Тема 1. Эволюция содержания и назначения государственных и муниципальных финансов
Занятие 1(3 часа). Тема семинарского занятия «Эволюция содержания государственных и муниципальных финансов»
Вопросы для обсуждения и дискуссии:
1. Государственные и муниципальные финансы как часть экономических отношений.
2. Соотношение категорий «стоимость», «финансы», «государственные финансы», «муниципальные финансы», «бюджет», история их появления в русском языке.
3. Классическая теория появления государственных и муниципальных финансов.
4. Господство государства над финансами в рамках императивного подхода к сущности финансов. Основные принципы налогообложения и фискальной политики А. Смита.
5. Предложения в сфере налогового регулирования в работах Н.И. Тургенева, Д.А. Гурьева.
Содержание и формы семинарского занятия: Устный опрос, дискуссия.
Интерактив – Групповое обсуждение денежных реформ Е.Ф. Канкрина и С.Ю. Витте, их влияние на развитие финансовых отношений в Российской Империи, дискуссионные вопросы – 50% от трудоемкости семинарского занятия.
Рекомендуемые источники (1, 2, 13).
Занятие 2 (2 часа). Тема семинарского занятия «Назначение государственных и муниципальных финансов»
Вопросы для обсуждения и дискуссии:
1. Государственные и муниципальные финансы в неоклассической теории.
2. Равнозначность сфер финансовой системы в рыночной экономике. Принципы государственного невмешательства в экономику в работах Д. Рикардо, А. Маршалла, А. Пигу.
3. Необходимость минимизации объемов государственных и муниципальных финансовых ресурсов в рамках монетарной концепции М. Фридмена.
4. Государственные расходы как основной инструмент влияния на экономический рост и сглаживания экономических циклов – Дж. М. Кейнс и его научная школа.
5. Взгляды Р. Масгрейва на сущность государственных и муниципальных финансов.
6. Налогообложение, влияние налогообложения на экономический рост, уровень инфляции и рынок труда.
7. Справедливость при распределении средств бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления на общественные блага.
8. Принципы организации государственных и муниципальных финансов в современной России.
Содержание и формы семинарского занятия: Устный опрос, тестовый контроль, дискуссия.
Интерактив – Групповое обсуждение государственных и муниципальных финансов при командно-административной системе хозяйствования – советский опыт государственного управления финансовой системой, дискуссионные вопросы – 50% от трудоемкости семинарского занятия.
Рекомендуемые источники (1, 8, 10).
Тема 2. Развитие форм организации государственных и муниципальных финансов в России
Занятие 1(3 часа). Тема семинарского занятия «Развитие форм организации государственных и муниципальных финансов в России до 1917 года»
Вопросы для обсуждения и дискуссии:
1. Бюджет государства как основная форма образования и использования финансовых ресурсов государства.
2. Соотношение понятий «бюджет» и «казна» в разные периоды истории.
3. Казна Великих Князей, удельных князей, бояр в русском государстве IX–XVIвв., ее назначение, порядок хранения и использования.
4. Роль царских казначеев в управлении государственной казной.
5. Местные бюджеты (бюджеты земств) во времена Московского Княжества.
6. Административно-территориальная реформа Петра Великого. Финансовая реформа Александра II.
7. Образование двух звеньев сферы государственных и муниципальных финансов.
8. Появление обособленных муниципальных финансовых ресурсов.
9. Особенности формирования и использования финансовых ресурсов городов.
Содержание и формы семинарского занятия: Устный опрос, дискуссия.
Интерактив – Групповое обсуждение финансовых отношений государства и местного уровня управления, дискуссионные вопросы – 50% от трудоемкости семинарского занятия.
Рекомендуемые источники (1, 8, 9).
Занятие 2 (3 часа). Тема семинарского занятия «Развитие форм организации государственных и муниципальных финансов в России
После 1917 года»
Вопросы для обсуждения и дискуссии:
1. Образование государственного бюджета СССР.
2. Принцип единства государственного бюджета СССР.
3. Принцип двойного подчинения финансовых органов в СССР.
4. Особенности формирования и использования бюджета СССР в условиях командно-административной системы хозяйствования.
5. Масштабы распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта через бюджетную систему СССР.
Содержание и формы семинарского занятия: Устный опрос, тестовый контроль, дискуссия.
Интерактив – Групповое обсуждение бюджетной системы Российской Федерации на современном этапе, дискуссионные вопросы в трактовке данного понятия. – 50% от трудоемкости семинарского занятия.
Рекомендуемые источники (1, 2, 10).