Социальное поведение в менеджменте.
Социальное поведение - это совокупностью поступков индивида (группы) в обществе, которые зависят от социально-экономических факторов и норм общества.
Разновидностями социального поведения является трудовое и экономическое поведение.
Трудовое поведение - это комплекс сознательных действий субъекта, связанный с рациональным объединением функционального содержания трудовой деятельности, профессиональных знаний и умений.
Различают понятие «трудовое поведение» и «трудовая деятельность». Трудовая деятельность - это фиксированная во времени и пространстве совокупностью целенаправленных функций, которые осуществляются работниками организации.
Трудовое поведение, с одной стороны, нормативно задано условиями производственной ситуации, а с другой - оно является свободным и зависит от индивида. Степень соответствия этих двух аспектов свидетельствует о степени заинтересованности работника в согласовании своих действий с целями организации.
Функциональное ядро трудового поведения формируется технологическими, экономическими, организационно-управленческими, функциональными и социальными стандартами, которые объективно заданы.
Целевой направленностью трудового поведения может быть:
-изменение или сохранения своего социального и функционального статуса;
- изменение производственных условий;
- реализация действий для достижения профессионального роста.
Схему трудового поведения можно описать формулой: «цель - средство - результат - вознаграждение». Проблемой является выбор рациональной формулы трудового поведения, что обусловливается личностными качествами и условиями, в которых живет и работает человек. К ним относится образование, воспитание, опыт работы, уровень культуры, социальное окружение (связи, знакомства и т.п.).
Экономическое поведение – это поведение связанное с выбором экономических альтернатив с целью принятия рационального решения.
Виды экономического поведения:
-«максимум дохода ценою максимуме затрат». Преимущества работника, ориентированного на данный тип стратегии, в том, что время занятости ограничено лишь рамками физических возможностей человека. Следовательно, работодатель имеет возможность использовать у себя человека с высокой квалификацией и готового работать свыше установленной законодательством продолжительности рабочего дня, воздействие на формирование мотивов деятельности в данном случае возможно, если работник знает, что выполняемая им работа приведет к карьерному росту и занятию более высоких должностей впоследствии.
-«максимум дохода ценою среднего уровня труда». Преимущества работника, ориентированного на данный тип стратегии экономического поведения, в том, что, несмотря на то, что время занятости такого работника невелико, он обладает большим профессиональным стажем и способен выполнять работы, требующие высокой квалификации. Фактически это работники, обладающие уникальными навыками и знаниями; обширной системой профессиональных связей и активно работающие на поддержание этих связей. Недостаток работников, реализующих данный тип стратегии, в том, что это люди с низким уровнем образования, не ориентированные на получение новых знаний, следовательно, тяжело воспринимающие нововведения.
- «максимум дохода ценою минимума труда». Данный тип работников имеет определенные преимущества. Поскольку основное время эти люди тратят на сбор информации о рабочих местах, следовательно, такие люди общительны и способны выполнять в организации функции неформальных коммуникаций. Недостатки данного типа: люди, выполняющие простую монотонную работу, обладают в данном случае и низкой жизненной активностью, следовательно, такие люди могут страдать депрессивными состояниями и высказывать постоянное недовольство относительно своего положения. Такой тип работников может обладать завышенной самооценкой.
- «средний доход ценою максимального труда». Тип работников, реализующих эту стратегию экономического поведения, имеет ряд преимуществ: они сознательно не претендуют на высокий уровень дохода вследствие осознанной оценки уровня своей квалификации; это люди с заложенным высоким потенциалом к профессиональной деятельности, способные быстро и качественно осваивать новые знания. Однако данный тип стратегии экономического поведения не может длительное время оставаться стабильным и существует большая вероятность его изменения при изменении стажа работы и уровня сложности выполняемых работ.
- «средний уровень дохода ценою среднего уровня труда».Тип работников, реализующих данную стратегию экономического поведения, должен представлять интерес для работодателей. Этот тип работников характеризуется высокой профессиональной активностью, готов работать много, качественно. Однако только в рамках своей профессии. То есть эти работники не будут готовы сменить профессию, но легко освоят новую специальность в рамках своей профессии.
- «средний уровень дохода ценою минимума труда». Данный тип работников может представлять интерес для работодателей там, где возможны условия реализации такой стратегии и где на рабочих местах предполагается выполнение простых, монотонных работ, однако при этом требующих активной коммуникативной деятельности.
- «минимальный уровень дохода ценою максимума труда».Преимущества данной стратегии: работник ориентирован на выполнение сложных работ, активно осваивает новые знания, постоянно совершенствует профессиональные навыки и при этом согласен получать минимальный доход. Во многом данное поведение объясняется непродолжительным стажем работы. Однако этот фактор и делает данный тип стратегии неустойчивым и ограниченным по времени.
- «минимальный уровень дохода ценою среднего уровня труда».Преимущества данного типа работника в том, что он изначально ориентирован на низкий уровень дохода. Однако это несет в себе и значительные недостатки: низкая профессиональная активность, нежелание повышать квалификацию, готовность выполнять простую, возможно, монотонную работу, не требующую высокой квалификации и специальных навыков. Данный тип работников несет в себе и определенную опасность. Система материального стимулирования, построенная на стимулировании трудовой активности, не окажет влияния на изменение отношения к выполняемой работе.
- «минимум дохода ценою минимального уровня труда». Работники, реализующие данный тип стратегии экономического поведения, совершенно не ориентированы на высокий доход от трудовой деятельности по следующим причинам. Работник ориентирован на низкую продолжительность занятости и осознает, что такая продолжительность работы не может приносить высокий доход. К тому же он обладает минимальной профессиональной творческой активностью; на образование и профессиональную подготовку он затратил минимальное количество лет. Как правило, это простые исполнители, не заинтересованные в результатах своего труда и ориентированные на выполнение простой работы, не требующей ни знаний, ни навыков, ни затрат времени.
Формы экономического поведения:
23. организационное или административное поведение, которое регулируется посредством формирования положительной мотивации благодаря подкреплению (одобрение, вознаграждение) желаемых видов поведения;
1. стратификационное поведение, которое обеспечивает достижение или изменение профессионального, квалификационного и административного статуса.
9. инновационное поведение связано с принятием нестандартных решений, которые изменяют социальные отношения на разных уровнях организации, разрушают закрепленную систему стереотипов поведения;
3. адаптивно-приспособленческое поведение проявляется в приспособлении работника к новой роли, статусу, рабочему месту, производственным условиям, социальной среде.
Деструктивное трудового поведения - это превышение работником норм и правил трудового поведения, а также должностных инструкций.
Формы деструктивного трудового поведения: нарушение трудового, административного или криминального права; превышение прав и полномочий, злоупотребление служебным положением; индивидуально-целевое поведение, которое направлено на реализацию личных интересов в ущерб коллективным; антисоциальное поведение, которое характеризуется непризнанием социальных норм и ценностей доминирующих в обществе.
Культура менеджмента.
Культура менеджмента - это комплексная, обобщающая характеристика управленческого труда, который отображает его качественные черты и особенности, охватывает знание, мировоззрение, морально-этические нормы, отношения к труду, умению владеть собой и понимать окружающих.
Культура управленческого персонала включает в себя уровень общей культуры предприятия, знание теории и практики менеджмента, владение искусством управления, личные и деловые качества, необходимые для управленцев, а также стиль управления.
Культура процессов управления включает в себя внедрение прогрессивных технологий управления, рациональную организацию управленческого труда предприятия и его структурных подразделений, комплексную механизацию и автоматизацию процессов управления, культуру общения с сотрудниками и клиентами, проведение совещаний, заседаний и собраний.
Культура условий труда состоит из организации рабочих мест, их технической оснащенности, последовательности дополнительных операций - сопроводительных услуг, светового и температурного режима, интерьера, чистоты.
Культура ведения документации включает оформление и долговечность документации, удобство пользования документами, надежность и скорость документационного обслуживания.