финансового плана - определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей.
Центр дохода хозяйствующего субъекта — это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль.
Центр расходов -- это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным, или вообще некоммерческим, но играющим важную роль в общем производственно-торговом процессе.
Сущность нормативного метода планирования заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках.
Сущность расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей состоит в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя.
Сущность балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них.
Метод оптимизации плановых решений позволяет разработать несколько вариантов плановых расчетов с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный.
Финансовый план хозяйствующего субъекта представляет собой баланс его доходов и расходов.
К устойчивым источникам собственных доходов относятся прибыль, амортизационные отчисления, отчисления в ремонтный фонд, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта.
Финансовый менеджмент как система управления
Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов.
Под стратегией в данном случае понимаются общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях.
Объектом управленияв финансовом менеджменте является совокупность условий осуществления денежного оборота, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйствующими субъектами и их подразделениями в хозяйственном процессе.
Субъект управления- это специальная группа людей (финансовая дирекция как аппарат управления, финансовый менеджер как управляющий), которая посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.