Анализ факторов формирования и использования прибыли организации.
Финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период характеризуются системой взаимосвязанных отчетных показателей. К ним относятся: валовая прибыль (убыток), прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода). Для анализа факторов формирования прибыли используются факторные модели, содержащие показатели доходов и расходов предприятия.
Факторная модель валовой прибыли имеет следующий вид: , где - выручка от продажи товаров, работ услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), - себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг. Прибыль от продаж - наиболее важный фактор формирования чистой прибыли предприятия. При нормальных условиях осуществления основных видов деятельности прибыль от продаж имеет, как правило, наибольший удельный вес в составе чистой прибыли. Он даже может составлять более 100%, что буде компенсировано отрицательным удельным весом какого-либо другого фактора или нескольких факторов. Факторная модель показателя прибыли от продаж имеет следующий вид: , где - прибыль от продаж, - валовая прибыль, - коммерческие расходы, - управленческие расходы. Если заменить валовую прибыль на исходные показатели (выручки и себестоимости), то получиться четырехфакторная модель:
. Прибыль до налогообложения формируется за счет прибыли от продаж, полученной в результате основной деятельности предприятия и разницы прочих доходов и расходов.
Чистая прибыль - важнейший финансовый показатель результативности деятельности предприятия. Чистая прибыль - источник роста благосостояния собственников и активов предприятия. Расширенная факторная модель чистой прибыли имеет следующий вид: , где - прочие доходы, - прочие расходы, - расходы, связанные с налогообложением, учитывающие текущий налог на прибыль, отложенные налоговые активы и обязательства. Для определения вклада показателей доходов и расходов в формирование показателей прибыли определяется удельный вес показателей в выручке. Для оценки динамики доходов и расходов предприятия рассчитывается абсолютное изменение показателей и индекс изменения как отношение значения отчетного периода к значению прошлого периода.
62. Планирование аудита в соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности. План и программа аудиторской проверки. Планирование аудита осуществляется в соответствии с фед. стандартом №3. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
Планирование аудита состоит из 2-х этапов:1. Составляется общий план аудита2. Программа аудитаОбщий план аудита составляется на основе данных полученных в результате тестирования СВК и внутреннего контроля клиента.
В плане аудита отражаются общие подходы к проведению ауд. Проверки. В нем указываются: наименование аудируемого предприятия, состав ауд. Группы, ее численность, квалификация специалистов, период аудита, планируемый аудит риск и УС, существенные моменты,, которые необходимо охватить проверкой, график работы аудиторов, распределение аудиторов по участникам работы, - необходимость привлечения экспертов и т.д.
План сост. В 2-х экземплярах, форма может быть текстом или таблицей.Программа аудита составляется в развитии общего плана аудита. Кроме показателей содержащихся в общем плане программа содержит перечень необходимых для реализации плана.Программа бывает 2-х видов:1. Программа тестов средств контроля. Она служит для сбора информации о СВК.2. Программа ауд. Процедур по существу. Это детальная проверка правильности ведения б/у и составления отчетности клиента.Программа ауд. Утверждается руководителем ауд. Проверки, утверждается руководителем ауд. Организации.Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур.
63. Финансовый контроль в РФ Классификация видов финансового контроля.
Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.
Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.Классификации.
В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.
Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.
Текущий (оперативный) финансовый контроль - это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т.д.).Последующий финансовый контроль - это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:а) в силу требований законодательства; б) по решению компетентных государственных органов. Инициативный финансовый контроль проводится по решению хозяйствующих субъектов.В зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его.
1. Государственный финансовый контроль:а) представительных органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления;б) президента;в) исполнительных органов власти общей компетенции;
2. Ведомственный контроль. Контроль осуществляемый Министерствами, Федеральными службами, Федеральными агентствами, иными организациями (надзорами);
3. Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль;
3. Общественный финансовый контроль;
4. Аудиторский финансовый контроль (аудит).
64. Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ. 17 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», его содержание, роль и значение в становлении и развитии аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности» Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе. На основе него формируются все остальные нормативные документы в области аудиторской деятельности. В законе дано определение аудиторской деятельности, обязательного аудита, сопутствующих аудиту услуг, определены понятие аудиторская тайна, правила (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определен порядок контроля за работой аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности. Три статьи закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание Уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при Уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений (организационно-правовая структура аудиторской деятельности в Российской Федерации приведена на рис.1). Функции Уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности возложены на Министерство финансов РФ. Практически этими вопросами занимается департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности.
65. Стандарты аудиторской деятельности.Стандарты аудита - это единые базовые принципы, определяющие нормативные требования к качеству и надежности аудита и обеспечивающие гарантии результатов аудиторской проверки. Стандарты носят обязательный характер, причем не только для аудиторов, но и для аудируемых лиц. Поэтому, несмотря на то, что Правила (стандарты) в первую очередь касается аудиторов, руководителям предприятий и специалистам бухгалтерских (финансовых) служб было бы не лишним с ним внимательно ознакомиться.Стандарты аудиторской деятельности подразделяются на:
1. федеральные стандарты аудиторской деятельности;
2. стандарты саморегулируемой организации аудиторов;
3. внутрифирменные стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Кроме того, имеются международные стандарты, в соответствии с которыми и разрабатываются федеральные стандарты.Федеральные стандарты аудиторской деятельности:
1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;
3) являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.
Стандарты саморегулируемой организации аудиторов:
1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;
2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;
3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;
4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.
Аудиторские организации в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных стандартов аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности.
66. Состав и содержание методов сбора аудиторских доказательств в соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности.
Согласно федеральному правилу № 5 «Аудиторские доказательства» аудиторские доказательства — это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. Аудиторские доказательства могут быть внутренними, внешними и смешанными. Внутренние аудиторские доказательства включают в себя информацию, полученную от экономического субъекта в письменном или устном виде. Внешние аудиторские доказательства включают в себя информацию, полученную от третьей стороны в письменном виде. Смешанные аудиторские доказательства включают в себя информацию, полученную от экономического субъекта в письменном или устном виде и подтвержденную третьей стороной в письменном виде.. Аудиторская процедура — это определенный порядок и последовательность действий аудитора для получения необходимых аудиторских доказательств на конкретном участке аудита. К числу основных методов получения аудиторских доказательств относятся следующие: 1. Пересчет, заключающийся в проверке арифметической точности данных документов и учетных записей путем независимого выборочного пересчета. 2. Наблюдение представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами. 3. Подтверждение — прием, используемый для получения в письменном виде информации от третьих лиц о реальности остатков на счетах учета денежных средств, счетах расчетов, дебиторской и кредиторской задолженности. 4. Запрос представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица. 5. Инспектирование представляет собой проверку записей, документов или материальных активов. 6. Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших фин. и экономических показателей.
67. Существенность (понятие, порядок определения уровня существенности) и аудиторские риски в аудите.
Виды аудиторских рисков в соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности. Существенность – качественная мера, это свойство информации, которое делает ее способной влиять на экономические решения квалифицированного пользователя. Существенным признается такое искажение информации, которое превышает уровень существенности.
Уровень существенности – количественная мера. Под уровнем существенности понимают такое предельное искажение бухгалтерской отчетности, начиная с которого квалифицированный пользователь этой отчетности не сможет на ее основе сделать правильные выводы и принять обоснованные экономические решения.При нахождении абсолютного значения уровня существенности аудитор должен принимать за основу наиболее важные показатели, характеризующие достоверность отчетности экономического субъекта, подлежащего аудиту – базовыми показателями бухгалтерской отчетности.
Аудиторские организации обязаны установить систему базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности, которые должны оформлены документально и применяться на постоянной основе. Для аудиторских фирм такой документ утверждается решением исполнительного органа аудиторской фирмы.
Аудиторский риск – это вероятность признания аудитором того, что бухгалтерская отчетность достоверна, в то время как она содержит невыявленные существенные ошибки (либо вероятность признания аудитором того, что бухгалтерская отчетность недостоверна, в то время как она существенных ошибок не содержит).
Неотъемлемый риск — подверженность сальдо счета или класса операций хозяйствующего субъекта искажениям, которые могут быть существенными по отдельности или в совокупности с искажениями других сальдо счетов или классов операций, при условии отсутствия соответствующих средств внутреннего контроля.
Контрольный риск - риск того, что искажения, допущенные при подсчете сальдо и класса операций, являясь существенными, не были обнаружены и исправлены с помощью систем бухгалтерского учёта и внутреннего контроля.
68. Виды и содержание аудиторских заключений в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности.
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» устанавливает структуру и содержание аудиторского заключения. Аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц. Оно содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ.
заключение включает в себя:наименование: «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности»;адресата: адресуется собственнику аудируемого лица (акционерам), совету директоров или лицу, предусмотренному законодательством Российской Федерации и (или) договором о проведении аудита и т.п.;следующие сведения об аудиторе: организационно-правовая форма и наименование, место нахождения; номер и дата свидетельства о государственной регистрации; номер, дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности и наименование органа, предоставившего лицензию, а также срок действия лицензии; членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении; следующие сведения об аудируемом лице: организационно-правовая форма и наименование; место нахождения; номер и дата свидетельства о гос. регистрации; сведения о лицензиях на осуществляемые виды деятельности; вводную часть. В ней приводится перечень проверенной финансовой (бухгалтерской) отчетности с указанием отчетного периода и ее состава, с заявлением, что ответственность за ведение бухгалтерского учета, подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности возложена на аудируемое лицо, а ответственность аудитора заключается только в выражении на основании проведенного аудита мнения о достоверности этой финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ; часть, описывающую объем аудита. В этой части дается указание на то, что аудит проведен в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»; федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности; внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности ккредитованного проф. объединения; правилами (стандартами) аудиторской организации и другими нормативными актами.Виды аудиторских заключений.
1.Безоговорочно положителое аудиторское заключение. Означает, что отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов ц пассивов на отчетную дату и финансовых результатов деятельности за отчетный период исходя из нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность. Дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица.2. Модифицированное аудиторское заключение составляется, если возникли факторы,
- не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей какой - либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой;
- отказу от выражения мнения;
- отрицательному мнению.