Описание системы бюджетирования

Выделим основные операционные и финансовые бюджеты организации.

Операционные бюджеты:

- бюджет реализации;

- бюджет производства;

- бюджет потребностей в материалах;

- бюджет прямых затрат на оплату труда;

- бюджет общепроизводственных расходов;

- бюджет себестоимости продукции;

- бюджет коммерческих расходов;

- бюджет прибылей и убытков.

Финансовые бюджеты:

- план денежных потоков;

- прогнозный баланс.

Установим последовательность составления бюджетов.

Бюджет реализации является основой для всех остальных бюджетов: в конечном итоге расходы зависят от объёма выпуска, а объём выпуска устанавливается на основе объёма реализации. В бюджете реализации указывается прогноз сбыта по видам продукции в натуральном и стоимостном выражении. Этот бюджет представляет собой прогноз будущих доходов.

Далее разрабатывается бюджет производства. В бюджете производства определяется количество продукции, которое предполагается произвести, исходя из намеченного объёма продаж и потребностей в запасах готовой продукции.

Цель бюджета потребности в материалах – определение количества материалов, необходимых для производства запланированного объёма продукции и количества материалов, которые необходимо закупить в течение планируемого периода.

Бюджет прямых затрат на оплату труда составляется на базе производственной программы. Бюджет общепроизводственных расходов включает в себя цеховые затраты и расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.

Далее разрабатывается бюджет себестоимости продукции, который сводит воедино затраты на материалы, зарплату и подготовку цехов, т.е. сводит предыдущие бюджеты.

Бюджет коммерческих расходов включает издержки текущего характера, связанные с реализацией продукции и маркетинговой деятельностью.

Далее составляется бюджет прибылей и убытков, который представляет собой прогноз отчёта о прибылях и убытках, он аккумулирует в себе информацию из всех других бюджетов: сведения о выручке, переменных и постоянных затратах, а, следовательно, позволяет проанализировать, какую прибыль получит в планируемом периоде.

Последними составляются финансовые бюджеты, так как для их составления необходима информация из предыдущих бюджетов.

Схематичное отображение между взаимосвязи между бюджетами представлено на рисунке 1.9.

Описание системы бюджетирования - student2.ru

Рисунок 1.9 – Структура системы бюджетов предприятия

Взаимосвязей целевых показателей сбалансированной системы и бюджетов организации представлены в таблице 1.5.

Таблица 1.5 - Взаимосвязь целевых показателей сбалансированной системы и бюджетов организации

Бюджет Целевые показатели
Бюджет реализации Рост объёма продаж
Бюджет прибылей и убытков Увеличение прибыли
Бюджет реализации Повышение рентабельности продаж
Бюджет реализации Рост числа потребителей
Бюджет реализации Доля сегмента рынка
Бюджет коммерческих расходов Степень соответствия текущего набора инструментов маркетинга и состояния рынка
Бюджет коммерческих расходов Затраты на изучение потребностей

Продолжение таблицы 1.5

Бюджет продаж Количество повторных покупок
бюджет прямых затрат на оплату труда Доход на одного сотрудника
бюджет прямых затрат на оплату труда Индекс удовлетворенности сотрудников

Разработаем Положение по бюджетированию.

Виды бюджетов и центры финансовой ответственности представлены выше.

Положение о функционировании системы бюджетирования составляется для достижения целей, таких как регламентация системы составления, реализации и контроля бюджетов, а также регламентация полномочий должностных лиц, в обязанности которых входит непосредственное участие в процессе бюджетирования.

Процесс формирования бюджетов должен пройти 3 стадии:

- составление

- согласование;

-утверждение у вышестоящих органов.

Набор служб и должностных лиц различных уровней управления, ответственных за все этапы составления, согласования и утверждения бюджета, а также за оценку и исполнения и контроля за бюджетом, представлен в таблице 1.6.

Таблица 1.6 – Бюджеты и ответственные

Бюджет Служба Ответственные лица
Бюджет реализации Отдел сбыта Начальник отдела сбыта
Бюджет производства Производственный отдел Начальник отдела производства
Бюджет потребностей в материалах Отдел снабжения Начальник отдела снабжения
Бюджет прямых затрат на оплату труда Отдел кадров Начальник отдела кадров
Бюджет общепроизводственных расходов Производственный отдел Начальник отдела производства
Бюджет себестоимости продукции Производственный отдел Начальник производственного отдела
Бюджет коммерческих расходов Отдел сбыта Начальник отдела сбыта
Бюджет прибылей и убытков Бухгалтерия Главный бухгалтер
План денежных потоков Планово-экономический отдел Начальник отдела
Прогнозный баланс Планово-экономический отдел Начальник отдела


Главным ответственным лицом за составление всей системы бюджетов, естественно, является руководство, по приказу которого они и будут запущены в исполнение после прохождения всей сложной процедуры принятия и утверждения.

После подписания приказа об исполнении бюджетов, они передаются соответствующим подразделениям организации для дальнейшего выполнения. Комплексный контроль за этим процессом осуществляет планово-экономический отдел и контроллеры. Контроль осуществляется на двух уровнях – нижнем и высшем. На нижнем уровне происходит контроль непосредственного выполнения статей бюджетов, на высшем происходит контроль общего выполнения отдельных бюджетов, а также главных бюджетных линий.

Операционный анализ

Наши рекомендации