Вопрос. рынок онлайновых сми

Сначала можно по-быстрому рассказать, как круто, что у нас есть Интернет. По любимым лекциям Вартановой о дигитализации, конвергенции, интерактивности, гипертекстуальности и пр.

Структурные изменения, происходящие в средствах массовой информации, основываются на нескольких близких по своей природе технологических процессах.

Первый процесс – это дигитализация (от англоязычного термина digitalisation – цифровизация), то есть перевод содержания СМИ во всех его формах – текстовой, графической, звуковой – в цифровой формат. Дигитализация позволяет содержанию легко «транспортироваться» по любому каналу электронной коммуникации (сюда же — айфон. Айпэд версии и пр).

Второй важнейший процесс, лежащий в основе современных изменений СМИ, – это конвергенция – термин, принятый в естественных и общественно-политических науках для обозначения процессов схождения, взаимоуподобления. В медиаэкономике используется для обозначения интеграции содержания (газета выпускает онлайн-версию, видео, радио и пр, т. е. Любой холдинг).

Каналы распространения СМИ. Онлайновый цифровой формат предполагает наличие у медиапродуктов дополнительных характеристик – мультимедийности и интерактивности. Мультимедийность – важнейшая особенность, приобретенная СМИ в результате конвергенции текста, звука и изображения.

ДОЛЯ РЫНКА

Количество онлайновых СМИ растет, количество возможностей для рекламодателей тоже растет, увеличивается с каждым годом доля интернет-рекламы в общем рекламном рынке России. В 2013 году реклама в Сети составила уже около 22 процентов всего рынка.

В первом квартале 2015 года рынок рекламы в целом в России сократился на 19%. Больше всего сокращение повлияло на рекламу печатных СМИ и радио. Их доля сократились на 45% и 35% соответственно. Однако рынок интернет-рекламы продолжает расти, несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию.

Сейчас онлайн СМИ на втором месте по объему рекламы после ТВ.

КЛАССИФИКАЦИИ

Сугубо онлайновые информационные ресурсы можно классифицировать по сходности с их традицион-

ными аналогами.

1. Интернет-газеты

2. Интернет-журналы

3. Интернет-радио -

4. Интернет-телевидение

5. Информ агентства

Но это немного бред, так как сейчас конвергенция и все такое.

Некто А. Носик предложил новую классификацию, при которой можно разбить так: «клоны» (традиционное СМИ = онлайн версия), «гибриды» (онлайн-версия создана на базе традиционного СМИ, но дополнена кучей инфы, у нее своя редакция. Свои материалы и пр) и «оригинальные интернет-СМИ». Позже этот же автор предложил делить сетевые проекты на СМИ общего профиля, включая в них сетевые СМИ (электронные газеты, инфорпорталы, электронные журналы, интерактивные СМИ) и электронные версии традиционных СМИ (газет, телеканалов, радио, информационных агентств), и специализированные СМИ (агентства экономической информации, тематические ресурсы (спорт, культура, Интернет и пр.)).

Как показал мониторинг тематики, проведенный исследователями МГУ, онлайновые ресурсы балансируют между универсализмом и узкой специализацией. Группы универсальных и специализированных изданий распределяются примерно в равных долях: 49% и 51% из попавших в выборку изданий соответственно.

ИСТОРИЯ

Первый период - от появления первых русских интернет-ресурсов до конца 1998 г. (преобладание автор-

ских ресурсов).

Второй период - 1999 г. - начало 2000 г. (рост активности в медийном секторе, связанный в

первую очередь с выборами в Государственную Думу РФ (19 декабря 1999 г.) и выборами Президента РФ

(26 марта 2000 г.)).

Третий период начинается в 2000 г. (выход на рынок новых игроков, которые не имели

определенных интересов в политической сфере).

Формальной датой начала четвертого периода, который

продолжается сейчас, автор называет конец 2000 г. (сохраняется преобладание новостных ресурсов при возрастании значимости ресурсов комментарийного и смешанного типов)

ИГРОКИ РЫНКА

Просто индекс цитируемости (на всякий случай)

 
  вопрос. рынок онлайновых сми - student2.ru

(источник - www.mlg.ru)

Инфа по 2014 году.

Издание Forbes опубликовало ежегодный рейтинг крупнейших российских интернет-компаний. Согласно рейтингу, бессменным лидером рунета остается поисковик «Яндекс» с выручкой $1,238 млрд ($947 млн в 2012 году). По данным, Liveinternet, именно на «Яндекс» приходится более 62% поисковых запросов, в то время как Google обрабатывает 26,5% запросов в рунете. Капитализация корпорации составляет $12,24 млрд.

На втором месте расположилась корпорация Mail.Ru Group, владеющая соцсетями «Одноклассники», «Мой мир», мессенджером ICQ, а также 40% акций «ВКонтакте», выручка которой в прошедшем году составила $860,5 млн. Капитализация корпорации составляет $8,8 млрд. Большая часть доходов Mail.Ru приходится на рекламу и приложения.

На третьем месте — социальная сеть «ВКонтакте» с выручкой $215 млн. При этом выручка и капитализация компании продолжают расти. По словам основателя и генерального директора социальной сети Павла Дурова, с апреля 2013 года стоимость «ВКонтакте» увеличилась на 150–200%, акционер соцсети UCP также признает, что капитализация соцсети выросла в полтора-два раза. Сейчас среди акционеров и топ-менеджмента разразился корпоративный скандал. Крупнейший акционер «ВКонтакте» — фонд UCP (48% акций) планирует подать в суд на других акционеров: Mail.Ru (20%) и гендиректора «Мегафона» Ивана Таврина (12%). Основные претензии фонда заключаются в том, что Дуров создает прямого конкурента социальной сети, а также в том, что из соцсети незаконно выводятся деньги.

Позиции трех крупнейших игроков рунета в ближайшее время непоколебимы, считает Клименко.

Сейчас нет никаких признаков предстоящего перераспределения аудитории в рунете, потому что все заняли свои ниши и основная борьба идет за аудиторию в мобильных платформах, говорит Клименко.

«Мобильный интернет пока нестабилен и не приносит больших денег корпорациям в бюджет. Если раньше посетитель условно равнялся одному компьютеру, то сейчас у одного пользователя может быть более трех устройств для выхода в интернет», — дополняет он.

На четвертом месте в рейтинге Forbes находится медиахолдинг РБК бизнесмена Михаила Прохорова. Выручка холдинга в 2013 году составила $156 млн. По сравнению с 2012 годом показатель сократился с $163 млн. По данным Forbes, большая часть выручки холдинга ($118 млн) приходится на онлайн-бизнес.

По сравнению с 2012 годом выручка холдинга значительно сократилась с $186 млн, но тогда компания была на 8-м месте с учетом того, что в прошлогоднем рейтинге Forbes учитывали еще и интернет-магазины.

В РБК входят портал Rbc.ru, телеканал РБК, журнал РБК, газета «РБК Daily» и другие ресурсы. В 2013 году, после прихода из Sanoma Independent Media Дэрка Сауера и Елены Мясниковой, внутри холдинга произошли значительные перестановки: должность генерального директора занял Николай Молибог, пост шеф-редактора — Елизавета Осетинская, экс-главред Forbes. Но, видимо, улучшить финансовые показатели под руководством топ-менеджеров не удалось. По подсчетам Forbes, среднемесячная аудитория всех медийных продуктов составляет 72 млн человек.

Медиахолдинг «Афиша-Рамблер-SUP» по объемам выручки находится на пятом месте в рейтинге Forbes.

По подсчетам издания, выручка холдинга составила $133 млн и значительно увеличилась с 2012 года — тогда показатель был равен $122 млн (подсчитывалась выручка холдингов по отдельности). В 2012 году выручка активов «Афиши-Рамблер» оценивалась в 2,9 млрд руб., SUP Media — в 1,3 млрд руб. Месячная аудитория оценивалась в 35 млн уникальных посетителей.

Холдинг «Афиша-Рамблер-SUP» был создан весной 2013 года путем объединения активов бизнесмена Александра Мамута SUP Media и «Афиши-Rambler», входящей в «Интеррос» Владимира Потанина. В холдинг входят поисковик Rambler.ru, издания «Газета.Ru», Lenta.ru, Championat.com, LiveJournal.com, игровой портал Kanobu.ru, Begun.ru и т.д.

В 2013 году Forbes оценил ежемесячную аудиторию всех медиапродуктов холдинга «Афиша-Рамблер-SUP» в 37,2 млн человек.

По численности аудитории в рунете в 2013 году «Афиша-Рамблер-SUP» занимает лидирующие позиции, свидетельствует рэнкинг Центра исследований РИА «Новости», рассчитанный на основе данных компании «TNS Россия» (в возрастной аудитории 12–64, в период с мая по октябрь 2013 года).

По данным исследования, среднемесячный охват аудитории «Афиша-Рамблер-SUP» превышает 35 млн человек. При этом аудитория РБК более чем в два раза меньше указанной в Forbes и составляет 23,3 млн человек. На третьем месте в рэнкинге находится РИА «Новости» с аудиторией 15,3 млн человек.

Forbes и РИА «Новости» использовали разные методологии подсчета, уточняет основатель Liveinternet Герман Клименко. Подсчет аудитории в России нестандартизирован, есть много методологий подсчета, например сложением ежедневной аудитории, но так как аудитория пересекается, она будет меньше, добавляет он. «Скорее всего, Forbes подсчитывал аудиторию методом сложения, условно говоря, в РБК ежедневную аудиторию в 2 млн человек умножили на количество дней в месяце, потому что предположение, что РБК читает 72 млн человек нереалистично — практически половина населения страны. А РИА «Новост» взяли правильную цифру методом сложения аудитории: 23 млн — это неплохая цифра для деловых изданий», — считает он.

Прогнозировать дальнейшее перераспределение рекламных доходов между российскими интернет-корпорациями невозможно, так как непонятно, как будет расти рынок рекламы в 2014 году,

осторожен руководитель аналитического центра «Видео Интернейшнл» Алексей Беляев. «Дело в том, что рекламный сегмент очень зависим от макроэкономической ситуации в стране. Рекламная составляющая в интернете — это достаточно большой сегмент, и на нее сильно влияют все экономические составляющие», — говорит он.

Суммарный объем выручки топ-30 крупнейших интернет-компаний России в 2013 году составил $8,5 млрд, подсчитали в Forbes. Кроме десяти лидирующих IT-компаний учитывались также показатели 20 крупнейших онлайн-магазинов.

По данным Ассоциации коммуникативных агентств России (АКАР), российский рекламный рынок вырос на 10,1%, до 328 млрд руб. Быстрее рынка по-прежнему растут доходы интернета: показатель вырос на 27%, до 71,1 млрд руб. Но по сравнению с прошлым годом рост бюджетов немного замедляется: в 2012 году сегмент вырос на 35%. В 2011 году сектор интернет-рекламы впервые за всю историю рекламного рынка превысил показатели печатных СМИ и увеличился на 56% (с 22,6 млрд до 41,8 млрд). В 2013 году рекламодатели потратили в два раза больше на размещение рекламы в интернете, чем в прессе.

Но ориентироваться на рекламную выручку при анализе интернет-компаний не стоит, так как, например, Mail.Ru развивает много других направлений, в частности игровые. «Выручка IT-компаний не только зависит от рекламы, но и от других доходов, поэтому даже изменения на рекламном рынке не будут оказывать сильного влияния на доходы интернет-компаний, которые ориентируются и на другие виды доходов», — говорит Беляев.

Важно, что многие диджитал ребята выводят компании в ОФФШОРЫ

"Афиша-Рамблер-SUP" (Кипр)

"Яндекс" (Голландия)

"Mail.ru Group" (Голландия)

Больше половины (53,9%) акций "Яндекса" торгуются на американском рынке NASDAQ, остальные поделены между английским инвестфондом Baring Vostok Capital Partners (одним из бенефициаров долей которого до последнего времени называли Елену Иващееву из совета директоров "Яндекса"), топ-менеджерами "Яндекса" Аркадием Воложем и Ильей Сегаловичем, а также "Сбербанком", которому принадлежит 1 "золотая" акция, дающая право блокировать продажу свыше 25% акций компании.

В свою очередь, крупнейшими акционерами холдинга "Mail.ru Group" являются южно-африканская медиагруппа Naspers (31,7%) и компания New Media Technologies (17,9%), которую контролирует самый богатый бизнесмен России Алишер Усманов. NMT владеет более чем половиной голосующих акций "Mail.ru Group", что делает Усманова фактическим хозяином этого медиахолдинга.

Помимо mail.ru, Усманову сегодня принадлежит издательский дом "Коммерсантъ" (Британские Виргинские о-ва), который выпускает одноименную газету, приложения к ней, а также журналы "Деньги","Власть", "Огонёк","Weekend" и др.

Есть нормальные игроки и в региональном онлайне (типа утро.ру. Ура.ру, Фонтанка)

51% акций ЗАО "АЖУР-Медиа", владеющего популярным питерским сетевым порталом fontanka.ru (4-е место самых популярных интернет-ресурсов), в апреле-2013 были куплены шведской медиагруппой Bonnier Business Press, уже издающей в городе на Неве газету "Деловой Петербург". При этом окончательно не урегулированы имущественные отношения с наследниками так называемого "охранного олигарха" Романа Цепова, который имел непосредственное отношение к финансированию информационных продуктов АЖУРа. Не исключено, что в ближайшее время структура собственников может измениться.

Короче , рынок развивается, не совсем еще «поделен по рукам». Появляются новые фигуры. Из проблем - законодательство не урегулировано, крупные игроки немного монополизируют рынок блабла

Можно еще про платный контент как еще одну схему работы в сети (Ведомости, Дождь)

не знаю, что еще сказать.............

[1]

[1]«Группа Мост» объединяла более 40 предприятий, ключевым из которых являлся «Мост-Банк». В группу также входили фирмы, занимающиеся рынком недвижимости и строительством, нефтяным («Мост-Ойл»), туристическим («Мост-Эстейт») и охранным («Мост Секьюрити Сервис») бизнесом.

[2]

[2]Группа «ЛогоВАЗ», являвшаяся крупнейшим дилером «АвтоВАЗа», занималась свободной продажей автомобилей «ВАЗ», отозванных из зарубежных автосалонов (реэкспорт). В целом в структуру «ЛогоВАЗа» входило более 100 коммерческих и общественных организаций.

[3]

[3]Группа «Интеррос», развившаяся из «ОНЭКСИМ-Банка», инвестировала средства в различные сферы бизнеса. Интересы группы распространялись на машиностроение («Микродин»), металлургию («Норильский никель»,«Новолипецкий металлургический комбинат»), нефть («СИДАНКО»), транспорт («Северо-Западное пароходство»).

[4]

[4] К группе «семи банкиров» в 1996 г. также относили М.Фридмана («Альфа-Групп»), М.Ходорковского («ЮКОС»), А.Смоленского (СБС) и В. Виноградова («Инкомбанк»).

[5]

[5]За исключением «Эха Москвы» все радиостанции были ребрендированы в 2000-е гг. новым собственником («Газпром-Медиа»).

[6]

[6] Издание «Ntv.ru» в 2002 г. было переименовано в «Newsru.сom» из-за претензий со стороны правообладателей бренда НТВ («Газпром-Медиа»).

[7]

[7]Телеканал ОРТ после изменения в составе собственников в 2002 г. был переименован в «Первый канал».

[8]

[8] Телеканал ТВ-6 был ликвидирован государством в 2002 г.

[9]

[9]Журнал «Домовой» был закрыт собственником в 2011 г.

[10]

[10]Газета «Русский телеграф» была закрыта собственником в 1998 г.

[11]

[11]В 1997 г. Правительством Москвы был создан телеканал «ТВ Центр».

[12]

[12]Банк «Россия» помимо ведения профильной деятельности контролирует активы в различных секторах экономики: страховой бизнес («СОГАЗ»), лизинг (ГК «Зест»), негосударственные пенсионные фонды («Газфонд») и др.

[13]

[13]«USM Holdings» контролирует активы в горно-металлургическом секторе («Металлоинвест»), секторе связи («МегаФон», «Скартел») и др.

[14]

[14]Наиболее масштабным прецедентом «войны с олигархами», безусловно, стало «дело ЮКОСа» и 10 лет лишения свободы его совладельца и руководителя М.Ходорковского – на тот момент одного из богатейших бизнесменов России.

[15]

[15] Принято считать, что эти акции ОРТ перешли под контроль «Millhouse Capital» Р. Абрамовича.

[16]

[16] В 2003 г. в суд признал незаконность этого решения, результатом чего явилось отключение от эфира другого частного вещателя – телеканала ТВС. Вновь освободившаяся частота в итоге досталась государственной ВГТРК (в настоящее время на ней вещает телеканал «Россия 2»).

[17]

[17] Сам Б. Березовский, проиграв Р. Абрамовичу ряд громких судебных процессов по продаже акций «Сибнефти» и «Русала», практически обанкротился и умер в Великобритании в 2013 г.

[18]

[18] Журнал «Итоги» был закрыт в марте 2014 г. по решению собственника.

[19]

[19]Газета «Коммерсантъ.Украина» была закрыта в марте 2014 г. по решению собственника.

[20]

[20] В ноябре 2013 г. было объявлено, что «ПрофМедиа» продает основную часть своих активов «Газпром-Медиа Холдингу» и фактически перестает существовать. Таким образом, «большая шестерка» становится «большой пятеркой».

[21]

[21] В июне 2013 г. телеканал был ребрендирован в «Пятница!».

[22]

[22]В марте 2013 г. «ПрофМедиа» и инвестиционная группа A&NN А. Мамута провели объединение «Афиша-Рамблер» и «SUP Media». «SUP Media» является владельцем интернет-ресурсов«Gazeta.ru», «LiveJournal.com», «Championat.com» и др. Новая организация – «Афиша-Рамблер-SUP» – в сделке с ГМХ не участвует.

[23]

[23]В марте 2014 г. «Медиа3» продал свой главный актив – ИД «Аргументы и факты» – Правительству Москвы, и дальнейшая судьба холдинга не вполне ясна.

[24]

[24]В декабре 2013 г., согласно Указу Президента РФ, агентство РИА «Новости» было ликвидировано. На его базе и базе телеканала «RussiaToday», а также путем присоединения радиостанции «Голос России» создается новая многопрофильная информационная структура –МИА «Россия сегодня».

[25]

[25] В списке отсутствуют крупнейшие книжные издательства, распространители печатной продукции, производители теле- и киноконтента, кинопрокатные фирмы и операторы неэфирного телевидения.

Наши рекомендации