Порядок формирования интегрированной отчетности
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Финансовый университет)
Курский филиал Финуниверситета
Кафедра «Экономика и финансы»
УТВЕРЖДАЮ Директор Курского филиала Финуниверситета _______________Л. А. Дремова «___»_____________201____ г. |
Р.С. Костин
Тема 1. Современные тенденции в развитии корпоративной отчетности
Зарубежный опыт развития корпоративной отчетности и возможности его адаптации. Роль Международного комитета по интегрированной отчетности в продвижении концепции интегрированной отчетности в глобальном масштабе. Международные основы интегрированной отчетности. Понятие интегрированной отчетности.
Значение интегрированной отчетности в обеспечении информационной прозрачности и подотчетности бизнеса; устойчивого роста рыночной капитализации корпоративных структур; повышения рейтинга на финансовых рынках; роста конкурентоспособности и др.
Перспективы применения интегрированной отчетности как новой инновационной модели корпоративной отчетности.
Тема 2. Фундаментальные концепции, лежащие в основе интегрированной отчетности
Концепция создания ценности на протяжении времени для организации и для других. Факторы ценности.
Концепция капиталов, которые организация использует и на которые она влияет. Категории капиталов: финансовый, промышленный, интеллектуальный, человеческий, социальный и связной, природный.
Концепция процесса создания ценности. Бизнес-модель организации как инструмент создания ценности.
Тема 3. Ведущие принципы формирования интегрированной отчетности
Содержание основных принципов формирования интегрированной отчетности: стратегическая направленность и ориентация на будущее; взаимосвязь информации; отношения с заинтересованными сторонами; существенность; краткость; достоверность и полнота; постоянство и сопоставимость. Процесс определения существенности и границы интегрированной отчетности.
Тема 4. Структурные элементы информации подлежащей включению в интегрированный отчет
Взаимодействие и взаимосвязь интегрированной отчетности с другими отчетами.Требования в отношении структурных элементов, подлежащих включению в интегрированную отчетность: обзор организации и внешняя среда; управление; возможности и риски; стратегия и распределение ресурсов; бизнес-модель; деятельность; перспективы на будущее; основа для подготовки и представления.
Тема 5. Управленческий учет как информационная основа формирования интегрированной отчетности
Информация управленческого учета о финансовых и нефинансовых показателях, характеризующих внутренние бизнес-процессы, взаимоотношения с клиентами, обучение и развитие персонала, воздействие на окружающую природную среду и др., необходимая для формирования интегрированной отчетности.
Планирование процесса формирования интегрированной отчетности. Использование информационных технологий при подготовке интегрированной отчетности.
5.2. Учебно-тематическийплан38.04.02 «Менеджмент» магистерская программа «Корпоративное управление» (заочная форма обучения)
№ п/п | Наименование темы (раздела) дисциплины | Трудоемкость в часах | Формы текущего контроля успеваемости | ||||||||
Всего | Аудиторная работа | Самостоятельная работа | |||||||||
Общая | Лекции | Практические и семинарские занятия | Занятия в интерактивных формах | ||||||||
1. | Тема 1. Современные тенденции в развитии корпоративной отчетности | 26,5 | 2,5 | 0,5 | 0,4 | Групповая дискуссия | |||||
2. | Тема 2. Фундаментальные концепции, лежащие в основе интегрированной отчетности | 0,8 | Разбор ситуаций, устный опрос | ||||||||
3. | Тема 3. Ведущие принципы формирования интегрированной от-четности | 0,8 | Устный опрос, групповая дискуссия, решение задач | ||||||||
4. | Тема 4. Структурные элементы информации подлежащей включению в интегрированный отчет | 0,8 | Устные ответы. Дискуссия. Решение задач Обсуждение | ||||||||
5. | Тема 5. Управленческий учет какинформационнаяоснова формирования интегрированной отчетности | 18,5 | 2,5 | 0,5 | 0,4 | Устные ответы. Дискуссия. | |||||
Итого | 3,2 | ||||||||||
Содержание практических и семинарскихзанятий
Наименование темы дисциплины | Тематика практических занятий (семинаров) / Технологии проведения | Вопросы для самостоятельной работы студентов | Рекомендуемые источники |
Фундаментальные концепции, лежащие в основе интегрированной отчетности | Дискуссия на тему:«Фундаментальные концепции формирования интегрированной отчетности: содержаниеи проблемы» | Каковы причины, обусловившие развитие в мировой практикеновыхподходовкпубличной отчетности? В чем заключается сущность концепции создание ценности для организации и длядругих? В чем заключается сутьконцепции множественности капиталов? Дайтехарактеристику концепции процессасоздания ценности. | №№ 1, 2, 3, 8, 9, 11,12, 13 |
Ведущиепринципы формирования интегрированной отчетности | Дискуссия на тему:«Ведущие принципы формирования интегрированной отчетности: содержаниеи проблемы» | Назовите ведущие принципы формирования интегрированной отчетности. В чем заключается сущностьпринципа«стратегическая направленностьиориентацияна будущее»? Дайтехарактеристику принципа «взаимосвязь информации» Какуюинформациюоб взаимоотношениях с заинтересованными сторонамиследует раскрыватьв интегрированной отчетности? Какопределить существенность для целей интегрированной отчетности? Дайтепонятие принципов краткость, достоверность, полнота, постоянстводля целей интегрированной отчетности. | №№ 1, 2, 3, 6, 9 |
Структурные элементы информации подлежащей включению в отчет | Кейс – метод«Оценкакачества информации, представленнойв корпоративной отчетности ведущих российских организации,для принятия управленческих решений с позиций заинтересованных пользователей,и | Какиеструктурные элементов,следует включатьвинтегрированную отчетность? Назовите возможные способы представления информацииовозможностях и рисках организации в интегрированной | №№ 1, 2, 3, 6, 9 |
соответствиеее Международным основам интегрированной отчетности» | отчетности. Какуюинформацию информациио стратегии и планах распределения ресурсовследуетраскрытьвинтегрированной отчетности? Насколько отчетность российских компаний соответствует понятию интегрированной? Какиемеждународные стандартымогут бытьиспользованы при подготовкеИО? | ||
Управленческий учет какинформационная основа формирования интегрированной отчетности | Интерактивное занятиепоопределению финансовыхи нефинансовых показателей, необходимыхдля включенияв интегрированную отчетность,и возможности получения информации о них в системе управленческого учета | Какие показатели дляхарактеристики финансового капитала могут быть отражены вИО? Какие показатели дляхарактеристики интеллектуального капитала могут быть использованы? Дайтеопределение понятиякатегории человеческий капитал и показатели дляегохарактеристики. Какие показатели для характеристики социальногои связного капитала следует отражать в ИО? Какуюинформациюо природном капитале целесообразно раскрывать вИО? | 2, 3, 4, 5, 7, 10 |
6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся подисциплине
6.1. Формы внеаудиторной самостоятельнойработы
Основными формами самостоятельной работы студента являются: работа с учебной и справочной литературой, сбор информации из интернета, самостоятельное изучение консолидированной отчетности российских и зарубежных корпораций, рассмотрение примеров и решение задач по изученной тематике, подготовка вопросов для консультации, написание эссе, подготовка к зачету.
Наименование темы | Формывнеаудиторной самостоятельнойработы | Трудо-емкость, час. | Темыдля самостоятельного изучения |
Современные тенденциив развитии корпоративной отчетности | Работа с нормативной, учебной и справочной литературой,Интернет-ресурсами. Написание эссе | Современные тенденции в развитии корпоративной отчетности | |
Фундаментальны еконцепции, лежащие в основе интегрированной отчетности | Работасучебнойи справочнойлитературой, Интернет-ресурсами, корпоративной отчетностью ведущихроссийскихи зарубежныхкомпаний. Выполнениеконтрольнойработы. Написаниеэссе | Фундаментальные концепции, лежащие в основе интегрированной отчетности | |
Ведущие принципы формирования интегрированной отчетности | Работасучебнойи справочнойлитературой, Интернет-ресурсами, корпоративной отчетностью ведущихроссийскихи зарубежныхкомпаний. Выполнениеконтрольнойработы. Написаниеэссе | Ведущиепринципы формирования интегрированной отчетности | |
Структурные элементы информации подлежащей включениюв отчет | Работасучебнойи справочнойлитературой, Интернет-ресурсами, корпоративной отчетностью ведущихроссийскихи зарубежныхкомпаний. Выполнениеконтрольнойработы. Написаниеэссе | Структурные элементы информации подлежащей включениюв интегрированныйотчет | |
Управленческий учеткак информационная основа формирования интегрированной отчетности | Работа с учебной и справочной литературой, Интернет-ресурсами,корпоративной отчетностью ведущих российских и зарубежныхкомпаний. Написаниеэссе | Управленческий учет как информационная основа формирования интегрированной отчетности | |
Всего: |
6.2. Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельнойработы
В целях развития теоретических знаний и закрепления практических навыков, необходимых для составления интегрированной отчетности в соответствии с международными основами интегрированной отчетности программой предусмотрено выполнение контрольной работы.
Примерные задания для выполнения контрольной работы.
Задание 1.
Вопрос 1. Раскройте содержание принципа существенности для целей интегрированной отчетности.
Вопрос 2. Способы представления информации о возможностях и рисках организации в интегрированной отчетности.
Задание 2.
Используя интегрированную отчетность двух компаний, имеющих одинаковую отраслевую принадлежность, заполните следующую таблицу.
Показатели | Название компании1 | Название компании2 | Ваши предложения |
Показатели, используемые для характеристики видов капитала как входных ресурсов: -финансовый капитал | |||
-производственный капитал | |||
- интеллектуальный капитал | |||
- человеческий капитал | |||
- социальный и связной капитал | |||
- природный капитал |
Предложите в графе 4 показатели в разрезе шести видов капитала, которые наиболее соответствуют отраслевой специфике. Предложения обоснуйте.
Критерии балльно-рейтинговой оценки текущего контроля успеваемости содержаться в соответствующих методических рекомендациях кафедры.
7. Фондоценочныхсредствдляпроведения промежуточной аттестации обучающихся подисциплине
7.1. Перечень компетенций, с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
ПКН-3:Способность разрабатывать методики и оценивать эффективность экономических проектов с учетом факторов риска в условиях неопределенности.
Этап 1.Усвоить экономико-математические методыоценки эффективностидеятельности корпораций вусловиях неопределенностии риска.
Этап 2.Научиться оцениватьэффективностьдеятельности корпораций вусловиях неопределенностии риска.
Этап 3.Овладеть навыкамиразработкиэкономико-математическихмоделей для поискаоптимальных решений вусловиях неопределенностии риска.
ПКН-6:Способность анализировать деятельность различных субъектов управления экономическими системами, включая менеджеров всех уровней, разрабатывать и реализовывать мероприятия по совершенствованию систем управления.
Этап 1.Освоить основные экономико-математические методыисследования деятельностикорпораций и направлениясовершенствования системуправления.
Этап 2.Научиться анализироватьдеятельность корпораций сиспользованием экономико-математических методов иразрабатывать рекомендации по совершенствованиюсистем управления.
Этап 3.Овладеть навыками анализадеятельности корпораций спомощью экономико-математических методов инавыками реализациимероприятий посовершенствованию системуправления.
ДКМП-2:способности применять основные механизмы организации эффективной деятельности компаний в защите прав собственников и других заинтересованныхлиц.
Этап 1.Изучитьмировой и национальный опыт формированияинтегрированной отчетности;современные тенденции развития корпоративной отчетности; основные механизмы организации и инструменты повышенияэффективности деятельности совета директоров компаний по защите правсобственников и других заинтересованных лиц.
Этап 2.Научиться выявить проблемы раскрытия информации в интегрированной отчетности по всем структурным элементам содержания интегрированного отчета; анализировать деятельность отдельных менеджеров и подразделенийуправления компанией в области разработки и реализации мероприятий вцелях повышения эффективности деятельности компании.
Этап 3. Овладеть навыками представления информации о стратегии, бизнес-модели и рисках для целей интегрированной отчетности; организовать деятельность различных субъектов управления,включая комитеты совета директоров, в целях защиты прав собственников идругих заинтересованных лиц.
Примерный перечень вопросов к зачету
1. История развития интегрированнойотчетности.
2. Ключевые пользователи интегрированной отчетности и их информационныезапросы.
3. Значение интегрированной отчетности в обеспечении информационной прозрачности и подотчетностибизнеса.
4. Понятие интегрированной отчетности, интегрированного отчета и интегрированногомышления.
5. Сущность концепции создания ценности на протяжении времени для организацииидлядругих,какфундаментальнойконцепцииинтегрированной отчетности.
6. Сущность концепции капиталов, которые организация использует и на которые она влияет, как фундаментальной концепции интегрированной отчетности.
7. Понятие категории финансовый капитал и показатели для его характеристики для целей формирования интегрированнойотчетности.
8. Понятие категории промышленный капитал и показатели для его характеристики для целей формирования интегрированнойотчетности.
9. Понятие категории интеллектуальный капитал и показатели для его характеристики для целей формирования интегрированнойотчетности.
10. Понятие категории человеческий капитал и показатели для его характеристики для целей формирования интегрированнойотчетности.
11. Понятие категории социальный и связной капитал и показатели для его характеристики для целей интегрированнойотчетности.
12. Понятие категории природный капитал и показатели для его характеристики для целей интегрированнойотчетности.
13. Сущность концепции процесса создания ценности, как фундаментальной концепции интегрированнойотчетности.
14. Понятие бизнес-модели и показатели для ее характеристики для целей формирования интегрированнойотчетности..
15. Бизнес-модель организации как инструмент создания ценности в концепции интегрированнойотчетности.
16. Стратегическая направленность и ориентация на будущее как один из ведущих принципов формирования интегрированнойотчетности.
17. Взаимосвязь информации как один из ведущих принципов формирования интегрированнойотчетности.
18. Отношения с заинтересованными сторонами как один из ведущих принципов формирования интегрированнойотчетности.
19. Существенность как один из ведущих принципов формирования интегрированнойотчетности.
20. Краткость, достоверность и полнота, постоянство и сопоставимость как ведущие принципы формирования интегрированнойотчетности.
21. Процесс определения существенности в интегрированной отчетности.
22. Процесс определения границ интегрированнойотчетности.
23. Место интегрированной отчетности в системе корпоративной отчетности.
24. Требования в отношении структурных элементов, подлежащих включению в интегрированнуюотчетность.
25. Раскрытие в интегрированной отчетности информации о возможностях и рискахорганизации.
26. Раскрытиевинтегрированнойотчетностиинформацииостратегиии планах распределенияресурсов.
27. Раскрытие в интегрированной отчетности информации о деятельности организации и ее перспективах набудущее.
28. Планирование процесса формирование интегрированнойотчетности как один из факторов обеспечения качества представляемой в отчетности информации.
29. Использование информационных технологий при подготовке интегрированнойотчетности.
30. Использование возможностей Интернет-технологий для презентации интегрированной отчетности заинтересованнымпользователям.
31. Проблемы подготовки интегрированнойотчетности.
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Финансовый университет)
Курский филиал Финуниверситета
Кафедра «Экономика и финансы»
УТВЕРЖДАЮ Директор Курского филиала Финуниверситета _______________Л. А. Дремова «___»_____________201____ г. |
Р.С. Костин
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Рабочая программа дисциплины
для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» (программа подготовки магистров)
программа «Корпоративное управление»
Рекомендовано Ученым советом Курского филиала Финуниверситета (протокол ___ от ________________ г.)
Одобрено кафедрой «Экономика и финансы»
(протокол ____ от _______________ г.)
Курск 2016
Содержание
1. Наименование дисциплины.. 3
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 3
3. Место дисциплины в структуре образовательнойпрограммы.. 4
4. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, всессию) 5
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам и видам учебныхзанятий 5
6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся подисциплине. 9
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся подисциплине. 11
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.. 18
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети. 19
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. 20
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочныхсистем. 21
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса подисциплине. 22
1. Наименование дисциплины
Учебная дисциплина «Порядок формирования интегрированной отчетности».
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В совокупности с другими дисциплинами магистерской программы процесс изучения дисциплины «Порядок формированияинтегрированной отчетности» направлен на формирование следующих компетенций магистров менеджмента:
ПКН-3:Способность разрабатывать методики и оценивать эффективность экономических проектов с учетом факторов риска в условиях неопределенности.
Знать экономико-математические методыоценки эффективностидеятельности корпораций вусловиях неопределенностии риска.
Уметь оцениватьэффективностьдеятельности корпораций вусловиях неопределенностии риска.
Владеть навыкамиразработкиэкономико-математическихмоделей для поискаоптимальных решений вусловиях неопределенностии риска.
ПКН-6:Способность анализировать деятельность различных субъектов управления экономическими системами, включая менеджеров всех уровней, разрабатывать и реализовывать мероприятия по совершенствованию систем управления.
Знать основные экономико-математические методыисследования деятельностикорпораций и направлениясовершенствования системуправления.
Уметь анализироватьдеятельность корпораций сиспользованием экономико-математических методов иразрабатывать рекомендации по совершенствованиюсистем управления.
Владеть навыками анализадеятельности корпораций спомощью экономико-математических методов инавыками реализациимероприятий посовершенствованию системуправления.
ДКМП-2:способности применять основные механизмы организации эффективной деятельности компаний в защите прав собственников и других заинтересованныхлиц.
Знатьмировой и национальный опыт формированияинтегрированной отчетности;современные тенденции развития корпоративной отчетности; основные механизмы организации и инструменты повышенияэффективности деятельности совета директоров компаний по защите правсобственников и других заинтересованных лиц.
Уметьвыявить проблемы раскрытия информации в интегрированной отчетности по всем структурным элементам содержания интегрированного отчета; анализировать деятельность отдельных менеджеров и подразделенийуправления компанией в области разработки и реализации мероприятий вцелях повышения эффективности деятельности компании.
Владетьнавыками представления информации о стратегии, бизнес-модели и рисках для целей интегрированной отчетности; организовать деятельность различных субъектов управления,включая комитеты совета директоров, в целях защиты прав собственников идругих заинтересованных лиц.
3. Место дисциплины в структуре образовательнойпрограммы
Дисциплина «Порядок формированияинтегрированной отчетности» является дисциплиной по выбору вариативной части филиального блока подготовки магистра по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» магистерская программы «Корпоративное управление».
Дисциплина «Порядок формированияинтегрированной отчетности»для магистерской программы «Корпоративное управление» базируется на знании следующих дисциплин: «Управленческая экономика», «Стратегический финансовый менеджмент»,«Современный стратегический анализ».
В свою очередь, данная дисциплина обеспечивает подготовку для последующих дисциплин: «Международные стандарты финансовой отчетности», «Организация деятельности совета директоров».
4. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, всессию)
Вид учебной работы по дисциплине | Заочная форма | |
Всего (в з/е и часах) | Семестр 7 (в часах) | |
Общая трудоемкость дисциплины | 3/108 | |
Аудиторные занятия | ||
Лекции | ||
Практические и семинарские занятия | ||
В том числе в интерактивной форме | 3,2 | 3,2 |
Самостоятельная работа | ||
В семестре | ||
В сессию | - | - |
Вид промежуточной аттестации | зачет |
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам и видам учебныхзанятий
5.1. Содержаниедисциплины