Контроль – это управленческая деятельность, задачей кот явл-ся колич и кач оценка и учёт рез-тов работы оргии.

Содержание контроля и его место в системе управления

Для того, чтобы деят-ть оргии приносила ожидаемые рез-ты, оргие нужно управлять. Единый процесс комплексного управления обеспечивается посредством осущ-я 2х важнейших функций: планирования и контроля. Контрольная функция включает в себя учёт, анализ и регулирование.

Контроль – это процесс, обеспечивающий соответствие функционирование управляемого объекта, принятым управленческим решением.

Контроль – это управленческая деятельность, задачей кот явл-ся колич и кач оценка и учёт рез-тов работы оргии.

Основная цель контроля – объективное изучение фактического положения дел в различных областях общественной и гос жизни, выявление тех факторов и условий, кот отрицательно сказываются на выполнение принятых решений и достижении поставленной цели. Контроль явл-ся завершающим этапом управленческой деятельности, а его результаты служат базой для управления.

Объектом конроля явл-ся управляемое звено (оргии, объединения, отрасли). Внутри объекта контроля можно выделить отд-е эл-ты и происходящие в них процессы.

Субъектом контроля явл-ся контролирующее звено (мин-ва, ведомства, гос органы). Субъектами контроля могут выступать как гос, так и негос органы.

Система контроля – сов-ть субъекта, объекта и средств контроля, взаимодействующие посредством непрерывного движения инфы в целях установления желаемого рез-та исполнения, измерение состояния объекта контроля, анализа и оценки данных измерения и выработки корректирующих воздействий.

Задачи контроля могут быть общие и конкретные. Общие вытекают из Конституции и законодат-х актов общего нац-го хар-ра:

1. Проверка исполнения гос законов и решений правит-ва

2. Обеспечение сохранности собственности

3. Укрепление законопослушности ф и ю л

4. Конроль сбалансированности развития нац хоз-ва

Конкретные задачи контроля обусловлены характером задач, стоящих перед функциональным звеном.

Организация контрольной деятельности основывается на след принципах:

1. Систематичность, Гласность Независимость Объективность СГНОДЭ Действенность Экономичность

Указом презика РБ №10 от 16.10.2009 года «О совершенствовании контрольной (надзорной деятельности в РБ)» определено, что контрольная деятельность осуществляется в соответствии с принципами:

1. Презумпция добросовестности и невиновности проверяемого субъекта

2. Законности назначения и проведения проверок

3. Открытости и доступности НПА

4. Равенство прав и законных интересов всех проверяемых субъектов

5. Открытости инфы о включении субъектов в координационный план контрольной деятельности на предстоящий период

6. Ответственности контролирующих органов и их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля

Структура экономического контроля в Республике Беларусь и функции контрольных органов

Указ №10 определ-т конкретный перечень регулирующих органов и сфер их контрольной деятельности в приложении 3 к указу.

В соответствии с указом в РБ действует 36 контролирующих органов. Основными из них явл-ся:

1. Комитет гос контроля (КГК) – валютный контроль

2. НБ - валютный контроль

3. МНС – контроль за целевым использованием ден ср-в, а также валютный контроль

4. МТиСЗ

5. МинФин

6. МинЭк

7. ГТК (таможня) – контроль за соблюдением требований тамож законод-ва, налог контроль в связи с перемещением товара через тамож границу РБ, а также контроль за целевым использованием ввезённых товаров, за осуществлением ВТ операций и валют контроль.

Ведомственный контроль

Ведомственный контроль явл-ся важной составляющей … контроля. органы ведомственного контроля:

Контрольно-ревизионное управление (отделы) или управление (отделы) внутреннего отдела соответствующих отраслевых министерств гос комитетов, ведомств и т.д.

Основные функции:

1Всесторонняя проверка состояния экономики подведомственных оргий

2 Контроль за сохранностью ден ср-в и хоз ресурсов

3 Выявление нарушений, хищений, безхозяйственности

4 Установление причин и условий, способствующих нарушениям

5 Контроль за правильностью постановки и ведения БУ и достоверностью отч-ти

6 Выявление внутрихозяйственных резервов повышения эффективности пр-ва

Этапы ревизионного процесса

Условно м выд-ть 5 этапов ревиз-го проц:

1. Подготовит-й. на этом этапе опред-ся перечень вопросов, подлежащих проверке, а при необх-ти разраб-ся прога проверки. На этом этапе происходит ознакомл-е ревизора с мат-ми, харак-ми деят субъекта: изуч-ся акты предыд-х проверок, отч-ть и др инфа. Этот этап заканч-ся изданием приказа о назнач-и проверки с указанием объекта контроля, срока и периода ревизии и фамилии ревизора.

2. Проведение ревизии состоит из нескольких подэтапов:

– наделение полномочиями

– провед-е инвентар-и ден ср-в и МЦ

– личное ознакомл-е ревизора с хоз-м и стр-рой управл-я

– документ-я и фактич-я проверка подконтр-го объекта

3. Оформл-е рез-тов ревизии. На этом этапе получ-е мат-лы систематиз-ся и составл-ся справка или акт. Акт м.б. основной и промеж-й. Промеж-й составл-ся тогда, когда наруш-е м.б. скрыто или его надо срочно устранить и привлечь виновных лиц к ответст-ти. Сведения, указ-е в пром-м акте, обязательно д.б. отраж-ны в осн. Промеж-й прилаг-ся к осн как прилож-е, сост-ся 2 и более экз-ра акта.

4. Реализация материалов ревизии, закл-ся в разраб-ке меропр-й по устран-ю наруш-й и наказ-ю виновных.

Контроль за исполнением реш-й по ревизии м. осущ-ся путём получ-я инфы от проверяемого субъекта и ч/з назнач-е спец-х тематич-х проверок

10 планирование и координация контр-ревиз работы

Планирование явл-ся неотъемлемой частью эф-й оргии контрольно-ревизионной работы. Ежегодно с разбивкой по полугодиям, КГК формирует координац-е планы контрольной деят-ти. Эти планы формируются на основании данных, представленных всеми контролирующими органами. При разраб-ке координац-го плана должна учитываться периодичность проведения проверок, кот отражена в указе №510, при этом необходимо учитывать, что ра ботники контролирующих органов примерно 2/3 своего рабочего времени д б заняты непосредственно на проверках.

Проверка субъекта может проводиться за период не превышающий 3х кале дарных лет. Этот период не ограничивается в случаях, если проверка проводиться по поручению презика, президиума совета министров РБ либо ген прокурора, а также если проверка проводиться уголовными органами, если осуществляется надзор за банковской деят-тью и др.

Сроки проведения проверок:

Вид проверки Объекты проверки Срок проведения
5. - Оперативная - контрольная - дополнительная ИП, ремесленники, нотариусы, деят-ть АЭ туризма Не более 15 раб дней
  Иным субъектам Не более 30 раб дней
6. Внеплановая тематическая оперативная проверка   Не более 3 раб дней
7. Контрольная проверка   Не более 5 раб дней
8. Доп проверка   Не более 10 раб дней

Оперативная = плановая

Контрольная = проверка устранения нарушений, выявленных в ходе предыдущих проверок

Дополнительная = проверка по поручению органов уголовного преследования

Проведение плановой проверки м б однократно продлено, но не более чем на 15 дней(большой объём доков, много контрольных мероприятий), остановлена – на срок не более 3 месяцев.

Осмотр

Обследование

Лабораторный анализ

Контрольный обмер

Контрольные проверки

Осн принципы инвентаризации:

Сопастовимость ед измерения Юридич правомочность рез-тов Оперативность Нейтральность (объективность) Плановость Своевременность Полнота охвата объектов Материальная ответственность Гласность Воспитательное воздействие

Основные приёмы инвентаризации:

1. Снятие остатков по местам нахождения ценностей и МОЛ, сверх данных учёта, покупюрный пересчёт наличных денег и бланков строгой отч-ти, оценка выписок дебиторов и получение выписок от кредиторов.

2. Осмотр – визуальное изучение имущества в местах его нахождения.

3. Обследование – представляет собой продолжение осмотра, но с одновременным изучением различных доков.

4. Контрольная закупка – это искусственно созданная проверяющими ситуация приобретения ТМЦ без цели их приобритения. КЗ вправе проводить органы комитета гос контроля, нал органы и органы осущ-е оперативно-розыскную деят-ть.

5. Выпуск контрольной партии прод-ии. Этот выпуск организуется проверяющими со спец-й, но заранее не объявленной целью. Этот приём может исп-ся тогда, когда необх-мо устан-ть фактич расход сырья, выход полуфабрикатов, ГП, кол-ва отходов, одновремменно проверяется клеймение весов, гирь, мерного инвентаря.

6. Лабораторный анализ кач-ва. Позволяет выяснить факторы исп-я некондиционного сырья, несоблюдения норм расходов.

7. Контрольный обмер. Исп-ся в строительстве и позволяет установить соответствие хар-ра, кол-ва и стоимости выполненных работ тем, кот указаны в актах приёмки, нарядах, сметах и т.д.

8. Контрольные проверки по своему содержанию м б разнвми. Они применяются для изучения полноты груза, достоверности совершаемых операций, кач-ва инвентаризаций и т.д.

Оформление результатов ревизии. Требования, предъявляемые к содержанию акта комплексной ревизии

Качество ревизии зависит от качественного оформления обобщающих материалов: основного акта комплексной ревизии, промежуточного акта ревизии. На основании этих документов разрабатываются мероприятия по устранению причин и условий, способствовавших выявленным нарушениям; привлекаются к ответственности виновные должностные и материально ответственные лица.

По результатам ревизии, в ходе которой выявлены нарушения составляется акт. Результаты ревизии, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой. Акт ревизии составляется в сроки, установленные в предписании на проверку.

В случае, если по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности составляется отдельный промежуточный акт. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в общий акт ревизии. Промежуточные акты подписываются членами ревизионной группы и должностными лицами.

Акт комплексной ревизии состоит из вступительной (общей) и результативной (исследовательской) частей. Во вступительной (общей) части указываются:

— полное наименование документа (акта);

— дата и место его составления;

— основание назначения ревизии, фамилии, проводивших ревизию;

— даты начала и завершения проверки или ревизии;

— должности, фамилии и инициалы работников проверяемой организации;

— наименование, местонахождение проверяемой организации;

— кем и когда были проведены предыдущие проверки (ревизии) принятые меры;

В результативной части акта ревизии должны быть указаны:

— место, время и характер совершенного правонарушения;

— факты несоблюдения установленного порядка составления фин планов;

— факты сокрытия сумм, неправильного ведения бухгалтерского учета;

—недостачи и излишки денежных средств и материальных ценностей;

Вскрытые ревизией факты нарушений, должны подтверждаться подлинными документами, копиями документов и бухгалтерских записей, промежуточными актами.

Составив акт ревизии, руководитель ревизионной группы передает его на подпись руководителю и главному бухгалтеру ревизуемой организации. В случае отказа руководителя и (или) главного бухгалтера от подписания акта (справки) ревизии (проверки) в нем делается соответствующая запись.

При наличии возражений по акту проверки (ревизии) подписывающие его лица делают об этом запись перед своей подписью и не позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта представляют в письменном виде возражения по его содержанию в контролирующий орган, назначивший ревизию.

Акт ревизии, как правило, составляется в трех экземплярах, а при необходимости передачи материалов ревизии соответствующим органам (следственным и др.) - плюс по одному экземпляру в каждый адрес. Первый экземпляр акта направляется руководителю организации, назначившей ревизию, второй — остается в делах контрольно-ревизионного отдела, третий - ревизуемой организации.

Понятие и сущность аудита

Аудиторская деятельность (аудит) – предпринимательская деятельность по независимой проверке БУ и отчетностей и др доков оргии, их подразделений, ИП в целях выражения мнения о достоверности отчетности и соответствии совершенных операций законодательству.

Цель провед А – дать объект, реальн и точные свед об аудируемом объекте.

Единым треб ведения аудита является наличие квалификационного аттестата.

Обязательным условием является осуществление аудита независимым С-м (аудиторской оргией или аудитором - ИП).

Аудит не подменяет гос контроля, его задачи сходны: определить достоверность инфы, соответствие совершенные операций законодательству.

Однако имеются существенные различия:

- по цели.

Аудит- выражение мнения о достоверности, оказания услуги, помощи.

Ревизия- выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных.

- по характеру

А- предпринимательская деятельность; Р- исполнительская деятельность

- по основе взаимоотношений

А - осущ-ся добров на основе договора, а Р- принудит по распоряжению.

- по управленческим связям

При А связи горизонтальные, предполагающие равноправие сторон.

При Р связи вертикальные.

- по принципу оплаты услуг

А оплачивает клиент, а Р – государство или вышестоящий орган.

- по практическим задачам

А напр на улучш фин полож клиента, привлеч к пассивам, помощь и консультирование клиента.

Р нацелена на сокращение активов, пресечение и профилактику злоупотребления

А м.б. внешним и внутренним.

История развития аудита

Само слово «аудитор» латинского происхождения и означает «слушатель». В дальнейшем это слово стало применяться для обозначения некоторых профессий, связанных с особой доверительностью. В экон лит-ре выдел след этапы развит аудита.

Первый этап – зарождение аудита –до конца 17 в. в Англии в 1200-е годы. С этого времени встречается большое количество свидетельств о регулярном осуществлении аудита в различных сферах. Можно выделить два направления развития раннего аудита: 1) проверка правильности фискальной политики чиновников; 2) провер­ка правильности учетных записей и исчисления налогооблагаемой прибыли.

Второй этап – с конца 17 в. до середины 20-го. бурный процесс концентрации и централизации производства. Шотландия принимает первый закон о запрете определенным должностным лицам служить в качестве городского аудитора. В конце 19 в. в таких странах, как Великобритания, США принимается пакет законов, в соответствии с которыми акционерные компа­нии должны были поручить независимым бухгалтерам проверку бухгалтерских книг и счетов компаний с последующим отчетом перед акционерами. К нач 20 в. численность аудиторов во всем мире достигала 11 тыс.

Более четкие правила проведения обязательных аудиторских проверок были разработаны и приняты ближе к середине 20 в. Разные страны по-разному определяли степень вмешательства государства в организацию и регламентацию деятельности аудиторов. Наблюдается рост заинтересован­ности пользователей в подтверждении достоверности показателей финансовой отчетности.

Третий этап - с середины 20 в. и до настоящего времени. Он характеризуется созданием и развитием крупнейших транснациональных аудиторско-консультационных фир­м.

В Беларуси, как составной части Российской Империи, ау­диторское звание было введено Петром I. Аудиторы избирались из числа прапорщиков, а во главе всех аудито­ров был поставлен, по военному уставу, генерал-аудитор.

В мае 1918 г. было принято решение об образовании Народного Комиссариата государственного контроля, ко­торый в феврале 1920 г. был преобразован в Рабоче-крестьянскую ин­спекцию (РКИ).

В Республике Беларусь постановлением Совета Министров Белорусской ССР от 30 сентября 1991 г. было утверждено "Временное положение об ауди­торской деятельности в Республике Беларусь", в котором были наме­чены основы аудиторского движения и их правовое регулирование. Её функциями были:

· кадровая – организация подготовки, аттестации и выдачи лицензии;

· «арбитражная» - связанная с деятельностью аудиторских организаций по решению спорных вопросов;

· методологическая – включающая разработку нормат и методол документов;

· управления и контроля – предполагает руководство и контроль за деятельностью аудиторских организаций без вмешательства в оперативное управление и решение ими хозяйственных задач.

С июля 1999 г. эти функции переданы Главному управлению аудита при Министерстве финансов Республики Беларусь

Вопросы ответ-сти аудиторской организации и качества аудита

Правила аудиторской деятельности "Порядок заключения договоров оказания аудиторских услуг"

Правила аудиторской деятельности "Документирование аудита"

Правила аудиторской деятельности "Действия аудиторской организации при выявлении искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности и фактов несоблюдения законодательства" Правила аудиторской деятельности "Внутренний контроль качества аудита" Планирование аудита

Правила аудиторской деятельности "Аудиторские процедуры, выполняемые в соответствии с оцененными рисками"

Правила аудиторской деятельности "Понимание деятельности, системы внутреннего контроля аудируемого лица и оценка риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности"

Правила аудиторской деятельности "Общение с руководством юридического лица или индивидуальным предпринимателем"

аудиторской деятельности "Существенность в аудите"

Правила аудиторской деятельности "Планирование аудита"

Основные этапы аудита

Поскольку каждая аудиторская проверка ограничена во време­ни, аудитору всегда важно четко определить ее цели, безоши­бочно выбрать исследуемые объекты проверки, грамотно спла­нировать свои действия, применить эффективные аудиторские процедуры и собрать необходимые доказательства для формули­рования объективного заключения. Для успешной реализации целей конкретной аудиторской проверки необходимо, чтобы последовательно выполнялись основные этапы проведения ау­дита. Анализ экономической лит-ры не позволяет сделать од­нозначный вывод об основных этапах технологии аудита.

В национальном правиле «Цели и общие принципы аудита бухгалтерской отчетности» выделены следующие этапы аудита:

- планирование аудита;

- получение аудиторских доказательств;

- документирование аудита;

- обобщение выводов;

- формирование и выражение мнения о бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта.

На этапе предварительного планирования наряду с другими вопросами изучают организацию и состояние бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

В РБ, по нашему мнению следу­ет выделить такие основные этапы аудита:

– подготовка аудиторской проверки: определение объема ау­дита.

– планирование аудита, оценка организации и состояния бух­галтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица. Аудитор должен получить достаточное представление о всех сторонах фин–хоз деятельности объекта проверки и осуществить оценку его системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля

– непосредственное проведение аудиторской проверки на пред­приятии: получение аудиторских док-в с документир-ем всех необход сведений и фактов;

– составление аудиторского заключения.

Учитывая особую значимость технологических этапов ауди­торской проверки, отдельно остановимся на их содержании.

34. Планирование аудита документальное оформление общей стратегии и плана аудита

Планирование аудита определяется правилом аудиторской деятельности «Планирование аудита». Планирование аудита - разработка общей стратегии и составление детального плана применительно к ожидаемому характеру, срокам и объему аудиторских процедур.

Аудиторская организация должна планировать свою работу так, чтобы аудит был проведен наиболее эффективным образом.

Планирование аудита позволяет: уделить необходимое внимание значимым для аудита областям; выявить и своевременно решить проблемы, которые могут возникнуть в ходе аудита; осуществлять руководство и контроль за ходом аудита.

Процесс планирования неотделим от процесса проведения аудита и включает в себя: предварительное планирование;- разработку общей стратегии аудита; внесение изменений в план в ходе аудита; осуществление руководства и контроля; документирование действий, связанных с составлением и изменениями стратегии и плана аудита.

Общая стратегия аудита - документально оформленные основные решения аудиторской организации по предполагаемому объему аудита, временным рамкам его проведения и основным направлениям работы.

1. установление характеристик аудиторского задания, влияющих на его объем;

2. определение итоговых и промежуточных документов по результатам аудита и сроков их предоставления;

3. установленный уровень (уровни) существенности;

4. предварительная оценка эффективности системы внутреннего контроля аудируемого лица;

5. специфические особенности финансовой и хозяйственной деятельности аудируемого лица и его бухгалтерской отчетности.

После определения общей стратегии аудита аудиторская организация должна разработать и документально оформить план аудита.

План аудита - документ, составляемый аудиторской организацией и содержащий описание характера, сроков и объема аудиторских процедур, которые необходимо выполнить для получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств достоверности проверяемой информации, соответствия законодательству финансово-хозяйственных операций, совершаемых аудируемым лицом, а также снижения аудиторского риска до приемлемого уровня.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРОВЕРКЕ В ХОДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА ДОСТОВЕРНОСТИ ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

1. Аудит системных вопросов:

1.1. аудит правоустанавливающих документов:

1.2. аудит учетной политики:

1.3. аудит общего состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля:

2. Аудит внеоборотных активов:

4. Аудит расходов:

5. Аудит учета готовой продукции, товаров:

6. Аудит доходов:

7. Аудит операций с денежными средствами:

8. Аудит расчетов:

9. Аудит правильности оплаты труда работников.

10. Аудит расчетов по социальному страхованию и обеспечению.

11. Аудит финансовых вложений.

12. Аудит финансовых результатов и использования прибыли.

13. Аудит операций с собственным капиталом:

14. Аудит расчетов с бюджетом и правильности ведения налогового учета.

15. Аудит и анализ показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности:

16. Аудит экологических вопросов.

17. Аудит событий, произошедших после отчетной даты и условных фактов финансовой и хозяйственной деятельности.

18. Аудит соблюдения принципа непрерывности деятельности организаций.

Содержание контроля и его место в системе управления

Для того, чтобы деят-ть оргии приносила ожидаемые рез-ты, оргие нужно управлять. Единый процесс комплексного управления обеспечивается посредством осущ-я 2х важнейших функций: планирования и контроля. Контрольная функция включает в себя учёт, анализ и регулирование.

Контроль – это процесс, обеспечивающий соответствие функционирование управляемого объекта, принятым управленческим решением.

Контроль – это управленческая деятельность, задачей кот явл-ся колич и кач оценка и учёт рез-тов работы оргии.

Основная цель контроля – объективное изучение фактического положения дел в различных областях общественной и гос жизни, выявление тех факторов и условий, кот отрицательно сказываются на выполнение принятых решений и достижении поставленной цели. Контроль явл-ся завершающим этапом управленческой деятельности, а его результаты служат базой для управления.

Объектом конроля явл-ся управляемое звено (оргии, объединения, отрасли). Внутри объекта контроля можно выделить отд-е эл-ты и происходящие в них процессы.

Субъектом контроля явл-ся контролирующее звено (мин-ва, ведомства, гос органы). Субъектами контроля могут выступать как гос, так и негос органы.

Система контроля – сов-ть субъекта, объекта и средств контроля, взаимодействующие посредством непрерывного движения инфы в целях установления желаемого рез-та исполнения, измерение состояния объекта контроля, анализа и оценки данных измерения и выработки корректирующих воздействий.

Задачи контроля могут быть общие и конкретные. Общие вытекают из Конституции и законодат-х актов общего нац-го хар-ра:

1. Проверка исполнения гос законов и решений правит-ва

2. Обеспечение сохранности собственности

3. Укрепление законопослушности ф и ю л

4. Конроль сбалансированности развития нац хоз-ва

Конкретные задачи контроля обусловлены характером задач, стоящих перед функциональным звеном.

Организация контрольной деятельности основывается на след принципах:

1. Систематичность, Гласность Независимость Объективность СГНОДЭ Действенность Экономичность

Указом презика РБ №10 от 16.10.2009 года «О совершенствовании контрольной (надзорной деятельности в РБ)» определено, что контрольная деятельность осуществляется в соответствии с принципами:

1. Презумпция добросовестности и невиновности проверяемого субъекта

2. Законности назначения и проведения проверок

3. Открытости и доступности НПА

4. Равенство прав и законных интересов всех проверяемых субъектов

5. Открытости инфы о включении субъектов в координационный план контрольной деятельности на предстоящий период

6. Ответственности контролирующих органов и их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля


Наши рекомендации