Проблемы функционирования рынка ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – это часть финансового рынка (наряду с рынком ссудного капитала, валютным рынком и рынком золота). На фондовом рынке обращаются специфические финансовые инструменты – ценные бумаги.

Ценные бумаги – это документы установленной формы и реквизитов, удостоверяющие имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при их предъявлении. Данные имущественные права по ценным бумагам обусловлены предоставлением денег в ссуду и на создание различных предприятий, куплей-продажей, залогом имущества и т.п. В связи с этим ценные бумаги дают их владельцам право на получение установленного дохода. Капитал, вложенный в ценные бумаги, называется фондовым (фиктивным). Ценные бумаги можно покупать, продавать по соответствующей цене, передавать по наследству, и другие операции. Основными видами ценных бумаг являются: акция, облигация, вексель, чек, сберегательная книжка на предъявителя, депозитный сертификат, опцион, фьючерс, коносамент и др.

Совокупность ценных бумаг в обращении составляет основу фондового рынка, который является регулирующим элементом экономики. Он способствует накоплению финансовых ресурсов и их перераспределению путем перемещения капитала от инвесторов, имеющих свободные денежные ресурсы, к эмитентам ценных бумаг, обеспечивая его концентрацию в наиболее доходных и перспективных отраслях (предприятиях, проектах) и одновременно отвлекая финансовые ресурсы из отраслей, которые не имеют четко определенных перспектив развития. Рынок ценных бумаг предоставляет инвесторам возможность хранить и преумножать их сбережения.

Задачами рынка ценных бумаг являются:

мобилизация временно свободных финансовых ресурсов для осуществления конкретных инвестиций;

формирование рыночной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам;

развитие вторичного рынка;

активизация маркетинговых исследований;

трансформация отношений собственности;

совершенствование рыночного механизма и системы управления;

обеспечение реального контроля над фондовым капиталом на основе государственного регулирования;

уменьшение инвестиционного риска;

формирование портфельных стратегий;

развитие ценообразования;

прогнозирование перспективных направлений развития.

К основным функциям рынка ценных бумаг относятся:

Учетная функция проявляется в обязательном учете в специальных списках (реестрах) всех видов ценных бумаг, обращающихся на рынке, регистрации участников рынка ценных бумаг, а также фиксации фондовых операций, оформленных договорами купли-продажи, залога, траста, конвертации и др.

Контрольная функция предполагает проведение контроля за соблюдением норм законодательства участниками рынка.

Функция сбалансирования спроса и предложения означает обеспечение равновесия спроса и предложения на финансовом рынке путем проведения операций с ценными бумагами.

Стимулирующая функция заключается в мотивации юридических и физических лиц стать участниками рынка ценных бумаг. Например, путем предоставления права на участие в управлении предприятием (акции), права на получение дохода (процентов по облигациям, дивидендов по акциям), возможности накопления капитала или права стать владельцем имущества (облигации).

Перераспределительная функция состоит в перераспределении денежных средств между предприятиями, государством и населением, отраслями и регионами. При финансировании дефицита федерального, краевых, областных и местных бюджетов за счет выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг и их реализации осуществляется перераспределение свободных финансовых ресурсов предприятий и населения в пользу государства.

Регулирующая функция означает регулирование различных общественных процессов. Например, продажа государственных ценных бумаг на рынке сокращает объем денежной массы, а их покупка государством, наоборот, увеличивает этот объем.

К вспомогательным функциям фондового рынка можно отнести использование ценных бумаг в приватизации, антикризисном управлении, реструктуризации экономики, стабилизации денежного обращения, антиинфляционной политике.

Механизм функционирования рынка ценных бумаг имеет свои особенности, которые связаны с конкретной структурой обращающихся ценных бумаг, деловой активностью тех или иных участников рынка, общим состоянием экономики, выбранной моделью рынка. Он должен учитывать специфику и природу отдельных ценных бумаг как финансовых инструментов. Коносаменты, товарные фьючерсы, опционы, товарные (коммерческие) векселя используются в операциях на рынке производственной продукции, товаров и услуг. Закладные отражают операции на рынке земли. Финансовые фьючерсы, опционы, векселя связаны с финансовыми ресурсами, рынком ссудного капитала.

Механизм функционирования рынка ценных бумаг зависит от составных элементов этого рынка. Рынок ценных бумаг может быть условно разделен на отдельные сектора:

по структуре участников. Рынок ценных бумаг включает в себя, с одной стороны, эмитентов (юридических или физических лиц), выпускающих ценные бумаги, с другой стороны, инвесторов (юридических или физических лиц), покупающих ценные бумаги, а также посредников (дилеров, брокеров, маклеров и др.), помогающих обращению ценных бумаг и совершению фондовых операций;

по экономической природе ценных бумаг, по их отношению к собственности (владение, распоряжение, пользование);

по связи ценных бумаг с выпуском, первичным размещением и последующим обращением (первичный и вторичный рынок). На первичном рынке происходит выпуск ценных бумаг в обращение (эмиссия), а на вторичном – осуществляются различные операции с уже выпущенными ценными бумагами (фондовые операции);

по эмитентам и инвесторам (государство, органы местного самоуправления, юридические и физические лица);

по гражданству эмитентов и инвесторов (резиденты и нерезиденты);

по территории, на которой обращаются ценные бумаги (региональный, национальный и мировой рынок);

по степени риска (высокорисковый, среднерисковый и малорисковый рынок).

Отдельные сектора (сегменты) рынка ценных бумаг оказывают существенное влияние на его развитие.

На рынке ценных бумаг различают три основных формы деятельности: государственную; профессиональную; частную. Государственной деятельностью на рынке ценных бумаг занимаются Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, ФКЦБ, Центральный банк, Министерство финансов, Министерство экономики, областные администрации. К профессиональной деятельности относится работа фондовых бирж, фондовых отделов товарных и валютных бирж, инвестиционных фондов и компаний, брокеров, дилеров, маклеров, специализированных реестродержателей, лиц, профессионально занимающихся депозитарной деятельностью, клирингом, аудитом операций с ценными бумагами и др. Частной деятельностью на рынке ценных бумаг занимаются остальные участники рынка, которые не относятся к профессиональным участникам и не имеют лицензии на право ведения профессиональной деятельности на рынке.

Основными проблемами развития рынка ценных бумаг можно назвать следующие:

1.проблема перераспределения прав собственности;

2.функция привлечения инвестиций;

проблемы инфраструктуры рынка и устарелость технологии торгов;

размещение сбережений внутренних инвесторов;

«поведенческие финансы»;

РФР и глобальные рынки депозитарных расписок;

факторы, влияющие на нестабильность фондового рынка;

рискованность игры на биржах;

правовое регулирование деятельности и контроль над выполнением законов.

1. Проблема перераспределения прав собственности

Перераспределение прав собственности является одной из приоритетных народнохозяйственных функций фондового рынка.

Российский фондовый рынок критикуется за то, что он не оправдал надежд на перераспределение прав собственности в соответствии с потребностями развития экономики и запутался в «инвестиционных ловушках» из-за ошибок, допущенных в ходе приватизации. Его позитивная роль в перераспределении прав собственности недооценивается. После приватизации из всех стран СНГ Россия оказалась единственной страной, где сложился ликвидный рынок акций.

Концентрация крупных пакетов акций у инсайдеров и аутсайдеров привела к тому, что доля акций в свободном обращении на рынке (free float) сокращалась. Однако как инструмент перераспределения собственности РФР стал привлекательным для крупных инсайдеров-менеджеров и аутсайдеров-резидентов. Формируемая у данных лиц долгосрочная стратегия, как правило, предусматривала вхождение в стратегический альянс с транснациональными корпорациями. Условием формирования таких альянсов на равноправных для российского бизнеса условиях было доведение капитализации компаний до рыночного уровня. Обращение на российских биржах небольших пакетов акций позволяло добиться быстрого роста капитализации. В дальнейшем продажа по рыночным ценам пакетов акций нерезидентам должна была принести собственникам компаний ожидаемую компенсацию за «приватизационные риски» и возможность обращения «фиктивного» капитала в более реальные и ликвидные формы.

Применение подобных стратегий предпродажной подготовки компаний нерезидентам двояко сказывается на конкурентоспособности РФР. С одной стороны, растет капитализация компаний и ликвидность российского биржевого рынка, снижается волатильность. С другой стороны, продажа акций российских компаний нерезидентам означает уход рынка данных акций в форме депозитарных расписок на зарубежные фондовые биржи. На глобальных фондовых биржах проще и дешевле совершать сделки с финансовыми инструментами эмитентов разных стран, и здесь сложилась правовая среда, к которой привыкли международные инвесторы.

Таким образом, РФР играет значительную роль в перераспределении собственности российских акционерных обществ и формировании у них эффективных моделей корпоративного управления.

2. Функция привлечения инвестиций

Роль фондового рынка в привлечении инвестиций проявляется по двум направлениям. Повышение ликвидности вторичного рынка ценных бумаг за счет привлечения инвесторов способствует росту рыночной стоимости акций и капитализации компаний, но не предполагает поступления дополнительных инвестиций в компании. Привлечение инвестиций компаниями осуществляется путем размещения ими акций или облигаций, в том числе путем проведения IPO, то есть публичного размещения ценных бумаг на биржах.

Слабость банковской системы во многом обусловлена отсутствием эффективной системы рефинансирования банков, кредитующих реальную экономику. Объявленные представителями Банка России шаги по рефинансированию банков осуществляются медленно. Действующая политика рефинансирования ориентирована исключительно на поддержание ликвидности банковского сектора. Такой подход не только ограничивает объем кредитования реальной экономики, но способствует росту инфляции. Отставание в развитии механизмов рефинансирования ведет к снижению конкурентоспособности всего российского финансового рынка. Высокий уровень капитализации и кредитного доверия российские компании предпочитают материализовать путем получения крупных займов за рубежом.

Высокий уровень зависимости рынка корпоративных облигаций от зарубежных фондов хеджирования и текущего состояния банковской ликвидности делают уязвимым рынок облигаций перед лицом тенденции удорожания стоимости заемных средств за рубежом, ограничения банковской ликвидности в результате ужесточения денежно-кредитной политики, стабилизации цен на мировых рынках сырьевых ресурсов.

Таким образом, повышение конкурентоспособности РФР предполагает принятие решительных мер в области рефинансирования российских банков, упрощения процедур и устранения препятствий на пути осуществления IPO российскими компаниями на внутреннем рынке. Важную роль в привлечении инвестиций на нужды экономики играет рынок корпоративных облигаций. Однако для данного сегмента РФР становится все более актуальной проблема учета потребностей внутренних инвесторов, переориентации данного рынка на работу в новых условиях с позитивной ставкой процента и умеренным уровнем банковской ликвидности.

Билет 20

1. Стратегический потенциал организации: понятие, виды,
практическая значимость для организации.

Под стратегическим потенциалом любой организации понимается совокупность имеющихся ресурсов и возможностей, необходимых для разработки и реализации стратегии организации. Выделяют базовый (исходный) уровень стратегического отдаленный по времени в¾потенциала на момент начальной оценки и требуемый соответствии с выбранной стратегией.

Стратегический потенциал в целом может быть как условно положительным, так и условно отрицательным. `положительный стратегический потенциал представляет собой возможность организации реализовать поставленные стратегические цели без привлечения дополнительных ресурсов или организационно-технических и социально-экономических преобразований. Отрицательный стратегический потенциал выражает дополнительные потребности организации в ресурсах для реализации стратегических целевых установок`. Другими словами, сравнение базового и требуемого уровня стратегического потенциала позволяет выявить либо резервы организации, либо дополнительные ресурсные потребности для реализации стратегических целей.
Промежуточные уровни стратегического потенциала могут иметь несколько иные комбинации ресурсов, так как стратегический потенциал подвержен постоянным изменениям и существенно зависит от условий, в которых протекает деятельность организации. В этом контексте можно говорить о степени гибкости стратегического потенциала, способности адаптироваться к изменяющимся факторам внешней среды. При этом, с точки зрения эффективности управления, изменение стратегического потенциала должно иметь не пассивный (`приспособленческий`) характер, а активный, ориентированный на соответствие стратегическим целям.

Это означает, что для эффективной реализации выбранных стратегических решений, обеспечения устойчивости функционирования и развития организации в долгосрочной перспективе в нестабильных условиях внешней среды необходимо определение направлений продуманного изменения (наращивания) базового уровня стратегического потенциала и их планомерная, многоступенчатая реализация. В качестве таких направлений могут выступать:

- выявление и развитие ключевых ресурсов;

- использование явных или скрытых резервов;

- перегруппировка элементов потенциала в пользу его отдельных составляющих;

- трансформация внешних привлеченных ресурсов во внутренние и т.д.

Стратегический потенциал организации оценивается на основе результатов стратегического анализа Внутренней среды. Внутренний стратегический анализ зависит от аналитических целей: оценка действующей стратегии организации или формирование новых стратегических установок, принятие стратегического решения на корпоративном уровне или в отношении реализации отдельной функции. Тем не менее в любом случае оценка стратегического потенциала призвана найти ответ на вопрос: отвечает ли целевым требованиям текущее состояние и тенденции развития организации и/или ее стратегических хозяйственных подразделений относительно количества и качества ресурсов, состояния реализации внутренних и внешних функций. другими словами, проводится сравнительный анализ потенциально возможного в заданных условиях и нормативного (необходимого, целевого) значений показателей, характеризующих текущую и предстоящую производственно-хозяйственную деятельность организации. Таким образом, положительный стратегический потенциал представляет собой возможность организации реализовать поставленные стратегические цели без привлечения дополнительных ресурсов или организационно-технических и социально-экономических преобразований. Отрицательный стратегический потенциал выражает дополнительные потребности организации в ресурсах для реализации стратегических целевых установок.

В отличие от производственного потенциала, который рассматривается исходя из максимальной возможности предприятия по выпуску продукции в соответствии с текущей номенклатурой и при существующей организации производства, стратегический потенциал оценивает резервы организации (положительный потенциал) или дополнительные потребности (отрицательный потенциал) для реализации стратегических целей.

Общая оценка стратегического потенциала осуществляется по совокупности нескольких показателей, определяющих стратегические задачи организации. При этом существует несколько методов оценки стратегического потенциала: интегральный метод, метод профиля, кластерный метод и др. Выбор метода оценки стратегического потенциала зависит от целей анализа. Если предстоит определить общую степень готовности предприятия для реализации сформированных стратегических установок, то удовлетворительный результат можно получить на основе интегральной оценки, рассчитываемой как средневзвешенная оценок по каждому показателю с учетом значимости показателей. Однако в стратегическом менеджменте достаточно часто оценки носят качественный характер, т. е. интегральный показатель рассчитать невозможно. В этом случае широко используется кластерный анализ. Метод профиля показателей стратегического потенциала позволяет учесть стратегический потенциал по каждому показателю.

Если нормативное (целевое) значение показателей трудно установить, то производится сравнение показателей деятельности организации и ее главного конкурента для оценки своих конкурентных преимуществ.

Оценка стратегического потенциала организации является неотъемлемым этапом бенчмаркинга. В этом случае стратегический потенциал анализируется на основе конкретных заданий предстоящего этапа стратегического развития организации.

По окончании анализа стратегического потенциала организации формируется полный перечень ее сильных и слабых сторон и/или от дельного стратегического хозяйственного подразделения.

2.Управление конфликтными ситуациями в организации.

Управление конфликтом в организации. Итак, конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами (индивидами или группами). Каждая из сторон стремится к тому, чтобы была принята ее точка зрения или ее цель. При этом она препятствует другой стороне делать то же самое. Поэтому конфликт зачастую ассоциируется с угрозами, агрессией, враждебностью, прочими эмоционально ми проявлениями. Естественно, что широко распространено мнение: конфликт всегда нежелателен и его необходимо незамедлительно азрешать, чтобы не допустить разрушения человеческих взаимоотношений.

Основными организационными способами разрешения конфликта являются следующие.

1. Образование подгрупп внутри конфликтующих сторон, когда структурное подразделение целенаправленно разбивается на ряд автономных образований с различными, но пересекающимися целями. Смысл этого приема – снижение сплоченности одной из сторон конфликта. 2. Введение независимых контролирующих элементов, когда создаются комиссии по разрешению спорных вопросов, экспертные советы или независимые группы, которые призваны осуществлять связь между противоборствующими сторонами, склоняя их к примирению. З. Замена лидеров или руководителей отдельных групп, подразделений. Отсутствие лидера, организующего конфликтные взаимодействия, как правило, приводит к на рушению координации действий в отношении соперника. 4. Перемещение членов организации из одной структурной единицы в другую. 5. Изменение содержания труда. При использовании данного способа происходит переключение интересов с конфликта на выполнение работы, достижение целей при выполнении заданий.

Социально-психологические способы управления конфликтами. Здесь объектами воздействия являются психологический настрой, мотивация участников конфликта, а также характер и содержание межличностных отношений. К этим способам относят:

1. Изменение установок по отношению к членам группы. Этот способ необходим в первую очередь при управлении эмоциональными конфликтами, когда все внимание переносится на личности соперников. Поэтому важно создать атмосферу сотрудничества, которая позволяет членам соперничающих групп в ходе совместной деятельности оценить соперников как партнеров.

2. Изменение мотивации членов организации. Поскольку мотивацию можно представить как силу, побуждающую к действию, а при конфликте мотивация направлена прежде всего на активизацию конфликтных взаимодействий, то для управления интенсивностью конфликтных взаимодействий следует ослаблять мотивацию на противодействие по отношению к соперникам.

З. Введение неформальных лидеров – наиболее давний и проверенный способ управления конфликтом. 4. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Большинство причин конфликта связано с общим недовольством, неудовлетворенностью, неприязнью, направленными на других членов организации. Поэтому одним из способов снижения интенсивности конфликта является создание благоприятной эмоциональной атмосферы, охватывающей всех участников конфликта. Это может снизить интенсивность конфликтных взаимодействий.

5. Манипулятивное воздействие на поведение членов организации. Некоторые современные способы управления по ведением связаны с манипулированием сознанием участников конфликта, когда основой управления является воздействие на подсознание участников конфликта, совершаемое в обход психологических барьеров.

Большое значение имеет способность самой организации нейтрализовать социально-негативные конфликты, что является показателем сильной корпоративной культуры. При подобной культуре в организации члены коллектива не опасаются обсуждать возникающие конфликты и выявлять пред мет противоречия и проблемы, вырабатывая при этом новые культурные образцы взаимодействия друг с другом в ситуации конфликта. Более того, именно конфликты позволяют проверить на прочность управленческую команду и принципы корпоративной культуры в организации, ценности коллектива и руководителя, показывают «истинное лицо каждого человека или социальной группы.

Итак, наиболее распространенный подход к конфликту состоит в понимании его как «столкновения», «противоречия», «борьбы», «противодействия» личностей, сил, интересов, позиций по причине их противоположности и несовместимости. При таком подходе конфликт – явление негативное. Однако в последнее время немало социологов и психологов склоняются к другому взгляду: конфликт – это «система отношений», «процесс развития взаимодействия». Причем развитие взаимодействия происходит именно из-за различий по интересам, ценностям или видам деятельности. Иными словами, конфликт – это процесс развития взаимодействия субъектов по поводу различий.


Наши рекомендации