Организациооные отношения и структуры в сис менеджменты.
Орг.структура управления –сочетание определенных звеньев в их взаимосвязи и соподчиненности, выполняющих различные ф-ии управления организации. Одна из базовых элементов системы управления. Совокупность управленческих органов, м/у к-ми существует система взаимосвязей, обеспечивающих выполнение необходимых ф-ий управления для достижения целей предприятия(организации).
Основные элементы: подразделения организации; уровни управления; связи(вертикальные, горизонтальные).
В зависимости от характера свЯзей выделяют следующие типы организационных структур управления:
1.Линейные
2.Фуекциональные
3.Дивизиооные:
-продуктовые
-региональные
-структуры, ориентированные на потребителя.
4.Централизованные:
-штабные;
-структуры с централизацией экономических ф-ий;
-структуры управления издержками производства.
5.Адаптивные:
-проектные
-матричные.
6.Комбинированные структуры.
ЛинейнаЯ структура. Предполагает построение системы управления по ступеням иерархии; подчинение подразделений и сотрудников непосредственному начальнику, к-ый руководит ими по всем видам выполняемых работ.
Преимущества:
-высокая дисциплина в реализации управленческих решений.
-единство и четкость распорядительства
-согласованность действий исполнителей
-четкая система взаимных связей ф-ий и подразделений
-быстрота реакции в ответ на прямые указания
-ясно выраженная личная ответственность руководителя за рез деят-ти своего подзразделения.
Недостатки:
-большое количество норм и правил, снижающих инициативу сотрудников,
-структура способствует излишней жесткости в управлении
-разобщенность горизонтальных связей в производственных системах предприятия
-перегрузка менеджеров высшего уровня
-отсутствие хвеньев по планированию и подготовке управленческих решений
-высокие требования к знаниям и опыту руководителя во всех сферах деятельности подчиненных и функциях управления.
Функциональная структура –предусматривает деление аппарата управления на отдельные подразделения, каждое из которых имеет свою конкретную задачу и обязанности.
Преимущества:
-стимулирует деловую и профессиональную специализацию деятельности в организации
-уменьшает дублирование усилий и потребление ресурсов в функциональных областях, улучшают их координацию,
-снижает трудоемкость деятельности руководителя высшего уровня управления,
-улучшает координацию управления.
Недостатки:
-нарушает принцип единоначалия
-функциональные отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач самих подразделений, чем общих целей организации.
-увеличиваетсЯ возможность конфликтов м/у функцион областяси
-способствует появлению трудностей в принятии и реализации согласованных управленческих решений.
-возможность появления помех при передаче управленческой информации, различий в ее интерпретации.
Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители
Линейно-функциональная структура – это структура, построенная на ограничном сочетании и взаимном дополнении линейных и функц. Полномочий.
Преимущества:
-освобождение лин руковолителей от реш многих вопросов, связанных с планированием финн расчетов, мат-тех обеспечением и др
-способствует стандартизации, формализации и программированию процессов управления.
-возможность привлечения консультантов и экспертов.
Недостатки:
-узкая специализация каждого звена
-плохое взаимоде тсвие на горизонт уровне м/у производственными подразделениями
-чрезмерно развитая система взаимодейтсвия по вертикали
-аккумулирование на верхнем уровне полномочий по реш не только страт, но и множества оперативных задач.
-тенденции к чрезмерной централизации.
-невоспреимчтивость к изменениям.
Д- директор; ФН - функциональный начальники; ФП - функциональные
подразделения; ОП - подразделения основного производства.
Дивизиональная– появилась в рез совершенствоания лин-функц орг структуры; потребность ее применения возникла в связи с увелич размеров предприятий, диверсификации их деятельности, а также в рез усложенния технологических процессов.
Преимущества:
-тесная связь производства с потребителями
-высокая гибкость и ускорения реакция изменения во внешней среде.
-улучшение координации работ и подразделения в следствии подчинения одному лицу
-возникновение у подразделений конкурентных преимуществ малых фирм, вследствии высокой самостоятельности структурных единиц.
-кадровая автономность и выс мотивация
Недостатки:
-рост иерархичности, вертикали управления
-увелич затрат на содержание управленческого аппаратаиз за дублирования функции управления на разных уровнях
-дублирование работ для разных подразделений
-сложность осуществления единой политики.
Ценртализованные структуры – создаются для : - ликвидации послежствий стихийных бедствий, аварий, катастроф.
-для освоения новой продукции или новой технологии
-для решения внезапно возникшей неординарной задачи
-для вывода организации из эконом кризиса.
Адаптивные– позволяет оперативно реагировать на изменения внешней среды организации и быстро внедрять новую технологию, наиболее эффективны в условиях когда деятелньсть организации связана с активным совершенствоанием производимой продукции с чуетом достижений НТП.
Преимущества:
-эффективное использование кадрового патенциала
-возможность быстрой адаптации к изменениям фактроров внешней среды организации
-возможность реализации программно-целевого проблема-ориентированного управления
Недостатки:
-сложность системы вертик и горизонт полномочий
-непостоянство состоваов первичных производственных подразделений
-требуетсЯ от сотрудников постоянная гтовность к изменению содеражания и сложности работ.
Матричные – построено на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной ст – непосредственномй рук-лю функцион. Службы, с др. – рук-лю проектов, к-ый наделен необходимыми полномочиями для осущ процесса управления в соотвествии с запланированными сроками, ресурсами и качеством.
-обеспечивает четкое разделение управленческой и профессион ответственности за проект
Преимущества:
-одновременная ориентация на проектные цели и спрос
-четкое разграничение по проектам
-гибкотсь и оперативность маневрирования ресурсами при выполнении нескольких программ в одной форме.
-усиленнаяличная ответственность рук-ля за программу в целом и за ее элементы.
-возможность применнеия эфф-х методов управления
-относителньая автономность проектных групп.
Недостатки:
-трудности упрвавления четкой ответственности за работу подразделения
-необходимость и опасность компромиссных реш
-трудность в приобретении навыков необходимых для эфф-ой работы в коллективах
-возникновение конфликтов м/у менеджерами функц-ъ подразделений, управляющими проектов.