Для выполнения курсовой работы в интерактивной форме
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Для выполнения курсовой работы в интерактивной форме
По курсу
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
(для студентов направления 080100.62 Экономика
Профиль бакалавриата 51 Экономика и управление на предприятии в отраслях машиностроения)
Издательство
Пермского национального исследовательского политехнического университета
Составители: ассистент Гакашев Марат Миратович
УДК 658.5.011 (076.5)
Рецензент:
канд. экон. наук, доцент Е.С. Быкова
Методическое пособие для выполнения курсовой работы в интерактивной форме по курсу Экономика предприятий и организаций/ сост. М.М. Гакашев. – Пермь: Изд-во Перм. нац. иссл. политех. ун-та, 2012. – 60 с.
Предназначено для студентов экономических специальностей, аспирантов и преподавателей, для всех, кто занимается исследованиями в экономике.
УДК 658.5.011 (076.5)
© Пермский национальный политехнический университет, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Программа курса «БИЗНЕС-КУРС: Корпорация Плюс»………………..........4
Введение……………………………………………………………………...........5
ГЛАВА 1. ПРАВИЛА ИГРЫ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ………...…6
1.1. Исходные положения…………………………………………………........6
1.2. Производство и сбыт……………………………………………………….7
1.3. Финансовые операции……………………………………………………14
1.4. Овердрафты и банкротство………………………………………………21
1.5. Прогноз денежного потока………………………………………………22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………24
2.1. Бухгалтерский учет………………………………………………...................24
2.2. Управленческая отчетность………………………………………………….25
2.3. Финансовая отчетность…………………………………………………........26
2.4. Налоговая отчетность………………………………………………. ……….27
2.5. Сводный отчет………………………………………………………...............27
2.6. Финансовые показатели……………………………………………………...28
2.7. Налоговые показатели………………………………………………..............28
2.8. Операционный анализ………………………………………………..............29
2.9. Анализ цены и структуры капитала……………………………………........30
2.10. Инвестиционный анализ………………………………………………........31
2.11. Рынок акций……………………………………………………………........32
2.12 Графики и диаграммы……………………………………………………….32
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ……………..............34
3.1. Обсуждение проблемы…………………………………………………………34
3.2.Механизм формирования рейтинга………………………………………..........35
3.3. Рыночная цена акции……………………………………………………............37
3.4. Влияние эмиссионной политики на рейтинг……………………………...........40
Пример оформления курсовой работы……………………………………………41
Индивидуальные задания для студентов………….…………………………...48
Критерии допуска к защите курсовой работы…………………………………50
Шкала оценок…………………………………………………………………….50
Словарь терминов……………………………………………………………......51
Список использованной литературы…………………………………………...59
ПРОГРАММА КУРСА «БИЗНЕС-КУРС: КОРПОРАЦИЯ ПЛЮС»
Аннотация. Программа «БИЗНЕС – КУРС: Корпорация Плюс» - это коллективная сетевая игра. Программа «БИЗНЕС – КУРС: Корпорация Плюс» предназначена для профессиональной подготовки специалистов в области финансового менеджмента. Эта программа отличается набором управленческих решений и большим объемом отчетно-аналитической информации. Она последовательно развивает навыки управления в условиях конкуренции, дает конкретные экономические знания, вырабатывает экономический образ мышления. Деловая игра представляет собой своеобразный интерактивный учебник по управлению и финансам с огромным количеством примеров, порождаемых действиями самих обучающихся.
Учебная задача. Научить студентов управлять экономическим объектом, деятельность которого имитирует компьютер; развить у студентов навыки управления фирмой в условиях конкуренции; выработать у студентов умения аналитически обрабатывать экономическую информацию с целью принятия хозяйственных решений; развить умение у студентов обобщать и применять на практике знания, полученные при изучении таких дисциплин как «бухгалтерский учет», «экономический анализ», «финансовый менеджмент», «производственный менеджмент», «экономика предприятия», «банковское дело», «маркетинг», «рынок ценных бумаг», «финансы предприятий», «управление персоналом», «стратегическое планирование».
ВВЕДЕНИЕ
Методическое пособие раскрывает основные вопросы курса «Экономика предприятий и организаций» для выполнения курсовой работы студентов, обучающихся по стандарту 3-го поколения ФГОС. Предлагаемая интерактивная форма проведения курсовой работы включает в себя время по отработке игровых навыков, оформлению отчета о проведении игры и принятию управленческих решений.
Курсовая работа выполняется с использованием коллективной сетевой игры «БИЗНЕС-КУРС: Корпорация Плюс».
Программный продукт «БИЗНЕС-КУРС: Корпорация Плюс» предназначен для освоения экономических знаний, управленческих умений и навыков представления предприятия как системы, состоящей из элементов финансовой, производственной, сбытовой систем, соответствующих таким компетенциям студента как:
ОК-11 «осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности»;
ПК-4 «способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач»;
ПК-12 «способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии»;
ПК-13 «способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений, разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий».
В ходе выполнения поставленных задач студенты должны научиться управлять экономическим объектом в условиях конкуренции.
Применение курса базируется на таких изученных дисциплинах, как Микроэкономика, Макроэкономика, Информационно-правовые технологии, документирование управленческой деятельности и является базой для дальнейшего освоения таких дисциплин как Бухгалтерский учет, Анализ финансово-хозяйственной деятельности, Маркетинг, Менеджмент, Деньги, кредит, банки, Планирование на предприятии.
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Предприятие, действующее в индивидуальной игре, образовано в форме открытого акционерного общества.
Максимальная продолжительность игрового курса составляет 73 условных месяца, т.е. 6 лет и еще один месяц (необходимый для выплаты дивидендов по итогам последнего года). Фактическая продолжительность курса будет объявлена преподавателем в зависимости от времени, отведенного на прохождение игры.
В качестве первого месяца игрового курса для определенности принят январь 2001 г. Он считается первым месяцем функционирования Вашего предприятия. До этого был лишь сформирован уставный капитал в размере 100 тыс. руб. путем продажи 100 тыс. акций по номинальной стоимости 1 руб. Начальные активы предприятия состоят только из этих денежных средств.
В течение первого года перед Вами стоит задача развертывания деятельности предприятия и получения первой прибыли. Затем появятся качественно новые задачи по обеспечению стабильного роста предприятия и укреплению его финансового состояния. Вы почувствуете, как по ходу игры постепенно будет нарастать сложность управленческих задач.
Ваше предприятие будет действовать в рыночном окружении, условно показанном на рис. 1. Элементы этого окружения раскрываются по ходу дальнейшего изложения. Сейчас же отметим, что наибольшие заботы Вам доставит рынок готовой продукции, где Вы будете соперничать с другими скрытыми конкурентами.
Рис. 1. Рыночное окружение предприятия
Управлять предприятием придется в условиях инфляции, являющейся характерной чертой нынешней российской экономики. Инфляция будет проявляться в систематическом росте цен на товарно-материальных рынках и высоких ставках процента на рынках кредитов и депозитов.
Теперь познакомимся ближе с характером деятельности Вашего предприятия и теми управленческими решениями, которые Вам предстоит принимать.
ПРОИЗВОДСТВО И СБЫТ
Основной вид деятельности предприятия - производство. Всего можно производить три вида продукции: А, В и С. Названия этих продуктов в игре не конкретизируются. Им можно дать любые интерпретации.
Для производства продукции каждого вида необходимы:
• производственное помещение, называемое далее цехом;
• оборудование соответствующего вида (А, В или С);
• сырье соответствующего вида (А, В или С);
• рабочая сила (одной простой квалификации).
При этом процесс производства может параллельно протекать в нескольких цехах. По условиям игры, цеха берутся в аренду, причем для производства продукции каждого вида можно арендовать не более четырех цехов (рис. 2).
|
|
Рис. 2. Схема производства продукта А
Таким образом, общее количество одновременно работающих цехов Вашего предприятия может достигать 12.
Вы будете принимать управленческие решения, типичные для любого производства. Полный список таких решений по каждому виду продукции приведен в табл. 1.
Таблица 1. Решения по производству и сбыту продукции
Тип оборудования | Выбираемые параметры |
Покупка оборудования | Тип покупаемого оборудования |
Покупка сырья | Планируемый уровень расхода сырья Тип покупаемого сырья |
Производство продукции | Коэффициент рабочего времени Количество смен |
Оплата труда | Уровень оплаты труда |
Контроль качества | Уровень расходов на контроль качества |
Продажа продукции | Цена продукции Расходы на рекламу Ставка комиссионных по сбыту |
Списание оборудования | Номер закрываемого цеха |
Продажа сырья | Количество продаваемого сырья |
Для того чтобы начать производство в новом цехе, Вам необходимо принять решение о покупке оборудования.Под оборудованием понимается комплект станков, машин, механизмов, обеспечивающих полный цикл производства в одном цехе. Такой комплект приобретается, учитывается и списывается как единое целое.
По правилам игры, от момента принятия решения о покупке оборудования до начала его эксплуатации проходит ровно два месяца. В первом месяце, когда принято решение, оборудование оплачивается и доставляется на предприятие. В течение второго месяца оно монтируется в свободном цехе, а с начала третьего месяца вступает в эксплуатацию (рис. 3).
Доставка монтаж эксплуатация
месяц 1 месяц 2 месяц 3
Рис. 3. Покупка оборудования
Успех в игре в значительной степени зависит от проводимой Вами инвестиционной политики, т.е. стратегии долгосрочных инвестиций в основные средства (оборудование).
Для производства продукции каждого вида требуется свой вид оборудования. Оборудование вида А стоит относительно дешево, вида В - дороже, а вида С - значительно дороже. В то же время по своей эффективности (в смысле величины прибыли от продажи продукции) виды производств располагаются в обратном порядке: производство С - самое эффективное, ему уступает производство В и, тем более, производство А.
В начале игрового курса у Вас нет ни одного работающего цеха, поскольку предприятие только что образовано. Поэтому Ваш первый шаг в игре - покупка оборудования для первого цеха по производству продукта А. Приступить сразу же к производству продукта В или С практически невозможно, поскольку Вам не хватит для этого начальных финансовых ресурсов.
Генеральное направление Вашей инвестиционной политики должно заключаться в постепенном освоении новых видов производств.
Альтернативность Вашей инвестиционной политики обусловлена тем, что на рынке предлагается по пять типов оборудования каждого вида. Эти типы различаются стоимостью и техническими характеристиками. Чем дороже оборудование, тем, вообще говоря, оно эффективней при дальнейшей эксплуатации.
Таким образом, Вам предстоит выбирать не только вид оборудования, но и его тип внутри данного вида, что в течение длительного времени будет определять уровень издержек производства.
С целью материального снабжения предприятия Вы будете принимать решения по покупке сырья,связанные с выбором количества (планируемого уровня расхода) и типа сырья.
Доставка сырья на предприятие занимает один месяц. В связи с этим потребность в количестве сырья должна планироваться на шаг вперед.
По условиям игры, на рынке предлагается пять типов сырья для производства продукции каждого вида. Типы сырья различаются ценой и качеством. Чем выше цена, тем выше качество. При этом качество сырья оказывает решающее воздействие на качество продукции, которое в свою очередь является важным фактором рыночной конкуренции. Выбирая дорогое сырье, Вы повышаете конкурентоспособность Вашей продукции, но при этом увеличиваете издержки производства.
При одних и тех же производственных мощностях, определяемых установленным оборудованием, Вы можете достаточно свободно менять объем производства путем выбора продолжительности рабочего времени и количества рабочих смен, причем отдельно по каждому действующему цеху. Эти решения по производству продукции должны приниматься с учетом текущей рыночной потребности в продукции того или иного вида. Производство следует увеличивать, если спрос высок или начинает расти, и уменьшать в противном случае.
Рабочее время может изменяться от 0 до 1.5 относительно нормального уровня, что влечет за собой соответствующее изменение объема производства относительно мощности. При этом следует иметь в виду, что сверхурочное время оплачивается рабочим в полуторном размере, а при сокращении рабочего времени заработная плата пропорционально уменьшается, но не более чем в два раза по сравнению с месячной ставкой.
Смен может быть 1 или 2. При переходе в отдельно взятом цехе от одно -
сменной работы к двухсменной потребуется принять дополнительных рабочих и понести при этом определенные расходы по приему, а при обратном
изменении количества смен лишние рабочие увольняются и им необходимо
выплатить выходные пособия.
Если имеется несколько цехов по производству продукции данного вида, в одном из которых количество смен уменьшается, а в другом - увеличивается, то рабочие могут переводиться из первого цеха во второй. В этом случае прием или увольнение рабочих происходит исходя из потребностей данного производства в целом.
Из сказанного выше ясно, что объем производства, может в три раза превышать текущую мощность оборудования, если только этого требует рынок.
Подчеркнем, что при увеличении производства Вы должны заранее побеспокоиться о наличии достаточного запаса сырья. В противном случае компьютер потребует сократить Ваш производственный план настолько, насколько хватает сырья.
Процессы приема или увольнения рабочих при изменении количества смен происходят автоматически. Самостоятельного решения по данному поводу Вы не принимаете. В то же время Вы имеете возможность принимать решения по оплате труда, ориентируясь на среднерыночную заработную плату. При этом следует учитывать, что, по условиям игры, более высокий уровень оплаты труда обеспечивает более высокое качество продукции. При низкой оплате труда рабочие не только будут менее старательно работать, но и начнут увольняться по собственному желанию. В этом случае Вам придется нести дополнительные расходы по найму новой рабочей силы.
Решения по контролю качества заключаются в установлении уровня расходов на контроль качества в процессе производства продукции каждого вида. Эти расходы наряду с качеством сырья и уровнем оплаты труда определяют качество изготовляемой продукции.
Одна из самых сложных и ответственных Ваших задач - принятие решений по сбыту продукции.
Продукция А, В и С продается на независимых рынках А, В и С соответственно. На этих рынках Ваше предприятие вступает в конкуренцию с другими фирмами, как явно участвующими в игре, так и скрыто. Действия скрытых конкурентов моделирует компьютер. Их общее количество равно количеству фирм-участниц игры. Если все фирмы-участницы будут следовать действиям скрытых конкурентов, то их общая доля рынка окажется равной 50% и она будет поделена между ними поровну. Фактическая доля рынка каждой фирмы зависит от ее решений по сбыту и от аналогичных решений всех остальных фирм (см. ниже).
Из сказанного следует, что общее число конкурирующих фирм относительно невелико. Поэтому рынок, на котором Вам придется действовать, является олигополией. У Вас будет возможность в разумных рамках изменять цену, что невозможно в условиях чистой конкуренции. В то же время Вы не сможете диктовать цену потребителям, как это происходит в условиях чистой монополии.
Основными инструментами Вашей рыночной политики являются:
• цена продукции;
• качество продукции;
• расходы на рекламу;
• ставка комиссионных по сбыту.
Эти параметры называются факторами спроса, причем последние три - неценовыми факторами спроса.
Считается, что продукция продается через торговых агентов. Ставка комиссионных по сбыту - это оговоренный процент от стоимости реализованной продукции, который выплачивается агентам в качестве комиссионного вознаграждения.
Вы должны непосредственно устанавливать цену Вашей продукции, расходы на рекламу и ставку комиссионных по сбыту, тогда как качество продукции определяется другими Вашими решениями, о которых шла речь выше.
Рыночный спрос на Вашу продукцию зависит от соотношения Ваших значений факторов спроса со среднерыночными значениями. Устанавливая те или иные значения цены и неценовых факторов спроса, Вы вступаете в ценовую и неценовую конкуренцию с другими продавцами.
При прочих равных условиях спрос на Вашу продукцию возрастает, если Вы уменьшаете цену продукции и увеличиваете неценовые факторы.
В текущем месяце Вы можете продавать только ту продукцию, которая имеется в наличии на начало месяца, т.е. продукцию прошлого месяца и непроданную продукцию предыдущих месяцев. Фактический объем продаж вычисляется как минимум из имеющегося запаса продукции и рыночного спроса на нее.
Одинаково плохо, когда рыночный спрос оказывается существенно выше или существенно ниже Вашего предложения (запаса). В обоих случаях Вы упускаете прибыль. Следовательно, в тактическом плане Вам необходимо стремиться к их уравниванию (или к небольшому превышению запаса над спросом на случай неожиданного увеличения последнего).
Полученная Вами выручка от продажи продукции в сопоставлении с общим объемом продаж аналогичной продукции на рынке определяет Вашу долю рынка. Этот показатель оценивает успешность Ваших действий в конкурентной борьбе. Вместе с тем особо подчеркнем, что увеличение доли рынка не следует превращать в самоцель. Главная задача Вашей рыночной политики должна заключаться в максимизации прибыли от продажи продукции, т.е. разницы между выручкой от продажи продукции и полной себестоимостью проданной продукции.
Например, путем огромных расходов на рекламу Вы можете добиться высокого спроса на Вашу продукцию, что при наличии соответствующего запаса обеспечит значительную долю рынка. Однако эти расходы войдут в полную себестоимость реализованной продукции, и вместо ожидаемого увеличения прибыли Вы можете получить убытки.
То же самое можно сказать о расходах, влияющих на качество продукции, или комиссионных по сбыту. Их увеличение будет стимулировать спрос, но отдача на каждый рубль расходов будет становиться все меньше, и с какого-то момента финансовые результаты предприятия начнут ухудшаться.
Рыночный спрос на Вашу продукцию зависит не только от Ваших действий и действий конкурентов, но и от общей емкости рынка, которая будет изменяться под влиянием жизненного цикла соответствующего продукта, т.е. долговременного процесса изменения интереса к продукту со стороны покупателей. Согласно теории жизненного цикла, каждый продукт последовательно проходит следующие стадии (рис. 4):
• появление интереса;
• быстрый рост спроса;
• насыщение спроса;
Объем спроса |
Появление интереса |
Насыщение спроса |
Спад интереса |
• спад интереса.
Быстрый
рост спроса
Время
Рис. 4. Жизненный цикл продукта
Как и в реальной жизни, Вы не знаете точную кривую жизненного цикла продуктов А, В и С. Более того, Вам заранее неизвестно, укладывается ли весь жизненный цикл конкретного продукта в отведенный игровой период. Не исключено, что какой-то из продуктов уже в начале игры будет находиться на стадии насыщения, а затем переживет стадию спада.
Вам остается лишь одно: внимательно следить за рынками и пытаться уловить их тенденции, чтобы делать правильные стратегические решения.
Таким образом, перед Вами стоит непростая задача налаживания бесперебойного процесса производства и сбыта продукции в условиях конкуренции и переменчивости спроса в целом. В процессе наращивания масштаба производства (что необходимо для максимизации прибыли) Вы осознаете справедливость следующего, часто высказываемого тезиса:
Сбыт произведенной продукции является главной проблемой предприятия, действующего в условиях рыночной экономики.
Решая проблему сбыта, Вы можете испытать различные типы рыночной политики.
Например, попробуйте использовать политику следования за конкурентами, при которой из месяца в месяц Вы держите значения всех факторов на среднерыночном уровне. Такая пассивная стратегия может применяться на первых этапах знакомства с игрой. Однако она вряд ли позволит Вам добиться больших успехов.
Более эффективной является политика рыночной агрессии, при которой Вы постоянно устанавливаете цену выше среднего уровня и в то же время компенсируете возникающий отрицательный эффект высокими значениями неценовых факторов спроса, т.е. щедро рекламируете свою продукцию, много тратите на качество и комиссионные. Эта стратегия способна принести значительную прибыль. Но она достаточно рискованна, поскольку при слишком сильных отклонениях от среднерыночных показателей Вы получите прямо противоположный эффект.
Наконец, можно испытать политику экономии на издержках, когда при цене, ниже среднерыночной, Вы как можно меньше тратите на производство и сбыт продукции.
Теперь - о решениях, связанных с продажей прочих активов предприятия.
Оборудование, которое Вы эксплуатируете, подвержено процессу физического старения, приводящему к увеличению себестоимости продукции. Рано или поздно дальнейшая эксплуатация оборудования становится экономически невыгодной. Выбор правильного момента принятия решения о списании оборудования - одна из важных управленческих задач.
Списание оборудования приводит к закрытию цеха, в котором оно было установлено. Если Вы не хотите резко сокращать мощности, то должны заранее побеспокоиться о приобретении нового оборудования в другой свободный цех. Иными словами, необходимо обеспечить плавную замену старого оборудования новым. В этом смысле списание оборудования является элементом Вашей инвестиционной политики.
Подчеркнем, что решение о списании оборудования можно принимать и в целях простого сокращения производственных мощностей, чтобы привести их в соответствие с долговременной тенденцией рыночного спроса. В этом случае "под списание" может попасть вполне работоспособное оборудование.
Списанное оборудование продается на рынке по некоторой цене, зависящей от степени его изношенности.
Наконец, Вы можете принимать решение о продажи сырья.Необходимость в таком решении возникает в том редком случае, когда Вы решили полностью закрыть один из видов производств (А, В или С) и у Вас остается ненужное сырье соответствующего вида.
ФИНАНСОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
Программа "Корпорация Плюс" позволяет глубоко прочувствовать сущность финансового менеджмента, т.е. науки об управлении финансами корпораций. Вам придется решать проблемы, с которыми сталкиваются финансовые менеджеры на практике.
Ключевыми проблемами финансового менеджмента являются:
• выбор направления долгосрочных инвестиций;
• выбор источников финансирования долгосрочных инвестиций;
• управление оборотными активами и, прежде всего, денежными средствами.
Первая из этих проблем, являющаяся предметом инвестиционной политики, сводится в игре к выбору между различными видами и типами покупаемого оборудования.
Методы решения второй и третьей проблем определяют долгосрочную и краткосрочную финансовую политику. Согласованное решение первой и второй проблем составляет предмет важнейшего раздела финансового менеджмента - стратегического менеджмента.
Источниками финансирования долгосрочных инвестиций в игре служат:
• нераспределенная прибыль и прочие внутренние источники;
• банковские кредиты;
• эмиссия акций.
Наиболее выгодны внутренние источники, поскольку они не порождают дополнительных затрат в виде процента по кредитам или дивидендов по новым акциям. Однако общее обустройство игры таково, что налаживание и расширение производства продукции вида В и С только за счет внутренних источников практически невозможно в силу значительности требуемых для этого капитальных вложений. В то же время эти производства значительно более выгодны, чем производство продукции вида А. Поэтому добиться высоких результатов в игре можно лишь прибегая к кредитам и (или) эмиссии.
В любом случае Вам необходима продуманная стратегия финансового менеджмента, что, прежде всего, предполагает долгосрочную согласованность инвестиционной и финансовой политики.
В свою очередь, финансовая политика включает в себя ряд относительно обособленных направлений. В игре "Корпорация Плюс" таковыми являются:
• кредитная политика;
• депозитная политика;
• дивидендная политика;
• эмиссионная политика;
• фондовая политика.
Эти виды финансовой политики реализуются через принимаемые Вами решения. Список таких решений приведен в табл. 2.
Таблица 2. Финансовые решения
Тип решения | Выбираемые параметры |
Получение кредитов | Срок кредита Сумма кредита |
Возврат кредитов | Номер досрочно возвращаемого кредита |
Открытие депозитов | Срок депозита Сумма депозита |
Закрытие депозитов | Номер досрочно закрываемого депозита |
Выплата дивидендов | Размер дивидендов на акцию |
Выпуск собственных акций | Количество выпускаемых акций |
Выкуп собственных акций | Количество выкупаемых акций |
Покупка акций других организаций | Объем покупки Верхняя и нижняя границы цены Указание о сохранении заявки |
Продажа акций других организаций | Объем продажи Верхняя и нижняя границы цены Указание о сохранении заявки |
С целью привлечения финансовых средств Вы можете принимать решение о получении кредита. В инициативном порядке можно брать как краткосрочные кредиты (сроком до одного года), так и долгосрочные (сроком свыше года). Такие кредиты называются срочными. Их следует отличать от овердрафтов, которые при определенных условиях Вам выдаются автоматически в момент перехода к следующему месяцу.
С увеличением срока кредита базовая ставка процента по нему увеличивается. В то же время при получении кредита Вы несете разовые расходы по организации кредита в размере 5% от суммы кредита независимо от его срока. Поэтому частое получение одномесячных кредитов (с минимальной ставкой процента) может быть менее выгодно, чем разовое получение кредита на более длительный срок. Выбор оптимального срока кредита в зависимости от его целевого назначения - одна из важных задач Вашей кредитной политики.
По своему целевому назначению получаемые кредиты делятся на три типа: текущие (Т), инвестиционные (И) и финансовые (Ф). Тип кредита определяется автоматически исходя из состава расходов в данном месяце. Если запланированы крупные инвестиционные расходы (покупка оборудования) или крупные финансовые расходы (покупка акций других организаций, выкуп собственных акций, выплата дивидендов, возврат кредитов и др.), то кредиту присваивается тип И или Ф в зависимости от того, какой из этих видов расходов больше. Если же преобладают текущие расходы, связанные с основной (производственной) деятельностью предприятия, то кредит получает тип Т.
Обычно считается, что инвестиционные кредиты должны быть долгосрочными, а текущие кредиты - краткосрочными. Однако здесь важен еще размер кредита. Небольшой инвестиционный кредит можно взять и на краткий срок. Главное, чтобы к моменту его возврата у Вас появились необходимые денежные средства. В большинстве конкретных ситуаций финансовые кредиты, раз в них возникает необходимость, также следует брать на краткий срок. Вместе с тем финансовые кредиты, преследующие стратегические цели (например, изменение структуры капитала путем выкупа собственных акций), могут быть и долгосрочными.
В очередном месяце можно взять только один срочный кредит. При этом общая сумма имеющихся кредитов не должна превышать общего кредитного лимита, который в базовом сценарии игры вычисляется как 100% от текущей величины собственного капитала, т.е. суммы акционерного капитала (поступлений от эмиссии акций) и нераспределенной прибыли. Таким образом, рост каждой из составных частей собственного капитала приводит к расширению Ваших возможностей по получению кредитов.
Банк ежемесячно формирует текущий кредитный лимит, который не превосходит остатка общего кредитного лимита, но может быть и значительно меньше. Очередной кредит выдается лишь в пределах текущего лимита. Данный ограничитель рассчитывается по внутренним правилам банка, отражающим его кредитную политику. Основное назначение этих правил - обеспечить целевое использование кредитов и минимизировать риски банка. В правила заложено, что банк кредитует операции по покупке акций других организаций лишь на 50%. Поэтому Вы не сможете приобретать крупные пакеты акций за счет только кредитов банка. В то же время исключается возможность осуществления обходного финансового маневра состоящего в том, что в данном месяце берется крупный кредит типа Т, а в следующем он используется на инвестиционные или финансовые цели.
Договорная ставка процента по кредиту (диктуемая банком) увеличивается относительно базовой ставки процента по мере исчерпания общего кредитного лимита. Кредит, после получения, которого общий лимит полностью исчерпывается, выдается под удвоенную базовую ставку процента.
Проценты по кредитам уплачиваются ежемесячно исходя из 1/12 годовой договорной ставки процента.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету № 10/99 "Расходы организации" [21] проценты по кредитам входят в состав операционных расходов предприятия. В то же время согласно "Положению о составе затрат..." [20] при расчете налогооблагаемой прибыли проценты по текущим кредитам учитываются лишь в пределах ставки рефинансирования Центрального Банка, увеличенной на 3 процентных пункта, а проценты по инвестиционным и финансовым кредитам целиком не учитываются.
Возврат кредита по истечении договорного срока осуществляется автоматически. Решения по данному поводу Вы не принимаете. Вместе с тем Вы можете принять решение о досрочном возврате кредита. Но в этом случае Вам придется выплатить банку неустойку в размере 50% от не полученных им процентов за оставшийся по договору срок кредита. Эта неустойка входит в состав операционных расходов предприятия, но не учитывается при расчете налогооблагаемой прибыли.
В случае появления свободных денежных средств Вы можете принимать решение об открытии депозита, т.е. срочного банковского вклада, предусматривающего выплату процента.
Депозиты можно открывать на срок до одного года, причем процент по депозиту тем выше, чем больше его срок.
По истечении договорного срока депозит закрывается автоматически с выплатой процента за весь период нахождения денежных средств в банке.
Очевидная цель депозитной политики - эффективное использование свободных оборотных средств предприятия. В этом смысле она является элементом краткосрочной финансовой политики. Вместе с тем Вы можете строить депозитную политику как инструмент долгосрочной финансовой политики.
Например, предположим, что Вы приняли стратегическое решение о покупке через 12 месяцев дорогостоящего оборудования с максимальным использованием собственных средств. В таком случае можно разработать депозитную программу, согласно которой в течение этого года Вы помещаете все свободные средства на депозиты, причем их сроки рассчитываете таким образом, чтобы к моменту покупки оборудования все депозиты были бы разом закрыты и вместе с процентами обеспечили хотя бы часть финансирования задуманного инвестиционного проекта.
Впрочем, такого рода депозитные программы можно использовать для финансирования любых других крупных расходов в будущем: выплаты годовых дивидендов, возврата кредитов и т.п.
Вы можете принять решение о досрочном закрытии депозита, если Вам не хватает денежных средств для текущих расходов. При этом следует иметь в виду, что процент по досрочно закрываемому депозиту не выплачивается. На расчетный счет поступит лишь первоначальная сумма депозита. Досрочное закрытие депозита говорит о том, что Вы допустили промашку в Вашей краткосрочной финансовой политике.
После прохождения каждого квартала у Вас будет возможность принимать решение о выплате дивидендов по акциям Вашего предприятия. При этом дивиденды за отчетный период календарного года (3, 6, 9 и 12 месяцев) не должны превышать чистой прибыли за тот же период. В этих рамках Вы имеете полную свободу в установлении размера дивидендов на акцию и порядка их выплаты в соответствии с выбранной Вами дивидендной политикой.
Здесь имее