Финансовый анализ компании. Система финансовых коэффициентов. Анализ безубыточности
Финансовый анализ – это изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с целью принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений. Финансовый анализ является частью более широких терминов: анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и экономический анализ.
Среди самых популярных финансовых коэффициентов можно выделить следующие:
1) Коэффициент автономии (отношение собственного капитала к общему капиталу (активам) предприятия), коэффициент финансовой зависимости (отношение обязательств к активам).
2) Коэффициент текущей ликвидности (отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам).
3) Коэффициент быстрой ликвидности (отношение ликвидных активов, включающих денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочную дебиторскую задолженность, к краткосрочным обязательствам).
4) Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия)
5) Рентабельность продаж (отношение прибыли от продаж (валовой прибыли) к выручке предприятия), рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке).
Источники информации для финансового анализа
Очень часто заинтересованные лица не имеют доступа к внутренним данным организации, поэтому в качестве основного источника информации для финансового анализа выступает публичная бухгалтерская отчетность организации. Основные формы отчетности – Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках – дают возможность рассчитать все основные финансовые показатели и коэффициенты. Для более глубокого анализа можно использовать отчеты о движении денежных средств и капитала организации, которые составляются по итогам финансового года. Еще более детальный анализ отдельных аспектов деятельности предприятия, например, расчет точки безубыточности, требует исходных данных, лежащих за пределами отчетности (данные текущего бухгалтерского и производственного учета).
Анализ безубыточности или анализ издержек, прибыли и объема производства (CVP-анализ) — это аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и доходами при различных уровнях производства.
Цель CVP-анализа — установить, что произойдет с финансовыми результатами, если изменится объем деятельности или объем производства.
6.Финансовое планирование. Бюджетирование
Планирование – это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определение путей их наиболее эффективного достижения.
Финансовое планирование:
Позволяет выбирать наиболее эффективные пути развития предприятия;
Позволяет воплотить намеченные стратегические цели в конкретные финансовые показатели;
Дает возможность оценить эффективность деятельности предприятия;
Помогает рассчитывать и следить за использованием финансовых ресурсов;
Является инструментом для привлечения финансовых ресурсов.
Весь процесс финансового планирования на предприятии можно разделить на несколько основных этапов:
Анализ финансовых показателей предыдущего периода посредством форм финансовой отчетности, содержащих информацию для расчета экономических показателей предприятия и составления прогноза форм отчетности на последующие периоды.
Подготовка основных прогнозных документов:
Прогнозного бухгалтерского баланса;
Отчета о прибылях и убытках;
Отчета о движении денежных средств.
Уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
Оперативное финансовое планирование.
Внедрение разработанных финансовых планов, контроль их исполнения и последующий анализ достигнутых результатов.Текущее финансовое планирование или бюджетирование рассматривается как составная часть финансового планирования и представляет собой конкретизацию показателей перспективных планов. Бюджетирование представляет собой планирование, учет и контроль движения денежных средств, и анализ финансовых результатов конкретных направлений деятельности предприятия. Цель бюджетирования состоит в определении суммы и структуры расходов предприятия и его подразделений на конкретные цели и финансовое обеспечение их покрытия.В мировой практике под бюджетированием понимается элемент менеджмента, ориентированный на управление, представляющий собой методологию планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов. Бюджетирование можно представить как процесс анализа ранее принятых решений, посредствам которого предприятие оценивает целесообразность фактического использования активов.