Тема: Приемы экономического анализа
Составить математическую формулу и исчислить влияние факторов на объем товарооборота следующими методами детерминированного факторного анализа: цепных подстановок, абсолютных разниц. Составить аналитическую таблицу. Данные для расчета представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Данные для расчета влияния факторов на объем товарооборота
№п.п. | Показатели | Обозначение | Ед. изм. | План | Факт |
Товарооборот | Р | Тыс.руб. | |||
Ср. списочная численность | ССЧ | Чел. | |||
Выработка на 1 раб. | В | тыс.руб/чел. | 12,8 |
Для расчета влияния факторов следует использовать следующие приемы и формулы:
метод цепных подстановок:
Ро = ССЧо х Во (1.1.)
Рск1= ССЧ1 х Во (1.2.)
Р1 = ССЧ1 х В1 (1.3.)
DР(ССЧ)=Рск1-Ро (1.4.)
DР(В)=Р1-Рск1 (1.5.)
Проверка: DР=Р1-Ро=DР(ССЧ)+ DР(В) (1.6.)
метод абсолютных разниц:
DР(ССЧ) = (ССЧ1 – ССЧ0)В0 (1.7.)
DР(В) = ССЧ1(В1-Во) (1.8.)
Для составления аналитической таблицы необходимо ввести дополнительные колонки «Отклонение», «Процент выполнения плана».
Для расчета влияния факторов составить следующую таблицу (1.2)с использованием функции ввода формул в ячейки.
Таблица 1. 2
Расчет влияния факторов на объем товарооборота
ССЧ | В | Р | Изменение Р | ||||||
План | Факт | План | Факт | План | Скор. | Факт | Всего | В т.ч. за счет | |
ССЧ | В | ||||||||
Лабораторная работа №2
Тема: Анализ ассортимента и структуры продукции
Производственный план и отчетность предприятия включают не только показатели общего объема продукции в стоимостном выражении, но и ассортимент продукции.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие учитывает, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Задание. Провести анализ выполнения плана по ассортименту, составить аналитические таблицы, сделать выводы.
Таблица 2.1
Выполнение плана по ассортименту
Изделие | Объем выпуска продукции отчетного года в сопоставимых ценах, тыс.руб. | Недовыпущено продукции, тыс.руб. | Выполнение плана, % | Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту. | |
План | Факт | ||||
А | 24 460 | 24 060 | |||
Б | 16 540 | ||||
В | 10 300 | ||||
Г | 18 024 | 18 000 | |||
Итого |
Таблица 2.2
Расчет влияния структурных сдвигов на объем продукции
Изделие | Плановая цена за единицу, руб. | Выпуск продукции, шт. | Удельный вес продукции, % | Объем продукции, тыс.руб. | ||||
План | Факт | План | Факт | План | Фактически при плановой структуре | Факт | ||
(г.1 × г.2) | (итог г.3 × г.4 ×г.1) | (г.1 × г.3) | ||||||
А | ||||||||
Б | ||||||||
В | ||||||||
Г | ||||||||
Итого | х |
Лабораторная работа №3
Тема. Анализ себестоимости продукции
В условиях рыночной экономики себестоимость продукции является одним из важных качественных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий и их структурных подразделений. Снижение себестоимости продукции (работ, услуг) за счет рационального использования производственных ресурсов – основной путь увеличения прибыли и повышения рентабельности производства.
Задание 1. Провести анализ затрат на 1 руб. объема продукции (работ, услуг), составить аналитическую таблицу, сделать выводы. Данные для анализа представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Динамика затрат на 1 руб. продукции
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год | Изменение (+, —) | |
В абсолютной сумме | В % | |||
Себестоимость продукции, тыс.руб. | 24 560 | 27 000 | ||
Стоимость продукции в действующих ценах, тыс.руб. | 28 500 | 29 500 | ||
Затраты на 1 руб. объема продукции, коп. |
Формула для расчета затрат на 1 руб. объема продукции:
, (3.1.),
где:
З – затраты на 1 руб. объема продукции, коп.;
q – количество изделий каждого вида;
S – себестоимость единицы отдельных видов изделий;
Z – цена единицы изделия;
n – число наименований изделий.
Задание 2. Провести анализ затрат на производство продукции по элементам.
Оценка себестоимости продукции по обобщающим показателям должна быть дополнена характеристикой изменения структуры затрат на производство по элементам и анализом себестоимости продукции по статьям расходов.
Данные для анализа представлены в таблице 3.2.
Таблица 3.2