Практика на предприятиях различных организационно-правовых форм

Студент в ходе производственной практики должен овладеть методами управления движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями, возникающими у предприятия в процессе движения финансовых ресур­сов. Для этого необходимо:

- изучить организационно-правовую форму предпри­ятия, условия формирования уставного фонда предпри­ятия;

- ознакомиться с особенностями хозяйственной дея­тельности организации, структурой и системой управле­ния, структурой финансовых подразделений и служб, положениями об их деятельности, кадровым составом, с должностными инструкциями сотрудников финансовых служб организации;

- ознакомиться с маркетинговой службой и ее орга­низацией, состоянием юридической службы, организа­цией делопроизводства и ее нормами;

- изучить учетную политику предприятия, рассмот­реть порядок определения выручки от реализации, кон­троль финансистов за своевременной отгрузкой продук­ции и своевременным отражением выручки от реализа­ции продукции;

- изучить порядок формирования отпускных цен на выпущенную продукцию;

- изучить порядок и организацию заключения дого­воров с покупателями и поставщиками;

- организацию оперативного финансового управления, финансовое прогнозирование и финансовое планирование.

Организация оперативного финансового управления

Во время прохождения практики необходимо изу­чить и осветить в отчете следующие вопросы:

1. Базовые условия оперативного финансового управления предприятием:

- наличие фирм и организаций, созданных предпри­ятием и входящих в его структуру. Основные денеж­ные потоки и взаимоотношения с такими организа­циями;

- вхождение предприятия (фирмы, организации) в холдинговые образования, наличие ведомственной под­чиненности и возникающие в связи с этим основные де­нежные потоки;

- коммерческие банки, обслуживающие предприятие (фирму, организацию). Наличие расчетных, валютных, депозитных и иных видов счетов;

- заключение хозяйственных договоров поставки, ход их выполнения и обеспеченность договоров соответст­вующими ресурсами. Особое внимание при изучении этого вопроса следует обратить на предусматриваемые в договорах поставки финансовые санкции и их фактиче­ское применение;

- состояние расчетов с покупателями за товары и ус­луги. Причины несвоевременной оплаты счетов покупа­телями и применяемые меры воздействия;

- формы расчетов, применяемые на предприятии, их эффективность, целесообразность дальнейшего использо­вания и направления совершенствования;

- техника составления платежных документов и уча­стие студента в подготовке и передаче документов в банк;

- очередность списания денежных средств со счетов предприятия;

- расчеты и оформление очередных налоговых пла­тежей предприятия в бюджет и внебюджетные фон­ды;

- экспортно-импортные операции предприятия: осве­тить их текущее состояние, обороты, эффективность для предприятия и влияние на текущие финансовые резуль­таты;

- операции с ценными бумагами: наличие соответст­вующей структуры, содержание операций с ценными бумагами, влияние на финансовые результаты предпри­ятия;

- денежные потоки предприятия и их влияние на финансовое состояние;

2. Оперативное финансовое планирование

В случае отсутствия на предприятии (организации, фирме), где проходит практика, порядка составления оперативных финансовых планов, последние должны быть составлены студентом самостоятельно.

- кассовый план предприятия: изучить практику со­ставления, целесообразность такого документа для дан­ного предприятия и произвести самостоятельные расче­ты на предстоящий период;

- платежный календарь: изучить практику состав­ления платежного календаря, сделать самостоятельные расчеты на предстоящий период и показать роль в обес­печении платежеспособности предприятия;

- произвести расчеты плановой потребности пред­приятия (организации, фирмы) в краткосрочном финан­сировании на предстоящий период.

3.Контрольно-аналитическая работа по финансовому управлению предприятием

Студентом должны быть уяснены основные направ­ления деятельности:

- работа финансовых служб предприятия по обеспе­чению контроля за выполнением плана выручки от реа­лизации товарной продукции (объема продаж), других доходов, прибыли, текущих затрат;

- практика деления текущих затрат на постоянные и переменные, контроль за их уровнем;

- расчет точки безубыточности (порога рентабельно­сти) для предприятия (организации, фирмы);

- контроль за уровнем операционного рычага на предприятии и влиянием на финансовые результаты;

- контроль за рентабельностью на предприятии: рас­считать уровень и динамику рентабельности производст­ва, рентабельность товарного выпуска и рентабельность важнейших видов выпускаемой продукции (выполняе­мых работ и оказываемых услуг);

- изучить возможность роста рентабельности важнейших видов продукции под влиянием роста цен, снижения затрат на производство и реализацию или других факторов;

- контроль за эффективностью использования обо­ротных средств на предприятии, рассчитать оборачивае­мость оборотных средств, установить ее динамику, вы­явить причины изменения;

- особое внимание следует об­ратить на случай выявления недостатка собственных оборотных средств, изучить причины его появления и пути восполнения;

- контроль за доходностью краткосрочных финансо­вых вложений на предприятии.

Финансовое прогнозирование и финансовое планирование

Практика прогнозирования на предприятии форм финансовой отчетности и составления планового баланса доходов и расходов. В случае отсутствия на предприятии практики составления указанных документов, студент должен самостоятельно произвести необходимые расче­ты. К таким расчетам относятся:

1. Расчет выручки от реализации продукции (работ, услуг).

2. Определение плановых затрат предприятия с уче­том экономии затрат на производство и реализацию про­дукции в плановом году по основным факторам:

- за счет роста производительности труда более быст­рыми темпами по сравнению с ростом заработной платы;

- за счет роста фондоотдачи и снижения амортизаци­онных отчислений;

- за счет снижения норм расхода материальных ре­сурсов;

- ликвидации перерасхода материальных ресурсов;

- экономии условно-постоянных расходов и других факторов.

3. Определить изменение потребности предприятия в собственных оборотных средствах на планируемый год.

4. Рассчитать финансовые результаты на плановый год.

5. Распределить плановую прибыль.

6. Определить источники инвестиционной деятельно­сти предприятия на плановый год.

7. Рассчитать другие статьи доходов и расходов предприятия на плановый год.

8. Проверить правильность расчетов к финансовому плану, составив шахматную проверочную таблицу.

9. Составить плановый баланс доходов и расходов предприятия (организации, фирмы) по сокращенной или развернутой форме.

При наличии на предприятии поставленной системы бюджетирования студент должен принять участие в раз­работке некоторых из них, а также уяснить их взаимо­связь и взаимообусловленность, ответственность отдель­ных структур за формированием доходов и расходов.

В результате прохождения производственной практики студент должен:

1. Охарактеризовать функции, выполнявшиеся им во время прохождения практики.

2. Отметить, какие теоретические знания и навыки, приобретенные во время обучения в Котласском филиале ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», были использованы.

3. Указать, какие новые знания и навыки были получены.

4. Охарактеризовать основные функции специалистов и их роль в системе финансового планирования и управления, контрольно-аналитической работы в соответствии с должностной инструкцией и с учетом специфики:

- их должности;

- структурного подразделения, в котором они работают;

- отраслевых особенностей предприятия.

5. Дать общую характеристику и проанализировать основные проблемы, решаемые структурным подразделением и его специалистами в сфере финансовых и кредитно-денежных отношений предприятия, дать предложения по решению данных проблем.

6. Сформулировать предложения по развитию и совершенствованию финансовых и кредитно-денежных отношений на предприятии (в организации).

1.2. Практика в кредитных учреждениях

В ходе производственной практики в кредитных ор­ганизациях студент должен изучить банковские опера­ции и другие направления деятельности подразделений банка и овладеть методами их осуществления, управле­ния движением финансовых ресурсов. Для этого необхо­димо:

- изучить организационно-правовую форму, Устав банка и нормативные документы по его образованию и функционированию;

- ознакомиться со статусом и миссией банка, струк­турой и системой управления, структурой функциональ­ных подразделений и служб банка, положениями об их деятельности, кадровым составом банка, должностными инструкциями сотрудников;

- провести анализ основных финансово-экономи­ческих показателей банка;

- ознакомиться с составом клиентуры и услугами, предоставляемыми банком клиентам;

- изучить порядок формирования уставного фонда (капитала) банка;

- ознакомиться с правилами выпуска и обращения депозитных и сберегательных сертификатов, банковских векселей;

- изучить особенности работы банка по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады и депозиты, дать оценку эффективности депо­зитной политики банка; принять участие в заключении депозитных договоров банка с клиентами;

- ознакомиться с порядком открытия и ведения рас­четных и текущих счетов клиентов банка, особенностя­ми расчетно-кассового обслуживания клиентов;

- изучить порядок организации межбанковских рас­четов: через расчетно-кассовые центры (РКЦ) Централь­ного банка РФ, по корреспондентским счетам, откры­ваемым банками друг другу на основе прямых коррес­пондентских отношений, механизм открытия и функ­ционирования счетов JIOPO и НОСТРО;

- изучить порядок получения и погашения межбан­ковского кредита;

- ознакомиться с порядком рефинансирования ком­мерческих банков со стороны ЦБ России и порядком по­лучения кредитными организациями кредитов ЦБ;

- ознакомиться с организацией кредитования банком юридических и физических лиц, изучить кредитные продукты банка, порядок рассмотрения кредитных зая­вок и принятия решения о выдаче кредитов;

- изучить порядок и показатели оценки кредитоспо­собности клиента;

- изучить порядок классификации ссудной задол­женности по категориям качества и формирования ре­зервов на возможные потери по ссудам;

- изучить и проанализировать структуру кредитного портфеля банка;

- изучить операции банка с собственными ценными бумагами;

- изучить операции банка с ценными бумагами сто­ронних эмитентов, порядок совершения сделок РЕПО;

- изучить деятельность банка в качестве профессио­нального участника рынка ценных бумаг;

- изучить порядок начисления и выплаты процентов по активным и пассивным операциям коммерческого банка;

- изучить порядок лицензирования операций с ино­странной валютой, принять участие в открытии валют­ных счетов и проведении по этим счетам операций;

- изучить организацию международных расчетов по экспортно-импортным операциям клиентов, порядок и правила различных форм расчетов;

- изучить правила покупки и продажи иностранной валюты уполномоченными банками на внутреннем ва­лютном рынке;

- принять участие в составлении отчета банка о со­блюдении им открытой валютной позиции и других форм отчетности по валютным операциям;

- ознакомиться с методикой расчета обязательных нормативов банка (достаточности капитала, ликвидно­сти;

- нормативов кредитных рисков); осуществить оценку данных показателей с точки зрения соответствия их нормативным значениям;

- произвести расчет сумм привлеченных средств, подлежащих депонированию, в фонд обязательных ре­зервов Центрального банка РФ;

- произвести расчет собственных средств (капитала) коммерческого банка;

- изучить структуру и динамику доходов и расходов банка.

Оформление отчета о производственной практике

Каждый студент представляет на кафедру отчет о производственной практике, который состоит из двух частей: текстовой и приложений.

Текстовая часть отчета должна быть написана на листах стандартного формата (А4), общим объемом 25- 30 страниц, и отражать в первую очередь ту работу, ко­торую студент проделал самостоятельно или вместе с ра­ботниками организации. В частности, здесь дается крат­кая технико-экономическая характеристика организа­ции; описывается структура его финансовых служб, их функции; приводится характеристика отдельных на­правлений деятельности организации (с обязательным приложением к отчету заполненного комплекта доку­ментов и годовой отчетности, дополнительных отчетных форм, аналитических таблиц); обобщаются выводы, сде­ланные студентом в период прохождения практики.

Приложения к отчету состоят из набора заполнен­ных форм первичных и сводных документов, учетных регистров, копий финансовой отчетности и др., на кото­рые студент обязательно ссылается при написании тек­стовой части отчета. Документы, входящие в приложе­ния, должны иметь свою нумерацию и располагаться в таком порядке, в каком ссылаются на них в отчете.

Содержание отчета по производственной практике должно полностью соответствовать плану прохождения практики, утвержденному руководителями практики от организации - базы практики.

Отчет по производственной практике формируется в следующей последовательности:

1. Титульный лист.

2. Дневник прохождения практики

3. Характеристика.

4. Текстовая часть отчета.

5. Приложения к отчету.

Нумерация страниц текстовой части сквозная, начи­нается с титульного листа.

На титульном листе, в дневнике и на характеристике должна стоять печать организации - базы практики.

При отсутствии необходимых подписей и печатей отчет к проверке не принимается!

Подведение итогов практики

После прохождения практики студент представляет руководителю по практике от кафедры письменный отчет о прохождении практики, дневник, характеристику с места прохождения практики.

Руководитель по практике от кафедры:

- рассматривает отчеты студентов по практике;

- принимает зачет и готовит экзаменационную ведомость для деканатов;

- готовит и представляет в учебно-методический отдел отчет по практике.

Оценка по практике или зачет приравниваются к оценкам по теоретическому обучению и учитываются при подведении итогов общей успеваемости студен­тов.

Студенты, своевременно не сдавшие отчет о практике или получившие при его защите отрицательную оценку, не допускаются до защиты дипломной работы и направ­ляются на повторное прохождение практики.

Наши рекомендации