Консервация основных средств
Порядок консервации основных средств утверждает руководитель организации. В приказе о консервации обязательно должны указываться причина консервации, наименования объектов основных средств, их балансовая стоимость, инвентарные номера, сроки консервации, состав и размер затрат по содержанию законсервированного имущества, источники финансирования. Смета затрат на содержание законсервированных объектов является обязательным приложением к приказу руководителя организации. Продолжительность консервации не может быть менее трех месяцев. На консервацию переводят, как правило, основные средства, находящиеся в определенном комплексе, объекте, имеющие законченный цикл производства.
Бухгалтерия организации на основании приказа руководителя помещает инвентарные карточки законсервированных объектов в отдельную картотеку и по этим объектам прекращает начислять амортизационные отчисления за время установленного срока консервации. В случае ведения в организации инвентарной книги в ней делают соответствующие пометки о переводе объекта основных средств на консервацию. При переводе на консервацию бухгалтерия переводит основные средства на отдельный субсчет «Основные средства на консервации» счета 01 на основании:
а акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1);
• акта о приеме-передаче здания (сооружения) (форма № OGla);
а акта о приеме-передаче групп основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-16).
Такими же первичными документами оформляется перевод законсервированных объектов основных средств в состав действующих. По нему делается соответствующая бухгалтерская запись.
В некоторых случаях при переводе на консервацию основных средств необходимо провести строительные работы, на которые организация должна составить смету. Расходы по такой смете собираются на счете 08. При выполнении работ суммы, собранные на счете 08, списываются в дебет счета 91.
Расходы по содержанию законсервированных объектов относятся к прочим внереализационным расходам. Расходы на содержание производственных мощностей и объектов, находящихся на консервации, оформляются бухгалтерской записью:
Д 91-2 - К 20, 23 и др.
По законсервированным объектам амортизация не начисляется в течение всего срока консервации. При расконсервации и переводе объекта в состав действующих амортизация по нему начисляется по* той же норме, какая применялась до консервации. :
Ревизия операций по консервации основных средств. В ходе. ревизии основных средств, находящихся на консервации, необходимо удостовериться в их фактическом наличии и соответствии их фактического наличия учетным данным. Инвентаризация законсервированных основных средств проводится по общим принципам инвентаризации основных средств. Ревизор должен дать экономическую» оценку действий по консервации основных средств и помнить, что она невозможна без проведения дополнительных работ, расхода материалов (упаковка, герметизация и т.п.). Консервация приводит к ограничению выпуска продукции.
Материалами проверки для ревизора являются расчеты экономических служб, которыми обоснована необходимость консервации, приказы и распоряжения руководства организации, наряды на работы по консервации, акты выполненных работ, накладные на списание материалов, сметы работ по консервации основных средств.
Аренда основных средств
Под арендой понимается наем одной организацией у другой или у физического лица имущества во временное владение и пользование или во временное пользование, т.е. на определенный срок, за плату, с правом или без права выкупа. Аренда бывает текущей (имущество подлежит возврату арендодателю по окончании срока действия договора аренды) и долгосрочной (имущество переходит арендатору по окончании срока действия договора).
Взаимоотношения между арендатором и арендодателем определяются договором аренды, который заключается в письменной форме и содержит данные о передаваемом имуществе, сроках аренды. Арендная плата включает в себя, как правило, средства, предусмотренные нормами отчислений на полное восстановление и сметами затрат на ремонт основных средств, и часть прибыли, устанавливаемую на договорной основе. Отношения, возникающие в результате заключения и исполнения договора аренды, регулируются главой 34 «Аренда» ГК РФ.
После передачи имущества в аренду право собственности на него остается у арендодателя. Поэтому по общему правилу имущество, переданное в аренду, продолжает учитываться на балансе у арендодателя, кроме случаев, когда заключается договор финансовой аренды.
Договор аренды нежилых помещений подлежит обязательной государственной регистрации в силу общего требования к форме сделок с недвижимым имуществом, установленного ст. 164, 609 и 651 ГК РФ. При этом согласно ГК РФ регистрации подлежат только договоры, срок аренды по которым превышает один год.
Передача в аренду имущества оформляется актом о приеме-передаче по форме № ОС-1. Полученное в аренду имущество отражается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» по первоначальной стоимости, обозначенной в договоре аренды. Аналитический учет по счету 001 ведется по арендодателям и по инвентарным номерам.
После передачи имущества в аренду право собственности на него остается у арендодателя, поэтому обычно имущество, переданное в аренду, продолжает учитываться на балансе у арендодателя.
Имущество, передаваемое в текущую аренду, должно отражаться в бухгалтерском учете арендодателя обособленно. Это означает, что организация-арендодатель открывает на соответствующих счетах учета имущества отдельные субсчета для учета имущества, передаваемого в текущую аренду. Передача имущества арендатору отражается внутренней записью на счетах учета имущества.
Организации, специализирующиеся на предоставлении в аренду своего имущества, должны рассматривать арендную плату как доход от обычных видов деятельности и учитывать ее в составе выручки от оказания услуг на счете 90 «Продажи», субсчет «Выручка». На кредите счета 90 собирается информация об арендной плате, причитающейся арендодателю в отчетном периоде. Расходы, связанные с ее получением, учитываются по дебету счета 90, субсчет 2 «Себестоимость продаж».
Организации, для которых сдача имущества в аренду является вспомогательным видом деятельности, самостоятельно решают вопрос о том, к какому виду доходов следует относить причитающуюся им арендную плату — к доходам от обычных видов деятельности или к операционным доходам.
В организациях, признавших арендную плату операционными доходами, она отражается по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы». Расходы, связанные с получением арендной платы, отражаются по дебету счета 91, субсчет «Прочие расходы».
Имущество, полученное арендатором в аренду, принимается на забалансовый учет в оценке, согласованной с арендодателем в договоре аренды.
При использовании арендованных объектов в производственных целях арендная плата рассматривается арендатором как расход по обычным видам деятельности и отражается на счетах затрат.
Если арендованные основные средства арендатор использует для удовлетворения непроизводственных нужд, то расходы по арендной плате возмещаются за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации-арендатора. В данном случае начисление арендной платы отражается на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», субсчет «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет» на основании утвержденной сметы использования чистой прибыли и оправдательных первичных документов.
Улучшение основных средств капитального характера, производимое арендатором, учитывается в составе его собственных основных средств. Отделимые улучшения являются собственностью арендатора. Он может их либо оставить у себя, либо реализовать на сторону. Неотделимые улучшения основных средств передаются арендодателю после окончания срока аренды основных средств. Если в договоре аренды не оговорено, за чей счет проводится капитальный и текущий ремонт объектов, то согласно ст. 616 ГК РФ обязанность проведения капитального ремонта возлагается на арендодателя, текущего ремонта — на арендатора.
Порядок пользования коммунальными услугами должен быть определен договором аренды. Согласно п. 2 ст. 616 ГК РФ расходы по содержанию арендованного имущества должен нести арендатор, если иное не предусмотрено законом или договором аренды. В связи с этим возможны два варианта оформления договорных отношений:
1) расходы за коммунальные услуги, связанные с содержанием арендованного помещения, согласно договору аренды несет арендодатель, их сумма входит в состав арендной платы;
2) арендатор самостоятельно оплачивает эти расходы, заключив договоры с соответствующими организациями (энергоснабжающими и др.).
Первый вариант. Договором устанавливается фиксированная арендная плата, в которую включена стоимость коммунальных платежей. Согласно п. 2 ст. 614 ГК РФ арендная плата определяется в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно.
Величина арендной платы, включающая стоимость коммунальных услуг, может быть рассчитана следующим образом:
§ исходя из заявленных арендатором сведений о потреблении электроэнергии (полученных расчетным путем с учетом показателей энергоемкости электроприборов, оборудования, используемых в процессе их деятельности), теплоэнергии и воды на производственные и хозяйственные нужды;
§ пропорционально размеру арендуемых площадей;
§ другим способом, закрепленным в договоре аренды.
Если договором аренды обязанности арендатора по содержанию арендуемого имущества (оплата энергоснабжения, услуг телефонной связи и других коммунальных платежей) учтены в общей сумме арендной платы, арендатор принимает их как расходы.
Второй вариант. Арендатор сам заключает договоры на оказание коммунальных услуг с соответствующими организациями и оплачивает их стоимость согласно заключенным договорам. Коммунальные платежи будут расходами арендатора в том случае, если договор о предоставлении коммунальных услуг при аренде помещения заключен непосредственно с соответствующими организациями. Доходом арендодателя является только твердая сумма арендной платы, установленная договором аренды.
Ревизия аренды основных средств. Ревизор должен проверить экономическую целесообразность арендных операций. Анализ эффективности сдачи в аренду основных средств основан на изучении условий договора аренды (к которым относятся время аренды, величина арендной платы, условия содержания сданных в аренду основных средств) и данных бухгалтерского учета. В обязательном порядке проверяется, по какой ставке (цене) взимается арендная плата, возмещает ли она суммы амортизационных отчислений (а также прочих расходов, связанных с арендой), своевременно ли (в соответствии с условиями договора) проводится сторонами текущий и капитальный ремонт. Выводы об экономической эффективности приводятся в материалах проведенной ревизии. При этом указываются лица, принявшие решение о сдаче в аренду основных средств, которое повлекло :ia собой убытки от указанных операций. Ревизор обращает внимание па возможные случаи покрытия недостач основных средств за счет арендованных объектов.
Материалами проверки у арендодателя являются договоры, расчеты арендной платы, акты о приеме-передаче объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) по форме № ОС-1, сметы на капитальный и текущий ремонт. Ревизор устанавливает, есть ли в картотеке карточек учета основных средств специальный раздел «Основные средства, сданные в аренду», открыт ли специальный субсчет в синтетическом учете по сданным в аренду основным средствам, ведется ли на этом субсчете аналитический учет.
Ревизор выясняет, на каком счете, 90 или 91, отражаются доходы и расходы по арендным операциям, соответствует ли это экономическим условиям деятельности организации.
Арендатор несет ответственность за полученные в аренду основные средства, поэтому ревизор должен определить, своевременно ли были закреплены за материально ответственными лицами полученные основные средства, учитываются ли эти объекты на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства», были ли случаи уплаты арендодателю сумм, возмещающих допущенные арендатором повреждения или стоимость недостающих конструктивных элементов и других частей арендованных объектов.
Ревизор проверяет правильность оформления отношений аренды (договора аренды), документальное оформление передачи основных средств, отражение арендной платы в бухгалтерском учете арендодателя. Особое внимание уделяется законности отражения коммунальных платежей в бухгалтерском учете арендодателя и арендатора.
Если в ходе аренды проводился капитальный или текущий ремонт, ревизор проверяет обоснованность, целесообразность и юридическую правомерность отнесения расходов на такой ремонт на счета арендатора или арендодателя. Материалами проверки будут договора, сметы, расчеты, накладные, акты выполненных работ.
Выбытие основных средств
Согласно действующему законодательству организация как собственник имущества, в том числе основных средств, вправе совершать в их отношении любые действия: отчуждать, передавать в аренду, отдавать в залог и распоряжаться ими иным образом.
В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и Методическими указаниями по учету основных средств выбытие объектов основных средств имеет место в следующих случаях:
§ продажа за плату денежными средствами (в рублях и в валюте) и неденежными средствами;
§ безвозмездная передача;
§ списание в случае морального и физического износа; ш ликвидация при авариях и стихийных бедствиях;
§ передача в качестве вклада в уставный капитал других организаций;
§ списание ранее сданных в аренду с правом их выкупа объектов основных средств в момент перехода права собственности на данные объекты к арендатору.
Для правильного оформления операций выбытия основных средств большое значение имеют первичные документы, служащие основанием совершения той или иной операции.
Первичным документом для продажи основных средств, безвозмездной передачи, списания сданных ранее в аренду объектов с правом выкупа является договор. В договоре определяются порядок и сроки оплаты, дата передачи объекта основных средств, комплектность и качественное его состояние.
Выбытие в данном случае оформляется актами форм № ОС-1, № ОС-la, № ОС-16. На основании актов бухгалтерия организации делает запись о выбытии в инвентарной карточке учета объекта основных средств и прилагает эту карточку к данному акту. Об изъятии карточки на выбывший объект делается отметка в инвентарной книге.
Вложение объекта основных средств в качестве оплаты уставного капитала осуществляется на основании протокола общего собрания участников организации. В протоколе делается оценка, по которой объект будет принят в качестве взноса в уставный капитал. Для оценки имущества должен быть привлечен независимый оценщик. Оценка имущества и его балансовая стоимость могут не совпадать.
Документом-основанием, подтверждающим операцию, будет служить акт формы № ОС-1.
Списание и ликвидация объектов основных средств должны быть ; оформлены приказом руководителя организации и актом о списании объ-1екта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма iOC-4), или актом о списании автотранспортных средств (форма 1 ОС-4а), или актом о списании групп объектов основных средств |(кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-46).
В данных документах должны содержаться следующие сведения: од изготовления или постройки объекта; дата поступления; дата ввода эксплуатацию; первоначальная стоимость (для переоцененных объектов — восстановительная стоимость); сумма начисленной амортизации; количество проведенных капитальных ремонтов; причины списания и возможность использования отдельных узлов, деталей списываемого объекта.
Акт формы № ОСИ применяется для оформления полного или частичного списания основных средств. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй экземпляр остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома и т.п.
На основании указанных документов заполняется акт формы № ОС-1.
Инвентарные карточки на списанные в течение отчетного месяца с бухгалтерского учета объекты основных средств до конца месяца хранятся обособленно от инвентарных карточек других основных средств.
Затраты по списанию, а также стоимость поступивших материальных ценностей после сноса и разборки зданий, сооружений, демонтажа оборудования и т.п. отражаются в разделе «Справка о затратах, связанных со списанием основных средств, и о поступлении материальных ценностей от их списания» акта формы № ОС-4.
В бухгалтерском учете выбытие основных средств отражается следующими проводками:
Д01—К01— перенесена на отдельный субсчет первоначальная стоимость выбывающего объекта основных средств;
Д 02 — К 01 — списана сумма начисленной амортизации;
Д 91-2 — К 01 — списана остаточная стоимость объекта основных средств;
Д 62 — К 91-1 — предъявлен счет покупателю объекта основных средств;
Д 91-2 — К 68 — начислен НДС на операцию по продаже (безвозмездной передаче) объекта основных средств;
Д 51 — К 62 — поступила плата за объект основных средств;
Д 68 — К 51 — уплачен НДС;
Д 58 — К 91-1 — отражена стоимость акций, оплаченных передачей основных средств;
Д10 — К 91-1 — оприходованы материалы, оставшиеся в результате ликвидации объекта основных средств, по рыночной цене (по цене возможного использования);
Д 91-1 — К 91-9 — отражен финансовый результат от продажи объекта основных средств.
В регистрах бухгалтерского учета выбытие основных средств фиксируется в журнале-ордере № 11 или № 13. Платежи, поступившие от покупателей или другие формы оплаты, их замещающие, и списание оборотов по кредиту счета реализации отражаются в ведомости № 16.
Ревизия операций выбытия основных средств. Проверяя законность и целесообразность продажи основных средств, ревизор внимательно изучает условия договора и акт формы № ОС-1. Продажа может осуществляться по договору купли-продажи и по договору мены. Необходимо проверить визы, проставленные на договоре, и полномочия подписавшего лица. Во многих организациях учредительные документы ограничивают право руководителя продавать основные средства. В случае, если продажа произведена сотруднику организации, ревизор выясняет цену продажи, соотношение цены и рыночной стоимости основных средств, полноту оплаты.
Сплошным методом проверяются операции дарения основных средств. Ревизор обязан установить соответствие акта дарения действующему законодательству (по форме и содержанию): правильно ли оформлен договор дарения (безвозмездной передачи) объектов основных средств; оформлены ли акты формы № ОС-1. Ревизору необходимо учесть, что дарение между коммерческими организациями (по ГК РФ) не допускается. В обязательном порядке по каждому факту дарения выявляется ответственное лицо, подписавшее договор дарения, и правомочность его действий. Ревизор определяет, правильно ли начислены налоги по безвозмездной передаче основных средств с учетом того, что при безвозмездной передаче плательщиком НДС является передающая сторона.
Во время ревизии изучается каждый случай преждевременной ликвидации недоамортизированных основных средств. Проверяется компетентность лиц, входящих в ликвидационную комиссию (обязательно должны входить главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств). Выясняется, включены ли в ее состав специалисты технических служб, установлены ли причины списания объекта (физический и моральный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации), лица, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации, какие были предложения о привлечении этих лиц к ответственности.
Ревизор проверяет, каким образом реализована (и реализована ли) возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта, правильно ли проведена оценка узлов (материалов), пригодных для использования, металлического лома и драгоценных металлов, верно ли определены вес и сдача на соответствующий склад, осуществлено ли их оприходование на счета бухгалтерского учета.
Ревизор устанавливает правильность составления акта формы № ОС-4, достоверность указанных данных, характеризующих объект, причины выбытия с обоснованием причин нецелесообразности использования и невозможности восстановления, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов, наличие необходимых реквизитов.
Основные средства организация передает в качестве вклада в уставный капитал другого юридического лица на основании решения учредителей (участников), что оформляется актом формы № ОС-1. Поэтому ревизор изучает правильность такого оформления, а также устанавливает правомочность действий лица, выступающего от имени того, кто санкционировал передачу основных средств.
Ревизор определяет, в какой оценке переданы основные средства, поскольку первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, а также выясняет, правильно ли отражена в учете разница между балансовой (остаточной) стоимостью основных средств и оценкой, согласованной участниками.
По итогам ревизии проводится анализ выбытия основных средств и оформляются выводы ревизора об экономической целесообразности выбытия, правильности отражения операций по выбытию основных средств. Эти выводы отражаются в заключительных материалах ревизии.