Роль финансового менеджмента в упрочнении рыночной позиции фирмы
Финансовый менеджмент, являясь специализированным элементом общего менеджмента, отражает фундаментальные основы менеджмента. Поэтому финансовый менеджмент - это прежде всего менеджмент, который, как известно, включает в качестве составляющих планирование, организацию, мотивацию, контроль.
Важнейшей методологической особенностью финансового менеджмента является то, что управлять финансами (перераспределительными отношениями в денежной форме двух и более объектов) можно лишь через управление денежными фондами объектов, находящихся в этих отношениях.
К особенностям финансового менеджмента относится и то, что он базируется на' нескольких основных концепциях: временная ценность денежных ресурсов, денежные потоки, предпринимательский и финансовый риск, цена капитала, ликвидность, оборачиваемость капитала, эффективный рынок и др/1/.
Управление финансовой деятельностью носит системный характер и осуществляется на базе математических (в частности, логических) и статистических методов, информатики, финансового права, экономики, бухгалтерского учета, теорий прогнозирования и планирования экспериментов и др. Поэтому в данной главе будут представлены прежде всего те аспекты финансового менеджмента, которые, как представляется авторам, являются основными или недостаточно освещены в известных работах
39. Понятие бизнес-плана и его необходимость на предприятиях России
Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач.
В кризисных экономических условиях переходного периода бизнес-план предприятия должен прежде всего решать задачи улучшения его финансового состояния. В этой связи рассмотрение именно финансового аспекта бизнес-плана наиболее актуально.
Поскольку бизнес-план является документом внутрифирменного планирования, при его разработке на предприятии возникает вопрос: в какой мере можно использовать накопленный опыт составления применявшихся ранее на практике техпромфинпланов? Представляется, что такая преемственность возможна. В экономических условиях переходного периода бизнес-план предприятия должен быть планом производственной, хозяйственной и финансовой деятельности, своеобразной трансформацией годового техпромфинплана, его адаптацией к рыночным условиям. Ошибочно противопоставление бизнес-плана техпромфинплану как совершенно разных документов. Конечно, по целям они отличаются, но полное отрицание взаимосвязи методических вопросов, их разработки отрицает и преемственность в необходимости планирования. Игнорируется при этом богатейший опыт работников плановых служб предприятий. Это недопустимо для переходного к рынку периода, когда у работников предприятий частично еще сохраняются традиционные для плановой экономики навыки планирования, а новые методы еще достаточно хорошо не известны.
В зависимости от целей потребность в разработке бизнес-планов выявляется при решении финансовых и управленческих задач в различных сферах хозяйственной деятельности. Обобщение пока еще небольшого опыта составления бизнес-плана отечественными предприятиями и организациями позволяет выделить следующие области их применения:
подготовка инвестиционных заявок существующими и вновь создаваемыми предприятиями на получение кредитов в коммерческих банках;
обоснование предложений по приватизации предприятий государственной и муниципальной собственности;
разработка проектов создания частных фирм, без чего риск разорения новых предпринимателей оказывается чрезмерным;
выбор экономически выгодных направлений и способов достижения положительных финансовых результатов предприятиями и фирмами, находящимися сегодня в новых условиях работы, сбыта продукции, общей неплатежеспособности хозяйствующих субъектов;
составление проектов эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций) предприятий;
привлечение иностранных инвестиций для развития предприятия.
К основным задачам, которые акционерное общество может решить при помощи составления бизнес-плана, относятся:
определение емкости и перспектив развития рынка сбыта продукции по основному производству;
оценка возможных затрат по изготовлению и реализации продукции и услуг;
соизмерение затрат с возможными ценами для прогнозирования прибыли;
обнаружение в планировании финансово-хозяйственной деятельности возможных просчетов и ошибок;
определение целесообразности развития данного производства в сложившихся экономических условиях.
Законодательство не закрепляет обязательность разработки бизнес-плана. Зарубежный опыт и пока еще небольшой опыт отечественных предприятий показывают, что составлять бизнес-планы заставляет сама жизнь. Бизнес-план решает задачи не только оперативного планирования, но может иметь и стратегические цели. В этой сфере хозяйственных интересов предприятия бизнес-план может помочь решить проблему финансирования. При заключении договоров банка с инвестиционным фондом либо другим возможным инвестором бизнес-план позволяет убедить их в том, что предприятие имеет перспективные возможности развития производства, что есть последовательная и реальная программа проведения предпринимательской идеи в жизнь.
Хозяйственные партнеры предприятия прежде чем установить с ним договорные отношения, могут с помощью бизнес-плана убедиться в наличии шансов на коммерческий успех и обеспечение достаточного уровня прибыльности. Таким образом можно строить хозяйственные взаимоотношения с поставщиками сырья, материалов, топлива, оборудования; с посредниками в реализации собственной продукции предприятия; с фирмами, с которыми предполагается осуществлять кооперирование научно-технической, производственной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.
Бизнес-план можно составлять на несколько лет вперед, с его корректировкой и пересмотром по мере необходимости.
40.структура:
- заголовок плана;
- дата его подготовки;
- кто подготовил план, полное название и адрес фирмы, имя предпринимателя и
его домашний телефон;
- для кого подготовлен план;
- иногда рекомендуют включить в титульный лист заявление о том, что
содержащиеся в документе сведения не подлежат разглашению,- так
фиксируется право предпринимателя на свою идею.
Функции и задачи:
- определяет степень жизнеспособности и будущей устойчивости
предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности;
- конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и
качественных показателей системы;
- привлекает внимание и интерес, обеспечивает поддержку со стороны
потенциальных инвесторов фирмы;
- помогает получить ценный опыт планирования, развивает перспективный
взгляд на организацию и её рабочую среду.
41. кризисом, в его классическом определении, является смена позитивной тенденции на негативную.
Этапы:
Ранняя стадия характеризуется отдельными случаями проявления неэффективности в производстве и сбыте, которые выражаются в увеличении товароматериальных запасов при стабильных или снижающихся темпах роста объемов продаж, ускорении оборачиваемости кредиторской задолженности, возникновении проблем с поставками и качеством производимой продукции.
Промежуточная стадия отличается нехваткой материалов(как следствие экономии денежных ресурсов посредством сокращения уровня товароматериальных запасов), более частыми проблемами, связанными с качеством продукции, приостановкой поставщиками продаж в кредит и требованиями оплаты наличными, несвоевременной выдачей заработной платы.
На поздних этапах кризиса компания в целом находится в состоянии хаоса. Производственные графики не выполняются, нередки возвраты продукции из-за низкого качества, производство сдерживается хроническим недостатком материалов, увеличивается период сбора дебиторской задолженности. Кроме того, поставщики требуют немедленной оплаты, а кредиторы - изменения условий кредита. Наконец, у компании наблюдается серьезная нехватка собственных оборотных средств
42.
46. оффшорный бизнес - это экономическая деятельность фирмы, осуществляемая в рамках международной группы фирм, часть подразделений которой расположена в странах, предоставляющих налоговые и другие льготы при определенных условиях
47. Инновационный менеджмент - процесс управления инновациями для удовлетворения перспективных потребностей рынка, охватывающий проектную, технологическую, материальную, организационную и кадровую подготовку производства, внедрение нововведений, анализ полученных результатов и внесение корректив в эти виды деятельности.
48. Реинжиниринг бизнес-процессов — это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов предприятий для достижения резких, скачкообразных улучшений в основных актуальных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы
49. Кадровая политика предприятия - это целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации и планы по использованию рабочей силы.
Кадровая политика должна увеличивать возможности предприятия, реагировать на изменяющиеся требования технологии и рынка в ближайшем будущем.
Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Она имеет целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизво-дительную рабочую силу.
В образовании, как в специфической отрасли народного хозяйства, кадры, играют важнейшую роль. “Кадры решают все”, но кадры могут стать и главной причиной неудач. В управлении преподавательским персоналом вуза выделяют четыре ключевые проблемы. Это возрастная, квалификационная и должностная структуры и оплата труда. Каждая из этих проблем требует контроля со стороны администрации и выработки принципов решения, перспективного и текущего управления.
От состояния преподавательских кадров вуза зависит эффективность учебного процесса, престижность и перспективность вуза. Возрастной состав персонала определяет преемственность знаний в научно-педагогической школе, активность освоения новых областей знаний. Следует иметь ввиду, что возраст преподавателей не должен и не может быть целью в кадровой политике. Боле того, преподавательский и исследовательский опыт работника вуза появляется через 10-15 лет работы и сохранение наиболее выдающихся профессоров и доцентов является залогом высокого научно-педагогического престижа. Однако любая кафедра, факультет и вуз в целом должны планировать внутренний процесс самовоспроизводства кадров и предпринимать необходимые меры для выращивания и привлечения наиболее квалифицированных специалистов.
Как правило, основные принципы кадровой политики вырабатываются Ученым советом и администрацией вуза, но реально подбор персонала осуществляет каждая кафедра независимо.
51. Руководители и лидеры - разные фигуры в менеджменте, их влияние на организацию также различается, несмотря на то, что каждый из них ставит своей задачей достижение единых целей компании, но инструменты и механизмы их достижения различны.
Руководитель направляет работу других людей и несет ответственность за результаты как своей, так и их деятельности. В своей деятельности он ориентируется на факты и установленные цели. При этом цели часто спускаются сверху, то есть он может и не принимать участия в их формулировании. Но обязан достигать их. Создает информационную основу деятельности. В процессе управления руководитель опирается на формальные основы власти, такие как право вознаграждать и принуждать, юридическое право занимать данную должность, владение полной информацией, недоступной другим сотрудникам, владение специальными знаниями в своей отрасли и области деятельности.
Лидер вдохновляет людей, воодушевляет их, вселяет энтузиазм посредством создания желаемой картины будущего, мотивируя, помогая достигать высоких результатов, адаптироваться к новому. Он полагается на людей, работает в тандеме с ними, использует эмоции и доверие, управляет ими посредством личного примера. При этом лидеры сами вырабатывают цели и действуют исходя из них.
Несмотря на все различия, лидерство и руководство являются не противоположными или взаимоисключающими системами менеджмента, это строго взаимодополняющие структуры, чья эффективность зависит от адекватности применения и объединения этих систем. В компаниях лидерство не может полностью заменить менеджмент. Именно поэтому компании, развивая в своих руководителях данные навыки, должны помнить, что лидерство без руководства часто гораздо менее эффективно, чем руководство без лидерства.
52. классификация Д. Кейси. Он разделяет руководителей на четыре больших категории.
К первой Д. Кейси относит руководителей, которых смело можно назвать бюрократами. Это формалисты, не любящие инноваций и риска, предпочитающие старые, испытанные пути, старающиеся следовать именно букве, а не духу закона (инструкции, указанию). Такой руководитель надежен, он достаточно внимателен к мелочам и деталям, но для того, чтобы предприятие под его руководством успешно развивалось, ему требуются более гибкие и разворотливые сотрудники. Тем карьеристам, которые попадают к такому руководителю, следует учитывать, что иногда перспективный подчиненный выставляется как пробная фигура. То есть, чтобы не рисковать самому, решение щекотливых вопросов начальник, возлагает на того, кто рвется себя проявить. В случае неудачи фигура сдается вместо осторожного руководителя.
Другой тип — прямая противоположность первому. Это быстрый и гибкий руководитель, он не любит увлекаться мелочами, часто рискует и не теряется в нестандартных ситуациях. Однако, чтобы сгладить недочеты в работе с деталями и в планировании, такому руководителю требуются заместители, склонные к точной и последовательной деятельности.
Третий тип руководителя склонен смотреть далеко в будущее, развивать долгосрочные планы, часто не обращая внимания на повседневный производственный процесс. Заботы подчиненных мало его занимают, так же как и, насущные проблемы производства. Эти вопросы кажутся ему мелочными и неинтересными по сравнению с теми планами и проектами, над которыми он упорно трудится без отдыха и срока. Однако, если такой руководитель не научится прислушиваться к мнению других людей и учитывать их интересы, вряд ли его самым лучшим и подробнейше разработанным планам будет суждено сбыться.
И, наконец, четвертый тип — это просто зеркальное отражение предыдущего. Если третий тип руководителя отдает силы во благо абстрактного прогресса, то четвертый — во благо конкретного человека. По крайней мере, во благо в его понимании. Он целиком посвящает себя работе с людьми, проникается их проблемами, их интересами. Очень дружелюбен, не любит конфликтовать, интересы конкретного человека может поставить выше интересов фирмы. Зачастую такой руководитель не может отказать в помощи своим сотрудникам, даже там, где реально ее оказать не в состоянии. Такой руководитель может запросто «перегореть», заработав инфаркт, если не станет более четко осознавать свои обязанности и не перестанет брать на себя чужую ответственность.
Осталось лишь затронуть некоторые тонкости процесса руководства, без которых разговор о стилях руководства был бы неполным. Кроме официальных обязанностей, о которых можно осведомиться в контракте, руководитель имеет и обязанности неофициальные, которые законодательно могут быть не закреплены, однако в большинстве случаев признаются как сами собой разумеющиеся. Это обязанности уважительно относиться к своим подчиненным, помогать им не только советом, но и делом, заботиться об их здоровье, материальном и физическом благополучии, сохранять хорошие взаимоотношения в коллективе.
Естественно, что выделение начальником фаворитов резко негативно сказывается на атмосфере внутри коллектива. Таких явлений нужно избегать. Впрочем, есть простой способ проконтролировать себя, если вы начальник: просто представьте себя на месте своего подчиненного. Смогли бы вы длительное время работать у себя же в подчинении? Нет? Вот это уже повод задуматься над своим стилем управления.
Не только подчиненный зависит от руководителя, но и руководитель от подчиненного. В конечном итоге они делают одно дело — заботятся о процветании фирмы. Если у руководителя нет желания вникать в проблемы своих работников, то вряд ли у работников возникнет желание хорошо работать. Да и в целом внимательное отношение к людям руководителю жизненно необходимо, ведь он так же зависит от своих коллег, партнеров, начальства, лояльность которых значит очень много.
53. Риск-менеджмент - это система управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления. Таким образом, риск-менеджмент является частью финансового менеджмента.
Различают два типа функций риск-менеджмента: функции объекта управления и функции субъекта управления.
К функциям объекта управления относится организация: разрешения риска; рисковых вложений капитала; работы по снижению величины риска; процессы страхования рисков; экономических отношений и связей между субъектами хозяйственного процесса. К функциям субъекта управления относятся: прогнозирование, организация, регулирование, координация, стимулирование, контроль.
Прогнозирование в риск-менеджменте представляет собой разработку на перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая разные варианты развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций.
Организация представляет собой объединение людей, совместно реализующих программу рискового вложения капитала на основе определенных правил и процедур. К ним относится создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т.п.
Регулирование в риск-менеджменте - это воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Оно охватывает, главным образом, текущие мероприятия по устранению возникших отклонений.
Координация представляет собой согласованность работы всех звеньев системы управления риском, аппарата управления и специалистов. Она обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.
Стимулирование в риск-менеджменте - это побуждение финансовых менеджеров, других специалистов в заинтересованности в результате своего труда.
Контроль - это проверка организации работы по снижению степени риска. Посредством контроля собирается информация о степени выполнения намеченной программы действий, доходности рисковых вложений капитала, соотношении прибыли и риска, на основании которой вносятся изменения в финансовые программы. Контроль предполагает анализ результатов мероприятия по снижению степени риска.
56. Деловое общение - процесс речевого взаимодействия людей, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом с целью достижения определенного результата.
Этика предприятия обусловлена рамочным порядком, который составляют структуры, стимулы, модели поведения
Рамочный порядок изменяется под воздействием организационного обучения
Наиболее эффективной формой обучения являются небольшие группы – проектные, учебные, рабочие