Права и обязанности участников контрольной деятельности

4. Контролирующие органы и проверяющие вправе:

· при предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведение проверки свободно входить в служебные, производственные и иные помещения;

· при проведении проверки проверять у представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие личность,;

· истребовать посредством направления письменных запросов от контрагентов проверяемого субъекта копии документов;

· привлекать экспертов, специалистов;

· вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера;

· при проведении проверки использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись;

· изымать подлинники документов, имеющих отношение к выявленным нарушениям, на срок, не превышающий срок проведения проверки;

· изымать кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины, таксометры;

6. Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие обязаны:

· проводить проверку в соответствии с предписанием;

· предъявить служебное удостоверение и предписание;

· внести определенные законодательством сведения о проведении проверки в книгу учета проверок;

· проводить проверки в рабочее время проверяемых субъектов;

· требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке;

· соблюдать законодательство, права и законные интересы проверяемых субъектов;

· при проведении проверки соблюдать служебную этику;

· ознакомить представителей проверяемого субъекта с результатами проверки;

· соблюдать охраняемую законодательными актами тайну;

· принимать необходимые меры по возмещению вреда, причиненного государству, иным лицам;

· вносить предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к лицам, действия (бездействие) которых повлекли нарушения;

7. Проверяемые субъекты, их представители, участники контрольного обмера вправе:

· получать от контролирующих (надзорных) органов информацию об основаниях включения проверки в координационный план контрольной (надзорной) деятельности;

· требовать от проверяющего предъявления служебного удостоверения и предписания на проведение проверки;

· отказать в допуске проверяющих на территорию проверяемого субъекта в случае отсутствия у них предписания на проведение проверки, служебных удостоверений;

· не выполнять требования проверяющего, если его требования не относятся к вопросам, подлежащим проверке;

· присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

· заявить отвод эксперту, специалисту;

· просить о назначении эксперта, специалиста из числа указанных им лиц;

· представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, специалиста;

· знакомиться с заключением эксперта, специалиста;

· указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ее результатами;

8. Проверяемые субъекты, их представители, участники контрольного обмера обязаны:

· выполнять законные требования контролирующих (надзорных) органов и проверяющих, включая требование о предъявлении книги учета проверок (журнал производства работ – в случае, предусмотренном в части четвертой пункта 33 настоящего Положения);

· обеспечивать проверяющим возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений, пригодных для проведения проверки (в случае их наличия);

· обеспечить проведение инвентаризации, контрольных обмеров, контрольных запусков в производство сырья и материалов, расчетов и экспертиз, а также других действий по проверке деятельности проверяемого субъекта;

· обеспечить возможность осуществления отбора проб и образцов, проведения испытаний;

· изготавливать в случаях, предусмотренных в пункте 42 настоящего Положения, за свой счет копии изымаемых документов;

· содействовать проверяющим в проведении проверки;

Этапы ревизионного процесса

Условно м выд-ть 5 этапов ревиз-го проц:

1. Подготовит-й. на этом этапе опред-ся перечень вопросов, подлежащих проверке, а при необх-ти разраб-ся прога проверки. На этом этапе происходит ознакомл-е ревизора с мат-ми, харак-ми деят субъекта: изуч-ся акты предыд-х проверок, отч-ть и др инфа. Этот этап заканч-ся изданием приказа о назнач-и проверки с указанием объекта контроля, срока и периода ревизии и фамилии ревизора.

2. Проведение ревизии состоит из нескольких подэтапов:

– наделение полномочиями

– провед-е инвентар-и ден ср-в и МЦ

– личное ознакомл-е ревизора с хоз-м и стр-рой управл-я

– документ-я и фактич-я проверка подконтр-го объекта

3. Оформл-е рез-тов ревизии. На этом этапе получ-е мат-лы систематиз-ся и составл-ся справка или акт. Акт м.б. основной и промеж-й. Промеж-й составл-ся тогда, когда наруш-е м.б. скрыто или его надо срочно устранить и привлечь виновных лиц к ответст-ти. Сведения, указ-е в пром-м акте, обязательно д.б. отраж-ны в осн. Промеж-й прилаг-ся к осн как прилож-е, сост-ся 2 и более экз-ра акта.

4. Реализация материалов ревизии, закл-ся в разраб-ке меропр-й по устран-ю наруш-й и наказ-ю виновных.

Контроль за исполнением реш-й по ревизии м. осущ-ся путём получ-я инфы от проверяемого субъекта и ч/з назнач-е спец-х тематич-х проверок

10 планирование и координация контр-ревиз работы

Планирование явл-ся неотъемлемой частью эф-й оргии контрольно-ревизионной работы. Ежегодно с разбивкой по полугодиям, КГК формирует координац-е планы контрольной деят-ти. Эти планы формируются на основании данных, представленных всеми контролирующими органами. При разраб-ке координац-го плана должна учитываться периодичность проведения проверок, кот отражена в указе №510, при этом необходимо учитывать, что ра ботники контролирующих органов примерно 2/3 своего рабочего времени д б заняты непосредственно на проверках.

Проверка субъекта может проводиться за период не превышающий 3х кале дарных лет. Этот период не ограничивается в случаях, если проверка проводиться по поручению презика, президиума совета министров РБ либо ген прокурора, а также если проверка проводиться уголовными органами, если осуществляется надзор за банковской деят-тью и др.

Сроки проведения проверок:

Вид проверки Объекты проверки Срок проведения
5. - Оперативная - контрольная - дополнительная ИП, ремесленники, нотариусы, деят-ть АЭ туризма Не более 15 раб дней
  Иным субъектам Не более 30 раб дней
6. Внеплановая тематическая оперативная проверка   Не более 3 раб дней
7. Контрольная проверка   Не более 5 раб дней
8. Доп проверка   Не более 10 раб дней

Оперативная = плановая

Контрольная = проверка устранения нарушений, выявленных в ходе предыдущих проверок

Дополнительная = проверка по поручению органов уголовного преследования

Проведение плановой проверки м б однократно продлено, но не более чем на 15 дней(большой объём доков, много контрольных мероприятий), остановлена – на срок не более 3 месяцев.


Наши рекомендации