Прохождение практики на предприятиях различных форм собственности, размеров и отраслевой принадлежности
1. Краткая характеристика предприятия: ОПФ; год образования; динамика развития; направления деятельности; источники формирования капитала; анализ производимой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг и т.д.
2. Организационное обеспечение: рассмотреть структуру управления предприятием, в том числе и финансового; описать деятельность отделов и оценить эффективность их работы.
3. Организация бухгалтерского учета и учетная политика предприятия: описать систему бухгалтерского учета и состав отчетности, учетную, налоговую и амортизационную политику и ее основные разделы;
4. Характеристика основных элементов финансовой политики: охарактеризовать состояние кредитной и дивидендной политики, а также политики управления оборотными активами, дебиторской и кредиторской задолженностью.
5. Оценка финансового состояния предприятия: проанализировать порядок проведения на предприятии финансового анализа, степень детализации; оценить эффективность деятельности предприятия (рентабельности и деловой активности); проанализировать финансовую устойчивость и ликвидность.
6. Организация финансового планирования и контроля: описать систему финансового планирования на предприятии (состояние стратегического, текущего и оперативного планирования) и методы финансового контроля за финансовыми потоками.
4.4 ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
Отчет студента, предъявляемый на кафедру после окончания практики, должен отразить проделанную работу за этот период. Цель подготовки отчета по практике - усвоение основных вопросов программы практики, проверка готовности студента к самостоятельной работе.
В связи с этим в отчете должно быть отражено:
а) обобщение результатов работы на практике;
б) специальные экономические расчеты;
г) выводы и практические предложения.
Отчет по практике должен содержать краткое описание выполненных заданий разделов программы практики, расчеты, таблицы, схемы. В отчете должны быть выделены разделы и подразделы. Содержание отчета следует излагать сжато, избегать повторений и ненужных отступлений, без произвольных сокращений слов. Не следует излишне загромождать текст описательным материалом, использовать сведения общего, справочного или теоретического характера.
Структура отчета:
1. Титульный лист, оформленный по образцу (приложение Е). Он считается первым листом работы.
2. Содержание, которое включает наименование разделов отчета по практике с указанием страниц.
3. Введение, должно раскрывается цель и необходимые для ее реализации задачи практики. Во введении указываются объект и предмет исследования.
4. Часть I. Общая часть, которая излагается в последовательности, рекомендуемой данными методическими рекомендациями. Все аналитические расчеты должны быть произведены не менее чем за 3 года.
5. Часть II. Излагается в соответствии с рекомендациями научного руководителя выпускной работы.
6. Заключение должно содержать общие выводы по практике и рекомендации по совершенствованию деятельности.
7. Список литературы, содержащий источники, которые использовались для написания отчета и непосредственно при работе на практике, который оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ.
8. Приложение - оформляется как продолжение работы на последующих страницах. При этом каждое приложение должно начинаться с нового листа, содержать заголовок и нумероваться прописными буквами (например: приложение А). В приложении должны быть представлены материалы, имеющие хождение на объекте изучения (формы бухгалтерской отчетности, формы входящих и исходящих документов, должностные инструкции и положения о финансово-экономических отделах, устав и др.).
Требования к оформлению отчета
Отчет по практике должен быть представлен на белой бумаге формата А4 с полями: левые, верхние и нижние - 20 мм, правые - 10 мм. Общий объем отчета должен быть не более 25-30 страниц. Текст должен быть выполнен в текстовом редакторе Microsoft Word, с использованием шрифта Times New Roman, размером – 14. Интервал между строками должен быть 1,5 интервала, интервал между буквами шрифта должен быть обычным (100%) без разреженности.
Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа (на титульном листе номер страницы не ставится). Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставятся в правом верхнем углу без точки.
Каждая часть начинается с новой страницы. Это правило относится к основным структурным частям работы: введению, первой и второй частям, заключению, списку литературы, приложениям.
Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, формулы, пишут сокращенно и без значка «№» (например: рисунок 7, таблица 9). Если ссылка на рисунок (таблицу, формулу) уже сделана, но рисунок (таблица, формула) по размеру не помещается до конца страницы, необходимо продолжить текст, который следует за рисунком (таблицей, формулой), а сам рисунок (таблицу, формулу) следует разместить на следующей странице.
Ссылку в тексте на отдельный раздел работы заключают в круглые скобки и используют сокращение «см.» (например: (см. приложение А)).
Числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначения физических величин и единиц счета от единицы до девяти - словами.
Формулы следует набирать в специальной компьютерной программе. (В текстовом редакторе Microsoft Word эта программа находится в меню «Вставка» → «Объект» → «Microsoft Equation 3.0» и нажать «Enter»). Появится окно, с помощью которого создаются различные формулы.
Все формулы должны нумероваться арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках.
Иллюстрации размещаются сразу после ссылки на них в тексте. Желательно иллюстрации размещать так, чтобы их можно было просматривать без поворота работы. Если поворот неизбежен, то иллюстрации надо ориентировать так, чтобы для их рассмотрения надо было бы повернуть работу по часовой стрелке.
Все иллюстрации именуются рисунками. Рисунки должны иметь сквозную нумерацию.
Подписи на рисунках необходимо размещать горизонтально, без рамок. Подписи должны выполняться единообразно по размеру и шрифту. Подписи под рисунками должны быть содержательными. Помещается подпись под рисунком рядом с его номером по центру (например: Рисунок 4 – Структура затрат).
Таблица представляет собой такой способ подачи информации, при котором цифровой или текстовой материал группируется в колонки, ограниченные одна от другой вертикальными и горизонтальными линиями.
Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Номер и ее заголовок размещаются после слова «Таблица», располагаются над таблицей с размещением по ширине без абзацного отступа. Нумерация таблиц сквозная. При переносе части таблицы другие страницы название помещают только над первой частью таблицы. Над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием номера таблицы. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами.
Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице измерения величины, то ее обозначение необходимо помещать после заголовка через запятую на той же строке. Обозначение единицы измерения величины, общей для всех данных в строке, следует указывать после ее наименования. Допускается при необходимости выносить в отдельную строку (графу) обозначение единицы измерения величины.
Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента и номера и т.п. не допускается. При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире).
5. ЗАЩИТА ОТЧЕТА И ФОРМА АТТЕСТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ
Отчет по организационно-экономической практике сдается научному руководителю, в срок не позднее 2 рабочих дней с момента завершения практики. На проверку отчета руководитель затрачивает не более 2 – 3 дней. Он оценивает полноту, своевременность и правильность выполнения требований данных методических рекомендаций и индивидуального задания. По результатам проверки научный руководитель проводит защиту отчета в форме устной беседы и выставляет дифференцированную оценку на титульном листе отчета и в зачетной книжке студента. Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
Студенты, не выполнившие программу организационно-экономической практики, могут быть отчислены. Итоги практики и ее результаты обсуждаются на кафедры.