Социальное поведение в педагогике

1. Социальная педагогика (СП) и содержание СП деятельности.

2. понятие "норма и "отклонения от нормы" в социальной педагогике.

3. Девиации как СП проблема.

4. СП работа с учащимися девиантного поведения.

1. СП можно определить как теорию и практику социального воспитания и становления личности (изучает вопросы всеобщего воспитания).

СП в настоящее время представляет собой:

- сферу общественной и государственной деятельности;

- область научного знания (науку);

- сферу профессиональной деятельности;

- учебную дисциплину.

В сферу профессиональной деятельности СП входит:

- социум, окружающий ребенка;

- семья;

- воспитательно-образовательные учреждения;

- ребенок;

- детский коллектив;

- педагогический коллектив;

- семейно-соседская общность (место жительства);

- детские и молодежные объединения;

- дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями;

- одаренные дети;

- сироты и социальные сироты;

- молодежь, составляющая группу социального риска и их семьи;

- малоимущие;

- престарелые;

- инвалиды всех категорий;

- мигранты и эмигранты;

- беженцы;

- заключенные.

2. Норма – условное обозначение объективной реальности, некий статистический показатель, зачастую характеризующий реальную действительность, но не существует в мире.

Отклонения: позитивные (одаренность), негативные. Типы:

Физическое Психические Педагогические Социальные
Болезнь Задержка психического развития Отклонения в получении общего образования Сиротство и социальное сиротство
Нарушение зрения Умственная отсталость Отклонения в получении профессионального образования Отклоняющееся поведение: - алкоголизм - токсикомания - наркомания - проституция - беспризорность и бродяжничество - безнадзорность - правонарушения - преступность
Нарушение слуха Нарушение речи    
Нарушения опорно-двигательного аппарата Нарушение эмоционально-волевой сферы    
Связано с физическим здоровьем и медицинскими показателями Одаренность    

3. Девиация – поведение, достаточно сильно отклоняющееся от групповых норм и влекущее за собой применения различных санкций: от пожелания исправления до наказание и изоляции нарушителя. Причины:

- биологические (по наследству);

- психические;

- социальные (невозможность позитивной самореализации личности).

Девиация включает поведения:

- девиантное;

- делингвентное;

- криминальное.

Проявление поведений:

Девиантного Делингвентного Криминального
Демонстрация Оскорбление Правонарушение
Уклонение Побои Терроризм
Вызов Поджоги  
Уклонение от учебы Садистские действия  
Уход из дома Мелкие кражи  
Бродяжничество Воровство  
Сквернословие Вымогательство  
Семейные ссоры Угон автотранспорта  
Пьянство Улиганские действия в отношении общественного и государственного имущества  
Токсикомания Алкоголизм  
Антисоциальные действия сексуального характера Проституция  
  Попытки суицида  

4. Типичные психологические трудности детей и подростков:

- проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами и другими взрослыми;

- проблемные отношения с одноклассниками;

- трудности самопонимания;

- трудности формирования жизненных ориентиров, кумиров, желаний, ценностей;

- одиночество, непонятость другими;

- поиск границ возможного;

- обида на судьбу и конкретных людей;

- зависимость от других;

- трудный характер;

- чувство вины, стыда за положение родителей.

Работа с детьми:

- привлекательная альтернатива;

- разумный компромисс;

- гибкость;

- индивидуальный подход;

- превентивность (предупреждение);

- позитивный настрой;

- конфиденциальность.

Наши рекомендации