Информационная база анализа. Способы приведения информации в сопоставимый вид.
Значение информации в современной жизни трудно переоценить. Слово «информация» происходит от латинского «informatio», что означает разъяснение, осведомление, изложение. Результаты анализа хозяйственной деятельности определяются помимо других факторов качеством и полнотой исходной информации.
Поскольку анализ хозяйственной деятельности является функцией управления и выступает промежуточным звеном между этапом сбора информации и этапом принятия решения, исходная информация, используемая для проведения аналитического исследования значительно уже информации используемой для обоснования и выработки управленческих решений, планов.
Вся информация, которая может быть использована в анализе хозяйственной деятельности, представлена в табл. 4.1.
Таблица 4.1.
Информационное обеспечение анализа
Группы информации по форме представления | Группы информации по источнику получения | Виды информации | Краткая характеристика видов информации |
Количествен-ная | Учетная | Оперативно-учетная | Первичные и оперативные документы, отражающие отдельные факты хозяйственной деятельности организации |
Бухгалтерская | Регистры бухгалтерского учета, отражающие в обобщенном виде деятельность организации | ||
Налоговая | Регистры налогового учета и налоговые декларации | ||
Статистическая | Статистическая отчетность организации | ||
Внеучетная | Нормативно-справочная | Нормы и нормативы расхода ресурсов | |
Плановая | Долгосрочные, краткосрочные планы развития и оперативные планы - графики | ||
Техническая | Техническая информация об объектах основных средств, технологии, организации производства и т.д. | ||
Хозяйственно-правовая | Нормативно – правовая документация Республики Беларусь, локальные и внутренние нормативно-правовые документы | ||
Специальная | Специальная информация, полученная на основе специальных исследований, статистические данные по экономике, отрасли, региону в целом и т.п. | ||
Качественная | Информация, полученная из средств массовой информации (газеты, журналы, интенет и т.п.), беседы, представленная в виде слов, впечатлений |
Информацию, которая может быть полезна при проведении анализа хозяйственной деятельности по способу представления можно условно подразделить на качественную и количественную.
Качественная информация выражается в виде слов, впечатлений, без количественных оценок. Источником являются средства массвой информации, такие как газеты, журналы, интернет,а также беседы, интервью.
Количественная информация представляется в виде чисел, цифр, показателей. Составляющими учетной информации выступают учетная и внеучетная информация..
Внеучётная информация включает нормативно-справочную, плановую, техническую, хозяйственно-правовую, специальную.
Учётная информация включает оперативную, бухгалтерскую и статистическую.
Оперативная информация включает данные, полученные на основе первичных документов, заявок, нарядов, отчётов.
Бухгалтерская информация включает информацию финансового учёта (журналы, ордера, ведомости, налоговые отчёты, годовую бухгалтерскую отчётность) и управленческую информацию, полученную на основе документов управленческого учёта (плановые и отчётные калькуляции, регистр по учёту затрат и определению себестоимости в разрезе видов продукции, процессов, центров ответственности.
Исходная информация, принятая для анализа, должна соответствовать требованиям достоверности, уместности, своевременности и сопоставимости. Сопоставимость должна быть обеспечена по следующим направлениям: единицы измерения, продолжительность анализируемого периода, методике расчёта показателей, составу изучаемого объекта, с учётом инфляции.
Методика расчёта показателей связана как с методами их расчёта, так и с методами бухгалтерского учёта. В первом случае необходимо выполнить перерасчёт одного из показателей на методику другого, а во втором -определить показатели, полученные из бухгалтерского учёта на основе методов, принятых за основу.
Для обеспечения сопоставимости по составу объекта, также выполняется перерасчёт на коэффициент изменения производственных мощностей, площадей и т. п.
При наличии фактора инфляции лучше проводить сравнение не абсолютных, а относительных показателей (не выручка, а рентабельность). Сравнение абсолютных величин возможно при помощи следующих способов:
1. Путём перевода стоимостных показателей в более стабильную валюту;
2. На основе индексного метода. При этом могут быть использованы индексы, определяемые статистическим органом (индекс потребительских цен (для торговли), индекс цен на промышленную продукцию, индексы строительно-монтажных работ), а также критические индексы цен, определённые по конкретному предприятию, выступающему объектом анализа.