Особенности контроля фондов, резервов и целевого финансирования в условиях АСОИ
Применение быстродействующих ЭВМ в автоматизированной обработке экономической информации, банков данных, в структуре которых содержится нормативно-справочная информация (НСИ), включающая нормативы образования фондов специального назначения, их корректирующие коэффициенты сметы расходования фондов и другие базы данных, создает необходимые предпосылки для осуществления автоматизированного объективного контроля образования и расходования средств специальных фондов и целевого финансирования.
Движение средств специальных фондов и использование средств целевого финансирования проверяется ревизором путем изучения входной информации, состоящей из данных, отраженных в первичных документах, функционирующих в системе бухгалтерского учета денежных средств в кассе и на счетах в банке, расчетно-кредитных операций, результатов хозяйственной деятельности.
Учитывая тесную взаимосвязь всех участков учета, в условиях АСОИ в процессе контроля фондов используются информационные массивы, применяемые при проверке расчетных и кредитных операций.
В процессе контроля в качестве источника информации используются входные машинограммы (табл. 11.2). На основании их данных проверяется использование средств фондов накопления и потребления, резервов, целевого финансирования и целевых поступлений, специальных фондов и др.
При проверке фондов накопления и потребления ревизор использует нормативы отчислений в поощрительные фонды, хранящиеся в массивах НСИ, и машинограмму «Ведомость аналитического учета по счету «Фонды специального назначения». Для контроля расходования поощрительных фондов используется информация, сформированная при решении на ЭВМ комплексных задач: «Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций» и «Учет труда и заработной платы».
Обобщение образования и расходования средств фондов накопления и потребления, уставного фонда, резервных и других фондов отражаются в отчетной информации ревизуемого предприятия, которая используется в процессе проведения комплексных ревизий деятельности предприятия.
Список литературы
1.«Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства» Белуха Н.Т. –М.: Финансы и статистика, 1992;
2.Барышников Н.П. – В помощь бухгалтеру и аудитору. Справочно-методическое пособие. В 2-х томах – М.: «Филинъ», М., 1999.
3.Григорьев Ю.А. – Новый свод бухгалтерских проводок. Издание 2-ое, перераб. и доп. –М.: «Книжный мир», 2002 г. 870с.
4.Кожинов В.Я. – Переход к новому плану счетов хозяйственно – финансовой деятельности предприятия. 4600 бухгалтерских прободок в таблицах перехода к новому Плану счетов. –М.: «Экзамен», 2001 – 496с.
5.Комментарий изменений в Плане счетов: основные хозяйственные операции – Под ред. С.А. Николаевой – М.: «Аналитика – Пресс», 2001 – 240с.
6.Периодическая литература: «Бухгалтерский учёт», «Главбух», «Нормативные акты для бухгалтера», «Аудитор».
7.Пошерстник Н.В., Мейксин М.С., Пошерстник Е.Б. – Самоучитель по бухгалтерскому учёту. Издание 5-ое, перераб. и доп. –М.: «Герда», 2001 – 464с.
8.Соколов Я.В., Пятов М.Л. – Бухгалтерский учёт для руководителя. –М.: «проспект», 2000 – 288с.
9.Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (ред. от 23.07.98 г.);
10. Холоденко Е.М., Ростовцева А.В. – Составление бухгалтерских документов. –М.: ООО Издательство «Экономика – пресс», 2001 –112с. (серия «Практика бухгалтерского учёта»).
11. Покровский Н.М. Очерк истории русской культуры. Ч. 2. М.: Изд - во "Мир", 1918, с. 153.
12. Учебное пособие/ Под ред. М.Ф. Овсийчук. – М.: КНОРУС, 2006. – 224 с.
13. Контроль и ревизия: Учеб.пособие /Под ред. М.Ф.Овсейчук. – М.: КНОРУС, 2006.
14. Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.Л. Контроль и ревизия: Учеб.пособие. – М.: ФБК ПРЕСС, 2003.
15. Пупко Г.М. Аудит и ревизия: учеб. пособие. – Мн.: Книжный дом, 2004.
16. Маренков Н.Л., Веселова Т.Н. Практика контроля и ревизии: учеб. пособие, - М.: КНОРУС, 2005.
17. Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.Л. Контроль и ревизия: Тесты и задачи: Учеб.пособие. – М.: ФБК ПРЕСС, 2004.
18. Хмельницкий В.А. Ревизия и аудит: учебный комплекс. – Мн.: Книжный дом, 2005.
Глоссарий
Акт ревизии – основной документ, в котором излагаются результаты ревизии работы организации. В акте ревизии отражаются выявленные недостатки в работе, допущенные должностными лицами нарушения законодательства и злоупотребления, а также положительные стороны и достижении в работе, заслуживающие распространения. Фиксируемые факты должны обеспечивать вывод о работе контролируемого объекта и подтверждаться ссылками на документы с указанием размера причиненного ущерба, конкретных виновников, времени и Места совершения злоупотреблений, упущении в работе и т. п.
Акты инвентаризации – документы, составляемые по установленной форме инвентаризационной комиссией и подтверждающие фактическое наличие денежных средств, ценностей, бланков, соответствие расчетов и других объектов с учетом их специфики записям в регистрах бухгалтерским. учета.
Аналитическая проверка – один из приемов ревизии, заключающийся в сопоставлении планово-нормативных показателей с фактическими, результатами хозяйственных операций и выявлении отклонений. Наиболее часто вы и выявляются отклонения в выполнении планов товарооборота, реализации продукции и прибыли, сметах издержек обращения и производства, нормах выработки выходе продукции, нормах расхода сырья и материалов и др.
Аудитор – физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органов, и имеющее аттестат аудитора.
Аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность на независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Бухгалтерский контроль – часть внутрихозяйственного контроля, представляющая собой определенную систему наблюдения и проверки работниками бухгалтерии финансово-хозяйственной деятельности предприятиях целью выявления отклонений от параметров этой деятельности и их последующей корректировки.
Ведомственный контроль – особый вид контроля, который осуществляется министерствами (ведомствами) или другими вышестоящими органами управления за деятельностью объединений организаций.
Преимущества этого вида контроля заключаются в непосредственной связи с функцией управления отраслью и его специализацией применительно к отраслевым особенностям организации, технологии и экономики производства.
Взаимная проверка – один из приемов ревизии, при котором сопоставляются различные по своему наименованию и характеру документы, в которых отражаются различные аспекты одной и той же или нескольких взаимосвязанных операций.
Вид контроля –составная часть действующей системы контроля, обладающая определенным содержанием, предназначенная для осуществления функции контроля в соответствии со своими задачами, нравами и обязанностями.
Вневедомственный контроль –контроль, осуществляемый органами общей и специальной компетенции (финансовые и кредитные учреждения, правоохранительные органы, специальные государственные инспекции и др.) за деятельностью неподчиненных им организаций. Каждый из этих органов осуществляет контроль в соответствии с возложенными на него функциями управления.
Внешняя ревизия – ревизия, выполняемая учреждением, которое является внешним и независимым от ревизуемого, назначением ее является подготовка отчета о бухгалтерском учете и финансовом состоянии, регулярности и законности операций и финансовом руководстве.
Внутренний контроль – система контрольных процедур, план организации и методы управления объектом в целях эффективного проведения бизнеса, защиты активов, предотвращения ошибок, аккуратности учетных проводок и своевременного представления финансовой информации.
Информационная база контроля – совокупность первичной информации, обеспечивающей решение предметной задачи контроля и ревизии. Основные требования к информации – достоверность, актуальность, точность, своевременность, полнота, связность, адаптивность, эластичность, экономичность.
Информационное обеспечение контроля – целенаправленная работа по сбору информации, ее регистрации, передаче, обработке, обобщению, xpанению и поиску субъектами контроля в целях использования для нужд управления организации. В процессе осуществления такой формы контроля, как ревизия для доказательства нарушений чаще всего используют материальные (документы и натуральные объекты) и нематериальные (моментные явления) источники. Получаемая в процессе ревизии контрольная информация может быть категорической (абсолютно точной), условно-точной и ориентировочной. Полнота контрольной информации и ее качество зависят от совершенства методики контроля.
Информация в системе контроля — совокупность сведений, сообщений, отражающих состояние, ход и результаты процессов, совершающихся на подконтрольных объектах, необходимых для устранения обнаруженных недостатков и эффективности реализации функции управления.
Источники ревизии – совокупность законодательных актов, нормативных, планово-регулирующих и первичных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности, на основании которых, используя соответствующие методические приемы контроля, ревизор устанавливает законность, экономическую целесообразность и достоверность совершенных финансово-хозяйственных операций.
Классификация видов контроля – распределение органов контроля по качественно однородным группам исходя из различных признаков или критериев – природы субъектов контроля, их задачи, содержания и методов контрольной деятельности, характера контрольных полномочий, характера взаимоотношений субъекта контроля с подконтрольным объектом, стадии управления, на которой проводится контроль, юридических последствий контроля.
Классификация ревизий – распределение ревизий по качественно однородным группам исходя из различных признаков в зависимости от органов, осуществляющих ревизии, порядка организации проверок, программ и круга вопросов, подлежащих проверке, звенности ревизуемых объектов. Все виды ревизий взаимосвязаны и направлены на совершенствование деятельности проверяемых объектов.
Комплексная ревизия – преимущественный вид ведомственного контроля. Она представляет собой всестороннюю и взаимосвязанную проверку всех участков деятельности предприятий. В ней принимают участие специалисты, хорошо знающие экономику и технологию производства, организацию труда и другие вопросы производственной и финансово-хозяйственной деятельности. Привлечение различных специалистов позволяет значительно расширить круг проверяемых вопросов. Характерной особенностью проведения комплексных ревизий является применение различных методов контроля, сочетающих приемы документальной и фактической проверки.
Контроль – самостоятельная функция управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям, а также позволяющая выявить отклонения в намеченных целях и принимать при необходимости корректирующие меры.
Контроль необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
Контроль достоверности – совокупность приемов исследования первичных документов, учетных регистров и отчетности с целью установления надежности, обоснованности и правильности отражения в них информации о хозяйственных операциях и выполнении плановых заданий.
Контроль качества инвентаризаций – система приемов проверки материалов инвентаризаций с формальной точки зрения и по существу с целью установления соблюдения порядка проведения инвентаризаций, контроля правильности оформления инвентаризационных и сличительных ведомостей, выявления возможных случаев вуалирования недостач и сокрытия неучтенных ценностей. Контроль качества инвентаризаций также включает: наличие разработанных и утвержденных планов; полноту охвата объектов и своевременность проведения инвентаризаций, правомочность и компетентность комиссии, качество инвентаризационного процесса, достоверность и правильность составления инвентаризационных описей и сличительных ведомостей; своевременность, объективность и законность реализации материалов инвентаризаций; правильность отражения результатов на счетах бухгалтерского учета и в учетных регистрах.
Контроль качества материалов ревизии – совокупность показателей, характеризующих достижение целей, поставленных перед ревизией, и соответствие качества материалов проверки предъявляемым требованиям. Качество материалов ревизии в основном определяется: полнотой раскрытия вопросов, предусмотренных в программе или задании; соответствием выполненной работы профессиональным стандартам; применением современных приемов peвизии и средств вычислительной техники; полнотой охвата инвентаризациями ценностей и расчетов; степенью достоверности и доказательности фактов, изложенных в основном акте; освещением главных финансово-хозяйственных операций, характерных для данного контролируемого объекта; действенностью принятых мер по возмещению материального ущерба и предложений по устранению недостатков.
Контрольно-ревизионное управление (отдел) – структурное подразделение министерства, ведомства, организации, действующее на основании утвержденного положения и планов работы и имеющее основными задачами, осуществление контроля по вопросам обеспечения сохранности активов, а также оказание практической помощи организациям в постановке контрольно-ревизионной работы. Для выполнения этих задач контрольно-ревизионное управление проводит комплексные ревизии, разрабатывает мероприятия по результатам проверок, осуществляет организационное и методическое руководство работой нижестоящих ревизионных органов, проводит проверку причин и обстоятельств возникновения крупных недостач и хищений средств.
Контрольно-ревизионный орган–государственный, межрегиональный или иной орган, который создан и уполномочен выполнять обязанности внешних ревизий в соответствии с законом.
Контрольное действие – целенаправленное воздействие субъекта контроля на объект в целях получения определенного результата, характеризующего его состояние на данный момент времени.
Контрольные обмеры— способ проверки соответствия актов приемки выполненных строительно-монтажных работ фактическому количеству и характеру этих работ в натуре. Посредством контрольных обмеров проверяют также, закончены ли в полном комплексе, предусмотренном сметами, расценками и ценниками, принятые объекты строительства, конструктивные элементы, виды работ или их части. Основным методом контрольного обмера являются инструментальный замер выполненных работ в натуре (рулеткой, лентой, геодезическими инструментами и т. п.). В качестве вспомогательных материалов могут использоваться первичные документы строительных организаций, например журналы работ общестроительных и специальных видов, данные геодезических и маркшейдерских инструментальных замеров, акты на скрытые работы и др. О результатах контрольных обмеров составляют специальные акты по установленной форме, к которым прилагают необходимые подсчеты и пояснительные записки со ссылками на проектно-сметную и первичную документацию строительных организаций, использованную при обмере. Если обнаруживается, что стоимость работы завышена, то излишне уплаченная сумма подлежит удержанию и, кроме того, взимается штраф.
Контрольныепроцедуры — дополнительные меры в среде контроля, которые принимает управленческий персонал для обеспечения обоснованных гарантий того, что задачи компаний будут достигнуты, В основном эти процедуры относятся к соответствующему разделению функций, составлению и использованию документов, хранению активов и разрешению сделок. В связи с тем, что контрольные процедуры интегрированы в среду контроля и учетную систему, ревизор изучает правильность и обоснованность этих процедур.
Криминалистическое исследование документов – углубленное изучение различных документов (например, отражающих движение материальных и денежных средств), вызывающих сомнение в их подлинности, в целях раскрытия возможных злоупотреблений. На практике встречаются два вида поддельных документов: полностью изготовленные, в которых воспроизведены все реквизиты (типографский бланк, оттиски штемпеля, печати, подписи и т. п.), и документы, в которых осуществлена частичная подделка, например вместо одной фамилии вписана другая, изменены цифры, удалена часть текста, дописан новый текст.
Лимит— предельный размер наличия, выдачи или расходования материальных и денежных средств, необходимых для нормальной деятельности организации, например лимит кассовой наличности, лимит продажи товаров в порядке мелкого опта, лимит сметной стоимости строительства, лимит финансирования, лимит выдачи материальных ценностей (топлива, материалов в соответствии с производственным заданием и др.), лимит кредитования и т. п.
Материальная ответственность –обязанность рабочих и служащих возместить имущественный ущерб, причиненный по их вине предприятию или организации, в которых они работают, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей. В зависимости от размеров возмещении различают ограниченную, полную и повышенную материальную ответственность.
Методика контроля – совокупность технических приемов, инструментов и способов наиболее целесообразного исследования состояния и поведения контролируемых объектов в соответствии с поставленными целями.
Наблюдение – способ ревизии, заключающийся в целенаправленном, объективном и непосредственном восприятии информации о деятельности ревизуемого объекта в целях выполнения задач ревизии.
Налоговый контроль – контроль за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, установленных законодательством.
Недоброкачественные документы – документы, неправильно оформленные и не отражающие действительно совершенной операции или отражающие ее в искаженном виде. Недоброкачественные документы подразделяют на недоброкачественные по форме и по существу отраженных в них операций (подложные). Подложные документы, содержащие заведомо ложные сведения, подразделяются на полностью или частично бестоварные (безденежные). Документ, которым оформлено движение каких-либо материальных ценностей, их поступление или расход, в то время как эти ценности похищены (проданы) или остались без движения, называется бестоварным.
Недостача –фактическая нехватка денежных, товарных и иных ценностей. Несоответствие наличия ценностей бухгалтерским данным может быть результатом естественной убыли, допущенной работником, а также результатом присвоения работником вверенных ему ценностей или хищений ценностей посторонними лицами. Руководитель предприятия обязан принять меры к выяснению причин недостачи, установлению лиц, виновных в ее образовании, и возмещению причиненного ущерба. Если недостача по своему характеру не может быть признана мелкой, руководитель предприятия обязан передать материал следственным органам для привлечения виновных к уголовной ответственности. Большую роль играет квалификация недостач на крупные и мелкие, что является основанием для назначения виновному меры наказания. Например, при мелкой недостаче, происшедшей впервые и притом вследствие неопытности, просчета или других действий работника, не содержащих признаков уголовного преступления, на него может быть наложено дисциплинарное взыскание с возмещением убытков в полном их размере.
Независимость контроля – важнейшее требование, предъявляемое к ревизионным органам, заключается в том, что они проявляют самостоятельность в составлении программы своей работы в соответствии со своими полномочиями и методикой проведения ревизий. Никто не может связать обязательством ревизионный орган, воздержать его от проведения ревизии или изменить ее результаты. Ограждение ревизионного органа от какого-либо давления и влияния позволяет проводить ревизии беспристрастно и непредвзято.
Незаконные действия –действия, противоречащие закону, совершенные умышленно или без умысла.
Некорректность – термин, охватывающий нарушение норм (включая мошенничество), незаконные действия и ошибки.
Неустойка – предусмотренная договором сумма, которую уплачивает партнер по договору другой стороне в случае полного или частичного неисполнения взятых на себя обязательств, а также иных нарушений условий договора. Неустойка представляет собой вид имущественных санкций, к которым относятся также пеня и штраф. Обычно неустойка определяется в процентном отношении к объему поставок или других операций, предусмотренных договором. Уплата неустойки не освобождает от выполнения договора. Она может быть предметом судебного или арбитражного иска, а также контроля.
Объективность ревизии –независимая позиция в отношениях между ревизором и ревизуемым. Она обеспечивает то, что ревизор будет опираться только на факты, установленные во время ревизии, в соответствии с текущими правилами, принятыми принципами и практикой.
Объем ревизии –трудоемкость контрольно-ревизионных действий, определяемая количеством месяцев, подвергаемых проверке. На объем ревизии влияют такие факторы, как величина товарооборота, численность работающих, уровень автоматизации обработки экономической информации, приемы осуществления ревизии, наличие недостач и хищений.
Оперативный контроль –функция управления, осуществляемая в оперативном режиме и обеспечивающая сравнение плановой, нормативной и учетной информации с оперативной оценкой фактического состояния экономических объектов.
Задача оперативного контроля состоит в предупреждении и оперативном выявлении отклонений фактического состояния управляемого объекта от эталонных характеристик с целью их соответствующего регулирования.
Осмотр документов –непосредственное изучение ревизором документов формально, арифметически и по существу в целях выявления возможных нарушений и злоупотреблений.. При установлении подлога или фальсификации документов составляют акт на их изъятие с последующей передачей следственным органам для криминалистической экспертизы. При проверке достоверности документов используют комплекс приемов документального контроля (встречная проверка, контрольное сличение и др.).
Оценка фактов нарушений –установление значимости фактов финансово-хозяйственной деятельности и их соответствия определенным нормативнымдокументам и экономическим принципам, выяснение виновных в нарушениях мотивов и целей действия. Оценка — необходимое условие выработки обоснованных решений. Как правило, выявленным фактам дают контрольную, юридическую и хозяйственную квалификацию.
Первоочередные контрольные действия ревизора –совокупность контрольных действий ревизора на объекте ревизии, обеспечивающих внезапность ее проведения, планомерную организацию инвентаризаций ценностей и расчетов, привлечение специалистов к участию в ревизии, ознакомление с фактическим состоянием дел и качеством бухгалтерского учета. Первоочередные контрольные действия позволяют уточнить рабочий план ревизии, рационально организовать последующие ее этапы и нацелить ее на наиболее неблагополучные места в работе контролируемого, объекта.
Планирование и подготовка ревизий – проведение ряда последовательных ревизионных мероприятий с целью гарантии высокого качества, экономичности, эффективности и своевременности проведения ревизий. В этих целях аудитор обязан: определить важнейшие аспекты и направлении деятельности ревизуемой единицы; разобраться в вопросах подотчетности определить, кому будет представлен отчет, а также форму выводов и заключений; наметить цели (объекты) ревизии и исследования, которые следует провести для достижения этих целей; предварительно оценить сильные и слабые стороны ключевых направлений систем управления и контроля; обзорно рассмотреть систему внутреннего контроля ревизуемой единицы и ее рабочую программу; определить степень доверия к внутренним аудиторам и наиболее продуктивный подход к процессу ревизии; изучить, какие меры были приняты для выполнения рекомендаций предыдущей ревизии; подготовить необходимую документацию.
Планирование позволяет сосредоточить внимание на главных вопросах, осуществлять контроль за ходом проверки и создает уверенность в выполнении работы.
Планы контрольно-ревизионной работы –система взаимосвязанных, направленных на достижение единой цели плановых заданий в области ревизионной деятельности и обеспечения сохранности активов, выполняемых в определенном порядке, последовательности и в установленные сроки. При планировании ревизионной деятельности получили распространение годовой план мероприятий по обеспечению сохранности средств, план работы контрольно-ревизионной службы и др.
Правовое обеспечение контроля – совокупность нормативных актов и правил, определяющих статус и компетенцию органов контроля и обеспечивающих строгую упорядоченность и эффективность его функционирования.
Предварительный обзор – обзор, проводимый с тем, чтобы собрать информацию о предприятии или учреждении, которое будет проверяться. Он создает первоначальную картину состояния деятельности предприятия.
Предмет финансово-хозяйственного контроля – состояние сохранности всех видов собственности, факты и процессы хозяйственной, финансовой и управленческой деятельности в сфере производства и непроизводственной сфере и их планомерное, целенаправленное, комплексное исследование с позиции законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности для всесторонней оценки работы организаций, предупреждения ошибок и нарушений, выработки рекомендаций по улучшению их деятельности.
Претензия – требование кредитора, предъявляемое должнику об уплате долга, возмещении причиненных убытков, уплате штрафных санкций, устранении недостатков или снижения цены проданной вещи, поставленной продукции, выполненной работы.
Приемы документального контроля – группа методических приемов финансово-хозяйственного контроля, в основе классификации которых лежит преобладающее использование в процессе проверки документальной информации (первичных документов, регистров бухгалтерского учета, данных оперативно-технического учета, бухгалтерской и статистической отчетности, планово-нормативной и технологической документации и др.). В ревизионной работе используют следующие наиболее распространенные приемы: аналитический, юридический и экономический.
Приемы фактического контроля – группа приемов финансово-хозяйственного контроля, основанных на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным осмотра их в натуре (обмера, взвешивания, пересчета, лабораторного анализа и др.). К этим приемам относят контрольный запуск сырья и материалов в производство, контрольный обмер строительных объектов, экспертную оценку, лабораторный анализ качества сырья и готовой продукции и др.
Принципы контроля – научно разработанные и апробированные практикой организационные и правовые основы организации контроля, обеспечивающие его эффективность. Принципы контроля, как и других управленческих функций, можно разделить на три категории в зависимости от цели и характера, структуры и процесса. Цель и характер контроля определяются такими принципами, как гарантия достижения цели; ориентация контроля на будущее; ответственность за осуществление контроля; эффективность контроля. Контроль должен быть построен на определенных структурных принципах, а именно: на отражении планов; организационном соответствии в структуре управления; профессиональном соответствии специалистов поставленным целям; индивидуальном соответствии контроля конкретным задачам. Обязательные условием эффективности процесса контроля являются следующие принципы наличие четких и объективных критериев проверки качества работы — норма тивов; сосредоточение внимания на узловых моментах деятельности — контроле по критическим точкам; акцентирование внимания на исключениях; гиб кость контроля по отношению к установленным планам проверок; применение принципа действия, выражающегося в корректировании деятельности проверяемых объектов.
Принятие решений по материалам контроля –воздействие субъекта на объект контроля, обеспечивающее его функционирование в заданных параметрах и режимах. Выражается в разработке и издании постановлений, приказов, распоряжений, а также написании служебных писем по результатам ревизии.
Проверка законности хозяйственных операций –изучение соблюдения и исполнения действующего законодательства инормативных актов при совершении хозяйственных операций подконтрольными объектами и должностными лицами.
Проверка экономической целесообразности –выяснение соответствия совершенных хозяйственных операций поставленным целям при соблюдении их законности, а также определение полезного результата или нанесенного материального ущерба.
Программа ревизии –документ, в котором определяются подлежащие ревизии системы, документы, хозяйственные операции и отчетность, а также специальные цели и пределы ревизии, фазы выполняемой работы ииспользуемые процедуры контроля. Программа ревизии описывает в логической последовательности содержание работы, которая должна быть выполнена. Она служит основой для ревизии, облегчает контроль за выполнением работы и организует работу ревизора наиболее эффективным образом.
Профессиональная этика ревизора –совокупность, обязанностей и норм поведения, поддерживающих его моральный престиж в обществе.
Процедура ревизии – порядок и последовательность проведения контрольных действий, позволяющих обеспечить проведение ревизии в хронологическом рациональном порядке и получение необходимой информации.
Процесс контроля –ряд этапов деятельности субъектов контроля, направленной на достижение наиболее эффективным ипроизводительным способом определенных задач контроля путем применения соответствующих принципов, типов, организации, методов и техники контроля. Основной процесс контроля, какую бы область он ни затрагивал, состоит из трех этапов:
1) установление нормативов;
2) сопоставление фактической деятельности с нормативами;
3) корректирование отклонений от планов и нормативов.
Процесс ревизии –ряд последовательных, взаимных этапов изучения финансово-хозяйственной деятельности предприятий, оформления и реализации материалов ревизии. Целесообразно весь ревизионный процесс подразделить на следующие четыре самостоятельных этапа:
1) подготовку к проведению ревизии, включающую документальное ознакомление с деятельностью ревизуемого предприятия, составление программы (плана-задания) ревизии и изучение литературы и нормативных документов;
2) проведение ревизии (инвентаризация, обследование, анализ иоценка показателей финансово-хозяйственной деятельности по данным бухгалтерского баланса, проверка приемами ревизии учетных регистров и первичных документов);
3) подготовку материалов ревизии, состоящую из систематизации и обобщения фактов нарушений в промежуточных актах, специализированных ведомостях иосновном акте ревизии;
4) реализацию материалов ревизии, предусматривающую подготовку проекта приказа (постановления), его рассмотрение в коллективе обревизованной организации и установление контроля за выполнением принятых решений.
Рабочее время ревизора –время, необходимое для проведения комплексных ревизий итематических проверок, служебного расследования недостач и других ревизионных действий.
Рабочий план ревизора –документ, составляемый ревизором по прибытии на место ревизии и учитывающий результаты предварительно проведенного обследования и анализа основных показателей деятельности контролируемого объекта.
В рабочем плане в хронологическом порядке перечисляются этапы ревизии (инвентаризация, обследование, документальные проверки, оформление материалов ревизий), виды хозяйственных операций, подвергаемых проверке, ревизуемый период, исполнители, способ проверки документов (сплошной или выборочный), сроки выполнения работ. С наибольшей детализацией в плане отражают трудоемкую работу, связанную с проверкой хозяйственных операций по данным бухгалтерских документов, учетных регистров и отчетов.
Реализация материалов ревизии –решающий этап ревизии, заключающийся в оформлении и обсуждении решений по материалам проверки, а также в установлении контроля за их выполнением. Ревизоры могут оказывать существенное влияние на полноту реализации материалов ревизии, непосредственно не вмешиваясь в деятельность предприятия. Для этого широко информируют руководство и коллектив ревизуемого предприятия обнаруженных недостатках, а в необходимых случаях – также вышестоящие и другие заинтересованные организации. Обычно для ликвидации нарушений недостатков проводят следующие действия: устраняют выявленные нарушения и недостатки (если они незначительны) в ходе ревизии; разрабатывают план мероприятия, по которому постепенно в течение установленного времени недостатки устраняются коллективом предприятия; обсуждают материалы ревизии в вышестоящих или других организациях (при недостаточности точности мер по устранению нарушений, принятых коллективом обревизованного предприятия); передают материалы ревизии правоохранительным органам (если ревизия установила факты недостач, хищений, должностных преступлений).
Ревизионная комиссия – орган общественно-массового контроля, действующий на основании устава и утвержденного положения и подчиняющийся вышестоящей организации. На ревизионную комиссию возлагается про ведение комплексных ревизий собственного хозяйства, составление заключений по годовым отчетам и проектам распределения прибылей, осуществление контроля за выполнением решений по результатам ревизий и проверок. Ревизионные комиссии создаются при акционерных обществах, крупных компаниях и т. п.
Ревизия – форма последующего контроля, состоящего в углубленной и тщательной проверке деятельности организации с цельюустановления законности достоверности, целесообразности и экономической эффективности совершенных хозяйственных операций.
Ревизор – должностное лицо в контрольно-ревизионном аппарате, которое в соответствии с заданием должно проводить ревизии, проверять выполнение мероприятий по обеспечению сохранности активов, контролировать исполнение решений, принятых по результатам ревизий, анализировать во всех звеньях состояние контрольно-ревизионной работы, разрабатывать совместно с организациями мероприятия и оказывать помощь по предупреждению недостач и потерь.
Ревизуемая единица – подлежащая ревизи