Аудит формирования финансовых результатов
При проверке достоверности конечного финансового результата аудитор должен установить соответствие данных отчета о финансовых результатах с записями Главной книги, журналов-ордеров №№ 11, 16, баланса. Процесс аудита финансовых результатов можно разделить на 3 объекта:
· аудит прибыли (убытка) отчетного периода;
· аудит налогооблагаемой прибыли;
· аудит чистой прибыли.
Проверка обобщающего показателя прибыли (убытка) отчетного периода проводится с целью установления фактов включения в издержки производства не связанных с ним затрат, а также неправильного исчисления прибыли, являющейся объектом налогообложения.
Можно выделить 4 основные группы таких искажений и причин их возникновения:
· искажение прибыли, принимаемое для определения размера платежей в бюджет вследствие необоснованного завышения (занижения) величины материальных затрат, включаемых в себестоимость товаров, продуктов, работ, услуг, неправильной оценке по составлению на конец проверяемого периода остатков НЗП и отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, недостач ТМЦ, РБП и расходов с дебиторами по претензиям;
· включение в издержки производства расходов, покрываемых в соответствии с действующим законодательством за счет специальных источников, отражаемых в пассиве баланса;
· искажение финансового результата, принимаемого для определения платежей в бюджет за счет включения в издержки производства или отнесение на прибыль расходов, подлежащих возмещению за счет чистой прибыли, а также необоснованного завышения операционных и внереализационных доходов путем включения в их состав финансовых результатов от реализации товаров и продукции, прочих операций;
· сокрытие доходов посредством зачисления выручки от реализации товаров, продукции на другие балансовые счета.
Для проведения аудита необходимо использовать следующую информационную базу:
· приказ предприятия об учетной политике на отчетный год,
· формы бухгалтерской отчетности №№ 2, 4;
· Главная книга;
· журналы – ордера №№1, 2, 11, 15, а также данные аналитического и синтетического учета, первичные документы.
Аудиторская проверка формирования финансовых результатов начинается с анализа документов о применении учетной политики на отчетный год.
Второй этап проверки – проверка показателя себестоимости реализуемой продукции (форма № 2). Необходимо сплошным порядком проверить соблюдение требований положения о составе затрат по производству и реализации продукции и о порядке формирования финансовых результатов с учетом последних изменений и дополнений, установить обоснованность включения расходов в себестоимость, а также их списание за счет балансовой прибыли и прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
В процессе аудирования контролируют все основные части каждого финансового результата:
· от реализации продукции;
· от продажи ОС и иного имущества;
· от всех видов деятельности.
В ходе проверки реализации продукции особое внимание необходимо уделить проверке показателей отгрузки по накладным с аналогичными показателями по пропускам на вывоз, т.к. при таких проверках выявляются случаи, когда по пропускам вывозится меньшее (а иногда и большее) количество продукции, чем указано в отгрузочных накладных и платежных документах, однако в бухгалтерском учете отражается по реализации продукции та, что обозначена в отгрузочных накладных, а при внезапной проверке на складе выявляется ее излишек. Наоборот, когда по пропускам обнаруживается количество вывезенной продукции больше, чем в отгрузочной накладной, при внезапных проверках на складе – недостача продукции (а иногда эту недостачу т.о. выявить невозможно и это говорит о том, что была вывезена неучтенная продукция, что свидетельствует о прямом хищении продукции с предприятия). Такой вывод можно сделать только после тщательного исследования причин расхождений в отгрузочных документах и пропусках. При обнаружении такого рода нарушений аудитор должен потребовать представления объяснить соответствующими должностными лицами и предложить внести изменения в учет и отчетные показатели по реализации продукции и финансовым показателям. Аудитор должен тщательно проверить реализацию продукции, в состав которой входят комплектующие изделия и детали и при установлении нарушений предлагать внесение изменений в показатели по реализации и прибыли.
42.Трансфертное ценообразование 2016.
В белорусском бизнесе есть разные схемы построения бизнеса. Стандартным стало построение сети дочерних компаний с тем же видом деятельности и льготными условиями деятельности, например, с применением УСН, в малых городах, индивидуальные предприниматели, резиденты СЭЗ и ПВТ. Учредителями и руководителями таких компаний становятся жены, дети, братья и сестры, др. родственники и иные подконтрольны лица. В таких случаях компании продают друг другу товар или услугу по более выгодной цене либо другой цене, отличной от рыночной, что позволяет перераспределять общую прибыль и платить по ней налоги по более низким ставкам или совсем не платить.
Вновь введенные нормы Налогового кодекса в области трансфертного ценообразования при здоровом желании платить меньше налогов обязывают налогоплательщиков действовать в рамках установленных правил. Желание «пойти в обход» или не соблюдать (авось не найдут) могут быть чреваты серьезными финансовыми потерями для бизнеса.
Пример 1.
Есть 2 компании А (применяет общую систему налогообложения) и В (применяет упрощенную систему налогообложении). В компании А учредители Петров и Сидорова, а в компании В учредители жены Петрова и Сидорова. Компания А импортирует товар и продает его с минимальной наценкой ниже рыночной цены более 20% компании В. Компания А получает минимальную выручку и убыток, не платит при этом налог на прибыль. А Компания В продает товар по рыночным ценам и платит 5% с оборота. Таким образом, компания А платит минимально налоги на добавленную стоимость и на прибыль, а компания В используя упрощенную систему налогообложения, минимально платит налог с выручки. В свете нового подхода трансфертного ценообразования, прибыль компании А будет увеличена на сумму выручки, как если бы этот товар был реализован по рыночным ценам, и будет увеличен налог на прибыль.
Пример 2.
Гражданин А является учредителем ОАО «Т» с долей 45% и членом наблюдательного совета названного общества. Одновременно, он является учредителем и директором ООО «П». ОАО «Т» закупает у ООО «П» материалы для изготовления продукции по ценам, отличным от рыночной стоимости +20%, то есть дороже. У ОАО «Т» происходит минимизация налога на прибыль за счет завышенных расходов на материалы. Имейте в виду, что такие расходы в случае налоговой проверки могут быть исключены из состава расходов и будет доначислен налог на прибыль.
Приведенные ситуации – примеры трансфертного ценообразования (общая часть Налогового кодекса ст. 20). Как вы понимаете, таких примеров можно привести великое множество. А элементарная попытка сэкономить ведет к значительным потерям и проблемам.
Трансфертное ценообразование – это реализация взаимозависимыми лицами различных услуг или товаров, которая осуществляется по ценам, отличным от рыночных цен. Используя трансфертное ценообразование, организации минимизируют налоги. И делать это надо так, чтобы не нарушать требования законодательства с одной стороны, и не повлечь дополнительные финансовые потери и штрафные санкции от налоговой инспекции, с другой стороны.
Трансфертное ценообразование пришло к нам в 2012 году. В период с 2012 по 2014 год под контролем находились лишь сделки по реализации недвижимого имущества и по реализации товаров иностранным юридическим и (или) физическим лицам в рамках внешнеторговой деятельности. С 2015 года перечень контролируемых сделок был расширен за счет включения в него объектов контроля в виде выполненных работ и оказанных услуг в рамках внешнеэкономической деятельности.
С 2016 года трансфертное ценообразование охватывает практически все сферы хозяйственной деятельности, как внешнеэкономические, так и на национальном рынке, и не только по реализации товаров, работ услуг, но и иного имущества и имущественных прав, а также сделки с взаимозависимыми лицами.
Понятие взаимозависимые лица – новация для Налогового кодекса 2016 года.
Взаимозависимыми лицами признаются физические лица и (или) организации, наличие отношений между которыми оказывает непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. А если говорить проще, то это отношения:
1. между лицами, являющимися учредителями (участниками) одной организации;
2. когда одно лицо выступает учредителем (участником) другой организации, если доля его прямого и (или) косвенного участия составляет не менее 20 процентов;
3. когда одно лицо подчиняется другому по должностному положению либо одно лицо находится (непосредственно или косвенно) под контролем другого лица;
4. между организациями, если одно лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой из этих организаций составляет не менее 20 процентов;
5. когда физические лица состоят в соответствии с законодательством в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также опекуна, попечителя и подопечного;
6. между вверителем, доверительным управляющим и выгодоприобретателем, а также доверительным управляющим и организациями, управление имуществом которых осуществляет доверительный управляющий;
7. между организациями, в составе коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых более 50 процентов - одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в пункте 4 настоящего абзаца.
Понятие взаимозависимые лица присутствует только в налоговом законодательстве и только для налоговых правоотношений.
· Например, типичными могут быть следующие ситуации, когда возникает трансфертное ценообразование:
1. Если вы не являетесь учредителем компании, но даете указания директору о совершении сделок;
2. Если вы продаете свое имущество лизинговой компании, а потом берете его в аренду по цене, отличной от рыночной +/- 20%;
3. Если вы импортер, а ваш поставщик поставляет вам товар по ценам, отличным от цен на рынке;
4. Если одна компания холдинга поставляет другой компании холдинга сырье по цена, ниже рыночных
5. и другие ситуации.
· С 2016 года все субъекты хозяйствования должны:
1. Подавать сведения о взаимозависимых лицах и сделках с такими лицами;
2. Представлять сведения о крупных сделках в МНС и представлять по ним данным, обосновывающие цену сделки;
3. Формировать пакет документов по экономическому обосновании цены по сделкам с взаимозависимыми лицами.
· К кому придут ревизоры в первую очередь:
· К убыточным на протяжении нескольких лет (два и более года) подряд предприятиям;
· Входящим в состав международных компаний (т.е. имеющие взаимозависимые организации за рубежом);
· Отражающие незначительный размер прибыли при значительных объемах реализуемых товаров два и более года подряд (если такое соотношение не обусловлено отраслевыми особенностями деятельности плательщика);
· К организациям, у которых уровень рентабельности ниже среднеотраслевого, исходя из сведений Белстата по данному виду деятельности за соответствующий налоговый период;
· К реализующим объекты недвижимости взаимозависимым лицам;
· К осуществляющим внешнеторговую деятельность с иностранным контрагентом, при наличии признаков взаимозависимости с ним, а также если такой контрагент имеет постоянное местонахождение в стране (территории) с уровнем налогообложения прибыли ниже, чем в Республике Беларусь, является резидентом свободных (особых) экономических зон, на территории которых действует льготный налоговый режим и т.п.
· Какие сделки подлежат контролю
В 2016 году под контроль применения трансфертного ценообразования попадают три вида сделок:
1. Сделки с недвижимым имуществом ( реализации или приобретение), в том числе посредством жилищных облигаций, долевого строительства.
2. Внешнеторговые сделки в случае, если сумма цены сделок по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в течении одного налогового периода с одним лицом превышает 1 миллиард белорусских рублей без учета косвенных налогов, совершенным с:
- с взаимозависимым лицом;
- с лицом, место нахождения (жительства) которого находится в государстве-оффшорной зоне;
- с взаимозависимым лицом или с резидентом оффшорной зоны совершенной при участии (посредничестве) третьего лица (лиц) через совокупность сделок, при условии, что такое третье лицо не является взаимозависимым, не выполняет в данной сделке никаких дополнительных функций, и не участвует в данной сделке никакими активами;
- если в течение налогового периода сумма цены сделок с одним лицом превышает 10 миллиардов белорусских рублей (без учета косвенных налогов):
- по реализации и (или) приобретению товаров по перечню стратегических товаров, определяемому Правительством Республики Беларусь (данный перечень в настоящий момент не разработан);
- по реализации и (или) приобретению товаров (работ, услуг) организациями, включенными вперечень крупных плательщиков.
3. Сделки, совершенные на территории Республики Беларусь, когда сумма сделок в течении одного налогового периода с одним лицом превышает 1 миллиард белорусских рублей без учета косвенных налогов с взаимозависимым лицом – налоговым резидентом Республики Беларусь (посредником), использующим особые режимы налогообложения, зарегистрировано в ПВТ или СЭЗ, и (или) не исчисляет и не уплачивать налог (освобождено от налога) на прибыль в налоговом периоде, в котором совершена сделка.
· Кто отвечает за трансфертное ценообразование?
Существует стереотип, что в организации за все, что связано с ценообразованием и с расчетом налогов отвечает главный бухгалтер. На самом деле, ответственность за организацию работы по трансфертному ценообразованию несет директор. Исполнителями являются специалисты, которые непосредственно осуществляют покупку и продажу товаров, работ, услуг. Главный бухгалтер лишь собирает информацию, подает отчетность по ней, учитывает при расчете налога на прибыль.
Следует обратить внимание на тот факт, что информация по трансфертному ценообразованию будет представляться в налоговые органы посредством отметок электронных счет-фактурах, которые вводятся в действие с 01 июля 2016 года.
Если налоговым органам «нравится» ваша сделка, они имеют право затребовать всю документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной плательщиком цены.
Порядок контроля трансфертного ценообразования налоговыми органами пока не понятен, практика будет нарабатываться. Желательно, чтобы не стать «кошками, на которых тренируются», уже сейчас начать работу по организации документального обоснования совершаемых сделок. А первое, что надо сделать, составить список взаимозависимых лиц.