Часть 2. Основы теории и история государственных и муниципальных финансов

1. Государственные финансы – это отношения:

Ø денежные;

Ø возникающие на этапе распределения в процессе общественного воспроизводства;

Ø в которые вступают органы местного самоуправления;

Ø в результате которых формируются доходы, поступления и накопления государства;

Ø возникающие исключительно в командно-административной экономике.

2. Государству с развитой экономикой соответствует следующее соотношение источников государственных и муниципальных финансовых ресурсов:

Ø НБ > Пвэд > ВВП;

Ø НБ >> ВВП > Пвэд;

Ø ВВП >> Пвэд > НБ;

Ø Пвэд >> ВВП > НБ;

Ø Пвэд > НБ >> ВВП.

3. Финансовыми ресурсами органов государственной власти и органов местного самоуправления являются:

Ø налоговые доходы;

Ø кредитные доходы;

Ø неналоговые доходы;

Ø прибыль коммерческих организаций;

Ø безвозмездные поступления.

4. Нормативное правовое обеспечение организации государственных и муниципальных финансов в Российской Федерации осуществляет:

Ø Конституция Российской Федерации;

Ø Гражданский кодекс Российской Федерации;

Ø Бюджетный кодекс Российской Федерации;

Ø Налоговый кодекс Российской Федерации;

Ø Таможенный кодекс Российской Федерации

5. Субъектами управления государственными финансами выступают:

Ø Министерство финансов Российской Федерации;

Ø совет директоров ОАО НК «Роснефть»;

Ø финансовые органы субъектов Российской Федерации;

Ø государственная корпорация Росатом;

Ø финансовые управления администраций муниципальных образований.

6. Функциональными элементами управления государственными и муниципальными финансами являются:

Ø бюджетное планирование и прогнозирование;

Ø разработка и введение в действие налогов и сборов;

Ø формирование государственных программ;

Ø оперативное управление государственными и муниципальными финансами;

Ø государственный и муниципальный финансовый контроль.

7. Принципы государственного финансового контроля:

Ø гласность;

Ø законность;

Ø отсутствие ответственности за нарушение бюджетного законодательства;

Ø своевременность;

Ø независимость.

8. Формами организации государственных и муниципальных финансовых ресурсов являются:

Ø резервный фонд;

Ø бюджет (бюджетный фонд);

Ø инвестиционный фонд;

Ø внебюджетный фонд;

Ø целевой бюджетный фонд.

9. Бюджетные фонды имеют следующие черты:

Ø децентрализованный характер;

Ø масштабность целей, для финансирования которых они создаются;

Ø маневренность;

Ø отдельное правовое обеспечение, которым регулируются вопросы порядка их образования и использования;

Ø самостоятельное функционирование, причем эта самостоятельность относительна, происходит постоянное пополнение и использование средств.

10. За счет бюджета органа государственной власти (органа местного самоуправления) осуществляется финансовое обеспечение:

Ø деятельности коммерческих организаций;

Ø национальной обороны и национальной безопасности;

Ø банковской системы государства;

Ø мероприятий по созданию обязательных страховых резервов страховых компаний;

Ø оказания государственных услуг в сфере здравоохранения

11. Виды государственных внебюджетных фондов:

Ø социальные;

Ø экологические;

Ø амортизационные;

12. Для бюджетных систем унитарных государств характерны:

Ø три уровня бюджетной системы;

Ø высокая степень межбюджетного перераспределения;

Ø разграничение доходов между бюджетами различных уровней;

Ø высокая степень концентрации финансовых ресурсов в центральном бюджете;

Ø отсутствие международных обязательств.

13. Для бюджетных систем федеративных государств характерны:

Ø три уровня бюджетной системы;

Ø разграничение доходов между бюджетами различных уровней;

Ø высокая степень концентрации финансовых ресурсов в центральном бюджете;

Ø отсутствие межбюджетных трансфертов.

Примерные профессионально ориентированные задания для текущего контроля:

1. Определите объем дефицита бюджета муниципального образования.

Показатели Сумма (тыс. руб.)
Расходы бюджета муниципального образования 8760,0
Поступления источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования   880,0
Выплаты за счет источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования   420,0


2. Определите объем профицита бюджета муниципального образования.

Показатели Сумма (тыс. руб.)
Доходы бюджета муниципального образования 9750,0
Поступления источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования (без изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета муниципального образования)   230,0
Выплаты за счет источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования   780,0
Увеличение остатков на счетах по учету средств бюджета муниципального образования (на конец отчетного периода) 13,0

Темы эссе

1. Государственные и муниципальные финансы как часть экономических отношений.

2. Классическая теория появления государственных и муниципальных финансов.

3. Господство государства над финансами в рамках императивного подхода к сущности финансов.

4. Основные принципы налогообложения и фискальной политики А. Смита.

5. Предложения в сфере налогового регулирования в работах Н.И. Тургенева, Д.А. Гурьева.

6. Денежные реформы Е.Ф. Канкрина и С.Ю. Витте, их влияние на развитие финансовых отношений в Российской Империи.

7. Равнозначность сфер финансовой системы в рыночной экономике.

8. Принципы государственного невмешательства в экономику в работах Д. Рикардо, А. Маршалла, А. Пигу.

9. Необходимость минимизации объемов государственных и муниципальных финансовых ресурсов в рамках монетарной концепции М. Фридмена.

10. Государственные расходы как основной инструмент влияния на экономический рост и сглаживания экономических циклов – Дж. М. Кейнс и его научная школа.

11. Взгляды Р. Масгрейва на сущность государственных и муниципальных финансов.

12. Бюджет государства как основная форма образования и использования финансовых ресурсов государства. Соотношение понятий «бюджет» и «казна» в разные периоды истории.

13. Казна Великих Князей, удельных князей, бояр в русском государстве IX–XVIвв.- ее назначение, порядок хранения и использования.

14. Административно-территориальная реформа Петра Великого.

15. Финансовая реформа Александра II.

16. Образование государственного бюджета СССР.

17. Масштабы распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта через бюджетную систему СССР.

18. Бюджетная система Российской Федерации на современном этапе.

19. Становление бюджетной системы США.

20. Содержание бюджетной реформы 1921 года. Становление бюджетов штатов и местных бюджетов. Современная бюджетная система США.

21. Бюджетная система Великобритании.

22. Бюджетная система Франции. Изменения в структуре бюджетной системы после объединения республик.

23. Бюджетная система современной Японии, Китая, Бразилии, Италии.

24. Содержание механизма формирования бюджетов по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита, его значение в функционировании бюджетной системы государства.

25. Содержание финансовых отношений между различными уровнями управления государством в России в XVIII-XIX вв.

26. Современное состояние межбюджетных отношений в Российской Федерации.

27. Роль и значение различных бюджетов бюджетной системы США в обеспечении экономического развития, социальной политики, финансовом обеспечении образования, здравоохранения, науки.

28. Формирование бюджетов унитарных государств.

29. Особенности межбюджетных отношений во Франции.

30. Государственный долг – причины его образования и социально-экономические последствия для хозяйства страны.

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине:

7.1. Перечень компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины

Перечень компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины «Теория и история финансовой системы» содержится в разделе 2.

Наши рекомендации