Управление финансовыми ресурсами предприятия
УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Методические указания
по выполнению курсовой работы
по дисциплине “Финансовый менеджмент”
Санкт-Петербург
Методические указания содержат требования к содержанию, рекомендации по выполнению курсовой работы, подробное описание процедуры защиты, критерии оценки выполненной работы. В отдельном разделе методических указаний раскрыта последовательность выполнения финансово-экономических расчетов по аналитическим разделам работы, представлена тематика вопросов, подлежащих самостоятельной разработке студентами.
Содержание
Введение. 4
1. Цель и задачи курсовой работы.. 5
2. Структура курсовой работы.. 6
3. Содержание разделов курсовой работы.. 7
3.1. Экспресс-анализ финансового состояния. 7
3.1.1. Анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия. 9
3.1.2.Оценка финансовой устойчивости. 12
3.1.4. Анализ прибыли и рентабельности предприятия. 17
3.2. Операционный анализ. 19
3.3. Отчет о движении денежных средств. 21
3.4. Рациональная заемная политика предприятия. 24
3.4.1. Определение потребности в дополнительном финансировании. 24
3.4.2. Выбор источников финансирования. 26
3.4.2.1. Торговый кредит. 26
3.4.2.2. Банковский кредит. 27
Приложение. 34
Введение
В рыночной экономике управление финансами является важнейшей сферой деятельности любого субъекта социально-рыночного хозяйства, особенно предприятия, ведущего производственно-коммерческую деятельность, независимо от организационно-правовой формы организации и масштабов его деятельности. Приоритетность данной сферы деятельности обусловлена особой ролью финансов, представляющих собой единственный вид ресурсов, способный трансформироваться с наименьшим интервалом времени в любой другой. Финансовые ресурсы могут также использоваться в качестве работающих активов предприятий, генерирующих различные виды доходов.
На стратегии управления финансовыми ресурсами, всесторонних финансовых расчетах основываются управленческие решения по вопросам расширения или свертывания объемов выпуска продукции, изменения технологии производства, выхода на новые рынки. Тенденции развития общерыночной ситуации (трудно предсказуемые изменения спроса, ужесточение ценовой конкуренции на традиционных рынках, диверсификация и завоевание новых рыночных ниш, возрастание рисков) лежат в основе возрастающей роли управления финансовыми ресурсами.
Курсовая работа представляет собой имитацию ситуаций, возникающих в процессе привлечения, распределения и инвестирования финансовых ресурсов предприятия. В результате выполнения курсовой работы студент сможет овладеть практическими навыками финансового менеджера, научится принимать обоснованные управленческие решения в области управления финансовыми ресурсами предприятия.
В процессе выполнения курсовой работы, а также при ее защите, студент должен проявить умение грамотно использовать базовые концепции, методологию, инструментарий "Финансового менеджмента".
Цель и задачи курсовой работы
Курсовая работа является самостоятельной работой студентов, при выполнении которой студенты смогут систематизировать, закрепить и углубить полученные теоретические знания по дисциплине «Финансовый менеджмент», а также приобретут практические навыков самостоятельного решения конкретных задач в области управления финансовыми ресурсами предприятия.
Основная цель выполнения данной курсовой работы – на основе проведения различных расчетных и аналитических процедур оценить состояние дел в области управления финансовыми ресурсами конкретного предприятия и разработать комплекс мероприятий по его совершенствованию, направленный в конечном итоге на улучшение финансовых результатов.
В соответствии с поставленной целью при выполнении курсовой работы студентам необходимо решить следующие задачи:
– провести экспресс-анализ финансового состояния предприятия, проанализировать влияние различных факторов на рентабельность собственного капитала;
– оценить на основе операционного анализа состояние производственной деятельности и предпринимательский риск предприятия;
– составить отчет о движении денежных средств предприятия;
– определить потребность в дополнительном финансировании;
– выбрать источники финансирования;
– оценить эффективность инвестиционного проекта;
– разработать комплекс мероприятий по совершенствованию системы управления финансовыми ресурсами.
В процессе выполнения курсовой работы студент должен показать достаточно высокий уровень теоретической подготовки, проявить способности к проведению исследований и решению прикладных проблем, выдвигаемых хозяйственной практикой.
Основными требованиями при подготовке работы выступают: творческий подход, умение обрабатывать и анализировать информацию, формулировать объективные выводы, обосновывать целесообразность и эффективность предлагаемых решений.
Для подробного изучения требований, правил и особенностей написания курсовых работ по экономическим специальностям студентам следует ознакомиться с литературными источниками .
Источниками информации для выполнения курсовой работы являются:
– форма № 1 «Бухгалтерский баланс»;
– форма № 2 «Отчет о финансовых результатах».
Дополнительно в качестве источников студентами могут использоваться форма № 4 «Отчет о движении денежных средств», форма № 3 «Отчет о движении капитала», Приложения к бухгалтерскому балансу, а также другая статистическая, экономическая и финансовая информация предприятия.
Все используемые информационные источники обязательно должны быть представлены в приложениях, без этого курсовая работа к проверке приниматься не будет.
Структура курсовой работы
Курсовая работа по дисциплине «Финансовый менеджмент» выполняется студентами на завершающем этапе обучения, когда весьма актуальной является подготовка к выпускной квалификационной работе специалиста (дипломному проекту). Поэтому структура курсовой работы близка к структуре диплома, за исключением того, что теоретические аспекты освещаются в проектной части. Это связано с ориентацией представленного в данных методических указаниях материала на раскрытие содержания и последовательности выполнения аналитической части. Проектная часть выполняется студентом самостоятельно.
Курсовая работа выполняется в соответствии со следующей структурой:
– титульный лист;
– содержание;
– введение (2–3 страницы);
– аналитическая часть (20–25 страниц);
– проектная часть (10–12 страниц);
– заключение (1–2 страницы);
– список литературы;
– приложения.
Титульный лист является первой страницей и оформляется по стандартному образцу (приложение 1).
Содержание курсовой работы включает название разделов с указанием страниц, с которых они начинаются. Названия разделов должны полностью соответствовать заголовкам в тексте курсовой работы.
Во введении следует раскрыть значение управления финансовой деятельностью хозяйствующих субъектов в условиях рынка с учетом особенностей экономики России, обосновать ее актуальность, указать цели и задачи, которые будут решены в ходе выполнения курсовой работы. Кратко охарактеризовать исследуемое предприятие.
Аналитическая часть содержит материал, позволяющий дать достаточно полную оценку основных элементов системы управления финансовыми ресурсами исследуемого предприятия по следующим разделам:
1. Экспресс-анализ финансового состояния
2. Операционный анализ
3. Отчет о движении денежных средств
4. Рациональная заемная политика предприятия
5. Определение эффективности инвестиционного проекта
Проектная часть содержит теоретические вопросы и практические предложения по совершенствованию системы управления финансовыми ресурсами предприятия.
Заключениесодержит изложение в тезисной форме основных результатов, полученных в курсовой работе, и предложения по возможности организации их внедрения на исследуемом предприятии.
Список литературы включает упорядоченный по алфавиту перечень использованных при выполнении курсовой работы литературных и других информационных источников (включая ресурсы Интернета). Список литературы оформляется в соответствии с общепринятыми стандартами и должен содержать не менее 10-ти источников. В список включаются только те источники, которые действительно использовались при написании курсовой работы, соответственно, на них обязательно должны быть ссылки в тексте курсовой работы.
Приложениясодержат информационные источники расчетов («Бухгалтерский баланс», «Отчет о прибылях и убытках», «Отчет о движении денежных средств» и др.), а также вспомогательный материал, не включенный в основную часть курсовой работы (таблицы, схемы, графики и т.д.)
Содержание разделов курсовой работы
Рентабельность – это относительный показатель, характеризующий уровень доходности предприятия, величина которого показывает соотношение результата к затратам. Рентабельность – интегральный показатель, который за счет учета влияния большого числа факторов, дает достаточно полную характеристику деятельности предприятия.
Коэффициенты рентабельности (прибыльности) характеризуют способность предприятия генерировать необходимую прибыль в процессе своей хозяйственной деятельности и определяют общую эффективность имущества предприятии и вложенного капитала.
Рассчитаем и проанализируем основные показатели рентабельности предприятия.
Коэффициент рентабельности активов (ROA) используется финансовыми аналитиками для диагностики эффективности предприятия с точки зрения доходности. Коэффициент показывает финансовую отдачу от использования активов предприятия.
Коэффициент рентабельности собственного капитала (ROE) представляет интерес для собственников бизнеса и инвесторов. Он показывает, как эффективно были использованы вложенные (инвестированные) в предприятие деньги.
Коэффициент рентабельности продаж (ROS) используется руководителем отдела продаж, инвесторами и собственником предприятия. Коэффициент показывает эффективность реализации основной продукции предприятия, плюс позволяет определить долю себестоимости в продажах. Необходимо отметить, что важно не то, сколько продукции продало предприятие, а то, сколько чистой прибыли оно заработало чистых денег с этих продаж.
Таблица 10 – Расчет коэффициентов рентабельности
№ | Наименование показателя | Предыдущий период | Отчетный период | Абсолютное отклонение |
5 = (4) – (3) | ||||
Показатели | Норматив | Формула для расчета | Примечание |
Рентабельность активов (ROA) | >0 | ROA = стр.2400/стр.1600*100 Коэффициент рентабельности активов = Чистая прибыль / Активы | Отражает эффективность и прибыльностьиспользования оборотных активов. Определяет величину прибыли (форма«Отчет о финансовых результатах»), приходящейся нарубль, вложенный воборотные активы (форма«Бухгалтерский баланс»).* |
Рентабельность собственного капитала (ROE) | >0 | ROE = 2400 / (к.1300 + к.1530) х 100 Коэффициент рентабельности собственного капитала = Чистая прибыль/Собственный капитал | Характеризуетэффективность использованиясобственного капитала. Определяет величинуприбыли (форма«Отчет о финансовых результатах»),приходящейся нарубль собственного капитала (форма«Бухгалтерский баланс») |
Рентабельность продаж (ROS) | >0 | ROS = стр.2400/стр.2110*100 Коэффициент рентабельности продаж = Чистая прибыль/ Выручка | Показывает, сколько прибыли от продаж приходится на 1 рубль реализованной продукции. Рассчитывается какотношение прибылиот продаж (форма «Отчет о финансовых результатах») к выручке от реализациипродукции (форма«Отчет о финансовых результатах») |
Рассчитываются следующие коэффициенты рентабельности.
1)Рентабельность активов (Ра) предприятия характеризует уровень чистой прибыли, находящейся в использовании предприятия:
, (15)
где ЧП – размер чистой прибыли (после налогообложения);
– среднегодовая величина активов.
2)Рентабельность продаж (Рпр) характеризует прибыльность производственной деятельности предприятия:
. (16)
3)Рентабельность продукции (Рп) характеризует уровень прибыли, полученной на единицу себестоимости продукции:
, (17)
где Срп – себестоимость реализованной продукции.
4)Рентабельности собственного капитала (РСК) характеризует уровень прибыльности собственного капитала:
. (18)
Для оценки влияния отдельных факторов на рентабельность собственного капитала используется факторная модель:
, (19)
где – рентабельность продукции;
– ресурсоотдача;
– мультипликатор собственного капитала.
Данная факторная модель анализируется в табличной форме на основе метода
абсолютных разниц (табл. 11) или метода цепных подстановок.
Таблица 11- Расчет влияния факторов на рентабельность собственного капитала
Факторы | Базисный период | Отчетный период | Отклонение | Влияние ΔРСКi |
Рентабельность продукции | ||||
Ресурсоотдача | ||||
Мультипликатор СК | ||||
Рентабельность собственного капитала | ´ | ΔРСК = =ΣΔРСКi |
По результатам анализа, проведенного в данном разделе, необходимо сделать выводы о финансовой устойчивости и платежеспособности анализируемого предприятия, его кредитоспособности и возможности высвобождения средств за счет ускорения оборачиваемости активов. Динамика показателей отображается графически.
Операционный анализ
В контексте управления финансовыми ресурсами операционный анализ дает возможность определить объем наличного капитала, мобилизируемого производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, позволяет выявить зависимость финансовых результатов предприятия от объемов производства и продаж.
В рамках операционного анализа первоначально проводится анализ безубыточности, который позволяет вычислить такую сумму продаж, при которой выручка, поступаемся на предприятие, равна расходам, относимым на себестоимость продукции.
Точку безубыточности часто называют порогом рентабельности. С низким порогом рентабельности легче пережить падение спроса на продукцию или услуги, отказаться от неоправданно высокой цены реализации. Чем порог рентабельности выше, тем труднее это сделать (рис.1).
Порог рентабельности |
Затраты, Доходы |
Выручка |
Переменные издержки |
Постоянные издержки |
Объем производства, ед. |
Запас финансовой прочности |
Рис. 1. Графическое представление порога рентабельности
Превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия, который показывает, какое возможное падение выручки может выдержать бизнес, прежде чем начнет нести убытки.
Сила воздействия операционного рычага (операционного левериджа)проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объема производства. Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага. Указывая на темп падения прибыли с каждым процентом снижения выручки, сила операционного рычага свидетельствует об уровне предпринимательского риска данного предприятия.
Расчет порога рентабельности, запаса финансовой прочности и силы воздействия операционного рычага предприятия осуществляется по алгоритму, приведенному в табл. 12. После выполнения расчетов необходимо отобразить рассчитанные показатели графически.
Таблица 12 - Расчет порога рентабельности, запаса финансовой прочности и силы воздействия операционного рычага
Показатель | Обозначение, формула расчета | Базисный год | Отчетный год | Изменение (+,–) |
Выручка от реализации | В | |||
Себестоимость, в т.ч.: | С | |||
Переменные издержки1 | Ипер | |||
Постоянные издержки | Ипост | |||
Прибыль | П = В – С | |||
Валовая маржа | ВМ = В – Ипер = = П + Ипост | |||
Коэффициент валовой маржи | КВМ = ВМ/В | |||
Порог рентабельности | ПР = Ипост/ КВМ | |||
Запас финансовой прочности, руб. | ЗФП = В – ПР | |||
Запас финансовой прочности, % | ЗФП% = =ЗФП/В∙100 | |||
Прибыль2 | П = ЗФП∙ КВМ | |||
Сила воздействия операционного рычага | СВОР = ВМ/П |
1– Структура издержек предприятия определяется одним из двух методов: 1) максимальной и минимальной точки; 2) нахождения уравнения регрессии [12, 14].
2 – Прибыль, рассчитанная таким образом, должна быть равна прибыли от операционной деятельности (форма №2).
По итогам операционного анализа делаются выводы о состоянии производственной деятельности предприятия, которые должны содержать в тезисной форме ответы на следующие вопросы:
1. Можно ли мобилизировать наличный капитал предприятия?
2. Каков порог рентабельности и запас финансовой прочности анализируемого предприятия?
3. До какой степени можно увеличивать или снижать силу операционного рычага, маневрируя переменными или постояннымииздержками, и изменять тем самым уровень предпринимательского риска?
4. Как отразится на прибыли изменение объема реализации?
Торговый кредит
Торговый кредит является разновидностью краткосрочного кредитования. Возникает спонтанно, как результат покупки товара в кредит у организации, которая придерживается определенной кредитной политики, включающей условия кредитования. Например, предложение поставщика на условиях 2/10 брутто 30 означает, что предоставляется скидка 2%, если оплата осуществляется в течение 10 дней со дня обозначенного на счет-фактуре, максимальный срок задержки платежа 30 дней. При этом неизбежно возникает увеличение кредиторской задолженности, находящейся на балансе у предприятия.
Условия кредитования определяются студентом самостоятельно и в соответствии с ними производятся необходимые расчеты. Например, возможны следующие варианты: 1/10 брутто 30, 2/10 брутто 35, 3/15 брутто 45 и т.п.. Обязательным является определение цены отказа от скидки и эффективной годовой ставки. Поскольку предполагается, что торговый кредит используется предприятием для покупки сырья и материалов, то его ежегодный размер принимается равным стоимости запасов по балансу на конец года.
Однако необходимо помнить, что торговый кредит имеет свою цену и если предприятие может использовать банковский кредит либо другие источники по ставке, меньшей, чем ставка торгового кредита, ему следует воспользоваться другими источниками кредитования.
На первом этапе определяется ежедневная кредиторская задолженность предприятия (КЗд) по формуле:
,
где КЗг – объем ежегодных закупок в кредит, ден. ед.;
ПС – процент скидки, в долях ед.
Затем определяется размер дополнительного кредита:
,
где ДК – сумма дополнительного кредита в случае отказа от скидки, ден. ед.;
То, Тс – максимальный срок задержки платежа, соответственно, в случае отказа от скидки и при использовании скидки, дни.
Далее рассчитывается примерная годовая цена дополнительного торгового кредита при отказе от скидки:
,
где ЦОС – цена отказа от скидки, %.
Цена отказа от скидки, рассчитанная по формуле (28) является примерной ставкой процента, уменьшающей фактическую цену торгового кредита. Более корректно стоимость торгового кредита с учетом фактора времени определяется как эффективная годовая ставка [5]:
,
где ЭГС – эффективная годовая ставка, %.
Стоимость торгового кредита, рассчитанная как эффективная годовая ставка, служит в дальнейшем одним из критериев выбора источника финансирования для анализируемого предприятия.
Банковский кредит
Одним из источников покрытия денежной потребности является банковский кредит. Однако не всегда такое заимствование является целесообразным. Поэтому необходимо провести анализ возможного заимствования в зависимости от различных условий банковского кредитования. Для того, чтобы оценить выгодность для предприятия банковских условий кредитования, необходимо рассчитать эффект финансового рычага (ЭФР).
Действие финансового рычага (финансового левериджа) заключается в том, что предприятие, использующее заемные средства, изменяет чистую рентабельность собственных средств и свои дивидендные возможности. Другими словами финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал [3, 12, 18].
Кроме того, уровень эффекта финансового рычага указывает на финансовый риск, связанный с предприятием. Поскольку проценты за кредит относятся к постоянным издержкам, наращивание финансовых расходов по заемным средствам сопровождается увеличением силы операционного рычага и возрастанием предпринимательского риска.
Эффект финансового рычага (ЭФР) определяется по формуле:
,
где Д – дифференциал, %;
ПФР – плечо воздействия финансового рычага, определяется как соотношение между заемными и собственными средствами;
ЭР – экономическая рентабельность активов, %;
СРСП – средняя расчетная ставка процента (все фактические финансовые издержки по кредитам, отнесенные к общей сумме заемных средств), %;
ЗС – заемные средства, ден. ед.;
СС – собственные средства, ден. ед.
Экономическая рентабельность активов, одна из наиболее важных характеристик эффективности деятельности предприятия, определяется по следующей формуле:
,
где НРЭИ – нетто-результат эксплуатации инвестиций (балансовая прибыль с учетом процентов, уплаченных за кредит), ден. ед.;
– среднегодовая величина активов, ден. ед.;
В – выручка от реализации продукции, ден. ед.;
КМ – коммерческая маржа, %;
КТ – коэффициент трансформации (оборачиваемости активов), в долях ед.
В случае, если ЭФР > 0, новое заимствование выгодно, в противном случае предприятию придется выбрать другой источник финансирования.
Ниже приведены условия банковского кредитования и соответствующая им последовательность расчетов.
Первый банк: номинальная ставка за кредит по простой процентной ставке наращения СПн = 25%, компенсационный остаток
КО = 20%.
Сначала рассчитывается номинальная сумма кредита (К) по формуле:
,
где ПС – потребная сумма, ден. ед.;
КО – компенсационный остаток, в долях ед.
Далее определяется сумма уплаченных процентов как разность между номинальной суммой кредита (ПДФ) и потребной суммой.
Затем рассчитывается средняя расчетная ставка процента (СРСП) по формуле:
,
где ПК – сумма процентов за кредит (ПК = К – ПС), ден. ед..
Среднюю расчетную ставку процента можно рассчитать также по формуле:
.
Второй банк: номинальная ставка за кредит по простой дисконтной процентной ставке СПд = 20%, компенсационный остаток КО = 15%.
В случае применения дисконтной процентной ставки номинальная сумма кредита определяется по формуле:
.
Средняя расчетная ставка процента рассчитывается либо, как и в первом случае, по формуле (33), либо по формуле:
.
Сравнив выгодность условий кредитования двух банков, следует выбрать те условия, заимствование на которых дает наибольший эффект финансового рычага (в случае, если они оба положительны).
Далее по формуле (30) рассчитывается эффект финансового рычага.
Если эффект финансового рычага больше нуля, определяется приращение к рентабельности собственного капитала (ΔРСК):
ΔРСК = 2/3ЭР + ЭФР.
В случае, если предприятие имеет низкий уровень экономической рентабельности, то, как видно из формулы (30), эффект финансового рычага может быть отрицательным при высоких процентных ставках банка. Поэтому в таких случаях можно взять условия банка: номинальная ставка за кредит – 5–15% по простой процентной дисконтной ставке или ставке наращения, без компенсационного остатка.
Если же и при более выгодных для предприятия условиях кредитования уровень ЭФР остается отрицательным, то для исследуемого предприятия условия банков не приемлемы, и необходимо выбрать другой источник финансирования.
Ценные бумаги
Одним из источников привлечения заемных финансовых ресурсов является эмиссия предприятием ценных бумаг. К этому источнику, по условиям законодательства РФ, могут прибегать предприятия, созданные в форме акционерных и других видов хозяйственных обществ [1, 4].
В случае, если банковское кредитование для предприятия не выгодно, а цена торгового кредита высока, потребность в дополнительном финансировании на покрытие финансово-эксплуатационных расходов восполняется при помощи выпуска акций и облигаций.
Потребность в инвестиционных ресурсах финансируется только за счет данного источника.
При выборе варианта эмиссии ЦБ на практике достаточно часто предпочтение отдается гибридному финансированию. Поэтому по условиям задания курсовой работы часть ПДФ финансируется за счет выпуска обыкновенных и привилегированных акций, оставшаяся часть за счет эмиссии облигаций. При этом если предприятие является эмитентом, берутся реальные данные из формы № 3; в противном случае вариант финансирования выбирается, исходя из следующего:
1) величина ПДФ, финансируемая за счет эмиссии ЦБ (ДК), берется с округлением до числа, кратного 100 или 50;
2) номинальная цена ЦБ любого вида устанавливается или в соответствии с указанной в таблице 7, или назначается произвольно, кратно 10 или 5;
3) выпускаемое количество ЦБ должно быть кратным 10, подбирается таким, чтобы выполнялось условие:
ДК = Σ Ni·Кi.
В таблице 7 приведены возможные варианты гибридного финансирования для отдельных случаев.
Стоимость привлечения дополнительного капитала (Сi) за счет эмиссии ценных бумаг определяется следующим образом.
1) За счет эмиссии обыкновенных и привилегированных акций:
,
где Кi – количество дополнительно эмитируемых акций i-го вида (обыкновенных или привилегированных), шт.;
Дi – дивиденд, выплачиваемый на одну акцию i-го вида, %;
Ni – номинал акции i-го вида, руб./шт.;
ДК – сумма дополнительно привлекаемого капитала за счет эмиссии акций i-го вида, ден. ед.;
ЭЗi – удельный вес затрат по эмиссии акций i-го вида в общей сумме привлечения дополнительного капитала, в долях ед.
Таблица 15 - Варианты структуры гибридного финансирования
за счет дополнительной эмиссии ценных бумаг
ПДФ, тыс.руб. | <100 | >350 | |||
Номинальная стоимость (Ni), руб. | А1 – 60 О – 30 | А1 – 100 А2 – 120 О* – 125 | А1 – 200 А2 – 250 О – 200 | А1 – 200 А2 – 450 О – 400 | А1 – 200 А2 – 300 О – 300 |
Количество(Ki), шт. | определяется самостоятельно | А1 – 600 А2 – 700 О – 48 | А2 – 400 А1 – 300 О – 475 | А1 – 325 А2 – 500 О – 150 | определяется самостоятельно |
Дивиденды(Дi), % | А1 – 15 | А1 – 15 А2 – 12 | А1 – 18 А2 – 15 | А1 – 18 А2 – 15 | А1 – 20 А2 – 18 |
Ставка годового купона по облигации (k), % | |||||
Затраты по эмиссии всего выпуска ЦБ (ЭЗ), тыс.руб. |
Условные обозначения в таблице: А1 – обыкновенные акции,
А2 –привилегированные акции, О – облигации
* – При определении стоимости выпущенных облигаций следует иметь в виду, что их объем не должен превышать 25% от стоимости уставного капитала предприятия.
2) За счет эмиссии облигаций:
, (40)
где k – ставка годового купона по облигации, %;
СНПр – ставка налога на прибыль, в долях ед.;
ЭЗi – удельный вес затрат по эмиссии облигаций в общей сумме привлечения дополнительного капитала, в долях ед.
Затраты по эмиссии каждого вида ЦБ берутся пропорционально их доле (di) в общем выпуске.
Для сравнения с другими вариантами финансирования, а также для дальнейшего использования при оценке эффективности инвестиций рассчитывается средневзвешенная цена капитала (WACC) по формуле:
,
где Сi – стоимость финансового ресурса за счет эмиссии i-го вида ценных бумаг, %;
di – удельный вес i-го вида ценных бумаг в общей сумме привлечения дополнительного капитала, в долях ед.
Факторинг
Одним из альтернативных вариантов при выборе источников финансирования потребности может являться факторинг. Факторинг можно определить как деятельность специализированного учреждения (факторинговой компании или факторинговой отдела банка) по взысканию денежных средств с должников своего клиента (промышленной или торговой компании) и управлению его долговыми требованиями [14]. Другими словами, факторинг – это прямая продажа дебиторской задолженности предприятия банку или факторинговой компании [16]. Преимуществом факторинга перед кредитом является быстрое предоставление денежных средств, улучшение балансовой структуры предприятия.
Таким образом, если на балансе предприятия имеется неоправданная дебиторская задолженность (со сроком более года), то необходимо рассмотреть вариант ее продажи факторинговой компании, учитывая, что размер стоимости ее услуг колеблется от 10 до 30% общей суммы дебиторской задолженности.
При расчете стоимости факторинга и его эффективности целесообразно использовать таблицу, приведенную в методических указаниях (табл. 16).
Таблица 16 - Условия факторинга и расчет его доходов для предприятия
Показатель | Значение |
Продажа в кредит (неоправданная ДЗ), тыс. руб. | . |
Оборачиваемость (коэффициент) | |
Условия факторинговой компании | |
Резерв ДЗ,% | 20-25 |
Комиссионные на среднюю ДЗ,% | 3-6 |
Проценты за обналичивание | 10-30 |
Расчет стоимости факторинга | |
Средняя ДЗ, тыс. руб. | . |
Доходы от факторинга, тыс. руб.: | |
- резерв | |
- комиссионные | |
- сумма до выплаты процентов | |
- проценты | |
- полученные доходы | . |
Стоимость факторинга | |
- комиссионные, тыс. руб. | . |
- проценты, тыс. руб. | . |
- стоимость каждые___ дня (360/DSO) ,тыс. руб. | . |
- полная стоимость, тыс. руб. | . |
Эффективная годовая стоимость факторинга, % |
Величина средней дебиторской задолженности ( ) определяется по формуле [14, с.381]:
,
где К – продажа в кредит, руб.
DSO – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, дол. ед.
Стоимость факторинга (Сф) рассчитывается по формуле:
Сф = (П + К)·DSO,
где Р – процент уплаты за резервирование, %;
К – комиссионные, %.
Эффективная годовая стоимость факторинга (ЭГСф) составит:
.
где Дф - доходы от факторинга, тыс. руб.
Сопоставляя стоимость факторинга (эффективную годовую ставку) с уровнем процентной ставки по другим источникам дополнительного финансирования необходимо выбрать наиболее выгодный вариант.
В заключение этой части курсовой работыдля обоснования выбора варианта источников кредитования строится сводная таблица, отражающая процентную ставку по различным источникам финансирования.
Приложение 1.
Темы курсовых работ
1. Анализ финансовой отчетности для принятия управленческих решений (на примере……)
2. Анализ и диагностика финансовой деятельности предприятия (на примере……)
3. Анализ и управление оборотным капиталом предприятия. Оптимизация его размеров и структуры (на примере……)
4. Оптимизация использования оборотных средств на предприятии (на примере……)
5. Анализ и управление финансовыми результатами деятельности предприятий (на примере……)
6. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции предприятия (на примере……)
7. Анализ и управление ликвидностью баланса предприятия (на примере……)
8. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятий (на примере……)
9. Обеспечение финансовой устойчивости коммерче