Контроль – это управленческая деятельность, задачей кот явл-ся колич и кач оценка и учёт рез-тов работы оргии.
Содержание контроля и его место в системе управления
Для того, чтобы деят-ть оргии приносила ожидаемые рез-ты, оргие нужно управлять. Единый процесс комплексного управления обеспечивается посредством осущ-я 2х важнейших функций: планирования и контроля. Контрольная функция включает в себя учёт, анализ и регулирование.
Контроль – это процесс, обеспечивающий соответствие функционирование управляемого объекта, принятым управленческим решением.
Контроль – это управленческая деятельность, задачей кот явл-ся колич и кач оценка и учёт рез-тов работы оргии.
Основная цель контроля – объективное изучение фактического положения дел в различных областях общественной и гос жизни, выявление тех факторов и условий, кот отрицательно сказываются на выполнение принятых решений и достижении поставленной цели. Контроль явл-ся завершающим этапом управленческой деятельности, а его результаты служат базой для управления.
Объектом конроля явл-ся управляемое звено (оргии, объединения, отрасли). Внутри объекта контроля можно выделить отд-е эл-ты и происходящие в них процессы.
Субъектом контроля явл-ся контролирующее звено (мин-ва, ведомства, гос органы). Субъектами контроля могут выступать как гос, так и негос органы.
Система контроля – сов-ть субъекта, объекта и средств контроля, взаимодействующие посредством непрерывного движения инфы в целях установления желаемого рез-та исполнения, измерение состояния объекта контроля, анализа и оценки данных измерения и выработки корректирующих воздействий.
Задачи контроля могут быть общие и конкретные. Общие вытекают из Конституции и законодат-х актов общего нац-го хар-ра:
1. Проверка исполнения гос законов и решений правит-ва
2. Обеспечение сохранности собственности
3. Укрепление законопослушности ф и ю л
4. Конроль сбалансированности развития нац хоз-ва
Конкретные задачи контроля обусловлены характером задач, стоящих перед функциональным звеном.
Организация контрольной деятельности основывается на след принципах:
1. Систематичность, Гласность Независимость Объективность СГНОДЭ Действенность Экономичность
Указом презика РБ №10 от 16.10.2009 года «О совершенствовании контрольной (надзорной деятельности в РБ)» определено, что контрольная деятельность осуществляется в соответствии с принципами:
1. Презумпция добросовестности и невиновности проверяемого субъекта
2. Законности назначения и проведения проверок
3. Открытости и доступности НПА
4. Равенство прав и законных интересов всех проверяемых субъектов
5. Открытости инфы о включении субъектов в координационный план контрольной деятельности на предстоящий период
6. Ответственности контролирующих органов и их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля
Структура экономического контроля в Республике Беларусь и функции контрольных органов
Указ №10 определ-т конкретный перечень регулирующих органов и сфер их контрольной деятельности в приложении 3 к указу.
В соответствии с указом в РБ действует 36 контролирующих органов. Основными из них явл-ся:
1. Комитет гос контроля (КГК) – валютный контроль
2. НБ - валютный контроль
3. МНС – контроль за целевым использованием ден ср-в, а также валютный контроль
4. МТиСЗ
5. МинФин
6. МинЭк
7. ГТК (таможня) – контроль за соблюдением требований тамож законод-ва, налог контроль в связи с перемещением товара через тамож границу РБ, а также контроль за целевым использованием ввезённых товаров, за осуществлением ВТ операций и валют контроль.
Ведомственный контроль
Ведомственный контроль явл-ся важной составляющей … контроля. органы ведомственного контроля:
Контрольно-ревизионное управление (отделы) или управление (отделы) внутреннего отдела соответствующих отраслевых министерств гос комитетов, ведомств и т.д.
Основные функции:
1Всесторонняя проверка состояния экономики подведомственных оргий
2 Контроль за сохранностью ден ср-в и хоз ресурсов
3 Выявление нарушений, хищений, безхозяйственности
4 Установление причин и условий, способствующих нарушениям
5 Контроль за правильностью постановки и ведения БУ и достоверностью отч-ти
6 Выявление внутрихозяйственных резервов повышения эффективности пр-ва
Этапы ревизионного процесса
Условно м выд-ть 5 этапов ревиз-го проц:
1. Подготовит-й. на этом этапе опред-ся перечень вопросов, подлежащих проверке, а при необх-ти разраб-ся прога проверки. На этом этапе происходит ознакомл-е ревизора с мат-ми, харак-ми деят субъекта: изуч-ся акты предыд-х проверок, отч-ть и др инфа. Этот этап заканч-ся изданием приказа о назнач-и проверки с указанием объекта контроля, срока и периода ревизии и фамилии ревизора.
2. Проведение ревизии состоит из нескольких подэтапов:
– наделение полномочиями
– провед-е инвентар-и ден ср-в и МЦ
– личное ознакомл-е ревизора с хоз-м и стр-рой управл-я
– документ-я и фактич-я проверка подконтр-го объекта
3. Оформл-е рез-тов ревизии. На этом этапе получ-е мат-лы систематиз-ся и составл-ся справка или акт. Акт м.б. основной и промеж-й. Промеж-й составл-ся тогда, когда наруш-е м.б. скрыто или его надо срочно устранить и привлечь виновных лиц к ответст-ти. Сведения, указ-е в пром-м акте, обязательно д.б. отраж-ны в осн. Промеж-й прилаг-ся к осн как прилож-е, сост-ся 2 и более экз-ра акта.
4. Реализация материалов ревизии, закл-ся в разраб-ке меропр-й по устран-ю наруш-й и наказ-ю виновных.
Контроль за исполнением реш-й по ревизии м. осущ-ся путём получ-я инфы от проверяемого субъекта и ч/з назнач-е спец-х тематич-х проверок
10 планирование и координация контр-ревиз работы
Планирование явл-ся неотъемлемой частью эф-й оргии контрольно-ревизионной работы. Ежегодно с разбивкой по полугодиям, КГК формирует координац-е планы контрольной деят-ти. Эти планы формируются на основании данных, представленных всеми контролирующими органами. При разраб-ке координац-го плана должна учитываться периодичность проведения проверок, кот отражена в указе №510, при этом необходимо учитывать, что ра ботники контролирующих органов примерно 2/3 своего рабочего времени д б заняты непосредственно на проверках.
Проверка субъекта может проводиться за период не превышающий 3х кале дарных лет. Этот период не ограничивается в случаях, если проверка проводиться по поручению презика, президиума совета министров РБ либо ген прокурора, а также если проверка проводиться уголовными органами, если осуществляется надзор за банковской деят-тью и др.
Сроки проведения проверок:
Вид проверки | Объекты проверки | Срок проведения |
5. - Оперативная - контрольная - дополнительная | ИП, ремесленники, нотариусы, деят-ть АЭ туризма | Не более 15 раб дней |
Иным субъектам | Не более 30 раб дней | |
6. Внеплановая тематическая оперативная проверка | Не более 3 раб дней | |
7. Контрольная проверка | Не более 5 раб дней | |
8. Доп проверка | Не более 10 раб дней |
Оперативная = плановая
Контрольная = проверка устранения нарушений, выявленных в ходе предыдущих проверок
Дополнительная = проверка по поручению органов уголовного преследования
Проведение плановой проверки м б однократно продлено, но не более чем на 15 дней(большой объём доков, много контрольных мероприятий), остановлена – на срок не более 3 месяцев.
Осмотр
Обследование
Лабораторный анализ
Контрольный обмер
Контрольные проверки
Осн принципы инвентаризации:
Сопастовимость ед измерения Юридич правомочность рез-тов Оперативность Нейтральность (объективность) Плановость Своевременность Полнота охвата объектов Материальная ответственность Гласность Воспитательное воздействие
Основные приёмы инвентаризации:
1. Снятие остатков по местам нахождения ценностей и МОЛ, сверх данных учёта, покупюрный пересчёт наличных денег и бланков строгой отч-ти, оценка выписок дебиторов и получение выписок от кредиторов.
2. Осмотр – визуальное изучение имущества в местах его нахождения.
3. Обследование – представляет собой продолжение осмотра, но с одновременным изучением различных доков.
4. Контрольная закупка – это искусственно созданная проверяющими ситуация приобретения ТМЦ без цели их приобритения. КЗ вправе проводить органы комитета гос контроля, нал органы и органы осущ-е оперативно-розыскную деят-ть.
5. Выпуск контрольной партии прод-ии. Этот выпуск организуется проверяющими со спец-й, но заранее не объявленной целью. Этот приём может исп-ся тогда, когда необх-мо устан-ть фактич расход сырья, выход полуфабрикатов, ГП, кол-ва отходов, одновремменно проверяется клеймение весов, гирь, мерного инвентаря.
6. Лабораторный анализ кач-ва. Позволяет выяснить факторы исп-я некондиционного сырья, несоблюдения норм расходов.
7. Контрольный обмер. Исп-ся в строительстве и позволяет установить соответствие хар-ра, кол-ва и стоимости выполненных работ тем, кот указаны в актах приёмки, нарядах, сметах и т.д.
8. Контрольные проверки по своему содержанию м б разнвми. Они применяются для изучения полноты груза, достоверности совершаемых операций, кач-ва инвентаризаций и т.д.
Оформление результатов ревизии. Требования, предъявляемые к содержанию акта комплексной ревизии
Качество ревизии зависит от качественного оформления обобщающих материалов: основного акта комплексной ревизии, промежуточного акта ревизии. На основании этих документов разрабатываются мероприятия по устранению причин и условий, способствовавших выявленным нарушениям; привлекаются к ответственности виновные должностные и материально ответственные лица.
По результатам ревизии, в ходе которой выявлены нарушения составляется акт. Результаты ревизии, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой. Акт ревизии составляется в сроки, установленные в предписании на проверку.
В случае, если по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности составляется отдельный промежуточный акт. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в общий акт ревизии. Промежуточные акты подписываются членами ревизионной группы и должностными лицами.
Акт комплексной ревизии состоит из вступительной (общей) и результативной (исследовательской) частей. Во вступительной (общей) части указываются:
— полное наименование документа (акта);
— дата и место его составления;
— основание назначения ревизии, фамилии, проводивших ревизию;
— даты начала и завершения проверки или ревизии;
— должности, фамилии и инициалы работников проверяемой организации;
— наименование, местонахождение проверяемой организации;
— кем и когда были проведены предыдущие проверки (ревизии) принятые меры;
В результативной части акта ревизии должны быть указаны:
— место, время и характер совершенного правонарушения;
— факты несоблюдения установленного порядка составления фин планов;
— факты сокрытия сумм, неправильного ведения бухгалтерского учета;
—недостачи и излишки денежных средств и материальных ценностей;
Вскрытые ревизией факты нарушений, должны подтверждаться подлинными документами, копиями документов и бухгалтерских записей, промежуточными актами.
Составив акт ревизии, руководитель ревизионной группы передает его на подпись руководителю и главному бухгалтеру ревизуемой организации. В случае отказа руководителя и (или) главного бухгалтера от подписания акта (справки) ревизии (проверки) в нем делается соответствующая запись.
При наличии возражений по акту проверки (ревизии) подписывающие его лица делают об этом запись перед своей подписью и не позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта представляют в письменном виде возражения по его содержанию в контролирующий орган, назначивший ревизию.
Акт ревизии, как правило, составляется в трех экземплярах, а при необходимости передачи материалов ревизии соответствующим органам (следственным и др.) - плюс по одному экземпляру в каждый адрес. Первый экземпляр акта направляется руководителю организации, назначившей ревизию, второй — остается в делах контрольно-ревизионного отдела, третий - ревизуемой организации.
Понятие и сущность аудита
Аудиторская деятельность (аудит) – предпринимательская деятельность по независимой проверке БУ и отчетностей и др доков оргии, их подразделений, ИП в целях выражения мнения о достоверности отчетности и соответствии совершенных операций законодательству.
Цель провед А – дать объект, реальн и точные свед об аудируемом объекте.
Единым треб ведения аудита является наличие квалификационного аттестата.
Обязательным условием является осуществление аудита независимым С-м (аудиторской оргией или аудитором - ИП).
Аудит не подменяет гос контроля, его задачи сходны: определить достоверность инфы, соответствие совершенные операций законодательству.
Однако имеются существенные различия:
- по цели.
Аудит- выражение мнения о достоверности, оказания услуги, помощи.
Ревизия- выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных.
- по характеру
А- предпринимательская деятельность; Р- исполнительская деятельность
- по основе взаимоотношений
А - осущ-ся добров на основе договора, а Р- принудит по распоряжению.
- по управленческим связям
При А связи горизонтальные, предполагающие равноправие сторон.
При Р связи вертикальные.
- по принципу оплаты услуг
А оплачивает клиент, а Р – государство или вышестоящий орган.
- по практическим задачам
А напр на улучш фин полож клиента, привлеч к пассивам, помощь и консультирование клиента.
Р нацелена на сокращение активов, пресечение и профилактику злоупотребления
А м.б. внешним и внутренним.
История развития аудита
Само слово «аудитор» латинского происхождения и означает «слушатель». В дальнейшем это слово стало применяться для обозначения некоторых профессий, связанных с особой доверительностью. В экон лит-ре выдел след этапы развит аудита.
Первый этап – зарождение аудита –до конца 17 в. в Англии в 1200-е годы. С этого времени встречается большое количество свидетельств о регулярном осуществлении аудита в различных сферах. Можно выделить два направления развития раннего аудита: 1) проверка правильности фискальной политики чиновников; 2) проверка правильности учетных записей и исчисления налогооблагаемой прибыли.
Второй этап – с конца 17 в. до середины 20-го. бурный процесс концентрации и централизации производства. Шотландия принимает первый закон о запрете определенным должностным лицам служить в качестве городского аудитора. В конце 19 в. в таких странах, как Великобритания, США принимается пакет законов, в соответствии с которыми акционерные компании должны были поручить независимым бухгалтерам проверку бухгалтерских книг и счетов компаний с последующим отчетом перед акционерами. К нач 20 в. численность аудиторов во всем мире достигала 11 тыс.
Более четкие правила проведения обязательных аудиторских проверок были разработаны и приняты ближе к середине 20 в. Разные страны по-разному определяли степень вмешательства государства в организацию и регламентацию деятельности аудиторов. Наблюдается рост заинтересованности пользователей в подтверждении достоверности показателей финансовой отчетности.
Третий этап - с середины 20 в. и до настоящего времени. Он характеризуется созданием и развитием крупнейших транснациональных аудиторско-консультационных фирм.
В Беларуси, как составной части Российской Империи, аудиторское звание было введено Петром I. Аудиторы избирались из числа прапорщиков, а во главе всех аудиторов был поставлен, по военному уставу, генерал-аудитор.
В мае 1918 г. было принято решение об образовании Народного Комиссариата государственного контроля, который в феврале 1920 г. был преобразован в Рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ).
В Республике Беларусь постановлением Совета Министров Белорусской ССР от 30 сентября 1991 г. было утверждено "Временное положение об аудиторской деятельности в Республике Беларусь", в котором были намечены основы аудиторского движения и их правовое регулирование. Её функциями были:
· кадровая – организация подготовки, аттестации и выдачи лицензии;
· «арбитражная» - связанная с деятельностью аудиторских организаций по решению спорных вопросов;
· методологическая – включающая разработку нормат и методол документов;
· управления и контроля – предполагает руководство и контроль за деятельностью аудиторских организаций без вмешательства в оперативное управление и решение ими хозяйственных задач.
С июля 1999 г. эти функции переданы Главному управлению аудита при Министерстве финансов Республики Беларусь
Вопросы ответ-сти аудиторской организации и качества аудита
Правила аудиторской деятельности "Порядок заключения договоров оказания аудиторских услуг"
Правила аудиторской деятельности "Документирование аудита"
Правила аудиторской деятельности "Действия аудиторской организации при выявлении искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности и фактов несоблюдения законодательства" Правила аудиторской деятельности "Внутренний контроль качества аудита" Планирование аудита
Правила аудиторской деятельности "Аудиторские процедуры, выполняемые в соответствии с оцененными рисками"
Правила аудиторской деятельности "Понимание деятельности, системы внутреннего контроля аудируемого лица и оценка риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности"
Правила аудиторской деятельности "Общение с руководством юридического лица или индивидуальным предпринимателем"
аудиторской деятельности "Существенность в аудите"
Правила аудиторской деятельности "Планирование аудита"
Основные этапы аудита
Поскольку каждая аудиторская проверка ограничена во времени, аудитору всегда важно четко определить ее цели, безошибочно выбрать исследуемые объекты проверки, грамотно спланировать свои действия, применить эффективные аудиторские процедуры и собрать необходимые доказательства для формулирования объективного заключения. Для успешной реализации целей конкретной аудиторской проверки необходимо, чтобы последовательно выполнялись основные этапы проведения аудита. Анализ экономической лит-ры не позволяет сделать однозначный вывод об основных этапах технологии аудита.
В национальном правиле «Цели и общие принципы аудита бухгалтерской отчетности» выделены следующие этапы аудита:
- планирование аудита;
- получение аудиторских доказательств;
- документирование аудита;
- обобщение выводов;
- формирование и выражение мнения о бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта.
На этапе предварительного планирования наряду с другими вопросами изучают организацию и состояние бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
В РБ, по нашему мнению следует выделить такие основные этапы аудита:
– подготовка аудиторской проверки: определение объема аудита.
– планирование аудита, оценка организации и состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица. Аудитор должен получить достаточное представление о всех сторонах фин–хоз деятельности объекта проверки и осуществить оценку его системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля
– непосредственное проведение аудиторской проверки на предприятии: получение аудиторских док-в с документир-ем всех необход сведений и фактов;
– составление аудиторского заключения.
Учитывая особую значимость технологических этапов аудиторской проверки, отдельно остановимся на их содержании.
34. Планирование аудита документальное оформление общей стратегии и плана аудита
Планирование аудита определяется правилом аудиторской деятельности «Планирование аудита». Планирование аудита - разработка общей стратегии и составление детального плана применительно к ожидаемому характеру, срокам и объему аудиторских процедур.
Аудиторская организация должна планировать свою работу так, чтобы аудит был проведен наиболее эффективным образом.
Планирование аудита позволяет: уделить необходимое внимание значимым для аудита областям; выявить и своевременно решить проблемы, которые могут возникнуть в ходе аудита; осуществлять руководство и контроль за ходом аудита.
Процесс планирования неотделим от процесса проведения аудита и включает в себя: предварительное планирование;- разработку общей стратегии аудита; внесение изменений в план в ходе аудита; осуществление руководства и контроля; документирование действий, связанных с составлением и изменениями стратегии и плана аудита.
Общая стратегия аудита - документально оформленные основные решения аудиторской организации по предполагаемому объему аудита, временным рамкам его проведения и основным направлениям работы.
1. установление характеристик аудиторского задания, влияющих на его объем;
2. определение итоговых и промежуточных документов по результатам аудита и сроков их предоставления;
3. установленный уровень (уровни) существенности;
4. предварительная оценка эффективности системы внутреннего контроля аудируемого лица;
5. специфические особенности финансовой и хозяйственной деятельности аудируемого лица и его бухгалтерской отчетности.
После определения общей стратегии аудита аудиторская организация должна разработать и документально оформить план аудита.
План аудита - документ, составляемый аудиторской организацией и содержащий описание характера, сроков и объема аудиторских процедур, которые необходимо выполнить для получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств достоверности проверяемой информации, соответствия законодательству финансово-хозяйственных операций, совершаемых аудируемым лицом, а также снижения аудиторского риска до приемлемого уровня.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРОВЕРКЕ В ХОДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА ДОСТОВЕРНОСТИ ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
1. Аудит системных вопросов:
1.1. аудит правоустанавливающих документов:
1.2. аудит учетной политики:
1.3. аудит общего состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля:
2. Аудит внеоборотных активов:
4. Аудит расходов:
5. Аудит учета готовой продукции, товаров:
6. Аудит доходов:
7. Аудит операций с денежными средствами:
8. Аудит расчетов:
9. Аудит правильности оплаты труда работников.
10. Аудит расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
11. Аудит финансовых вложений.
12. Аудит финансовых результатов и использования прибыли.
13. Аудит операций с собственным капиталом:
14. Аудит расчетов с бюджетом и правильности ведения налогового учета.
15. Аудит и анализ показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности:
16. Аудит экологических вопросов.
17. Аудит событий, произошедших после отчетной даты и условных фактов финансовой и хозяйственной деятельности.
18. Аудит соблюдения принципа непрерывности деятельности организаций.
Содержание контроля и его место в системе управления
Для того, чтобы деят-ть оргии приносила ожидаемые рез-ты, оргие нужно управлять. Единый процесс комплексного управления обеспечивается посредством осущ-я 2х важнейших функций: планирования и контроля. Контрольная функция включает в себя учёт, анализ и регулирование.
Контроль – это процесс, обеспечивающий соответствие функционирование управляемого объекта, принятым управленческим решением.
Контроль – это управленческая деятельность, задачей кот явл-ся колич и кач оценка и учёт рез-тов работы оргии.
Основная цель контроля – объективное изучение фактического положения дел в различных областях общественной и гос жизни, выявление тех факторов и условий, кот отрицательно сказываются на выполнение принятых решений и достижении поставленной цели. Контроль явл-ся завершающим этапом управленческой деятельности, а его результаты служат базой для управления.
Объектом конроля явл-ся управляемое звено (оргии, объединения, отрасли). Внутри объекта контроля можно выделить отд-е эл-ты и происходящие в них процессы.
Субъектом контроля явл-ся контролирующее звено (мин-ва, ведомства, гос органы). Субъектами контроля могут выступать как гос, так и негос органы.
Система контроля – сов-ть субъекта, объекта и средств контроля, взаимодействующие посредством непрерывного движения инфы в целях установления желаемого рез-та исполнения, измерение состояния объекта контроля, анализа и оценки данных измерения и выработки корректирующих воздействий.
Задачи контроля могут быть общие и конкретные. Общие вытекают из Конституции и законодат-х актов общего нац-го хар-ра:
1. Проверка исполнения гос законов и решений правит-ва
2. Обеспечение сохранности собственности
3. Укрепление законопослушности ф и ю л
4. Конроль сбалансированности развития нац хоз-ва
Конкретные задачи контроля обусловлены характером задач, стоящих перед функциональным звеном.
Организация контрольной деятельности основывается на след принципах:
1. Систематичность, Гласность Независимость Объективность СГНОДЭ Действенность Экономичность
Указом презика РБ №10 от 16.10.2009 года «О совершенствовании контрольной (надзорной деятельности в РБ)» определено, что контрольная деятельность осуществляется в соответствии с принципами:
1. Презумпция добросовестности и невиновности проверяемого субъекта
2. Законности назначения и проведения проверок
3. Открытости и доступности НПА
4. Равенство прав и законных интересов всех проверяемых субъектов
5. Открытости инфы о включении субъектов в координационный план контрольной деятельности на предстоящий период
6. Ответственности контролирующих органов и их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля